Школьный виртуальный музей русского языка



Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»

Центр довузовской подготовки

II Научно-практическая конференция «ДИАЛОГ»

Школьный виртуальный музей русского языка

Исследовательский проект

Авторы:

Белецкий Дмитрий Павлович,

Гарина Арина Евгеньевна, Мищенко Алина Олеговна, Седова Кристина Андреевна

Класс: 7

МБОУ «Школа № 14»

Город: Полысаево

Научный руководитель: Фомина Татьяна Николаевна, учитель литературы

КЕМЕРОВО 2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………….….3

История и особенности развития музейного дела………………..……………5

Виртуальный музей и его особенности……………………………………….8

Особенности школьного виртуального музея русского языка

и этапы его создания…………………………………………………………..11

Заключение…….………………………………………………………………15

Список литературы…….……………………………………………….….…16

Приложение……………………………………………………………………17

Введение

В настоящее время наше общество начинает все яснее сознавать, что будущее России и судьбы новых поколений в огромной степени зависят от того, удастся ли нам сохранить и приумножить богатейшее наследие национальной культуры. Поэтому сегодня общество и школа обращаются к музею – хранилищу человеческого гения, который воплощает в себе самую живую суть культуры во взаимном переходе от прошлого к настоящему.

Язык – важнейшее средство человеческого общения. Роль языка как средства общения непрерывно возрастает, этим объясняется необходимость глубокого изучения родного языка в школе. Без знания языка невозможно существование современного общества, невозможно полноценное участие человека в жизни страны, в развитии культуры.

Бурное развитие информационных технологий и их широкое использование во всех областях человеческой деятельности привело к изменению и модификации привычных реалий при их отражении в виртуальном пространстве. Примером этого, в частности, служат так называемые виртуальные музеи, которые по сути своей представляют базы данных, содержащие музейные электронные экспонаты, цифровые фото-, аудио- и видеоматериалы, анимацию и многое другое. В сети Интернет с помощью поисковых систем можно найти более тысячи электронных музеев.

Цель исследования: выявление особенностей виртуального музея и создание виртуального музея русского языка в школе

Исходя из цели, ставим перед собой следующие задачи:

изучить историю и особенности развития музейного дела;

дать определение и классификации виртуального музея;

изучить особенности виртуального музея и наметить этапы создания виртуального школьного музея русского языка.

Объектом нашего исследования является виртуальный музей.

Предмет исследования – особенности создания виртуального музея русского языка в школе.

Источник исследования: работы исследователей по теме проекта, музейные экспозиции и выставки, сайты музеев, виртуальные музеи.

Материалом для исследования послужили: книга Т.Ю. Юреневой «Музееведение», работы, посвященные особенностям школьного музея [7, 10] и виртуального музея [2, 4, 8]. Для раскрытия и уточнения лексического значения слова «музей» использовался «Словарь русского языка» С.И. Ожегова, Большой толковый социологический словарь Т.В. Барчуновой.

Методы исследования: метод прямого наблюдения коллекций виртуальных музеев в сети Интернет; анализ результатов наблюдения, публикаций по проблеме исследования; исторический метод; сравнение; систематизация; моделирование.

Ожидаемые результаты: предполагается, что создание виртуального музея русского языка позволит привлечь внимание школьников к языку, расширить их представления о лексике и фразеологии русского языка, привить уважение и любовь к родному языку, способствовать сохранению языка и его развитию.

Новизна исследовательского проекта заключается в том, что в виртуальном пространстве могут быть представлены материалы, в реальности разбросанные по разным источникам, таким образом, виртуальный музей решает проблему расширения доступа детей, их родителей, педагогов к материалам, имеющим огромный информационный и культурный потенциал.

Практическая значимость: музей можно использовать и учителям, и учащимся для работы, причем делать это можно прямо на уроке в сети Интернет.

История и особенности развития музейного дела

В толковом словаре Ожегова С.И. определено, что «музей – учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов – памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью» [5].

В социологическом словаре Барчуновой Т.В. указано, что «музей – это научно-исследовательское и культурно-просветительное учреждение, которое осуществляет комплектование, учет, хранение, исследование и популяризацию памятников истории и культуры и природных объектов» [1, С.23].

Познакомившись с учебником Т.Ю.Юреневой «Музееведение» [9] выяснили, что понятие «музей» ввели в культурный обиход человечества древние греки. Уже на заре своей истории человечество собирало и стремилось сохранить всевозможные предметы: литературные и научные тексты, зоологические и ботанические гербарии, художественные полотна, природные редкости, останки древних животных.

Выбор коллекционируемых предметов всегда отражал приоритеты культурных интересов эпохи. В античную эпоху, начиная с 3 в. до н.э., коллекции храмов и частных собраний содержали в основном произведения искусства. В византийских же соборах и монастырях в первую очередь внимание уделялось святым мощам, предметам, принадлежавшим христианским святым, церковной утвари и т.п. Начиная с 13 в., подобного рода собрания стали сосредотачиваться и в средневековых соборах и монастырях многих европейских стран.

Появление в Европе первых музеев, ставящих перед собою научные цели, относится к эпохе Возрождения. В них стали собирать образцы животного и растительного мира, минералы, геодезические и астрономические инструменты, предметы, представляющие этнографический интерес – что было связано с Великими географическими открытиями и развитием промышленности.

В популярных дворцовых собраниях 16–18 вв. сосредоточивались естественнонаучные, этнографические и историко-художественные редкости. К этому же времени относятся собрания памятников античного искусства во Флоренции, Риме, Дрездене и др. В 17–18 вв. формируются многочисленные частные коллекции, многие из которых в 18–19 вв. легли в основу государственных национальных музеев.

В России первые упоминания о хранилищах музейного типа относятся к 12–17 вв. В соборах и монастырях Владимира, Киева, Новгорода хранились исторические и художественные ценности в основном религиозного характера. В 15–17 вв. в Москве начали формироваться наиболее крупные национальные хранилища Оружейной палаты и Патриаршей ризницы. В 16–17 вв. появляются первые крупные частные коллекции, принадлежавшие Ивану IV, Борису Годунову, князьям Милославскому, Матвееву, Голицыну.

В России музеи появились в эпоху Петра I. Открывая в 1719 году первый русский музей, он определил цель: «Я хочу, чтобы люди смотрели и учились» [3]. В 18–19 вв. в Петербурге начинают формироваться коллекции Эрмитажа, Артиллерийского и Исторического музеев. Открываются первые музеи в Барнауле, Оренбурге, Иркутске, Астрахани; создаются историко-археологические музеи в Николаеве, Одессе, Петербурге, в Крыму. В 19 в. краеведческие музеи и музеи кустарных промыслов и ремесел возникали повсеместно при статистических комитетах, земствах, научных обществах, университетах и т.д.

К октябрю 1917 г. в России работало свыше 150 музеев. В 1941 г. в СССР действовал уже 991 государственный музей. После войны сеть музеев была восстановлена и расширена. Кроме того, создавались народные музеи, работающие на общественных началах.

В начале ХХ века в связи с подъёмом краеведческого движения в России большой размах получило открытие общественных музеев, созданных по инициативе общественности при органах культуры, в школах, на предприятиях и действующих на общественных началах. Это музеи Боевой Славы, Трудовой Славы и т. д. В связи с изменением в общественно-политической и экономической жизни России данные общественные музея закрылись, оставив большой практический опыт. Возросшие потребности российского общества к изучению и сохранению русской культуры, русских традиций, истории крупных и малых городов, сёл, школ, судеб людей, семей, династий способствуют возрождению такого социального института как общественные музеи.

Школьные музеи возникли как межпредметные кабинеты для хранения учебно-наглядных пособий по истории и природе родного края: собрания оформленных учащимися краеведческих материалов – гербариев, минералов, фотографий, воспоминаний и других предметов и документов.

«В настоящее время, по данным Центра детско-юношеского туризма и краеведения Министерства образования и науки РФ, в стране насчитывается порядка 4780 школьных музеев, работающих в учреждениях основного и дополнительного образования учащихся. Из них музеев исторического профиля- 2060, военно-исторических музеев-1390, краеведческих — 1060, музеев других профилей: литературных, художественных, технических и др. – 270» [10].

В музеях школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов.

Как известно, музей осуществляет связь времен. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.

Виртуальный музей и его особенности

Создание виртуальных музеев, первые из которых разрабатывались в 90е гг. ХХ в., связано с перемещением человеческого внимания в новое цифровое пространство, сконцентрированное в виртуальном мире персонального компьютера и сети Интернет. В сети Интернет появляются модификации (электронные «клоны») реальных учреждений культуры (виртуальные музеи, виртуальные библиотеки, виртуальные архивы). Как отмечает Т.Смирнова: «Несмотря на прочное утверждение понятия в повседневной лексике, однозначного определения термина «виртуальный музей» на сегодняшний день не существует. По мере развития информационных технологий понятие будет совершенствоваться и изменяться. В широком смысле под виртуальным музеем мы подразумеваем музей, не существующий в реальном пространстве. Конкретизируя, можно определить виртуальный музей как информационный ресурс, созданный средствами компьютерных технологий и представляющий в виртуальном пространстве цифровые версии объектов материального и нематериального наследия. Формы представления могут быть различными: веб-сайт, веб-страница, DVD диск, CD диск и др.» [6, С.24].

Виртуальные музеи классифицируют по различным принципам. В соответствии с технологиями разработки выделяют статичные виртуальные музеи, содержащие статическую информацию, и динамичные виртуальные музеи, включающие комплекс динамических эффектов и предусматривающие технологии обратной связи с пользователем. Внесение изменений в статичный виртуальный музей на уровне исправления его сценария (применительно к сайтам – исправление кода) может осуществить только специалист. В пространстве динамического виртуального музея пользователю (посетителю) предоставляется возможность вносить в контент (наполнение) виртуального музея изменения, например, формировать путь виртуального тура.

По тематическому принципу классификация виртуальных музеев аналогична классификации реальных музеев: архитектурные, естественнонаучные, исторические, художественные, технические, литературные, театральные, музыкальные и др.

На современном этапе понимание виртуального музея приближается к понятию электронной публикации.

Виртуальный музей – собрание Web-страниц, расположенных на одном или нескольких Web-серверах, содержащих каталоги и фотографии экспонатов из различных художественных собраний. «Виртуальный музей может быть плоским (каталог) и трехмерным (можно пройти по залам и посмотреть экспонаты под разным углом). «Посетитель» виртуального музея может смотреть, выбирать нужный ему экспонат, а так же сохранить его изображение на свой компьютер» [8].

В новом информационном пространстве музей превращается из «локального очага хранения объектов человеческой культуры» [4] в живое пространство взаимодействия поколений и культур. Сегодня это один из способов решения ключевой проблемы как объединить новые технологии и коллективную память, науку и культуру. Виртуальный музей – это замечательная возможность обращения к прошлому через настоящее в новой форме.

Особенность виртуального музея заключается в том, что такого музея (в отличие от реального) физически не существует, но все же это музей, так как соответствует данному выше определению. Он хоть и расположен в сети Интернет, но основан на реальных экспонатах и имеет свою собственную структуру.

Посещать виртуальный музей можно в любое время дня и ночи, нет никаких очередей за билетами и ограничений на время пребывания в музее для просмотра экспонатов.

Виртуальный музей позволяет сохранить уникальную архивную информацию, которая по старинке записана на бумажных или магнитных носителях и которая со временем может быть утрачена, то есть виртуальный музей снимает вопрос о сохранности своих образцов, что так актуально для реальных музеев. При этом место для сохранности любой информации в виртуальном музее практически не ограничено.

У реальных и виртуальных музеев разные отношения к сети Интернет.

Первый – рассматривает сеть Интернет как способ представительства своей деятельности, а второй – как способ ведения самой деятельности, то есть способ существования.

Виртуальный музей размещает в Интернете собственно экспозицию музея и собственно выставки. Его задача – показать посетителю виртуального музея здесь и сейчас то, что в другом месте (реальном или виртуальном) он увидеть не сможет. [7, С.165]

Туманова Е.В. подчеркивает: «…виртуальный музей — форма, которую многие педагогические коллективы образовательных учреждений могут использовать для выполнения различных функций: коммуникативной, культурно-просветительской, обучающей и мотивационной. Благодаря виртуальному музею возможны виртуальные экскурсии, конкурсы и акции по овладению культурным наследием страны и мира. Важно то, что смысл любого сетевого проекта, в том числе и виртуального музея не в консервировании источников исторической информации, их изучении или презентации, а в коммуникации, что особенно важно сегодня для школьников и молодежи» [8].

При этом коммуникационная компонента музейной деятельности в сетевой среде приобретает доминирующее положение. «Виртуальный музей – не памятник, а коммуникативный очаг, обеспечивающий открытый доступ каждому человеку к новым территориям знания, опыта и выражения» [2, С.214].

Особенности школьного виртуального музея русского языка

и этапы его создания

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни», – эти слова И.С. Тургенева мы взяли в качестве эпиграфа к нашему сайту.

Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. Чем больше мы осознаем богатство и величие русского языка, тем требовательней становимся к нашей речи, тем острее ощущаем необходимость совершенствовать ее.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний; национальной духовной и культурной ценностью.

Поэтому изучение современного русского языка совершенно невозможно представить без исторического освещения фактов языка, без обращения к его истории.

В этом случае огромную методическую помощь оказывает школьный музей, так как музейная педагогика успешно интегрируется с любой школьной дисциплиной.

В наше время на помощь образованию приходят компьютерные технологии. И действительно, с помощью компьютерной техники и необозримого «электронного культурного наследия» стало возможно создавать самые удивительные музеи, режиссировать экспозиции и выставки (композиции которых могут меняться как угодно, скажем, в зависимости от времени суток или года). Появилась возможность «погрузить посетителя в любую историческую эпоху, этническую, природную, бытовую среду, показать, проиллюстрировать важнейшие моменты жизни и творчества, достижения выдающихся людей, свободно собирать на выставки огромные полотна и статуи; демонстрировать шедевры в самой необычной среде. Так что есть основания утверждать: с появлением цифровых технологий и глобальных сетей открывается новая страница в публичной жизни музея.

Потому и решено было нами создать музей русского языка в школе с помощью виртуального Интернет-пространства.

Компьютер из опасной игрушки для маленьких и средства бездумного выполнения домашних заданий для школьников средних и старших классов можно превратить в настоящего друга и помощника. Союз компьютерных технологий и русского языка только на первый взгляд кажется неустойчивым. Добавим к этой паре ещё одну составляющую музей. Так родился проект школьного виртуального музея русского языка.

Основная цель создания виртуального музея русского языка – расширить представления школьников о лексике и фразеологии русского языка, привить уважение и любовь к родному языку, способствовать сохранению языка и его развитию.

Нашими основными задачами при создании виртуального школьного музея русского языка стали следующие:

Продумать структуру музея

Найти Интернет-пространство, на котором будет помещен виртуальный музей

Создание Актива музея

Актуализовать виртуальный музей с интерактивных средств общения (форумы, сайт школы, социальные сети)

Постоянно поддерживать виртуальный музей в рабочем состоянии.

Начало нашей работе положило знакомство с литературой об особенностях виртуальных музеев.

Как и в любом музее, в нашем мы предложим вам путешествовать по залам. При разработке структуры нашего виртуального музея было решено создать несколько залов:

Зал истории русского языка

Зал лексики и фразеологии

Зал «Поэты и писатели о русском языке»

Зал «Занимательные материалы»

Фоно- и видеотека

Библиотека музея

Исследовательские и творческие работы учеников

В зале истории русского языка размещаются доклады, научные статьи, лекции, рефераты, проекты, презентации, рассказывающие о том, как создавалась славянская азбука, как возник наш язык и какой путь развития он прошел. Здесь можно найти материалы о жизни и деятельности святых равноапостольных первоучителей и просветителей Кирилла и Мефодия, о создателе «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимире Ивановиче Дале, об ученых-русистах и т.д.

Лексическая и фразеологическая система языка непосредственно связана с деятельностью человека и его развитием. Лексика – самый подвижный пласт языка. В лексике быстрее всего отражаются все изменения, происходящие в общественной, политической, экономической, научной, производственно-технической, культурной и бытовой жизни страны. Именно поэтому следующий наш зал посвящен этим разделам языкознания. В зале лексики и фразеологии рассказывается о богатстве русского языка, об истории возникновения и развития некоторых русских слов и выражений.

В зале «Поэты и писатели о русском языке» собраны стихотворения и высказывания отечественных и зарубежных писателей и поэтов, посвященных красоте и величию, богатству и выразительности русского языка.

Зал «Занимательные материалы» будет интересен тем, кто увлекается изучением русского языка. Здесь можно найти игры, викторины, лингвистические сказки, загадки, ребусы и другие нестандартные задания.

В качестве отдельного зала мы выносим фоно- и видеотеку, в архивах которого будут храниться фономатериалы (аудиокниги, записи радиопередач, аудиодиктанты ), телевизионные программы, которые помогут в освоении родного языка.

В музее можно будет познакомиться с исследовательскими и творческими работами учеников нашей школы.

В библиотеке музея будут собраны электронные словари, электронные книги и учебники по русскому языку, дидактические материалы.

В фотоальбоме будет отражаться работа музея, а также планируются тематические фотовыставки.

Полезным и необходимым мы считаем наличие путеводителя по музею.

Требование современности – организация Интернет-пространства для интерактивного общения, поэтому на сайте нашего виртуального музея будет форум.

Адрес нашего виртуального музей в сети Интернет – museum-russlang.ucoz.ru (Приложение)

В Актив музея войдут лингвисты, фотокорреспонденты, веб-дизайнеры, библиографы, экскурсоводы.

Основа работы музея – проектная деятельность.

Заключение

Исследуя данную тему, мы пришли к выводу, что музей – это учреждение, занимающееся собиранием, изучением и экспонированием предметов – памятников истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

В связи с появлением и широким распространением Интернета стали очень популярными виртуальные музеи. Изучив теорию виртуального музея, взяв во внимание его преимущества, мы решили объединить компьютерные технологии, русский язык как предмет учебной программы и музей. Так родился проект школьного литературного виртуального музея.

Мы разработали структуру музея, создали его актив, выбрали Интернет-пространство, на котором начали размещение нашего ресурса.

С помощью виртуального музея русского языка может значительно активизироваться работа учащихся за счет создания и проведения ими интерактивных мероприятий и экскурсий, участия в учебных проектах, общения на форуме. Он удобен в посещении, открыт всем и постоянно.

Сейчас положено начало нашему музею, работа над ним не закончена, предстоит еще многое сделать. И если говорить о перспективах развития проекта, то в планах:

продолжение сбора и систематизации материалов по каждому из направлений;

привлечение обучающихся школы к активной работе в музее через проектную деятельность;

Материалы проекта могут использоваться учащимися для расширения знаний по предмету, учителями – для подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям.

Список литературы

Барчунова, Т.В. Большой толковый социологический словарь [Текст]. В 2-х томах: Пер. с англ. Н.Н. Марчук. – М.: Вече, АСТ, 1999, т. 1, С.23.

Могилевская, Т. Искусство в Интернете. Динамика в России [Текст] // Взгляд с Востока. – М., 2000. – С.214-217.

Непомнящий, Н.Н. 100 великих сокровищ России [Электронный ресурс] / Н.Н. Непомнящий – Режим доступа: http://www.rumvi.com/products /ebook /100.

Нургалеева, Л.В. Виртуальный музей: новая коммуникационная модель. — Томск, 2003 [Электронный ресурс] / Л.В. Нургалеева – Режим доступа: http://www.gosbook.ru/node/281.

Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И.Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М.: Русский язык, 1988. – С.295.

Смирнова, Т. Виртуальный музей в современном культурно-информационном пространстве [Текст] / Т. Смирнова // Музей. – 2010. – № 8. – С. 24-26.

Туманов, В.Е. Школьный музей [Текст]/ В.Е. Туманов. – М., 2002. – 202 с.

Туманова, Е.В. Виртуальный музей как средство распространения культурной и образовательной информации в рамках воспитательного пространства [Электронный ресурс] / Е.В. Туманова – Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-332099.html.

Юренева, Т.Ю. Музееведение [Текст] / Т.Ю. Юренева. – М.: Академический Проект, 2004. – 560 с.

Яхно, Ю.Б. Школьный музей как составляющая открытого образовательного пространства [Электронный ресурс] / Ю.Б.Юхно – Режим доступа: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=53, свободный.

Приложение



sitemap
sitemap