Школьный этикет общение



Муниципальное казенное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

Тема исследования

«Школьный этикет: общение»

Автор: Ивойлова Александра,

ученица 2 «А» класса

Научный руководитель: Перетятько Е.А.,

учитель начальных классов

с. Таежное

2012 год

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..2

Цели, задачи, гипотеза…………………………………………………………………3

1.Понятие этикет. Речевой этикет.………………………………………………..4

2. Что такое школьный этикет?……………………………………………………..5

3. Правила речи……………………………………………………………………………..6

4. Этикетные формулы общения………………………………………………….7

4.1. Формулы благодарности………………………………………………7

4.2. Формулы извинения……………………………………………………..8

4.3. Формулы приветствия…………………………………………………..9

4.4.Формулы вежливого отказа………………………………………….10

5. Таблица результатов наблюдения и исследования…………………11-12

6. Заключение……………………………………………………..………………………..12

Список использованных источников…………………………………………..13

Введение

Лягушонок «Квак-квак!»,

А Утенок «Кряк-кряк!».

Все сказала, все спросили…

Хорошо поговорили!

Читая эти строчки из стихотворения Б.Липановича «Интересный разговор», понимаешь, что зачастую люди не умеют слышать и слушать друг друга. Невольно задумаешься: в чем причина такого общения и есть ли необходимость общаться? Известно, что Робинзон Крузо 28 лет провел на необитаемом острове. Несмотря на то, что добывать огонь, заниматься строительством, охотой, земледелием, изготавливать мебель, одежду было непросто, тяжелее всего было для него одиночество: «Не с кем поговорить».

Потребность в общении есть у каждого, независимо от того, где мы находимся. В школе мы встречаемся, обсуждаем различные проблемы, делимся впечатлениями, обмениваемся мнениями. И часто не замечаем того, как мы это делаем.

Цель исследования:

выяснить, соблюдают ли правила культурного общения



ребята моего класса?

Задачи:

1) познакомиться с литературой об истории этикета и правилах школьного этикета;

2) изучить формулы культурного общения;

3) понаблюдать за общением одноклассников на перемене, на улице;

4) отобразить результаты наблюдений в виде таблицы и диаграмм;

5) подготовить презентацию «Премудрости культурного общения»

Гипотеза:

а что если чаще используя культурные формы общения в классе, мы станем более дружными и сплоченными?



Понятие этикет. Речевой этикет.

Слово ЭТИКЕТ пришло к нам из французского языка, где имеет значение «ярлык», «этикетка». Но образовалось оно на основе греческого ethos – «обычай», «характер». Этикет – установленный порядок поведения, форм обхождения. Следовательно, речевой этикет – правила поведения, принятые в речевом общении между людьми. И нужны эти правила для того, чтобы поддерживать культурный разговор. Именно из уст вежливого человека мы слышим этикетные выражения: добро пожаловать, приятного аппетита, благодарю вас, будьте здоровы, извините меня, пожалуйста, добрый вечер.

Речевой этикет охватывает собой все, что выражает доброжелательное отношение к собеседнику, что может создать благоприятный климат общения. Богатый набор языковых средств дает возможность выбрать уместную для речевой ситуации и благоприятную для адресата «ты» — или «вы» форму общения, установить дружескую, непринужденную или, напротив, официальную тональность разговора.

Можно изменить прическу, полностью обновить гардероб и даже сменить жилище, а собственная речь, ее индивидуальные особенности остаются с нами всегда. Именно речь выдает нас. По речи судят о культуре и образованности человека, о его характере и темпераменте.

Что такое школьный этикет?

С чего начинается школьный этикет? Прежде всего с понимания того, а что же такое ШКОЛА. Это — место, где мы учимся и учим, развиваем ум, интеллект и душу, а значит и вести себя в этом месте мы будем соответственно. Как театр начинается с вешалки, так и школа начинается с порога школьного здания. Как же нужно приходить и входить в школу?

Как и в любое другое место, приходить необходимо вовремя!

Нужно здороваться со всеми, кого мы увидели. Всегда радоваться и улыбаться могут только странные люди, но все же делать все надо в хорошем настроении. Окружающие не знают все то, что известно вам, и требовать от них сочувствия и понимания, можно только объяснив им, что у вас случилось.

Вспомним народную мудрость «Встречают по одежке, провожают по уму». Необходимо помнить, заходя в школу о своем внешнем виде. Прическа, одежда, вещи – показатель настроения и отношения к самому себе.

Можно вывести правило: ведите себя с другими людьми так, как хотите, чтобы они вели себя с вами; хотите гадости и грубости в ответ – грубите, хотите доброго отношения и понимания, сами хорошо относитесь к другим.

Пришли вовремя, настроение хорошее, да и еще и рабочее, внешний вид безупречный. На что еще следует обратить внимание? Наша речь.

3. Правила речи

По тому, как говорит человек, многие люди могут определить не только место его рождения и его образование, но даже его профессию! Как бы мы не старались выглядеть образованными и культурными людьми, если мы не умеем говорить и общаться – все бесполезно.

Народная мудрость гласит «Молчание – золото». Лучше промолчать или сказать меньше, но грамотно и культурно, чем болтать много и без толку.

Волшебные слова «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста» – это наш основной инструмент в общении с людьми. К учителям принято обращаться на «Вы» и по имени- отчеству, на это не влияет возраст учителя. Что касается одноклассников – общаться надо так, как хотите, чтобы общались с вами. Хотите по имени, хотите по фамилии, но это не очень приятно. И уж совсем не следует по прозвищу, особенно, если оно обидное.

Как нужно говорить?

Прежде всего необходимо сделать так, чтобы другие хорошо понимали: четко и правильно произносить звуки, не торопиться, грамотно формулировать свою мысль. Важно, чтобы вас хорошо слышали те, с кем разговариваете: если это ответ у доски — рассказывайте так, чтобы классу, каждому ученику, даже тому, кто сидит на последней парте; если это разговор на перемене, то совсем не обязательно, чтобы вся школа знала о вашем разговоре. Какую-то личную информацию можно сказать и шепотом. В компании не следует шептаться с кем-то, не привлекая к разговору всех членов компании.

В разговоре не принято сильно жестикулировать, гримасничать, дразниться или показывать неприличные жесты.

4. Этикетные формулы общения

Изучив литературу по теме, я выделила несколько этикетных формул:

формулы благодарности,

формулы извинения,

формулы приветствия,

формулы вежливого отказа.

4.1.Формулы благодарности

Из стихотворения поэтессы Веселовской:

Слова с рожденья ждет жестокий выбор-

Не всякий возглас в речи выжить мог.

Но вот звучит во все века спасибо-

Спаси, мол, брат, тебя за это бог!

Из такого старинного русского пожелания «Спаси Бог» и родилось слово «спасибо» — одно из самых распространенных в русском языке этикетных слов. Исследователь речевого этикета Н. И. Формановская в одной книге предлагает 28 слов и выражений, с помощью которых человек может благодарить другого. Некоторые из них я выписала:

Спасибо. Благодарю вас. Я вам очень признательна. Я вам многим обязана. У меня нет слов, чтобы отблагодарить вас. Как я вам благодарен. Моя благодарность не знает границ. Я хочу поблагодарить вас. Вы очень любезны. Я тронута вашим вниманием. Это очень мило с вашей стороны. Вы меня так выручили.

Смотрите, какое богатство! Мы должны шире и богаче использовать слова благодарности и постараться обогатить ими свою речь. Недаром в слове «благодарность» два корня. Благодарить — значит дарить благо, дарить людям добро.

1-е наблюдение: Как используются слова благодарности в речи школьников?

Вывод: чувство благодарности чаще всего выражается словом «спасибо» или «большое спасибо» ( в столовой, в библиотеке, в раздевалке).

4.2. Формулы извинения

В русском языке можно выделить следующие формулировки извинений:

— когда просят прощение за какую-либо вину: Извини… за…; Прости… за…

— извинения с обоснованием вины: Я виноват в том, что…Прошу прощения.

— извинения с указанием причины: (Я) прошу (у вас) прощения за то, что..

— выражение просьбы простить: Прошу меня простить!

— извинения с оттенком официальности: Приношу свои (глубокие) извинения!

— обороты с глаголом «хотеть» или со значением долженствования: Я хочу

(мне хочется, я хотел бы, мне хотелось бы) извиниться (перед вами)

— эмоционально-экспрессивные выражения извинения: Если ты можешь,

извини меня (прости меня, не сердись на меня)!

— преувеличенный способ извинения: Тысяча извинений!

Культура извинения, как и любая другая культура, развивается, меняется. Извиниться – значит понять свою вину, но не любого извинившегося можно извинить. Человек, владеющий культурой извинения, вежливый, воспитанный, всегда более успешен и удачлив.

2-е наблюдение: Как чаще всего приносят свои извинения ребята в нашем классе?

В каких случаях это происходит?

Вывод: чаще других используются формулировки «извини», «прости». Встречаются иногда извинений из других языков (например, sorry или pardon). Это происходит чаще всего:

— перед учителем, за опоздание на урок ( Извините, я больше так не буду!);

— перед учителем, за отсутствие необходимого к уроку;

— перед учителем, за плохое поведение;

— перед одноклассниками за причиненную обиду или травму (Извини, я нечаянно!);

— перед дежурным учителем за нарушение порядка в школе.

4.3. Формулы приветствия

В русском языке существуют десятки способов приветствия.

Пламенный привет! Доброго здоровья! Здравствуйте! Позвольте поприветствовать вас! Кого я вижу! Мое почтение! Привет честной компании! Сколько лет, сколько зим! С прибытием! Общий салют! Добро пожаловать! Рад вас видеть! Сердечно приветствую вас! Доброе утро! Здорово, браток! Легок на помине! Приветствую вас! Мое почтение! Здравия желаю! Хелло! Хлеб да соль! Добрый вечер!

Первые слова, которыми мы начинаем день, — это «доброе утро». Произнося их, мы желаем нашим домашним, близким, знакомым хорошего здоровья, приятного настроения, хотим, чтобы весь день был радостным, добрым.

Солнышко ясное встало.

— Доброе утро! – сказало.

— Доброе утро! –

Кричу я прохожим,

Веселым прохожим,

На утро похожим

Но если проснешься,

А дождик в окно

Стучит да стучит

И без солнца темно?

Доброе утро,

Друзья, все равно.

Придумано мудро:

— Доброе утро!

В.Коркин

Слово «здравствуйте» — старое слово, связано оно со словом « здоровье». Произнося его, мы желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.

3-е наблюдение: Какие приветствия звучат в нашем классе чаще всего?

Вывод: чаще всего используются формулировки «здравствуйте», «доброе утро», «привет». Встречаются из других языков (например, helloy).

4.4. Формулы вежливого отказа

Право на отказ, как и право на согласие, имеет каждый человек. Наша жизнь, планы и желания, ближе, чем проблемы и желания других людей. Никто и никогда, кроме нас самих, не может принять решение – согласиться или вежливо отказать, а может с благодарностью – отклонить! Не всегда просьбу можно выполнить, принять приглашение, поэтому вежливые, воспитанные люди отказывают так, чтобы не обидеть человека, объясняют причину своего отказа, извиняются.

Не выучил

— Замолчи!

— Не замолчу!

— Слезь со стула!

— Не хочу!

— Упадешь!

— Не упаду

— Отойди!

— Не отойду!

А.Шибаев

Такие ответы вызывают неприязнь, обижают

4-е наблюдение: Одноклассникам было предложено сравнить речевые ответы Димы и Иры на предложение сходить в кино:

Дима: «Я не могу, я занят. Предложи Андрею. Может он пойдет. Не пойду»

Ира: «К сожалению, не могу. Я занята. Иду с братом на концерт. Спасибо, я очень хотела пойти, но с утра пообещала маме, что вместе будем готовит ужин. Я с большим удовольствием, но после уроков я занята»

Вывод: 80 % учащимся больше понравился отказ Ирины. По их словам он звучит не обидно, вежливо; 20% учащимся — ответ Димы показался более конкретным, четким.

5. Таблица результатов наблюдения и исследования



Подводя итог своих наблюдений, я вывела результаты в виде таблицы.

Общее количество ребят в классе – 20 человек.

Время наблюдений – 2 месяца.

Наблюдения проходили в два этапа. Учащиеся не знали об эксперименте, поэтому результаты получились подлинные. Первоначальные сведения мы с учителем довели до ребят класса. Информация вызвала интерес. Через некоторое время наблюдения повторили.

п/п

Результаты наблюдения

Количество детей

1 этап 2 этап

1.

Здороваются с учителями (из них больше девочки)

17

19

2.

Здороваются со взрослыми в школе

12

15

3.

Здороваются друг с другом

10

15

4.

Благодарят повара

5

5.

На слова «приятного аппетита» отзываются

12

16

6.

Говорят «Спасибо!», благодарят

13

15

7.

Отвечают «Пожалуйста!»

10

12

8.

Извиняются перед учителем

14

16

9.

Извиняются друг перед другом

8

13

10.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap sitemap