Школьное питание и психоэмоциональное состояние младшего школьника



Школьное питание и психоэмоциональное состояние младшего школьника

Автор:

Ахметзянова Регина, 10 «А», МБОУ «СОШ № 3 им.героя Российской Федерации А.Н.Епанешникова» ЕМР

Научный руководитель:

Якупова Лиана Вячеславовна,учитель биологии, МБОУ «СОШ № 3 им.героя Российской Федерации А.Н.Епанешникова» ЕМР

Содержание:

Введение

Значение питания для поддержания здоровья человека

Особенности питания младших школьников. Режим питания

Психологические аспекты питания

Методы и объект исследования

Результаты исследования

Литература

Введение

Российский школьник должен быть здоровым, крепким и развитым. Из всех факторов внешней среды, оказывающих влияние на его физическое и нервно-психическое развитие, питание занимает важное место. Поэтому необходимо полноценное и правильное организованное питание и не только с раннего возраста, но особенно в школьном возрасте. Все знают, что полноценное питание повышает сопротивляемость организма к различным заболеваниям, а так же влияет, умственные способности и успеваемость способствует повышению физической выносливости и трудоспособности.

Всякое нарушение питания отрицательно влияет на здоровье детей, а особенно вредны в школьном возрасте. Организм школьника расходует много энергии, а это энергия необходима для деятельности всех внутренних органов, а в школе почти вся работа связана с энергетическими затратами. Здесь и игры, и занятия спортом, трудовые процессы, мыслительная деятельность и т. д. А основным источником энергии служит пища. Наряду с этим пища является «строительным материалом», необходимым для роста и развития организма. В связи с этим встаёт одна из актуальных проблем, какая же пища нужна учащемуся и так он себя будет чувствовать до и после приёма пищи.

Актуальность работы состоит в том, что школьное питание младшего школьника, его режим, сбалансированность питательных веществ является необходимой составляющей здорового образа жизни и как один из факторов выработки навыков правильного пищевого поведения. Также актуальность определятся ещё одним фактором – влияние школьного питания на психоэмоциональное состояние младшего школьного.

Цель работы: изучить понятие «питание» и влияние школьного питания на психоэмоциональное состояние младшего школьника.

Задачи настоящей работы: изучить особенности питания младшего школьника, его значимость в жизнедеятельности младшего школьника.

Объект изучения: психоэмоциональное состояние младшего школьника в режиме школьного питания.

Значение питания для поддержания здоровья человека

Жизнь без питания невозможна. Именно пища служит одним из связующих звеньев организма с окружающей средой. Организм – пища – среда образуют единое целое. Таким образом, единство организма с окружающей его средой, в которой он существует, в первую очередь, осуществляет через химические вещества, поступающие в него с пищей.

Живой организм – это система, которая постоянно обменивается со средой веществом и энергией. И очень важно, как этот обмен происходит. Он может «сбиться» с нормы, стать неправильным, «урезанным» либо «перенасыщенным». «Сбой» обязательно проявится в работе самой системы, то есть отразится на организме. Питание и физическое состояние организма связаны накрепко. Нарушение питания приводит не только к различным заболеваниям, приобретению хронических заболеваний, что сопровождается ощущением дискомфорта, проявляющийся в нарушении психоэмоциональной сферы человека.

Ученые считают, что в генетическую программу организма заложена «потенциальная, оставшаяся до поры до времени неиспользованной, возможность адаптации к широкому спектру факторов». Это позволяет организму в онтогенезе приспосабливаться к вновь возникшим изменениям среды, включая новые виды пищи, а также экономно расходовать свои энергетические ресурсы. Ведь его жизнедеятельность неразрывно связана с тратой энергии и вещества. Поэтому организм может существовать благодаря возникшему на заре жизнедеятельности поглощению и усвоению поступающих извне и восполняющих его потери веществ и энергии, т.е. питанию.

Пища служит источником энергии для работы всех систем организма, представляющего «многоотраслевое энергетическое хозяйство». Часть энергии идет на так называемый основной обмен, необходимый для поддержания жизни в состоянии полного покоя. Определенное количество энергии потребляется для переработки пищи – в процессе пищеварения. Много энергии сгорает при работе нашего мышечного аппарата.

Пища поставляет организму «материал для строительства». Это пластические вещества, из которых строятся новые клетки и внутриклеточные компоненты: ведь организм живет, клетки его постоянно разрушаются, их надо заменять живыми.

Пища снабжает организм биологически активными веществами: витаминами. Они нужны, чтобы регулировать процессы жизнедеятельности.

Установлена зависимость иммунитета от питания – он наиболее эффективен, если организм получает пищу качественную, с достаточным содержанием белков, витаминов, минеральных солей, микроэлементов.

Пища играет информационную роль: она служит для организма химической информацией. Информационная сущность пищи заключается в определенной молекулярной структурированности пищевых веществ. Чем обширнее и многообразнее информация, тем больше ее ценностное содержание. Отсюда, чем шире диапазон питания организма (всеядность), тем более он приспособлен к среде обитания.

Основные принципы организации рационального питания сохраняют свою актуальность для людей всех возрастов. Назовем их еще раз:

Адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая энергозатратам ребенка.

Сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам.

Максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности.

Оптимальный режим питания.

Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности.

Учет индивидуальных особенностей детей.

Обеспечение безопасности питания, включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд.

Особенности питания младших школьников. Режим питания

Умственное и физическое напряжение, которое в последние годы значительно возросло в связи с увеличением потока информации, усложнением школьных программ, нередко в сочетании с дополнительными нагрузками, приводит к необходимости ответственного подхода к составлению режима питания современных детей. Пищевой рацион школьников должен покрывать все энергетические потребности, связанные с ростом организма и жизнедеятельностью детей.

Организация питания младших школьников имеет свои особенности, заключающиеся в том, чтобы учесть все те изменения, которые происходят в детском организме. В этот период следует обратить особое внимание на следующие моменты:

Происходит интенсивный рост всего организма,

Развиваются все основные системы: опорно-двигательная (особенно скелет), идет увеличение мышечной массы (с учетом половых особенностей), сердечно-сосудистая и нервная системы,

На фоне интенсивного физического роста повышаются нагрузка на психоэмоциональную сферу.

Возрастают не только школьные нагрузки, но и напряжение, вызванное социальной адаптацией ребенка.

Правильная организация питания младшего школьника может помочь в решении очень многих проблем, возникающих именно в период обучения в начальном звене. Ребенок осваивает новые для себя правила взрослой жизни. Учится ответственности и самостоятельности, учится по-новому выстраивать свои отношения с людьми.

Важно обеспечить организм всеми ресурсами не только для роста и развития, но также для все возрастающих нагрузок в школе.

Какая же пища нужна учащемуся?

Те вещества, которые входят в состав органов и тканей всякого организма, т.е белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и вода, должна быть в рационе в достаточном количестве и в определенных соотношениях так как недостаток или избыток одного из них может повести к нарушению в развитие организма.

Важен в рационе белок в данном случае важно сбалансированное питание т.к. недостаток белка приводит к отставанию роста, снижению сопротивляемости и болезням, успеваемости и трудоспособности, а избыток ведет к нарушению обменных процессов и снижению аппетита. Ещё учеными установлено, что в суточном рационе учащегося 8 лет получает 75 г белка, то для нормального усвоения пищи он должен получить 75 г жира и 300-375 г углеводов.

Белок лучше усваивается с овощами, важны жиры т.к. они являются источником энергии, но пища не должна быть жирной, т.к. избыток ведет к нарушению обмена, а недостаток вредно отражается на здоровье ребенка, ценность жира определяется в нем витаминами.

Углеводы — тоже главный источник энергии организма, минеральные соли необходимы растущему организму. При правильно организованном питании школьника потребность в минеральных солях покрывается полностью, поэтому нет необходимости, давать их в виде препаратов. Наша школа 3-ий год работает по реализации Федеральной проекта «школьное питание». Пища наших учащихся состоит из разнообразных продуктов животного и растительного происхождения. Особенно полезны в этом отношении овощи и фрукты.

Витамины являются такой же необходимой составной частью пищи, как и белки, жиры, углеводы и минеральные соли. Они способствуют правильному росту и развитию ребенка, участвуют во всех обменных процессах, повышает выносливость и устойчивости организма. Недостаток витаминов вызывает раздражение, утомление, снижение работоспособности, аппетита и.т.д. Наши дети получают в осенние и зимние время растительные продукты богатые витаминами, а технология приготовления этих продуктов позволяет предохранять в продуктах разрушения витамин, поэтому мы провели исследования.

Режим питания – это соблюдение определенных интервалов между приёмами пищи имеет немаловажное значение, ибо питание тоже подчиняется законам ритмической деятельности организма человека.

Режим питания школьника напрямую связан с распорядком его дня. Не малую часть времени младший школьник проводит в образовательном учреждении. В связи с этим следует учитывать чередование умственных нагрузок и периодов отдыха. В период значительных умственных нагрузок питание должно быть дробным и легкоусвояемым. Плотную часть рациона, сытный обед, поставляющий белки и жиры и требующий долгого переваривания следует перенести на период более или менее продолжительного отдыха.

Типовые режимы питания школьников при обучении в первую и вторую смены

Первая смена

07.30 — 08.00 Завтрак дома

10.00 — 11.00 Горячий завтрак в школе

12.00 — 13.00 Обед дома или в школе

19.00 — 19.30 Ужин дома

Вторая смена

08.00 — 08.30 Завтрак дома

12.30 — 13.00 Обед дома (перед уходом в школу)

16.00 — 16.30 Горячее питание в школе

19.30 — 20.00 Ужин дома

Психологические аспекты питания

Понятие «психика» заключает в себе массу разнообразных значений и представляет собой совокупность различных сфер: сферы памяти, интеллектуального и творческого развития, обучения, воспитания и многого другого. Однако сферой, которая непосредственно касается физического здоровья, является именно психоэмоциональная, т. е. область наших эмоций и чувств.

Выясним, что же это такое психоэмоциональная сфера человека.

Эта сфера содержит множество составляющих, которые являются своеобразными кирпичиками, или звеньями, в совокупности образующими область психоэмоциональной сферы. Кирпичиками психоэмоциональной сферы человека являются ощущения, эмоции, настроение и чувства.

Основываясь на цели нашей работы мы кратко остановимся на раскрытии понятия ощущения.

Под ощущением принято понимать простейшую способность человека реагировать на окружающий его мир. Причем реакция эта происходит в данном случае не на уровне осмысления, а только лишь на уровне рефлексов организма. Допустим, если человеку холодно — он мерзнет, если он давно не принимал пищи — испытывает чувство голода, если нюхает цветок — чувствует некий аромат и т. д. Следовательно, многообразие ощущений отображает и многообразие окружающего мира.

Значительно более сложное по своей насыщенности психическое явление — это эмоции.

Эмоции отличаются от ощущений тем, что человек не просто воспринимает факты окружающей его действительности, но и дает им какую-то личную оценку, при этом каждый строго индивидуальную. В сфере эмоций работают не только рефлексы, в ней задействована и личность субъекта. Например, тридцатиградусную жару на уровне рефлексов всякий человек ощущает как зной и реагирует повышенным потоотделением, однако на уровне эмоций реакция может быть различна — у кого-то это вызывает раздражение, кто-то к этому равнодушен, а кто-то испытывает от палящего зноя удовольствие.

То же самое относится и к вкусовым ощущениям. Допустим, ощущение одно и то же: кислый вкус (скажем, от кислого леденца или от лимона). Однако один человек может быть от него в восторге — его этот вкус освежает и взбадривает, другому все равно, а третий в негодовании — он предпочитает ощущение сладости. Подобные аналогии можно провести со всеми видами ощущений.

Издавна существовало множество различных классификаций человеческих ощущений, но наиболее универсальной и распространенной из них остается та классификация, в которой ощущения делятся на:

зрительные;

слуховые;

осязательные (тактильные);

обонятельные;

вкусовые.

Исходя из классификации ощущений видно, что все они имеют важное значение в сфере питания, т. к. все аспекты вызывают определенные эмоции. Желание или нежелание принять пищу.

Как известно цвет, запах, внешнее оформление, способны вызвать аппетит.

Так что в зависимости от поставленной задачи можно выбрать определённый способ процесса еды.

Для возникновения хорошего аппетита рекомендуется выбирать цвет посуды, скатерть, приборы, аксессуары теплых и ярких оттенков (желтые, красные, оранжевые). Вид блюда тоже имеет значение (зрительные ощущения) – больше использовать зелени, нарезанных помидоров, перчинок.

Наоборот, когда стоит задача снижения аппетита, то на кухне должно быть всё стерильно, как в операционной. В большей степени использовать белое, светло-голубое, синее, серое – эти цвета «притормаживают» процессы организма, и желудочный сок перестает активно выделяться. Всё должно быть обустроено максимально просто. Можно положить на тарелку пару кусочков чего-то одного, быстренько их съесть и скорее взяться за другие интересные дела. Желудок будет удовлетворен, а психологического настроя на еду не будет. Черный вообще действует на подсознание угнетающе и сразу совершенно снижает аппетит.

Каждый продукт имеет свой цвет, и из этого можно вывести его полезные свойства и влияние на настроение. Так, например, если в данный момент хочется поднять настроение, то можно скушать что-нибудь яркое, если надо успокоиться – взять продукты нейтральных цветов. Можно скорректировать собственное состояние с помощью еды.

Белый цвет – рис, капуста, белая рыба – снимает напряжение, отгоняет тревогу, успокаивает. Он способен улучшить зрение и функции желез внутренней секреции.

Красный – свекла, зерна граната, вишня, арбуз – пробуждает жизненные силы, наделяет энергией и оптимизмом. Этот цвет делает подвижными суставы и эластичными мышцы.

Оранжевый – апельсин, абрикос, морковь – поднимает настроение, улучшает обмен веществ, усиливает кровообращение, благотворно влияет на состояние кожи и пищеварение.

Желтый – дыня, ананас – это цвет здоровья, он помогает при депрессиях и неврозах.

Зеленый – яблоки, любая зелень, горох – рассеивает отрицательные эмоции, обладает снотворным действием, улучшает работу сердца.

Синий – водоросли, черника, ежевика – успокаивает сердцебиение, снижает кровяное давление, помогает при расстройстве кишечника, способствует сохранению зрения.

Фиолетовый – виноград, слива – улучшает зрение и хорошо успокаивает при тревогах и беспокойствах.

Такая наука психокулинария делит продукты, в зависимости, от цвета и составляющих на «теплые» и «холодные».

Так, к продуктам теплого спектра относятся все овощи и фрукты красных и желто-оранжевых оттенков, например, редис, помидор, красный перец, тыква, малина, земляника, хурма, лимон, груша. Сюда же включаются репа, лук и капуста красного кочана. Из злаков это гречка, пшено и пшеница. Из морепродуктов – сардины, сельдь, сом, креветки, крабы и икра. Мясо – индейка и утка. Напитки — зеленый чай, отвар из шиповника. Если говорить о специях, то это будет корица, укроп, тимьян, хрен, цикорий и шафран.

В холодном спектре выделяются те же категории. Овощи и фрукты — картошка, фасоль, горох, баклажаны, грибы, виноград, слива. Отдельно выступает чеснок. Злаки — кукуруза, рожь, овес. Из рыбы — карп, угорь, судак, щука, камбала, форель. Мясо — свинина, говядина, баранина, кролик. Из напитков выделяют кофе, какао, пиво и молоко. А приправы: перец, уксус, гвоздика, тмин, ваниль и лавровый лист.

Управлять настроением могут шоколад, кофе, груша, лимон, айва, имбирь. В число «веселящих» продуктов входят также зеленый лук и петрушка, паприка. Нейтрализует отрицательные эмоции клубника, бананы, которые содержат серотонин, вещество, необходимое нашему мозгу, которое сигнализирует: «Вы счастливы!».

Методы и объект исследования

В нашей школе на протяжении нескольких лет пропагандируются и внедряются здоровьесберегающие технологии. Со дня ее основания реализуется индивидуальный подход к здоровью каждого школьника. Школа с 2006 года является областной экспериментальной площадкой по реализации здоровьесберегащих технологий. С 2007 года школа является участником реализации Федерального проекта «Школьное питание».

Полноценные обеды в школьной столовой это один из факторов здоровьесбережения ребенка. Горячие обеды в школьной уютной столовой. Ребят ждут не «Чипсы» в сухомятку, а полноценный сбалансированный обед в приятной обстановке. Наши профессиональные повара стараются учесть пожелания учеников при составление меню, и витаминизировать пищу в зимний период.

На протяжении экспериментальной деятельности как в школе в целом, так и в классе проходят различные мероприятия по пропаганде здорового питания: классные часы, викторины, КВН, конкурсы рисунков и слайд-презентаций, разрабатываются и распространяются буклеты и листовки, оформляются тематические стенды.

Исходя из цели и задач работы, объектом исследования являются обучающиеся начальных классов – 50 человек.

Автор работы поставил задачу выявить влияние школьного питания на психоэмоциональное состояние младшего школьника в школе.

Для решения поставленной задачи была изучена теория и проведено анкетирование учащихся 3 «А» и 3 «Б» классов.

Методы исследования: анкетирование

«Самочувствие-активность-настроение» (САН). Цель: выявление уровня соответствующих параметров до и после приема пищи. Оценка самочувствия, активности, настроения оценивалась 3 раза: до школьного завтрака, после завтрака, который проходит в первую длинную перемену, и спустя 1 час после завтрака.

«Оценка школьного питания». Данная анкета проводилась 1 раз.

Результаты исследования

Результаты анкеты САН позволили отметить тенденцию к снижению, в среднем по классу, показателей самочувствия, активности и настроения после завтрака получить (таблица 1). Это можно объяснить тем, что после приема пищи активизируются процессы по перевариванию пищи, в то время как ученикам необходимо продолжать обучение. А уже спустя один урок после завтрака показатели психоэмоционального состояния улучшаются, а активность становится выше. Чем на момент оценки изучаемых параметров до приема пищи.

Таб. 1. Результаты анкеты САН

 

До завтрака

После завтрака

Спустя 1 урок после завтрака

Самочувствие

57,3

55,6

57,96

Активность

49,5

49,1

51,63

Настроение

57,45

56,1

57,89

В связи с тем, что показатели в среднем по классу снизились после завтрака, возник вопрос о том, кто же в большей степени подвержен такой тенденции мальчики или девочки. Представленные результаты в таблицы 2 наглядно показывают, что в большей степени выражено снижение самочувствия и настроения у мальчиков, чем у девочек. Изначально девочки оценивают свое самочувствие и активность ниже в сравнении с мальчиками. Однако, через урок после завтрака все показатели изучаемых параметров восстанавливаются и становятся не значительно, но выше, чем на момент первого обследования.

Таб. 2.

 

Самочувствие

Активность

Настроение

Мальчики

До завтрака

56,79

49,86

57,14

После завтрака

53,64

50,28

55,36

Спустя 1 урок после завтрака

57,98

51,86

57,98

Девочки

До завтрака

55,87

48,87

58,0

После завтрака

55,83

47,88

56,88

Спустя 1 урок после завтрака

56,88

49,88

57,58

Для того, чтобы выяснить, что могло привести к снижению самочувствия, активности, настроения после завтрака, была проведена анкета «Оценка школьного питания».

Какой из видов питания ты предпочитаешь?

Устраивает ли тебя школьное меню?

Какие блюда и изделия из меню нашей столовой ты не любишь?

Не любят рыбу 34,62%, рис 19,23%, овощное рагу 15,38%, каши 11,54%.

Какие блюда и изделия тебе нравятся из предлагаемого меню?

Нравится лапша с сосиской (жареной колбасой, котлетой, курицей) – 42,31% обучающимся, свекольник и др. супы – 26,92%, каши и плов – 11,54%. Всего 7,69% ответили, что им нравится молочный суп.

Чтобы ты хотел добавить в меню?

Хотели бы добавить чипсы, пиццу, жареный картофель, творог, голубцы.

Полученные данные свидетельствуют, что большинство детей выбирают такой вид питания как завтрак (53,85%). Т. е. обучающиеся в большинстве своем готовы к принятию пищу именно в тот временной промежуток, который отводится для завтрака.

Мнения учащихся разделились при ответе на 2-ой вопрос анкеты. Так 46,15% обучающихся устраивает и столько же не устраивает школьное меню. Анкета «Оценка школьного питания» показала, что девочки более критично относятся к школьному меню, в то время как мальчиков оно вполне устраивает.

Все выше указанные данные, полученные в результате анкетирования, позволяют сделать вывод о том, что обучающиеся в большей степени выбирают такой вид питания как завтрак. Выявлено снижение после школьного завтрака таких показателей психоэмоционального состояния как самочувствие и настроение. Однако спустя 1 час после изучаемые параметры возвращаются к исходным средним значениям. Здесь можно предположить, что снижение уровня самочувствия и настроения после принятия пищи обуславливается необходимостью отдохнуть, а учебная ситуация требует проявления активности и сосредоточенности.

В результате исследовательской работы определены рекомендации для учащихся, педагогов и родителей.

Для учащихся:

Старайся есть разнообразную пищу, содержащую все необходимые ингредиенты. При разнообразной пище и правильной кулинарной обработке продуктов организм получает вполне достаточное количество витаминов.

Придерживайся определенного режима питания и тогда ты будешь здоровее и крепче.

Больше двигайся и умей управлять своими эмоциями, используй знания такой науки, как психокулинария.

Преимущественно используй растительную пищу (злаки, овощи, фрукты) и молочные продукты (йогурт, творог и т. д ).

Обязательно соблюдай режим питания, бесконечные перекусы способствую нарушению деятельности желудочно-кишечного тракта, что может быть следствием снижения настроении, самочувствию и активности.

Для учителей:

После приема пищи не рекомендуется ставить в расписание сложные предметы, такие как русский язык и математика.

Во время школьных завтраков в непринужденной форме, через беседу и собственную манеру поведения прививать учащимся навыки правильного поведения за столом.

Для родителей:

Необходимо в утреннее время дома легкие завтраки.

Ограничивать употребления кофе, шоколада т.к. они действуют на нервную систему.

Приучить детей к овощным блюдам т.к. лучшей усвояемости белка способствуют овощи.

Не отказываться от горячих завтраков, они обязательны для детей, т.к. они обеспечивают более длительное сохранение работоспособности учащихся и оказывают влияние физическое развитие, психоэмоциональное состояние.

Соблюдать режима питания дома.

Литература

Бароненко, В. А., Люберцев, В. Н., Рапопорт, Л. А. Основы здорового образа жизни [ Текст ] / В.А.Бароненко, В. Н. Люберцев, Л. А. Рапопорт. – Учебное пособие / Екатеринбург, 1999. – С. 205.

Коростелев, Н. Б. Воспитание здорового школьника [Текст] / Н. Б. Коростелев. – М.: Просвещение, 2002. – 73 с.

Коростелев, Н. Б. От А до Я [Текст] / Н. Б. Коростелев. – М.: Просвещение, 1980. – С. 88-101

Попов, С. В. Валеология в школе и дома [Текст] / C. В. Попов. – Санкт-Петербург // 1998. – С. 123–187

Хорунжина, С. И., Шибанова, Н. Ю., Пермякова, Л. В., Кардашева, М. В., Руднева, Е. Л., Борискина, Т. М. Питание и здоровье: пособие для учителей [Текст ] / С. И.Хорунжина и др. – Кемерово // 2007. – С. 4-24

Ахметзянова Регина, 10 «А», МБОУ «СОШ № 3 им.героя Российской Федерации А.Н.Епанешникова» ЕМР

Педагог, Якупова Л.В.

Школьное питание и психоэмоциональное состояние младшего школьника.

Цель работы: изучить понятие «питание» и влияние школьного питания на психоэмоциональное состояние младшего школьника.

Задачи настоящей работы: изучить особенности питания младшего школьника, его значимость в жизнедеятельности младшего школьника.

Объект изучения: психоэмоциональное состояние младшего школьника в режиме школьного питания.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap