Школьное исследование вера в чудеса



Государственное образовательное учреждение

средняя образовательная школа №1987

Школьное научное общество «Архимед»

Психологические исследования

Проектная работа

на тему Школьное исследование: вера в чудеса

Выполнили:

Ученицы 5 «У» класса

Абрамова Полина

Добрикова Александра

Научный руководитель:

Психолог-педагог

Жданова Олеся

Аркадьевна

Москва 2012/2013

Содержание:

Введение

3

Теоретическая часть

Духовное развитие ребёнка

4

Практическая часть

Разработка опросника

6

Проведение пилотажного исследования

7

Количественный и качественный анализ полученных данных

Результаты учеников младшей школы

7

Результаты учеников средней школы

10

Результаты учеников старшей школы

13

Сравнительный анализ результатов исследования

15

Выводы

20

Заключение

20

Список литературы

22

На занятиях по психологии наш научный руководитель Олеся Аркадьевна часто говорит об уверенности в себе, о позитивном настрое, о доброте и вере в себя. Оглядываясь по сторонам, мы только усмехались и иронично молчали.

Наши размышления начались ранним субботним утром с вопроса психолога: «Верите ли Вы в Деда Мороза?». «А Вы верите?» — парировали мы. «Безусловно!» — был ответ педагога. Мы ответили, что уже первоклассники знают, что никакого Деда Мороза нет, что это выдумки.

Очевидно, что вымысел, но в чем смысл?

Этот разговор натолкнул нас на мысль о вере в чудеса. Что такое чудо? Например, маленькие дети всегда верят в чудо. Они верят, что обязательно случится волшебство, и всё разрешится самым прекрасным образом. Веру в чудеса поддерживают большинство сказок.

С возрастом человек почему-то всё меньше оставляет места для чуда в своей жизни. Он становится прагматиком, пытается управлять своей жизнью, планировать все свои жизненные ситуации.

Мы решили провести исследование на данную тематику и предположили, что с возрастом вера в чудеса угасает. Это и есть наша гипотеза.

Мы хотели опросить учеников нашей школы, чтобы выявить особенности детских представлений об их вере в чудо.

Основными задачами нашего исследования являются:

-разработка анкеты;

-проведение опроса среди учеников школы;

-количественный анализ анкетных данных;

-качественный анализ ответов на вопросы;

-выявление соотношения между представлениями детей в разном возрасте.

Чем больше мы погружались в материал, тем отчетливее понимали, что вопрос веры является важным условием духовного развития ребенка.

Духовное развитие ребенка

Во что верит человек? Эти принципы и представления определяют его жизнь, выстраивают мировоззрение.

Когда ребенок появляется на свет и начинает познавать окружающий нас мир, каждый день для него полон открытий и чудес. Но он растет, взрослеет, и наступает зачастую разочарование. Мир оказывается плоским и будничным, когда из него уходят чудеса.

Чудо является необходимым источником детских фантазий, размышлений и действий. Чудо – это то новое, неожиданное, что преображает нас и мир вокруг нас. Оно дарит ощущение, что всё возможно, всё в силах человека.

Вернемся, например, к Деду Морозу. Конечно, он не волшебник, не умеет читать наши мысли, чтобы приготовить нужный подарок. Дед Мороз – тот, кто дарит радость детям, поэтому очевиден смысл в его существовании.

Мы набросали большой список того, что может считаться чудесным. Проанализировав полученные данные, мы условно выделили 5 видов чудес.

Религиозные

В эту группу попали события, связанные с религиозными воззрениями человека. Без веры в чудо не может существовать ни одна религия. Например, христианство основано на вере в чудо — в чудо Воплощения Бога, Его смерти на кресте и воскресения. Чудесами наполнены и Евангелия, и книга Деяний Апостолов; святые отцы и учители Церкви, мученики и подвижники наделялись даром чудотворения. Так что чудо для христианина — это не только далекая история, но вся его жизнь. Ведь, например, что такое молитва как не вера в то, что Бог может явить чудо для молящегося. Поэтому очевидно, что без веры в чудо невозможно быть настоящим христианином.

Материальные

В данную группу попали ситуации, позволяющие человеку неожиданно обогатиться, преумножить материальные блага. Нередко их связывают с удачей, приносящей выгоду человеку.

Духовные

Нас окружают события, встречи, которые оказываются судьбоносными. Мы наполняем их волшебными свойствами. Это любовь, рождение детей, защита и забота о здоровье и жизни ближнего.

Реалистичные

В данную группу попали чудеса, являющиеся продуктом деятельности человека. Это гениальная музыка, книги, живопись, научные открытия и другие. Деда Мороза мы тоже отнесли к реалистичному чуду.

Мистические

Всё непознанное из мира фантастики и эзотерики выделилось в отдельную группу. В настоящее время среди детей и подростков очень популярны темы вампиров, сверхъестественных способностей, что определяет популярность таких книг как «Гарри Поттер» и «Сумерки».

Таким образом, многообразие чудес ставит перед ребенком непростой вопрос: что главное? То, что для одних – будничная реальность, для других – волшебство.

По слова Марины Богдановой: «Только в конце ХХ века некоторые педагоги-новаторы пришли к выводу, что чудо и сказка являются необходимым условием воспитания по-настоящему гармоничной личности, что достойную жизненную цель человек чаще всего ставит, если в детстве сталкивается с чудом. Именно память о чуде, о чем-то необъяснимом по меркам этого мира заставляет искать новые пути решения старых неразрешимых задач. А значит, чтобы воспитать людей неординарных, целеустремленных, желающих изменить мир к лучшему, необходимо учить детей видеть чудеса, быть готовыми к встрече с ними, распознавать их и удивляться им. И ключевое слово здесь – учить».

Составление плана исследования

Наше исследование началось с предположения, что с возрастом ребенка его вера в чудеса угасает.

Чтобы проверить нашу гипотезу, мы хотели провести анкетирование среди учеников нашей школы. Для получения наиболее полного представления о мировоззрении детей было решено опросить учеников второго, пятого и девятого классов, а затем сравнить их ответы.

Наша анкета должна отвечать следующим целям:

-дать определение чуду;

-понять, какую роль чудеса занимают в жизни ребенка.

Разработанный опросник представлен на рисунке 1.

Наша анкета состоит из девяти вопросов. Полученной информации будет достаточно, чтобы достичь поставленных целей.

Проведение пилотажного исследования

Мы распечатали опросник и провели диагностику в следующих классах:

-2У: 21 человек (9 мальчиков и 12 девочек).

Возраст детей – 6-7 лет;

-5У: 23 человека (12 мальчиков и 11 девочек).

Возраст детей – 10-11 лет;

-9 классы: 20 человек (11 мальчиков и 9 девочек).

Возраст детей 15-16 лет.

По результатам наблюдения:

Ученики начальной школы с энтузиазмом приступили к заполнению анкет. В классе царила атмосфера радости, доброжелательности и воодушевления. Ответы старались давать развернутые. Никакого сопротивления со стороны детей мы не почувствовали.

Ученики средней школы более критично подошли к диагностике. Опрос проходил в атмосфере юмора, сравнения ответов с одноклассниками. Однако мы заметили, что ответы на свободные вопросы, ученики множественно дублировали.

Большинство учеников старшей школы не поняли цели нашего исследования. К опросу подошли формально, многие подростки не заполняли поле ФИО. В классах царила атмосфера растерянности и сарказма.

Количественный и качественный анализ полученных данных

Мы провели количественный анализ полученных данных. Все анкеты обработаны единым образом в числовом и процентом значении.

Результаты учеников младшей школы

21 анкета учеников 2У класса 7-8 лет

-Верите ли Вы в Деда Мороза?

Да – 12 человек – 57%

Затрудняются ответить – 4 человека – 19%

Нет – 5 человек – 24%

Дед Мороз – это …

Волшебник – 4 человека

Человек, который раздает подарки – 5 человека

Чудо – 5 человека

Веселый дед – 3 человека

Сказка

Выдуманный персонаж сказок – 2 человека

Король зимы и чудес

— Верите ли Вы в чудеса?

Да – 18 человек – 86%

Нет – 3 человека – 14%

Чудо – это…

Случайность

Ничего – 2 человека

Спасение

Когда происходят хорошие вещи

Сказка

Всё – 3 человека

Событие, в которое мы не верим, но оно происходит

Волшебство – 5 человека

Веселье

Радость

Странное, но приятное событие в жизни человека

Чудо – 2 человека

— Присутствуют ли в вашей жизни чудеса?

Да – 10 человека – 48%

Редко – 9 человек – 43%

Нет – 2 человека – 9%

— Нужны ли современному миру чудеса?

Скорее да – 16 человек – 76%

Мне всё равно – 3 человека – 14%

Скорее нет – 2 человека – 10%

Список чудес:

Религиозные: 46%

-хождение по воде – 11 человек

-исцеление от болезни – 11 человек

-энергия святых предметов (иконы. Вода, мощи и др) – 7 человек

Материальные: 37%

-найти 5000 рублей – 10 человек

-выиграть в лотерею – 6 человек

-найти клад – 7 человек

Духовные:46%

-рождение ребенка – 10 человек

-найти вторую половинку – 9 человек

-спасти жизнь другому человеку – 10 человек

Мистические: 57%

-увидеть привидение – 13 человек

-попасть в фантастический мир прошлого или будущего— 12 человек

-уметь читать мысли другого человека, обладать сверхсилой – 11 человек

Реалистичные: 41%

-получить в подарок заветное – 16 человек

-научное открытие мирового масштаба- 7 человек

-создать уникальное (картину, спектакль, скульптуру, книгу и др) – 3 человека

Чудо может дать человеку:

-всё – 2 человека

-радость – 7 человек

-исцеление

-хорошее здоровье

-спасение жизни

-счастье – 3 человека

-сокровища

-смелость

-ум

-сверхспособности

-удача – 2 человека

-сила

-добро

Какое чудо, вы бы хотели, чтобы произошло в вашей жизни:

-никакое – 2 человека

-быть крутым

-подарки – 2 человека

-стать русалкой – 2 человека

-появление сказочных героев

-закончить четверть без четверок

-увидеть Деда мороза

-научиться читать мысли

-чтобы существовало волшебство

-хочу стать теннисисткой

-гармония в мире

-стать супергероем

-попасть в прошлое

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

-Большинство детей младшей школы верят в чудеса 86%. Для них чудо – это некое волшебство, которое случается неожиданно и приносит радость и веселье;

-Большинство детей (91%) признают, что чудеса присутствуют в их жизни хоть изредка. Например, 57% верят в Деда Мороза, хотя и признают, что он лишь человек, раздающий подарки;

-Среди событий, которые ученики определили, как «чудо» лидируют мистические. То есть чудом считается наблюдать за сверхъестественными явлениями или самому стать частью фантастического мира. Второе место занимают религиозные и духовные чудеса. Наименьший интерес представляют материальные блага. Наиболее желанными чудесами являются для второклашек «получить в подарок заветное» (16 человек), «увидеть приведение» (13 человек) и «попасть в мир прошлого или будущего» (12 человек).

-Большинство детей (76%) считают, что миру нужны чудеса. Они могут принести человеку радость, счастье, удачу и другое.

Результаты учеников средней школы

23 анкеты учеников 5У класса 10-11 лет

-Верите ли Вы в Деда Мороза?

Да – 2 человека – 9%



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap