Школьная перепись населения



Введение

Зачем проводится перепись населения в стране?

Главная задача правительства любой страны — управление и планирование всей экономической жизни общества.

Для решения таких задач правительство должно знать, сколько граждан проживает на территории страны. Перепись- это не просто подсчет жителей, но и изучение их образа жизни, своего рода моментальная фотография большой страны, на которой отражено сколько нас и как мы живём. Перепись даёт информацию о численности и структуре населения, его распределении по территории России, национальном, языковом составе, знакомит с социально-экономическими характеристиками. Эти данные очень важны: на их основе формируются все социальные программы, благодаря которым строят детские сады, школы, больницы, в домах делают ремонт, в школы завозят новое оборудование.

При переписи населения граждан не просто считают по головам, но и выясняют множество разных сведений о всех сторонах общественной жизни людей. Это позволяет не просто планировать, но и прогнозировать дальнейшее развитие общества. Например, сколько будет в будущем рабочих рук, сколько будет пенсионеров – это можно узнать уже сегодня, изучив количество детей в семье и т.д.

Перепись- единственный и самый полный источник информации о населении. Только мы сами можем рассказать о том, как мы живем и чего нам не хватает.

Конечно, перепись населения проводится на добровольных началах, граждане вправе отказаться от участия в ней, а все сведения записываются только со слов гражданина, без предъявления подтверждающих документов. Иногда бывает, что люди дают неверную информацию, которая кажется им остроумной. Такие моменты затрудняют работу по обработке данных, полученных при проведении переписи населения, и искажают результаты. Например, перепись 2002 года выявила, например, что в России количество замужних женщин превышало число женатых мужчин!

К счастью, подавляющее большинство граждан ответственно относятся к переписи, понимая, какое это важное и нужное дело.

Зачем перепись населения мы проводили в нашей школе?

 Основной целью проекта является сбор статистической информации о контингенте учащихся школы, обработка и анализ результатов с точки зрения географических, социологических, демографических процессов, происходящих в России и Москве. Проект имеет особую актуальность в свете 40-летия нашей школы. Мы использовали следующие методы исследования— анкетирование, интервьюирование, статистический анализ, графическая обработка данных.

Школа – своего рода маленькая страна, со своими законами и порядками, обязанностями, общественной жизнью, отражающая характеристики населения всей России в целом.

Это мы как раз и хотим доказать, сопоставив данные общероссийской и школьной переписи. К сожалению, большинство вопросов общероссийской переписи населения непригодны для школьников (образование, занятость, состояние в браке, количество детей и т.д.), но мы отобрали наиболее интересные и дополнили их вопросами, которые придумали сами (например, выясняли рейтинг имен и предметов). Самыми активными участниками проекта являются переписчики, они должны обойти все дома, в нашем случае- классы, и, пообщавшись с каждым участником, заполнить анкеты. В России перепись длилась 12 рабочих дней, нам хватило 6 дней. В своей работе переписчик может столкнуться с разными трудностями, были они и у нас: не все учащиеся добросовестно отнеслись к заполнению нашей анкеты, но таких оказалось немного. Но самое сложное- это обработка собранных данных, их статистический анализ и визуализация результатов исследования. Но, несмотря ни на что, работа эта очень интересная, ответственная и важная!

Итоги школьной переписи населения

ГОУ СОШ № 894 г. Москвы в прошлом году отметила свой 40-летний юбилей. На 1.01.2012 г. в школе обучалось 470 учащихся, работает 42 педагога.

 1.          Участники проекта

В переписи приняли участие 226 из 278 учеников 5 – 11 классов нашей школы. Приятно, что ни один из присутствующих не отказался от участия в проекте. ( приложение 1).

2. Самые популярные имена

Ученики школы имеют 96 вариантов имен: 46 женских и 50 мужских.

Мужские: Александр-13, Алексей-9, Андрей-6, Дмитрий-5, Максим-5

25 мужских имен представлено в единичном случае, среди них Марсель, Даурен, Давид, Бахадур.

Женские: Анастасия -17, Екатерина-10, Дарья-6, Виктория-5, Александра-5

28 учениц свои имена в школе ни с кем не спутают, среди них Азиза, Лейла, Лана, Эльвира.

 3. Половой состав.

На сайте РОССТАТа недавно опубликованы « Информационные материалы об окончательных итогах всероссийской переписи населения 2010 года», они использованы в проекте.

Соотношение полов в нашей школе в целом не соответствует общероссийским показателям. В стране, по данным переписи населения 2010 года сохраняется перевес женщин над численностью мужчин на 10 миллионов человек. В нашей школе наоборот, наблюдается перевес мужского пола.

 

Россия

Москва

ГОУ СОШ №894

Процент женщин

53,7 %

53,7

48,7%

Процент мужчин

46,3 %

46,3

51,3%

 Особенно перевес мужской половины очевиден в возрастных группах 11-12 и 15 лет. Приложение 2

4.          Национальный состав.

По данным переписи населения России (2010г), в стране численно преобладают русские (80,9%), на втором месте по численности находятся татары (3,87%), на третьем – украинцы (1,4%), армяне составляют 0,86%. Наша школа является многонациональной ( Приложение 3). Наряду с русскими, украинцами, армянами, татарами, которые традиционно проживают в Москве, появились представители других национальностей:

 Российская Федерация

Г.Москва

ГОУ СОШ №894

1. Русские

80,9%

91%

1. Русские

80%

2. Татары

3,87%

1,4

2. азербайджанцы

6%

3. Украинцы

1,4%

1,4

3.татары

3%

4. Армяне

0,86 %

1

4. армяне

3%

5. Другие

12,97

5,2



5. Другие (11 этносов)

11 %

Другие этносы:

молдаване-2 узбеки-1 грузины-1

Казахи-3афганцы-1 белоруссы-2

Корейцы-2киргизы-1 дагестанцы-1

Калмыки-1карачаевцы-1

 Национальный состав диагностируется также по именам учащихся школы: Захра, Лейла, Нелля, Назим, Даурен.

Россия многонациональная страна, но есть люди, которые не хотят, чтобы в РФ жили представители других наций, выдвигая лозунг »Россия- для русских». Проблема национализма стоит довольно остро. Как её решать? С этим вопросом мы обратились к учителю истории и обществознания школы Мастановой Х.Д. , которая является одним из старейших учителей школы. Она отметила, что для решения этой проблемы нужно

просвещать людей через СМИ, воспитывать доброту, уважение, понимание.

С детства прививать уважение к другой культуре.

Главное место- школе, где все мы встречаемся, детям нужно больше рассказывать об обычаях других народов, ведь каждая нация достойна уважения, удивительна , неповторима.

4.          Место Вашего рождения.

Никого не удивляет тот факт, что большинство московских школьников родилось в г. Москве или в Московской области. Однако среди наших коллег мы нашли «представителей» не только России , но и других государств.

 1.   Москва74 %

2.   Московская область6 %

3.   другое 20 %, а именно:

Внешние миграции: Украина, Армения, Грузия, Таджикистан, Узбекистан, Молдова, Азербайджан, Киргизия.

Внутренние миграции: Ставрополь, Кисловодск, Орел, Брянск, Калуга, Рязанская обл., Элиста, Ульяновск, Оренбург, Самара, Нальчик, Ростов-на-Дону, Архангельская обл.

5. Количество детей в семье.

Демографическая ситуация в стране сложная. Для естественной смены поколений, то есть простого замещения родителей без увеличения численности населения, необходимо, чтобы половина семей в стране воспитывала двух детей, другая половина – трех (компенсация бездетных и одиноких). В России средний размер семьи составляет 3,2 человека, т.е. подавляющая часть семей имеют не более 2 детей. Результаты школьной переписи это подтверждают ( Приложение 4)

 2 детей

56 %

1 ребенок

24,7 %

3 детей

19 %

4 и более детей

2,2 %

 

6. Учебные предпочтения

физкультура-108 чел

Алгебра-89 чел

Труд- 70 чел

ИЗО-63 чел

Русский язык-47 чел

Литература-41 чел

География-36 чел

Обществознание-31 чел

Биология-32 чел

Английский- 30 чел.

7. Моделирование будущего

Один из вопросов нашей анкеты » Кем вы хотели бы стать в будущем?» Оказалось, что дети хотят овладеть разными профессиями ( 57 вариантов ответа), самые популярные- врач, дизайнер, психолог, юрист, программист, экономист. Из желающих стать футболистами можно сформировать собственную команду! Были и такие варианты, как астрофизик, охотник, гонщик, телеведущий. Из рабочих профессий отмечен только повар. Чтобы не стать сырьевым придатком, Россия должна переходить к высокотехнологичным производствам, для чего нужен высококлассный рабочий потенциал. Но интерес к профессии у многих определяется высокой оплатой труда. Сейчас обществу нужны молодые инженеры, строители, учителя… Многие с выбором профессии ещё не определились, особенно среди 5-и 6-классников. Приложение 5

 8. Что Вам больше всего нравится делать в свободное время?

Свой досуг наши дети проводят довольно разнообразно, в анкетах на этот вопрос дано 45 вариантов ответов. Самые распространенные из них:

Гулять на свежем воздухе-83 чел

 Играть в компьютерные игры- 36 чел

Читать-23 чел

Рисовать-29 чел

Заниматься спортом- 37 чел

Среди других ответов: общение в социальных сетях, слушать музыку, танцевать, кататься на велосипеде, петь, смотреть телевизор. 

 9. Кто или что является для Вас поддержкой в трудную минуту?

Чаще всего за помощью наши ученики обращаются к родителям- 107 чел

Многих поддерживают друзья- 103 чел. Среди других ответов преобладают: бабушка, учитель, тренер, никто и т.д.

 Заключение

 Школа – своего рода маленькая страна, со своими законами и порядками, обязанностями, общественной жизнью, отражающая характеристики населения всей России в целом.

Это мы и поставили целью подтвердить, выполнив представленный исследовательский проект « Школьная перепись населения», сопоставив данные Всероссийской переписи 2010 г. и собранные нами материалы. Проведя анкетирование 226 (из 278) учащихся 5-11 классов школы, выяснили, что:

Среди учащихся школы преобладают мальчики – они составляют 51,3%, тогда как по России и Москве напротив наблюдается перевес женщин , которые составляют 53,7% населения.

В национальном составе школы преобладают русские-80%, что соответствует данным переписи 2010 г. по России и Москве, среди других народов выделяются азербайджанцы, татары, армяне. Всего в школе обучаются дети 15 национальностей.

Большинство учащихся родились в Москве и Московской области (80%). Часть учащихся приехали в Москву из стран Ближнего Зарубежья, а именно из Украины, Армении, Грузии, Таджикистана, Узбекистана, Молдовы, Азербайджана, Киргизии.

56% учащихся школы воспитывается в двухдетных семьях, не имеют сестер и братьев 24,7% , а 19% учеников растут в семьях, воспитывающих 3 детей, семьи с 4 и 5 детьми представлены в единичном числе.

Любимыми предметами учащихся школы являются физкультура, алгебра, труд, ИЗО и русский язык.

В будущем дети хотят овладеть разными профессиями ( 57 вариантов ответа), самые популярные- врач, дизайнер, психолог, юрист, программист, экономист.

В свободное время ученики любят гулять на свежем воздухе,  играть в компьютерные игры, читать, рисовать, заниматься спортом.

Помощь и поддержку в сложных ситуациях мы чаще всего ищем у родителей и близких друзей.

Материалы исследования могут использоваться на уроках социальной географии, обществознания, внеклассных мероприятиях, классных часах.

Приложение 1

Анкета « Школьная перепись населения»

ФИО

Национальность

Дата рождения

Место рождения

Любимые предметы

Что тебе нравится делать в свободное время?

Какую профессию ты выберешь в будущем?

Кто помогает тебе в трудной ситуации?

Приложение 2 Возрастно-половой состав учащихся

Приложение 3

Национальный состав учащихся

Приложение 4 . Количество детей в семье

Приложение 5 Выбор профессии

Источники информации:

http://www.gmcgks.ru/

http://statistika.ru/

http://ru.wikipedia.org/

ГОУ СОШ № 894 ЮВАО г. Москвы

Конференция «Технорама-2012»

Школьная перепись населения

Авторы: Арибжанова Эльвира,

Адельфина Анастасия (10кл)

Руководитель: Кирянина А.А.,

учитель географии

Москва, 2012

Аннотация

Исследование «Школьная перепись населения»

Основной целью проекта является сбор статистической информации о контингенте учащихся школы, обработка и анализ результатов с точки зрения географических, социологических, демографических процессов, происходящих в России и Москве. Проект имеет особую актуальность в свете 40-летия ГОУ СОШ № 894, подобные исследование в школе ранее не проводились, оно вызвало большой интерес у его участников.

Использованы следующие методы исследования— анкетирование, интервьюирование, статистический анализ, графическая обработка данных. Участники исследования- учащиеся 5-11 классов школы.

Полученные результаты сопоставлены с данными Всероссийской переписи населения 2010 г.

Материалы исследования могут использоваться на уроках социальной географии России, обществознания, внеклассных мероприятиях, классных часах.

Источники информации:

http://www.gmcgks.ru/

http://statistika.ru/

http://ru.wikipedia.org/








sitemap
sitemap