Школа Прошлое и настоящее



Министерство Просвещения Российской Федерации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 25

Школьный конкурс исследовательских работ обучающихся

начальной ступени

Выполнили:

ученицы 1 «Б» класса

МБОУ СОШ № 25

Автушенко Дана, Антипенко Ксения

Руководитель: учитель

начальных классов ВКК Азарова Лариса Владимировна

ШКОЛА. ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ.

Исследовательская работа

Тулун

2012

Содержание

страница

1

Введение

3

1.1.

Обоснование выбранной темы

3

1.2.

Цель исследования

3

1.3

Задачи

3

1.4.

Методы исследования

3

1.5.

Гипотеза

3



1.6.

План действий

3

2.

Из истории школы

4

3.

Школьные принадлежности

4

4.

Первый букварь

5

5

Первоучители славянские

5

6.

Как учили на Руси

6

7.

Заключение

7

Список литературы

8

Приложения

9

Введение

Обоснование работы: В сентябре этого года мы пошли в школу. Это радостное и незабываемое событие в жизни каждого человека. Нас торжественно приняли в первоклассники. Теперь мы ученицы 1 «Б» класса МБОУ СОШ №25. На уроках чтения и окружающего мира учительница рассказывала некоторые моменты из истории школы. Нам стало интересно, как учились в старину, какими были школьные принадлежности, школьная мебель, классы. Мы решили отыскать ответы на интересующие нас вопросы в энциклопедиях, в компьютере, спросили у взрослых, побывали в музее.

Цель: узнать, какая школа была раньше, как учились наши свертстники тогда.

Задачи:

1.Найти информацию о школе прошлой и настоящей.

2.Дать сравнительную характеристику двух школ.

3.Провести опрос среди учеников школы.

4.Посетить городской краеведческий музей .

5.Сделать выводы.

Гипотеза: Прошло много времени с тех пор, как построили первые школы, значит изменились и сами школы, и ученики, и учителя.

Методы: сбор информации, наблюдение, посещение библиотеки, музея.

Объект исследования – школа.

Предмет исследования – школа настоящая в сравнении со школой прошлого.

План действий:

Изучить историю появления школы.

Сравнить школьные принадлежности, мебель школы прошлого и настоящего.

Посетить музей , изучить его экспонаты.

Сделать вывод.

Из истории школы

Школа – это учебное заведение, где ребёнка готовят к жизни.

Первобытное общество

Тогда были учителя, которые, не имея представления ни о какой грамоте, давали детям знания о правилах жизни. Детей учили правилам приветствия. В одних племенах при виде чужаков садились на корточки, в других – снимали головные уборы, в третьих – тёрлись носами или протягивали руку открытой ладонью вверх. Мальчиков обучали искусству охоты и ведению войны, а девочек – готовить пищу и шить одежду. Существовал даже «выпускной экзамен».

Первые школы на Руси

До 10 века на Руси школ не было. На Руси учебные заведения назывались училищами: слово школа вошло в обиход, начиная с 14 века. Уже в первой половине 11 века нам известны дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа, основанная Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году. Школы были не только учебными заведениями, но и центрами культуры, в них делались переводы древних и византийских авторов, переписывались рукописи.

Школьные принадлежности

Эти очень всем знакомые,

Ручки, книжки и пенал

Путь проделали особенный!

Прежде, чем ты их узнал!

От далеких предков ручка к нам пробилась сквозь века.

Если бы не Иосиф Биро — не дошла б наверняка! 

Оказывается, раньше писали на дощечках, залитых воском, потому что не было бумаги. На коре писать было не легко. Чтобы выбить одну букву, требовалось много времени. Раньше не было карандашей, а было писало. Позже для письма стали использовать гусиное перо.

На Руси писали на пергаменте. Пергамент делали из кожи коз, телят, овец. Кожу старательно чистили, скоблили, шлифовали, пока она не становилась белой или жёлтой. На пергаменте писали чётко и красиво. Он был дорогой, кое-как писать на нём никто бы не решился. Несколько пергаментных листов составляли книгу. Одну книгу писали многие месяцы иногда и годы.

Первый букварь.

Первый русский букварь написал и напечатал Иван Фёдоров в 1574 году. Интересно, что Фёдоров никак не назвал свой букварь, поэтому иногда его книгу называли Азбукой или Грамматикой. Конечно, его книга сильно отличалась от нынешних. Составлена она из пяти 8-листных тетрадей, что соответствует 80 страницам. На каждой странице по 15 строк. Написан букварь на старославянском языке. Некоторые его страницы украшены характерными для изданий Ивана Федорова заставками в виде орнаментов из сплетающихся листьев, бутонов, цветов и шишек. Первую страницу занимают 45 строчных букв кириллицы. Причем алфавит приводится в прямом и обратом порядках, а также в разбивку 8-ю колонками. Вероятно, такой прием повторения алфавита помогал лучшему запоминанию.

Каждая буква азбуки имела своё наименование. Буква А – АЗ, буква Б – БУКИ, а дальше – ВЕДИ, ГЛАГОЛЬ, ДОБРО, ЕСТЬ, ЖИВЕТЕ, ЗЕЛО, ЗЕМЛЯ, ИЖЕ, КАКО, ЛЮДИ, МЫСЛЕТЕ, НАШ, ОН, ПОКОЙ, РЦЫ, СЛОВО, ТВЕРДО, УК, ФЕРТ и так далее. Заканчивался букварь молитвами о поучениями, как следует себя вести: «Чада(то есть дети, послушайте (слушайтесь) своих родителей, это есть первая заповедь. Благо будет вам и долголетни будете на земле».

Первоучители славянские. Именно так называли во всём мире Кирилла и Мефодия. Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские, братья Кирилл и Мефодий происходили из знатной и благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл — его монашеское имя) — самым младшим. Они создали славянскую азбуку, считали, что у народа должна быть своя письменность. Они учили народ грамоте по созданной ими азбуке. Алфавит, которым мы сейчас пользуемся, был создан братьями Кириллом и Мефодием в IX .веке. Кирилл и Мефодий составили азбуку, а затем перевели на славянский язык некоторые священные писания. Часть букв была заимствована из греческого алфавита, а часть – специально создана для передачи тех звуков славянского языка, которых не было в греческом языке. Это буквы: Б, Ж, Ц, Ч, Ш, У. Ю, Я. В алфавите было 45 букв. Этот алфавит называется кириллицей в честь основавшего его одного из братьев. В их честь отмечаем День славянской письменности, весь мир празднует это событие 24 мая. Все понимают великое значение того, что сделали эти братья и почему они стали святыми.

Как учили на Руси

Было время, когда на Руси не было грамотных людей, а дети не ходили в школу. Дети учились у своих родителей, старших братьев и сестёр трудиться, умению проявлять уважение к старшим и заботиться о младших. Они учились тому ремеслу, которым владели их родители. Если отец  был сапожником, то он учил сапожному ремеслу своих детей.

В документе  «Стоглав» говорится, что содержать училища могут только лица духовного звания, а учителем мог стать тот, кто получал разрешение у церкви.  У учителя проверяли знания, у него должен быть поручитель, который мог  рассказать о нем и о его поведении.  Один учитель вёл все предметы.  У него был помощник – староста. Это был второй человек по школе.  Он мог заменять учителя, выслушивать уроки малышей, должен выдавать и собирать книги, следить за их сохранностью.  Старосту учитель выбирал сам из числа старших учеников, которые хорошо учились и были благодушных душевных качеств.  Староста никогда не доносил на детей.  Приучали  к товариществу, к коллективной жизни в дружине.

Азбука нелегко давалась детям, обучающимся в 16 в.  Целый год зубрили они  названия букв.   По правилам надо назвать «полным именем» каждую букву слова.  Называть буквы учились на Руси дети  целый год.  Второй год учились складывать слоги.  И лишь на третий год  читали.

«И в старину учились дети»

И в старину учились дети –Их учил церковный дьяк,Приходили на рассвете И твердили буквы так: А да Б – как Аз да Буки,В – как Веди, Г – Глагол,И учились для науки По субботам всех порол.Вот какой чудной в начале Наша грамота была! Вот каким пером писали –Из Гусиного пера! Этот нож не без причины Назывался перочинным:Очиняли им перо,Если не было остро. Трудно грамота даваласьНашим предкам в старину. А девицам полагалосьНе учиться ничему. Обучались лишь мальчишки. Дьяк с указкой в руке Нараспев читал им книжки На славянском языке. Так из летописей старых Знали дети москвичей, О литовцах, о татарах, И о Родине своей.

Итог

Проанализировав весь найденный нами материал, мы узнали, что школа прошлого очень отличается от школы нынешней не только учителями, учениками, школьными принадлежностями, но и тем, как и чему учили. Мы гордимся тем, что каждый ребёнок в нашей стране имеет право ходить в школу, никто нас не наказывает розгами, нас учат образованные учителя, у нас самые лучшие учебники, современные ручки, пеналы и карандаши. Учёные изобретают новейшие средства обучения.

Список литературы.

Ишимова А.О. История России в рассказах для детей.- М.: 1994

История России. Энциклопедия для детей. Том 5. История России и её ближайших соседей. Часть 1. От древних славян до Петра Великого.- ЗАО Издательский дом «Аванта+», М.: 1997.

Нерсесов Н.Я. Я познаю мир: Детская энциклопедия.

Семенова М. Быт и верования древних славян.

Читаем, учимся, играем. Журнал-сборник сценариев для школьных библиотек.- Выпуск 6, 2008.








sitemap
sitemap