Классный час Нравственность в современном мире



Классный час

Нравственность

в современном

Нравственные идеалы современного человекамире

Учитель начальных классов:

Комышева Ирина Васильевна

Тема: Нравственность в современном мире.

Цель: формирование нравственной личности.

Задачи:

сравнить значение нравственности в разные времена;

развивать стремление к нравственному совершенствованию;

разграничить понятия хорошего и плохого поступков;

воспитание нравственной жизненной позиции у учащихся;

способствовать развитию у детей умения правильно (объективно) оценивать своё поведение.

Форма: классный час.

Метод: дискуссия.

Ход классного часа.

I. Орг. момент.

II. Введение темы классного часа.

Учитель. Крошка сын          к отцу пришел, и спросила кроха: — Что такое           хорошо и что такое           плохо?И сегодня мы с вами поговорим о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

II. Обсуждение определения нравственности.

— Как одним словом ответить на этот вопрос? (нравственность)

— Как вы понимаете слово «нравственность»?

— Как бы вы его определили?

В разных источника есть разные определения нравственности. Вот некоторые из них.

Нравственность — один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе.

Нравственность — особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.

Нравственность — внутренняя установка человека.

— Так что же такое – нравственность?



IV. Дискуссия.

— Актуальна ли нравственность в современном мире?

— Почему?

— Какого человека вы бы назвали нравственным?

— Как определить нравственный человек или нет?

— Как стать нравственным человеком?

Учитель. В современном мире нравственность исчерпала свою актуальность, что не вызывает особого восторга. Люди, особенно современная молодежь не совсем понимают, что такое нравственность. Нравственность — это, прежде всего ответственность за свои поступки перед собой, перед своей совестью. Только по поступкам человека, мы можем сказать о его нравственности, потому что не известно о чем думает человек, какие у него мысли. Даже если его мысли безнравственные, никто не скажет о нем, что он не имеет нравственности. В нашем понимании нравственный тот человек, который не ворует, не убивает, воспитанный. О нравственности человека можно судить по его увлечениям, по тому, какие фильмы смотрит, какие читает книги. Все очевидные поступки человека говорят о его нравственности. Нравственный человек честный, трудолюбивый, уважает окружающих людей, живет по совести. Родителям необходимо с детства объяснять своему ребенку, что такое нравственность, прививать ему все качества, соответствующие этому понятию.

— Какими качествами, по – вашему, должен обладать нравственный человек?

(благородный, честный, добрый, не предающий, умеющий жертвовать собой ради других, тактичный, культурный, терпимый по отношению к людям, доброжелательный, отзывчивый, внимательный, заботливый, понимающий)

Делается схема.



– Достаточно ли для развития личности развитие одного из этих качеств? (Hет)

– Какие качества не совместимы в человеке? (Дети отвечают)

– И в подтверждение ваших ответов стихотворение И.Гетте:

Пять свойств.

Пять свойств не ладят с другими пятью.Внимательно заповедь слушай мою:С Надменностью Дружба не может сродниться,От Грубости Вежливость не родится,Величия мы у Злодейства не ищем,Скупец не подаст убогим и нищим,Для Веры и Верности Ложь не опора.Всё это усвой – и храни от вора.

— Существуют ли идеалы нравственности, сложившиеся в веках? Приведите примеры из книг, кинофильмов.

— Существует мнение, что многие нравственные идеалы прошлого сегодня не актуальны, несовременны. Может ли нравственность быть современна или несовременна? (Обсуждение)

V. Обсуждение высказываний про нравственность.

— Замечательный любимый многими русский писатель Л.Н.Толстой говорил:

«Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования. Человек подобен дроби: числитель есть то, что он есть, а знаменатель – то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь».

Человек! Это высокое звание. Человек, как звезда, рождается Средь неясной, туманной млечности, В бесконечности начинается. И кончается в бесконечности… Поколеньями созидается век за веком земля нетленная. Человек, как звезда, рождается, Чтоб светлее стала Вселенная.

— Ж.Ж.Руссо  (18 век, французский писатель):

«Человек от природы добр, и надо только не мешать развитию этого врождённого добронравия».

Добро и зло творить Всегда во власти всех людей, Но зло творится без труда, Добро творить трудней. Рождает зверя зверь.Рождает птица птицу. От доброго — добро, От злого — зло родится.

— Омар Хайям (11 век, персидский поэт, математик, философ):

Благородство и Подлость,Отвага и Страх – Всё с рожденья заложеноВ наших сердцах.

— Древнеиндийское изречение: «Делать ближним добро – это делать то, чего желаешь себе».

— Аристотель (древнегреческий философ): «Не для того мы рассуждаем, что такое добродетель (нравственность), а для того, чтобы быть хорошими людьми

Высказать несколько точек зрения, доказать актуальность данных изречений и в современном мире. 

VI. Разбор ситуаций.

1. Чтение стихотворения «Ёжик» О. Высотской.



Серёжа очень нелюдим.Ох, как подружиться с ним?А может быть, напрасный труд?Его не зря Ежом зовут.Девчонки просят: – Ёжик,Дай перочинный ножик!А Коля крикнет всех смеша:– Не уколитесь об Ежа!Но Ёж как будто глух и нем –Сидит, не говорит ни с кем.– Серёжа, взять в кино билет?А он сердито буркнет: – Нет.– А на коньках пойдёшь кататься?– Нет мама будет волноваться.Но вот в начале декабря Узнали об Еже,Что у него совсем не зря Так плохо на душе,Что мама у него больна,С постели не встаёт она.И Ёжик ходит за обедомИ топит печь вдвоем с соседом.Он должен в комнате прибрать,А иногда и постирать.Конечно, трудно одномуПриходится Серёже,Решил Алёша: «Мы ему Всей звёздочкой поможем!»Друзья стучатся у дверей:– Открой, Серёжа, поскорей!Мы в нашем переулке тебе купили булки.– И сахар взяли заодно!– А здесь, в пакетике, пшено!Давай готовить ужин! – Серёжа был сконфужен.Уж не казался он ежом,Он стал совсем не колкий,Скорей за чайником пошёл.Достал посуду с полки.Теперь хотел бы дружить,Пожалуй, с целым светом!…Когда кому-то трудно жить,Должны мы знать об этом.

— Какие поступки описаны в данном произведении.

Смотрим иллюстрации и объясняем поступки.

“Наказание или преступление?”

Одна особа известна как сплетница, ябеда. Вы и большинство ваших одноклассников ее терпеть не можете. Однажды ваши одноклассники договорились проучить ее – побить. Как вы поступите? Вы присоединитесь; не будете вмешиваться или расскажете об этом кому-нибудь?

“Уличная мораль”

В вашем классе произошел случай. Жестоко избили хорошего, но слабого физически мальчишку за то, за то, что он не поддержал предложение сбежать с урока. Вы видели кто бил, но в ответ на предложение выдать хулиганов вы промолчали.

Что вы сделаете дальше?

“Находка”

Вы случайно нашли чек на приобретение дорогой вещи …

А) Попытаетесь найти того, кто его потерял.Б) Бежите к прилавку – вы столько о ней мечтали.В) Сомневаетесь в его действительности, боитесь неприятностей.Г) В растерянности не знаете, что с ним делать.

VII. Определение уровня нравственной самореализации.

Психологи, изучающие становление морального сознания ребенка, предложили шкалу оценки уровня нравственного развития, основанную на характере причин, побуждающих человека к тому или иному действию.

1-й уровень. Чтобы избежать наказания и получить награду. (Подделываться).2-й уровень. Чтобы все обо мне думали хорошо – другие и я сам. (Казаться).3-й уровень. Таковы общепринятые нормы и ценности моего общества. (Подчиняться).4-й (высший) уровень. Таковы мои моральные принципы; они основаны на общечеловеческих принципах. (Быть самим собой).

Уровни на доске изображены в виде лестницы, где первому уровню соответствует нижняя ступенька, четвертому соответственно верхняя.

Это уровни нравственного поведения, где самому высокому уровню соответствуют высшие общечеловеческие ценности.

— Приведите примеры из своих поступков и поведения на различных уровнях самореализации.

— Какой уровень у вас преобладает?

— Какой уровень преобладает в целом по классу?

VIII. Анкетирование.

— А теперь мы проверим, правильно ли вы определили свой уровень нравственности.

4 балла — если вы полностью согласны с высказыванием

3 балла — если, вы больше согласны, чем не согласны

2 балла — если вы немножко согласны

1 балла — если вы совсем не согласны

Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное высказывание.

Текст вопросов:

1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

8. Мне приятно делать людям радость.

9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

Обработка результатов: Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла — 2 единицы, в 2 балла — 3 единицы, в 1 балл — 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с балом. Например, 4 бала — это 4 единицы, 3 бала — 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов (зачитывается учителем):

От 34 до 40 единиц — высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц — средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц — нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.

От 10 до 15 единиц — низкий уровень нравственной самооценки.

Делаем вывод по самооценке.

IX. Рефлексия.

На доске поляна. У детей различные части этой поляны (цветы, солнце, бабочки). Каждому ученику нужно написать своё самое ярко выраженное нравственное качество на этих деталях. Затем они выходят к доске, прикрепляют это качество на полянку и озвучивают его.

X. Домашнее задание.

Написать эссе на тему «Цель оправдывает средства».

XI. Итог классного часа.

Мальчик       радостный пошел,и решила кроха:»Буду     делать хорошо,и не буду —           плохо».

— Наш с вами классный час я хочу закончить словами Л.Толстого:

«Если ты видишь, что устройство общества дурно, и хочешь исправить его, то знай, что для этого есть только одно средство: то, чтобы люди стали лучше. А для того, чтобы люди стали лучше, в твоей власти только одно:

Нравственность в современном миреИ пусть вас сопровождают по жизни следующие слова:








sitemap
sitemap