Классный час Необычные приключения в Стране хорошего тона



Классный час «Необычные приключения в Стране хорошего тона»

Подготовила:

Василенко Л.А

Цель: привитие культуры поведения, речи, общения младших подростков.

Задачи:

усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми;

развивать навыки культурного поведения и речевого общения;

установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой;

воспитывать любовь и уважение к родному языку.

Конспект классного часа

Вступительное слово .

— Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодняшний классный час необычный, мы постараемся разобраться в путанице, которая произошла в Стране хорошего тона.

Эта страна знакома вам с детства. Вы и не замечаете, как ежедневно путешествуете по ней. В раннем детстве вас учат дома, в детском саду, в начальных классах, как правильно жить в этой удивительной Стране хорошего тона. Становясь постарше, вы, незаметно для себя, начинаете задавать себе вопрос: «Как окружающие относятся к вам?»

Вот с разрешения этого вопроса мы и будем «распутывать» клубок загадок Страны хорошего тона. А начнём мы с вами с песни М. Матусовского и В. Шаинского «Вместе весело шагать»

Слайд 1. « Необычные приключения в Стране хорошего тона»

Учитель. Тема нашего классного часа «Необычные приключения в Стране хорошего тона»

Учитель. Сегодня мы будем работать над культурой поведения, речи, общения подростков. Для этого постараемся усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми; развивать навыки культурного поведения и речевого общения; постараемся установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой; будем воспитывать любовь и уважение к родному языку.

Слайд 2. «Ничего не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость».Сервантес.

Учитель. Сервантес писал: «Ничего не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость». И действительно, вежливость- это не только умение проявлять такт, держаться доброжелательно по отношению к собеседнику, но и знание речевого этикета.

Ученик. В автобусе и классе, и в шуме дискотек

Ты должен быть прекрасен и чуток, человек!

Но, делая уступки, ты резко не дели

Одежду и поступки, и помыслы свои.

Случается нередко — и это не секрет —

Красивой этикеткой сменяют этикет.

И вроде всё в порядке, и всё как у людей,

Но это только прятки от совести своей.

Учитель. Ребята, скажите мне, что такое «этикетка»? (дети отвечают на вопрос ученицы)



Да, верно, это информация о вещи.

А что такое «этикет»? (ответы учеников) Это манеры, умение вести себя в обществе, воспитанность.

Слайд 3 «Театральные подмостки»

Первая сценка, её обсуждение. Действующие лица: десятиклассник, первоклассник.

Десятиклассник: Прикидываете, тащусь я вчера на подоконнике, а тут подкатывает кругляшка из 1 «б» и чешет…

Первоклассник: Здравствуй, Саша, как дела?

Десятиклассник: У! Дела воще моща!

Первоклассник: Что- что?

Десятиклассник: Да классно, говорю, шо один фитиль такое сморозил: подкатывает к шкету, дай, говорит, мотик погонять, сел и почесал, а тут мент, а он давай выпендриваться. Варежку разинул да как дерябнется — сам с фингалом, мент чуть не с катушки, а мотик шмякнулся. Во ржачка была, клёво, да?

Первоклассник: А что, там лошадь была?

Десятиклассник: Какая лошадь?

Первоклассник: Ну та, которая ржала.

Десятиклассник: Да ты ничего не понял. Один фитиль….

Первоклассник: Без свечи?

Десятиклассник: Ну, конечно же, без…

Первоклассник: А что это за фитиль такой?

Десятиклассник: Да парень такой длинный подкатил к шкету…

Первоклассник: К какому шкету?

Десятиклассник: Да шибзик такой, вот с таким шнобелем.

Первоклассник: С кем, с кем?

Десятиклассник: Да не с кем, а с чем — нос у него такой. Сел и почесал…

Первоклассник: У него, наверное, чесалось что-нибудь?



Десятиклассник: Да нет, попилил он!

Первоклассник: И что, распилил?

Десятиклассник: Что распилил?

Первоклассник: Как что, мотик!

Десятиклассник: Чем?

Первоклассник: Ну этим… Шнобелем!

Десятиклассник: Да нет! Шнобель был у шкета, а у фитиля фингал. Ему бзик в голову ударил, он кочевряжился, варежку разинул, вот и дерябнулся! Теперь-то ты понял?!

Ученик: Да, теперь он понял, что ты абсолютно не знаешь русского языка. Помнишь, как у Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Не замелькает, не прогремит. Глядишь и не знаешь, идёт или не идёт вдаль его величавая красота… Редкая птица долетит до середины Днепра…» А не твоём языке-бзике это прозвучало бы так: «Классный Днепр при клёвой погоде, когда, кочевряжась и выпендриваясь, пилит он сквозь леса и горы. Не гикнется, не бормотнется. Вылупишь зенки свои, откроешь варежку и не секёшь, пилит он или не пилит. Редкая птица со шнобелем дочешет до середины, а если доскачет — так гикнется, что копыта отбросит».

Учитель:Что мы можем сказать о десятикласснике Саше Н.? (выслушиваются ответы).

Слайд 4. «Нельзя засорять нашу речь»

Итак, мы делаем вывод о том, что такие слова засоряют нашу речь, искажают и делают её непонятной!

Однако иногда даже хорошие слова могут обидеть. Приглашаю выйти … (выступление учеников).

Вторая сценка. «Обыкновенные слова». Действующие лица: брат и сестра.

Сестра: Витя, сходи за овощами, и вот еще тебе дело: вымой, пожалуйста, посуду.

Витя (буркнул недовольно): Вот еще!

Сестра: Да ну, пожалуйста, не тяни, а то я не успею обед сварить.

Витя (растягивая слова, передразнивая): Ну и пожалуйста!

Сестра: Витя, подумай, что ты говоришь? Мне очень надо поскорее выполнить мамину просьбу.

Витя (недовольно): Подумаешь, очень надо.

Учитель: Ребята, скажите, почему брат обидел сестру, ведь он употреблял в речи обычные слова? (ответы ребят)

Обыкновенные, хорошие слова могут стать обидными! Это зависит от того, какой смысл вкладывает человек в сказанное!

Третья сценка

«Мир в семье всего дороже»

Действующие лица: Автор, Дед, Бабка, Внучка, Курочка Ряба.

Автор: Жили-были Дед и Баба.

Жили, не тужили.

Сухарь чаем запивали,

Один раз в месяц колбасу жевали.

И все ладно бы, да курочка-невеличка

Взяла и снесла яичко.

Яичко не простое,

Яичко золотое.

А теперь по нашим ценам

И вообще оно бесценно.

На семейный на совет

Собрал Внучку с Бабкой Дед.

Дед: Так и так. Такое дело.

Что с яичком этим делать?

Может, скушать? Иль продать?

Иль на доллары сменять?

Может, чтоб упали стены,

Центр музыкальный купим современный?

Внучка: Может, купим мне духи?

Обалдеют женихи!

Иль французскую помаду?

Я ей тоже буду рада!

Автор: Начался тут сыр да бор

И житейский шумный спор.

То не се, да то не так.

Дед: Ты балда!

Бабка: А ты дурак!

Автор: Начался такой скандал —

Свет такого не видал!

Только Курочка молчит,

Около стола стоит.

Курочка: Ну ни как не ожидала

Стать причиною скандала.

Чтобы это прекратить,

Надо мне яйцо разбить.

Внучка и Бабка: Что наделала ты, Ряба?

Автор: Дед не плакал, как ни странно,

Вывернул с дырой карманы.

Дед: Нету денег, ну и что же?!

Мир в семье всего дороже!

Учитель: Да, мир в семье всего дороже.

Четвертая сценка. «Петина болезнь» Действующие лица: доктор, мальчик Петя.

Доктор: Заходи, больной.

Петя: Я не больной, у меня только горло:.

Доктор: Что горло? Болит?

Петя: Хрипит.

Доктор: Что ж, посмотрим. (Дает ему градусник, берет лист бумаги и пишет).

— Как же тебя зовут, Птичкин?

Петя: Петя.

Доктор: В каком классе учитесь, молодой человек?

Петя: В третьем»вы».

Доктор (удивленно): Вы! Что это за «вы»? Не знаю я такого класса. А дружно вы живете в вашем классе?

Петя: Жутко дружно и весело:

Доктор (приподняв очки, удивленно): Жутко? И весело? А учитесь хорошо?

Петя: Порядок! Особенно девчонки жмут! Их учителя в пух и прах хвалят!

Доктор: А ты как учишься?

Петя: Клево! Вот только вчера по физ-ре «двойку» схватил:

Доктор: О, это ужасно! Такие слова: «клево, по физ-ре:» Тут явно болезнь, но только не горла, а языка и головы. Покажи, пожалуйста, язык.

(Петя открывает рот и говорит: «А-а-а»).

Доктор (смотрит в рот): Покраснение, правда, есть. Но оно скоро пройдет. Вот примите сейчас (подает пузырек и ложку).

Петя(берет пузырек, читает по слогам): «По 5 капель после приема пищи». (Пьет и пищит).

Доктор: Петя, что с тобой? Почему ты пищишь?

Петя: На пузырьке написано «пищи», вот я и пищу.

Доктор: Вот чудак! Ты не только говорить, но и читать не умеешь. Написано: «после приема пищи». Мой тебе совет — лучше учиться.

Слайд 5. Нужен словарь!

Ежедневно для общения друг с другом мы используем устную речь. Однако не всегда говорящие задумываются над правильностью данной речи. Нарушение правил произношения ведёт к непониманию говорящими друг друга, делает речь некрасивой и неграмотной. Помочь здесь может только орфоэпический словарь. Обращайтесь к нему почаще.

Учитель. А сейчас послушаем частушки о вежливых ребятах в кавычках.

Частушки

Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка – три струны!

Подпевайте, не зевайте!

Выходите, плясуны!

Тетя Сима попросила

Слазить Витю на чердак

«Извините тетя Сима,

Я вам вовсе не батрак».

Коля ссорится с друзьями

В ход пускает кулаки

У задиры под глазами

Не проходят синяки.

4. В поезд входят три юнната

— Ух, народу сколько тут!

— Занимай места, ребята,

— А то бабушки займут!

5. Говорит лентяйке мать:

— Убери свою кровать!

— Я бы, мама, убрала.

Только я еще мала!

6. Петя ловко ловит рыбу,

Может лодки мастерить,

Только «здравствуй и спасибо»

Не умеет говорить

7.Ты играй повеселее

Балалайка в три струны!

Подпевайте, кто умеет,

Не стесняйтесь, плясуны.

Слайд 6. Мы в кинозале.

Просмотр отрывка мультфильма.



Сейчас я предлагаю вам посмотреть отрывок из м/ф «Зеркальце» и ответить на вопрос: «Можно ли сказать, что человек, употребляющий этикетные слова, всегда прав, честен, искренне вежлив и воспитан?» (ответы ребят) Когда человек хочет получить выгоду, он льстит, говорит неискренне, и о таком человеке мы не скажем, что он воспитан и вежлив.

Слайд 7. Домашнее задание.

Человек, с которым у тебя много общего, но вряд ли ты с ним будешь откровенным (товарищ)

Установленный порядок поведения (этикет)

Поступки, совершаемые нами ежедневно (привычка)

Внутреннее осознание добра и зла; твой главный судья (совесть)

Твой выбор в конкретной ситуации (поступок)

Достоинство, то, что вызывает уважение (честь)

Знание правил поведения в обществе (воспитанность)

Слайд 8. Мы культурные и вежливые дети.

Учитель. Улыбнемся друг другу , пожелаем всего л хорошего и закончим наше мероприятие песнкой В.Шаинского и М.Пляцковского «Улыбка»

Итог классного часа.








sitemap
sitemap