Классный час Мораль и закон



Цель: Формирование гражданской позиции, правовой и нравственной культуры старшеклассников.

Задачи:

Способствовать развитию у учащихся критического осмысления своих и чужих поступков.

Формировать активную жизненную гражданскую позицию, умение говорить «нет» в ситуации нравственного выбора.

Предварительная работа:

Изучение статей административного и уголовного кодекса.

Сочинение- размышление «Моё отношение к десяти заповедям».

Подготовка к инсценировке игры.

Создание « Азбуки нравственности» для младших школьников.

Эпиграф

Истинный показатель цивилизации-

Не уровень богатства и образования,

Не величина городов, не обилие урожаев,

А облик человека, воспитанного страной.

Р.Эмерсон



Есть две морали: одна пассивная, запрещающая

делать зло, другая – активная, которая повелевает делать добро. Д.Льюи Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. Н.Некрасов

Ход классного часа

Обсуждение притчи

(Ведущий рассказывает притчу)

Много лет тому назад люди жили совсем не так, как теперь. И окружающий их мир тоже был совсем не таким.

Луна светила ночью в зависимости от своего настроения: хорошее настроение- светила ярко, и всякий путник без труда находил дорогу к дому, плохое настроение — трудно было людям добираться к своему очагу.

Так вела себя не только луна. Также вели себя звёзды и солнце, день и ночь, моря и реки. Словом всюду царил хаос. Люди устали от непредсказуемости природы, процессов и явлений. Они обратились к самому мудрому человеку с вопросом: « Как можно изменить своё существование, чтобы оно было предсказуемым и устроенным?»

Самый мудрый человек ответил: «Нам нужно написать законы, которые коснутся не только природных явлений, но и самого человека. Если мы это сделаем правильно, человеку только останется их чётко исполнять и его жизнь станет лёгкой, радостной и счастливой»

Вопросы для обсуждения:

Прав ли был мудрец?

Нужны ли людям законы?

Всегда ли человек соблюдает законы и правила, от чего это зависит7

Почему человек преступает закон?

Что значит слово «заповедь»?

Какие заповеди вы знаете?

Чем заповеди отличаются от законов?

Обсуждение сочинений- размышлений

Ведущий. Какие жизненные заповеди считаются незыблемыми в вашей семье?

Подтвердите своими размышлениями, которые вы написали, готовясь к классному часу.

Работа в группах

“Моральное” лото.

Разделиться на группы. Каждая группа получает карточки с полем лото. Зачитываются номер вопроса и определение нравственного понятия. Происходит обсуждение, к какому понятию относится определение. По угаданному номеру закрывают поле лото. У кого первым заполнится ряд? Зачитывают все определения до конца.

Приготовить несколько карточек с полем для лото, пример:

5

13

17

19

3

14

6

1

11

9

18

20

7

2

12

4

16

10

8

15

Вежливость- качество, характеризующее поведение человека. Оно основывается на внимании, доброжелательности, уважении к людям.

Выдержанность- умение человека контролировать свои поступки, действовать сообразно своим целям, несмотря на трудности и препятствия.

Верность- качество, характеризующее отношение человека к другим людям в повседневном поведении.

Гордость- это нравственное чувство, которое отражает внутреннее достоинство человека, самодостаточность и независимость личности.

Грубость- качество личности человека, которое характеризуется следующими признаками: отсутствие доброжелательности к людям, раздражительность, бестактность, невнимание к интересам других людей.

Доверие- это отношение к человеку или группе людей, основанное на убеждённости в их правоте.

Заносчивость — негативное отношение человека к людям, которое проявляется в высокомерии, неоправданной переоценке своих личностных качеств.

Искренность- качество, характеризующее человека и его действия. Искренний человека и его действия. Искренний человек честен с собой и другими людьми.

Любовь- чувство глубокой привязанности к кому- либо или чему- либо.

Нравственная культура- показатель того, насколько требования нравственных законов жизни воплотились в поступках человека.

Милосердие- принцип поведения человека, основанный на сочувствии, сострадании и готовности делать добрые дела.

Патриотизм — нравственный принцип, которым руководствуется человек, уважающий историческое прошлое своего народа, гордится его достижениями, небезучастен к интересам своего народа, считает независимость и свободу своей страны и личности главной ценностью.

Правдивость- это качество характера человека, которое проявляется в адекватной оценке людей и явлений окружающей действительности.

Способность к прощению — это качество характера человека, проявляющееся в умении забыть обиду и не ставить человеку в вину дурную мысль или плохой поступок.

Скромность- это качество характера человека, проявляющееся в умении адекватно оценивать свои личностные качества и не выпячивать их перед другими людьми.

Совесть – способность человека к осуществлению нравственного самоконтроля.

Сострадание – это умение проникнуться чужим страданием и горем, соединенное с желанием помочь в его преодолении.

Трудолюбие – это качество личности, которое проявляется в отношении к трудовой деятельности. Оно характеризуется степенью проявляемого усердия, старания человека.

Тактичность – это степень проявления вежливости человека по отношению к другим людям.

Честь – качество личности человека, требующее от него проявления принципиальности, правдивости, верности принятым обязательствам, искренности.

Сейчас давайте разберемся  по каким нормам живет человек в обществе.

Есть две нормы жизни: мораль и право.

 Рассмотрим их отличия.

 

мораль

право

определение

Мораль – совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека.

В широком смысле Право – это обоснованная свобода и возможность поведения, принятые в обществе. Юридическое Право – это система общеобязательных норм (правил), установленных или санкционированных государством, направленных на урегулирование общественных отношений и обеспечиваемых мерами государственного принуждения.

источник

Эти нормы нигде не записаны.

Конституция, законы.

кто 

придумал

Люди знают, что такое добро, что такое зло, что такое справедливость. Зная это, они определили для себя, что можно делать в обществе, а чего нельзя.

Государство

ответственность

За их нарушение наступаетморальная ответственность (моральное порицание, неодобрение) в виде осуждения со стороны тех, кто с ним не согласен.

Государство следит за тем, чтобы эти нормы обязательно соблюдает. Если же этого не происходит, государство принуждает их соблюдать. Тогда наступает его правовая (юридическая) ответственность.

Ребята получат конверты, в которых лежат карточки с записанными на них нравственными понятиями. Они должны их объяснить максимально доходчиво, проиллюстрировать примерами. Это необходимо сделать в виде яркой «азбуки нравственности» для младших школьников.

Слова для работы в группах:

Группа 1: вежливость, гордость, любовь, нравственная культура.

Группа 2: скромность, милосердие, выдержанность, грубость.

Группа 3: доверие, совесть, сострадание, честь.

Группа 4: трудолюбие, тактичность, патриотизм, правдивость.

Группа 5: искренность, заносчивость, верность, способность к прощению.

Самооценка нравственных качеств

 Какие поступки регулируются моралью, а какие – правом:

Распивать алкогольные напитки

Ловить рыбу

Угрожать расправой

Бить стекла

Завидовать

Лгать

Не дружить со слабыми

Разводить костры

Не платить налоги

Брать чужие вещи

Ломать деревья

Учащимся раздаются листочки с записанными на них качествами личности

(которые были предметом обсуждения в предыдущем задании) и предлагается проранжировать эти качества по степени их наличия и проявления у себя.

Затем учащимся предлагается назвать те качества и нравственные категории, которые они считают самыми важными в жизни, с помощью которых они смогут состояться, будучи взрослыми.

Инсценировка и обсуждение ситуаций

Ситуация 1. Саша возвращался из школы в метро с одноклассниками. Вдруг один

из друзей заметил, что у девушки, которая идёт впереди, из заднего кармана торчит кошелёк, и предложил Саше вытащить его. Остальные только одобрили эту идею.

Ситуация 2. Мама разбудила Толика в 9 часов утра и попросила сходить в магазин. Он пролежал в постели, уставившись в телевизор, до 11 часов. После завтрака, прихватив пару яблок, вышел погулять с собакой. Тут же пнул ее ногой (лаяла от радости). Мама просила быть дома в 13 часов – к обеду. Встретил одноклассника. Тот напомнил, что по математике задали трудную задачку. Во время разговора Толик начал грызть второе яблоко. Вернулся домой в 14 часов. После обеда мама сказала, что пора делать уроки. “А нам не задали”, – сказал Толик. В 16 часов он пошел в парк играть в футбол. Мяч застрял на дереве. Толик выломал из куста длинную ветку и сбил мяч. Возвращаясь домой, увидел на земле кошелек. Озабоченная женщина, глядя в землю, ходила рядом. Толик незаметно поднял кошелек и побежал покупать мороженое. У перехода через улицу стояла слабовидящая старушка. Толик рванулся через улицу прямо к магазину.

Ситуация 3. Ребята веселились на дне рождения, а потом пошли провожать девочек домой. По дороге они увидели машину без хозяина, дверь была приоткрыта. Мальчики предложили прокатиться, а потом поставить её на место.

Ребята инсценируют ситуации, а затем анализируют их по следующим критериям:

Бывают ли такие ситуации в реальной жизни7

Чем могут закончиться подобные ситуации?

Как можно избежать неприятностей в подобной ситуации?

Предложите модели поведения учащихся в данных ситуациях.

Заключительная часть.

бюджетное учреждение

среднего профессионального образования ХМАО ЮГРЫ

колледж-интернат «Центр искусств для одаренных детей севера»

Классный час «Мораль и закон»

Подготовила и провела:

Телегина Л.Ю.

Ханты-Мансийск

2013








sitemap
sitemap