Классный час Каждый человек достоин уважения



Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Новослободская средняя общеобразовательная школа»

Калужская область, Думиничский район

Классный час в 4 классе

«Каждый человек достоин уважения»



Подготовила

учитель начальных классов

Михалева Светлана Анатольевна

Новослободск, 2013г

Классный час

Класс 4

Тема: «Каждый человек достоин уважения»

Цели:

познакомить с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности;

формировать культуру толерантности у учащихся младшего школьного возраста;

развивать умение действовать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

воспитывать у учащихся уважение к себе, сверстникам, старшим; умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением;

Учебные материалы: карточки с ведущими понятиями, конверты с карточками(3 шт.); фломастеры; бумажные листья; ватман с изображением дерева без листьев; музыкальный центр; фотовыставка; презентация; мелодия «Падает снег» на стихи Э.Асадова; фонограмма песни на муз.М.Минкова, сл.Ю.Энтина «Дорогою добра»

Предварительная подготовка: учащиеся готовят сценку «Девушка по имени Любовь», находят определения понятия «Толерантность» на разных языках.

Ход занятия

Ι.Организационный момент.

Учащиеся приветствуют друг друга.

-Здравствуй, друг! Здравствуй, подруга!

Мы скучали друг без друга.

Ты в глаза мне посмотри.

Левым глазом подмигни.

Подмигни мне правым глазом.

Скажем: «Здравствуйте!» мы разом.

«Здравствуйте»

Учащиеся рассаживаются группами . Группы называются «Радость», «Доброта», «Красота».

ΙΙ.Введение в тему. (Слайд 3 с высказыванием Б.Шоу)

— Добрый день, ребята. Здравствуйте, уважаемые гости. Рада вас видеть.

Тема нашего классного часа «Каждый человек достоин уважения».

Игра «Я люблю себя за то…»

— Предлагаю вам игру «Я люблю себя за то…»

— Сейчас каждый из вас по очереди поднимается с места и говорит, за что он себя любит.

— Скажите, дети, это плохо или хорошо, когда человек любит себя за что-то?

(Выслушиваются ответы учащихся.)

-Каждый должен любить себя, ухаживать за собой, воспитывать в себе лучшие человеческие качества.

ΙΙΙ. Определение цели мероприятия.

— 16 ноября ежегодно отмечается Международный день толерантности. Сегодня наш разговор будет посвящен толерантности.

— Слово, возможно, не всем знакомо, да и звучит совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это человек не только образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими его людьми. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека, группы, общества в целом.

(Слайд 4 Термин «толерантность»)

— Термин «толерантность» объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

— Предлагаю вам посмотреть сказку.

Слайд 5

Звучит спокойная мелодия. Учащиеся инсценируют сказку.

Жила- была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому седому прожившему сто лет волшебнику:

— Помоги мне, дедушка ,выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

— Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет…..

Утром, когда алое солнце осветило землю , пришла Любовь в условленное место…

Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

— Вот выбирай,- сказал волшебник.-

Одну зовут Радость, другую – Удача , третью — Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта.

— Они все прекрасны,- сказала Любовь . — Не знаю, кого выбрать…

— Твоя правда, они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними , а может ,будешь дружить , но выбери одну из них.



Она будет подружкой тебе на всю жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь….

-А кого бы выбрали вы?

— Почему?

Дети отвечают. Продолжается сказка.

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

— Почему Любовь выбрала Доброту? (Доброта- это отзывчивость,

душевное расположение к людям. Без доброты любви не бывает)

ΙV. Беседа. Мозговой штурм.

(Слайд 6 «Падает снег»)

— Послушайте стихотворение Э.Асадова «Падает снег», в котором говорится о равнодушном отношении людей друг к другу.

Чтение стихотворения Асадова «Падает снег» на фоне спокойной мелодии.

— Чему учит нас это стихотворение?

(Сочувствию. Если видите, что человеку плохо, не стесняйтесь, подойдите к нему, скажите доброе слово, помогите ему. Не будьте равнодушны.)

— Сейчас я предлагаю послушать, как слово «толерантность» определяется на разных языках мира. Слайд 7 «Дети мира»

(сообщения учащихся)

В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Во французском – способность допускать, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.

В испанском языке толерантность обозначает способность признавать отличные от собственных идеи или мнения.

В английском – готовность быть терпимым, снисходительным.

В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение, расположенность к другим.

— Какое из определений вам понравилось больше? (высказывания учащихся)

— Ребята, почему в разных странах различные определения? (все мы разные)

— Что объединяет эти определения?

(Быть толерантным — это означает уважать других, не взирая на различия. Быть внимательным к окружающим, понимать друг друга, уважительно относится друг к другу, независимо от нации)

-Как вы относитесь друг к другу?

— Всегда ли вы добры и отзывчивы?

(учащиеся высказывают свое мнение)

— Надо уважать друг друга, не грубить, быть вежливым, добрым…

-Давайте обобщим все сказанное.

— Символом толерантности является радуга. Как вы думаете, с чего начинается толерантность?

Конечно же, с улыбки.

— Слово толерантность я изобразила в виде солнца. Но у него нет лучиков.

— Какие слова, на ваш взгляд, должны быть на лучах?

Среди слов ученики выбирают слова: терпимость, доброжелательность, милосердие, уважение прав других, сотрудничество, сострадание, прощение, доверие

и крепят их на доску.

Молодцы!

Слайд 8 («Жертвы, )

— Мы с вами живем в 21 веке. Набирает обороты технический прогресс. Казалось бы, жизнь должна стать спокойнее. Но очень часто мы слышим слова «жертва насилия», «беженцы»…

— В мире растет агрессивность, преступность, расширяются зоны конфликтов.

— Каждый из нас совершает в жизни разные поступки. Иногда мы поступаем правильно и проявляем свои лучшие душевные качества, но иногда бывает и наоборот…

— Предлагаю вам послушать рассказ одной девочки.

« Недавно я была с мамой в одном городе, мы шли по парку. Впереди нас на инвалидной коляске передвигался с виду крепкий молодой мужчина. Вдруг колесо попало в выбоину на асфальте, и коляска перевернулась. Инвалид упал. Мимо равнодушно проходили люди. Мы с мамой попытались поднять мужчину. Ничего не получалось. Тогда мы обратились за помощью к прохожим. Желающих помочь не находилось. Инвалид просил оставить его в покое»…

— Как бы поступили вы на месте девочки и ее мамы?

— Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку плохо?

(высказывания детей)

(Продолжение рассказа)

«Но мы снова попытались его поднять. Мимо шли студенты.

–Ребята, помогите,- обратились мы с отчаянием к ним.

Студенты усадили упавшего в коляску. На выходе из парка я оглянулась посмотреть на оставленного на алее инвалида.

Он плакал»

— Почему плакал инвалид? (высказывания детей)

— Равнодушие – это страшное зло нашего времени. Среди людей черствых, озлобленных, равнодушных, способных предать даже ближнего, жить тяжело. Но я уверена, что добрых и отзывчивых людей на земле гораздо больше.

-Что вы можете сказать о студентах? ( высказывания учащихся)

— Сделав добро, человек становится чище, лучше, светлее. Если каждый из нас будет внимательней к любому человеку – это и будет проявление доброты, милосердия, сострадания.

V. Групповая работа.

— А сейчас я предлагаю вам поработать в группах.

Каждая группа получает конверты с заданием: разделить предложенные сочетания слов на две группы («толерантная личность» и «интолерантная личность»)

— Интолерантная личность характеризуется представлением человека о собственной исключительности, плохим воспитанием, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций, обычаев.

— Кто считает, что это говорится о нем? Оцените себя. Не отвечайте перед классом (самооценка).

— Толерантная личность – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к другим культурам, взглядам, традициям.

— Кто считает, что это про него? (Не требуется ответа при классе)

— Разделите предложенные сочетания слов на две группы.

уважение мнения других непонимание

доброжелательностьигнорирование

желание что-либо сделать вместеэгоизм

понимание и принятиенетерпимость

чуткостьвыражение пренебрежения

любознательностьраздражительность

снисходительностьравнодушие

довериеагрессивность

гуманизм

Учитель проверяет задание. Слайд 9, 10.

Молодцы. С заданием вы справились.



VΙ. Упражнения «Конфликты» Слайд 11 (Фото 4 кл)

— Давайте сейчас попробуем проверить, насколько вы толерантны? Постарайтесь проявить свои лучшие стороны при разрешении проблемных ситуаций.

(Каждая группа получает карточку с описанием ситуации, обсуждает ее и предлагает решение сложившейся ситуации.)

Ситуации:

1.Кто-то из одноклассников нарочно толкнул тебя и свалил с ног.

— Как ты поступишь?

2. Два хороших друга, Сережа и Миша, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Сереже нравятся рыбки , и он считает их лучшими, а Мише нравятся хомячки , он считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают.

— Прокомментируйте ситуацию. Как бы поступили вы?

3. Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалостно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет.

— Что могло бы произойти?

— Какое качество проявили ребята?

— Как бы поступили вы?

4. Представьте себе, что ваш друг (или подруга) получил плохую оценку и очень расстроился из-за этого.

— Как вы поступите в такой ситуации?

5. Один из одноклассников смеётся над твоим другом.

Как ты поступишь?

6.Приятель схватил твою ручку без разрешения.

Как ты поступишь?

Звучит музыка.

Заслушиваются ответы учащихся.

Вывод.

— Чаще всего невозможно сделать поведение полностью толерантным, ведь мы все разные. Главное – стремиться сделать его таким.

VΙΙ. Подведение итого мероприятия.

Слайд 12 (итог: что такое тол-ть?)

— Вот и подошел к концу наш классный час. Но разговор о толерантности не закончен, мы часто будем возвращаться к этой теме. Кроме того, мне хотелось бы, чтобы наш класс и наша школа стали пространством толерантности, чтобы у нас царили уважение, взаимопонимание, не было ссор, а радость, удача, доброта, красота, любовь были нашими постоянными спутниками.

-Я предлагаю вам создать «Дерево толерантности» . Напишите на листочках, что можно для этого сделать и прикрепите их на наше дерево .

Слайд 13 (Дари тепло…) музыка

( Звучит песня в исполнении А.Пугачевой «И исчезнет грусть». Учащиеся пишут на заранее подготовленных листочках пожелания и прикрепляют их на дерево)

Ученики выходят, читают свои записи и приклеивают листочки

Слайд 14 (Солнышко) музыка «Дорогою добра»

— Старайтесь быть добрее, внимательнее к любому человеку, с которым вы вступаете во взаимоотношения, будь то одноклассник или прохожий. Старайтесь принимать как факт присутствие других людей с их идеями, деятельностью и образом жизни. Это значит, что вы будете признавать, что все люди разные, но вы уважаете тех, кто не похож на вас, потому что каждый человек достоин уважения.

— Я попрошу встать всех в круг лицом друг к другу, взяться за руки, вытянуть правую ногу вперед и по моей команде сделать шаг вперед – «навстречу толерантности».

-Навстречу толерантности — шаг вперед!

Я очень рада нашей встрече. Мне приятно было с вами общаться. Закончить наш классный час мне хотелось бы одной из наших любимых песен.

вучит песня на муз.М.Минкова, сл.Ю.Энтина «Дорогою добра»)

Литература

Гревцева И.В. «Что такое толерантность?»// Классный руководитель, 2006, №4;

Декларация принципов толерантности //Учительская газета. – 2003, №13; 2009;

Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. «Генезис», М. 2005;

Байбародова Л.В., Ковальчук М.А. «Воспитание толерантности у школьников», «Академия развития» 2003;

«Начальная школа»,№ 10, 2013.








sitemap
sitemap