Классный час Дружба — великая сила



Елена Федоровна Важдаева,

учитель начальных классов

МОУ Лесогорская СОШ

Шатковского района Нижегородской области

Классный час по теме «Дружба великая сила!»

Цели:

Обсудить, кто такой друг, что такое дружба, умеют ли дети дружить.

Расширять и углублять представление детей о доброжелательном отношении к окружающим их людям.

Раскрыть значимость моральной поддержки товарищами, которая может быть выражена в сочувствии.

Формировать ценное отношение ребенка к себе и окружающим его людям.

Оформление: эпиграф, презентация SMART, сочинения детей по теме «Портрет моего друга».

На доске эпиграф:

“Дружба – главное чудо всегда,Сто открытий для нас всех таящее. И любая беда – не беда,Если рядом друзья настоящие”

Ход классного часа

Гости заходят в класс и садятся, дети заходят парами и встают перед доской. Слайд 1

Учитель: Здравствуйте уважаемые гости! Мы рады вас видеть. Вас приветствует 3 класс..(хором) ДРУЖНЫЙ!

Сколько света в этом мире, Молод он в красе своей!И становится все шире,Все прочнее круг детей.Дружба – это свежий ветер!Это радости привет,Ничего на белом светеЛучше крепкой дружбы нет!И особенно приятно,Что вблизи и вдалеке,Слово дружба всем понятноНа любом материке!Пусть с веселым переливомСмотрит радуга в окно!Детство быть должно счастливым.Детство мирным быть должно!

(Дети садятся на свои места по командам)

Учитель:

— Наш классный час сегодня посвящен важной теме, мы будем вести разговор о дружбе, об отношениях, которые должны быть между товарищами и одноклассниками.

-Как вы думаете, почему эта тема для нас важна? (Мы должны учиться дружить, учиться стать хорошим другом, учиться беречь дружбу, хотим, чтобы наш класс был самым дружным)

-Иметь друга – это настоящий подарок судьбы, так как не все люди могут иметь друзей, некоторые просто путают понятия “знакомый”, “приятель”, “друг”.

— Ребята, поднимите руку, кто из вас имеет настоящих друзей? Вижу много таких детей.

-За неделю до нашего классного часа вам было дано задание написать сочинение на тему «Портрет моего друга». Они получились душевными, открытыми и поэтому, мне хочется сейчас зачитать некоторые из них.

-Я согласна с тем, что и человек, и собака, и кот могут быть нашими верными друзьями! А еще книга –наш друг! Книга — наш верный друг и советчик. Максим Горький писал:»Любите книгу — источник знания, только знание спасительно, только оно может сделать нас духовно сильными».

— А как вы думаете, что же такое дружба?

-Давайте прочитаем определение дружбы из словаря С. И. Ожегова. Слайд 2

— А при каких условиях, с чего может в классе возникнуть дружба? (игры, общение, общие дела, совместные игры)

Учитель:

— Когда у тебя появляется друг, ты чувствуешь, что это именно тот человек, который будет тебя понимать, ты сможешь рассказывать ему о своих переживаниях, делиться с ним своими секретами.

— А еще с чего начинается дружба? Как поется в детской песенке? (С улыбки)- Это верно, а почему?

-Когда человек улыбается, он располагает к себе, поднимается настроение, и тоже в ответ хочется улыбнуться. Улыбаясь, мы проявляем симпатию, доверие, а именно с этого начинаются дружеские отношения.

-О дружбе размышляли во все времена, философы, поэты, ученые излагали свои мысли. Поэт Л.Измайлов написал очень хорошее стихотворение “Монолог о дружбе”, послушайте его. Дети читают первую часть этого стихотворения.

Что такое дружба? Каждый знает.Может быть, и спрашивать смешно.Слово “дружба” что обозначает?Может быть, поход вдвоём в кино,

Может быть, хороший пас в футболе?Может быть, подсказку у доски, Может быть, защиту в драке школьнойИли просто средство от тоски?Ну, а может быть, молчанье в классе,Если друг плохое совершит?Скажем, Коля стены разукрасил,Михаил всё видел, но молчит.Разве это дружба, если кто-тоДроби дома не хотел решать:Заниматься не было охоты, А дружок даёт ему списать.Разве это дружба, если двоеВздумали уроки прогулять,А спросила мама: “Вы не в школе?” –Оба дружно начинают врать.

— Вы согласны с автором, что именно это дружба? Так надо дружить?

– У Агнии Барто есть прекрасное стихотворение

“Требуется друг” (рассказывают девочки)

Все живут, не тужат,А со мной не дружат.Предлагаю Ильиной:“Ты дружи со мной одной!”.Есть разряд у ИльинойИ девчонок свита.Подружусь я с Ильиной –Стану знаменита.

Все пятерки до однойУ Светловой Нади.Я прошу “Дружи со мной!Подружись хоть на день!Будешь ты меня спасать –Дашь контрольную списать.А девчонка на дыбыГоворит: “Молчала бы!”Не вставать же на колениУговаривать подругНапишу я объявление:“Срочно требуется друг!”

-Почему девочка так мечтала о дружбе с Ильиной?

— Почему она очень хотела подружиться со Светловой Надей?

— Почему героине так трудно было найти друга?

— Почему так долго не удавалось ей найти подружку?

— Что вы посоветуете этой девочке, чтобы с ней дружили, а не обходили стороной?

-Дружба – это высокое чувство, в которое не может вмешиваться корысть, выгода. Если в мыслях человека есть такая формула “Ты – мне, я – тебе” это не дружба. Дружба должна быть бескорыстной.

-Ведь дружить надо не ради выгоды. Не для того, чтобы тебе что – нибудь хорошее делали, а для приятного общения.

-Надо уметь помогать друг другу, проявлять внимание, чуткость. Рассмотрим еще одну ситуацию.

Сегодня в классе контрольная работа. Дима и Саша склонились над листком бумаги. Учитель сказал, что письменные работы будут посылаться в район. Дима — сильнейший математик в классе, он уже решил задачу и переписывал с черновика на беловик. Сашу посадили рядом с Димой, чтобы подтягивался. Потому что Саша неуспевающий, несообразительный. Но он и очень самолюбивый (чувство самоуважения) мальчик. Дима открыл перед ним черновик. Смотри. Вот уже решена. Достаточно одним взглядом посмотреть, если захочешь, всё станет понятно. Но Саша нахмурился и смотрел только на свой черновик. Диме жалко Сашу, недоброе предчувствие сжало сердце. Опять двойка, а у меня — пятёрка.-Хороший ли товарищ Дима?

-Как он мог помочь Саше?

-Дружить – это очень непросто.

— А какими качествами должен обладать настоящий друг? Слайд 3 (анимация)

Учитель:

— Наверно и ваши друзья хотят видеть в вас такие же черты характера.

Учитель:

— Ребята, а скажите, что может разрушить дружбу, дружеские отношения? Слайд 4 (анимация)

-Старайтесь беречь дружбу, ведь у людей с такими качествами никогда не будет друзей.

Cценка «Три товарища» (по рассказу В. Осеевой)

Учитель:

— Вот какие бывают друзья, судите сами.

-Ребята, часто бывает так, что даже лучшие друзья ссорятся. Вот пример. Три ученика стихотворение » Друзья» читают по ролям.Кто кого обидел первым?Он меня..Нет он меня.Кто кого ударил первым?Он меня..Нет он меня.Вы же раньше так дружили.Я дружил.И я дружил.Что же вы не поделили?Я забыл.И я забыл.

Физминутка: Встаньте  дети,  встаньте в круг

Я  твой  друг  и  ты  мой  друг.

Влево, вправо  повернитесь

И  друг  другу  улыбнитесь.

Руки  к  солнцу  протянули,

Лучики  поймали  и  к  груди скорей  прижали.

С  этим  лучиком  в  груди

Ты  на  мир  ясней  гляди!

Игра «Найди друга» (дети — в круг, ведущий с закрытыми глазами определяет одноклассника)

-Много мы с вами говорили о дружбе, дружеских отношениях. Давайте попробуем сформулировать правила дружбы, которыми вы можете пользоваться в жизни: (Слайд 5 анимация)   помогать другу, быть честным, уступать, не бояться просить прощения, не грубить, не жадничать, не злиться…

Учитель:

-Давайте с вами эти правила дружбы повесим в нашем классном уголке и постараемся их соблюдать.

— Я надеюсь, что отныне вы будете строить отношения по правилам, будете знать кто настоящий друг, что такое настоящая дружба!

-А сейчас послушаем вторую часть стихотворения Л. Измайлова.

Дети рассказывают 2 часть стихотворения “Монолог о дружбе”:

Ну, а может дружба – это если друг твой боленИ не может в школу приходить, –Навещать его по доброй воле,Школьные уроки приносить, Терпеливо объяснять заданья,На себя взять часть его забот, Отдавать ему своё вниманьеДни, недели, месяц или год…Если друг твой что-то, к сожаленью,Плохо сделал или же сказал,Надо честно, прямо, без сомненьяПравду высказать ему в глаза.Может быть, обидится он вдруг,Всё равно сказать ты правду должен, Ведь на то и нужен лучший друг.Дружба в радости и дружба в горе.Друг последнее всегда отдаст.Друг не тот, кто льстит, а тот кто спорит,Тот, кто не обманет, не продаст.Дружба никогда границ не знает,Нет преград для дружбы никаких.Дружба на Земле объединяет Всех детей – и белых, и цветных.

Ученица: «Что такое Дружба?»

Что такое Дружба? –

Спросила я у птицы.

-Это когда коршунЛетает вместе с синицей.Спросила я у зверя:

Что такое Дружба? —

Это когда зайцу

Лисицы бояться не нужно.

А после спросила у девочки:

Дружба — что такое?

Это что-то огромное,

Радостное и большое!

Это когда ребята все сразу,

Все вместе играют,

Это когда мальчишки

Девчонок не задирают.

Дружить должны все на свете:

И звери, и птицы, и дети!

— Ребята, великий педагог В.А Сухомлинский составил Законы дружбы, давайте с ними познакомимся. Мне очень приятно, что ваши мнения совпали с мнением великого педагога. Дружба – великое чудо! Слайд 6 (режим демонстрации)

Ученик: Настоящий друг везде

Верен, в счастье и в беде;

Грусть твоя его тревожит,

Ты не спишь- он спать не может,

И во всём, без дальних слов,

Он помочь тебе готов.

Учитель:

А теперь поработаем в командах.

— А какие пословицы о дружбе вы знаете? Слайд 7 (режим демонстрации)

Игра «Собери пословицу» Слайд 8 (Drag @ Drop), 9 (соединить маркером)

Молодцы! А теперь посмотрим, читаете ли вы книги о друзьях?

Учитель проводит викторину.

• Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогоняли, вместе жили — не тужили… Назовите этих друзей-музыкантов. (Бременские музыканты: Петух, Кот, Пес, Осел.)

Григорий Остер написал немало рассказов о Попугае, Удаве, Мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвертым в компании друзей? (Слоненок.)

Когда Лев Толстой написал басню «Два товарища», в ней были слова: «Ну что, — говорит, -Медведь тебе на ухо говорил?» Как вы думаете, что ответил товарищ? (Плохи те люди, которые в опасности от своих друзей убегают)

Какая девочка выручила своего друга из ледового плена? Вызывает ли у вас уважение ее поступок и почему? (Герда выручила своего друга Кая)

Этот герой бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес: «Я самый больной в мире человек!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Карлсон. Лекарство — малиновое варенье)

Учитель: Я хочу вам рассказать одно чудо! Однажды я прочитала рассказ М.В.Водопьянова “Один за всех и все за одного”, который до сих пор помню и хочу вам рассказать. Слайд 10 (режим демонстрации)

“Жил в Москве мальчик Лев Понтрягин. Учился он в начальной школе. Однажды случилась беда — взорвался примус (нагревательный прибор с насосом, подающим горючее к горелке), что вызвало ожог лица. У него заболели глаза, ему была сделана операция, но безуспешно и мальчик навсегда погрузился в беспросветную тьму. Мальчик был удручен настигшей его катастрофой. Однажды домой пришли Левины товарищи и его лучший друг Кириллов Коля и твердо заявили, что они всем классом помогут ему. И они помогли. Каждый вечер кто-нибудь приходил к Леве учить вместе с ним уроки, читать ему вслух учебники и книги. Сосед по парте во время уроков вполголоса рассказывал ему, что написано на доске, какой опыт показывает учитель. Товарищи ходили с Левой и на каток, и в театр, и на концерты, и на лекции. С помощью верных друзей Лев Понтрягин с отличием окончил школу и поступил в Московский университет. И здесь нашлись хорошие товарищи. Студенты охотно помогали юноше. Понтрягин оказался талантливейшим математиком и в 23 года стал профессором и членом-корреспондентом Академии наук. Его именем названа улица в Москве. Его бюст установлен на стене дома, где он жил и в Российской государственной библиотеке для слепых в Москве”

— Вот оно чудо! Дружба спасла человека, верные друзья! Представьте себе только, в 23 года слепой человек стал ученым, благодаря своим друзьям. А ведь все могло быть иначе.

Рефлексия «Какой я друг» Слайд 11 (клонирование, Drag @ Drop)

— Дети, мы сейчас составим пшеничные букеты.- Когда пшеница созревает, каким цветом становятся колоски?- А когда она еще не созрела, то колосья какие?- Подумайте, вы уже научились дружить, ваши колоски созрели для настоящей дружбы?- Если “да”, то выберите колосок желтого цвета, если кто-то еще не созрел, а только учится быть настоящим другом, выберите колосок зеленого цвета.

-Теперь свои колоски переместите на доске: желтые к желтому полю, зеленые к зеленому. – Какое поле больше?

Итог: в чем смысл дружбы?

-Друг всегда рядом и в беде, и в радости. Если проблемы в семье, в учебе, друг придет на помощь, не дожидаясь, пока об этом попросят. И твой долг поступать также.

-Наш классный час подошел к концу, я надеюсь, вы будете настоящими друзьями и перенесете школьную дружбу во взрослую жизнь. Слайд 12(режим демонстрации)

-Предлагаю закончить классный час нашей любимой песней «Настоящий друг» (ссылка с заголовка слайда)

-Всего вам доброго! Хороших вам друзей!

Литература:

С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина “Воспитательная работа в начальной школе”, ТЦ “Учитель”, Воронеж, 2004 г

Л.В.Строганова “Классные часы, беседы для младших школьников”, Педагогическое общество России, Москва, 2007 г

Л.Н.Яровая, О.Е Жиренко “ Внеклассные мероприятия в начальной школе”. Москва, ВАКО, 2004 г



sitemap
sitemap