Классный час Добро и зло_22268



    1. Изучение нового материала

а) Вступительная беседа:

У. – Ребята, расскажите, что вы знаете об этом празднике?

( слушаем варианты детей)

Д. – В древние времена к этому воскресенью, которое позже назвали “вербным”, просыпалось первое весеннее деревце, верба. Люди верили, что вербные веточки в доме отгоняют злых духов от человека и животных, передают им свою силушку.

Д. – Всей семьей ходили вербу рвать. Ветки ломали, но дерево берегли. Приговаривали: “Из 50 веток можно сорвать одну, из 49—ни одной!”

б) Сообщение учителя:

— Этот праздник имеет и другое название: “Вход Господень в Иерусалим”.

– На прошлом уроке мы говорили, что многие поэты, музыканты, художники, архитекторы создавали свои произведения, воспевая и славя Создателя мира, как спасителя, исцелителя…

Были созданы литературные произведения, музыкальные, художественные…Священные истории.

— С одним из таких произведений мы сейчас познакомимся.

— “Благовестие спасения”, объясните, что значат эти слова?

Д. – Добрая весть о спасении.

Чтение учителем текста «Воскрешение Лазеря»

 

На доске записаны слова:

 

Святой Лазарь

Святая Марфа

Святая Мария

Вифания

Фарисеи.

 

 

У. – Расскажите, что вы поняли из прочитанного рассказа?

— Кем приходились друг другу святая Марфа, Мария, Лазарь?

— Что произошло в их семье?

— Как помог Иисус?

— Могли ли это делать простые люди?

У. – Теперь послушайте, продолжение рассказа: (Может продолжить подготовленный ученик)

После такого чуда люди еще сильнее поверили, что Иисус посланник, спаситель человечества, за ним устремились люди. Путь его лежал в Иерусалим. Но многие завистливые люди, фарисеи, хотели, чтобы все забыли о таком чуде и решили убить Иисуса. Помогал им в этом предатель Иуда.

Приблизившись к Иерусалиму, Иисус попросил своих учеников привести Ему ослика. (Ослик символ доброты и покорности). Сел на него и поехал далее. У стен города Иисуса встречали люди, встречали Его как царя, победителя. Кто-то стелил Ему под ноги свою одежду, кто-то срывал пальмовые ветви и устилал ими дорогу, делая из них подобие царского ковра. И дети, и взрослые встречали Спасителя радостными криками, возгласами, они полагали, что Он провозгласит себя царем земным. Принесет людям много земных благ (удовольствий). Воспевали в песнях, стихах Спасателя своего… Но не почести ожидали Иисуса в Иерусалиме….

 

2. Работа с иллюстрацией

У. – Рассмотрим иллюстрацию.

— Что это за вид изобразительного искусства? (картина, икона)

— Верно, икона, проанализируйте цвет, содержание.

— Кого мы видим на первом плане? Кто стоит за Cпасителем? Кто встречает Его перед вратами города?

— Кто на пальмах, зачем дети взобрались туда?

У. – Люди стояли в этот день с пальмовыми ветвями — вайи, а в России, сейчас с ветвями первого зеленеющего дерева — вербы. Отсюда еще одно название праздника — “Вербное воскресенье”.



— Как вы считаете, зачем нужно было людям писать такие произведения?



— А какой еще есть способ проявления душевной радости?

(создание песнопений, песен, стихов, музыкальных произведений

3. Физкульминутка.

 

Уж верба вся пушистаяРаскинулась кругом.Опять весна душистаяПовеяла крылом.

Мы весняночку поем,Весну красную зовем.Мы поем, мы поем,Весну красную зовем.

 

             4.Народные традиции праздника

А) — На территории нашей области, в деревнях, городах, у дорог, у рек, у водоемов, можно встретить большое, раскидистое дерево, достигающее в высоту более 30 метров. Это ива белая, или ветла, еще ее называют ракита, верба. Ветви у вербы зелено — желтые, кора и нижняя сторона листьев покрыта шелковистыми волосками, похожими на белесоватый налет. Если ива растет у воды, ее гибкие ветви свисают к воде, словно обессиленные, вероятно, поэтому ее называют плакучей ивой. Ива присутствует во многих легендах и сказаниях.

— Обычно, веточки вербы срезали заранее, ставили в сосуд с водой, чтобы к празднику появились пушистые сережки. Освященные веточки вербы принято было хранить в доме в течение всего года. Считается, что они обладают чудесными свойствами и защищают людей от всяких неприятностей. Ветвями священного дерева хлестали домашний скот, что служило верным залогом его здоровья.

— Отвар из почек вербы считался целебным, и употребляли его при различных заболеваниях. В древние времена, отваром из различных частей дерева лечили желудок, раны, сводили бородавки, мозоли, использовали для ращения волос. А в военное время, трудное, при недостатке витаминов, лечили цингу. Сок коры снижает температуру, а совсем недавно научились из коры ивы получать аспирин. Рекламируемый “Упса” тоже из коры ивы.

Ива очень неприхотливое дерево, воткни ветку в землю и зацветет новое деревце, радуя людей.

Б) Появляются дети в народных костюмах, ведут торг:

У самых стен Древнего Кремля шумит вербный торг, который зовется “верба”. По всей Красной площади “гуляет верба”, великий торг — праздничным товаром, пасхальными игрушками, бумажными цветами, всякими то сладостями, пасхальными разными яичками и вербой!

 

Солнце брызжет, солнце греет,Небо — василек.Сквозь березки тихо веетТеплый ветерок.

Все звонче над шатрамиВьется писк и гам.Дети с пестрыми шарамиТянутся к ларькам.

 

Верба, верба! В каждой лапкеБархатный пучок.Дед распродал все охапки!Ловкий старичок!

 — Сегодня все взрослые ходили очень рано к заутренней. Придя, домой, еще сонных, в постелях, стали нас вербами бить и приговаривать: “Не я бью, верба бьет — вставайте, дети, будьте здоровы!”

5 Практическая работа по изготовлению подарочных веточек.

— Сейчас мы изготовим пушистые веточки вербы сами.

Дети под руководством учителя “крутят” пуховки на веточки.

– Скажите, а для чего мы учимся делать такие веточки?

Д. — Для того, чтобы беречь веточки ивы, вербы, можно подарить, можно составить букет или даже пойти с этой веточкой в храм.

После изготовления подарков:

Д. — Смотрю на вербу и радуюсь. А сколько еще народу будет радоваться в праздник! Хорошо устроено, только зима уходит, а уж вербочка опушилась — Христа встречать!

Дети проходят по рядам, собирают веточки и, приговаривая, дарят гостям.

 

Верба Хлест, бей до слез!Верба синяя бьет насильноВерба красна бьет напрасно.

Верба бела, бьет за дело.С вербой, с вербой иду за тобой .Коснусь вербой, беги за мной.

 

                6. Заключительный этап урока

— Давайте узнаем, как поступали с веточкой в дальнейшем?

 

Уже распались куколкиИх бабочки прожгли.Пушистые распуховкиНа ветках расцвели.

Втыкали вербу малую.За образа, в углах.Чтоб силой смертно – алою,Не встал пожар в домах.

 

 

Пред вербным воскресеньем,Всех тех, кто молодой,С усмешками и пениемОбрызгали водой.

Свети нам, радость, здешняя,Цвети, земля, вода,Цвети нам, верба вешняя,Цвети с весной всегда.

 

Водою обливали их,Пусть свежей будет грудь.И вербой ударяли их,Как верба нежным будь.

 

Как быть веточкой вербы священной?

С вербным воскресеньем дорогие друзья!

Утром весенним к речке пойду,Вербы пушистой веток нарву.Нежные серьги от бед сберегут,Веточки вербы здоровья дадут.

Входом Господним зовут этот день.Помним о Господа мы доброте.Помним об этом. И в память о немВетками вербы украсим свой дом!

От рабства греха он принес нам спасенье,Празднуем Вербное мы воскресенье,От бед и болезней, Господь, нас храни!И дай нам здоровья, добра и любви! 

     Праздник входа Господня в Иерусалим Христианская церковь ввела в IV веке, а на Русь он пришёл в Х веке и стал называться Вербным воскресеньем, так как верба здесь играла такую же роль, что и пальма, пальмовые ветви. Верба освящалась и освящается сейчас в церкви святой водой.

     Приготовление вербных веток в городах было особым обрядом. Накануне Вербного воскресенья в старину россияне (от царя до простолюдина) отправлялись ломать вербу на берега близко протекающих  рек. В Москве, например, в Китай-город и на берега Неглинки.

КОЛДУНЬЯ-ВЕРБА

     Вербе приписывалась магическая сила способствовать плодородию и будущему урожаю. Считалось также, что верба обладает способностью наделять здоровьем и половой энергией людей и скот, предохранять от заболеваний и очищать от нечистой силы.

     На Руси было принято хранить освящённую вербу дома, в переднем углу, за иконами весь год. Её веточки прикрепляли также в сараях, хлевах. Перед первым выгоном скота в поле эти веточки скармливали животным.

     Вербе приписывалась также сила охранять дома от пожара, нивы от града, останавливать бурю, распознавать колдунов и ведьм, обнаруживать клады. Во время грозы освященную вербу ставили на подоконник — верили, что это спасёт дом от попадания молнии.

И КАЧЕЛИ-КАРУСЕЛИ

     Вербное воскресенье — светлый праздник за неделю до Пасхи, день весенний и яркий.

     На Руси весенние гулянья традиционно начинались за неделю до Пасхи, в субботу перед Вербным воскресеньем. Ещё продолжался Великий пост, поэтому о полномасштабных  развлечениях не могло быть и речи. В этот день на площадях  городов и крупных сёл открывались ярмарки, проводились массовые катания на площадях, а из развлечений, пожалуй, были только райки, так как балаганы, качели, карусели и различные увеселительные заведения можно было открывать с пасхи.

     Традиция вербных гуляний сложилась в середине XVIII века и, практически не изменяясь, просуществовала до начала ХХ столетия. С особым нетерпением этого дня ждали дети, которым родители на «вербу» всегда покупали сладости и игрушки. А основным развлечением для детворы, как и для взрослых, становилось посещение ярмарки.

     Яркие описания вербной ярмарки в Москве начала прошлого века оставил Иван Белоусов: «Ещё со средины вербной недели вся площадь заставлялась белыми палатками и заполнялась самыми разнообразными товарами, большей частью подарочного характера: игрушки, цветы, корзинные изделия, галантерея, сласти. Масса воздушных шаров красными гроздьями колебалась над толпой гуляющих… Писк, визг, гудки разнообразных игрушек наполняли площадь, заглушали разговор гуляющих и выкрики торговцев».

     Главным товаром на ярмарке, конечно, были ветки вербы, которые из деревень привозили целыми возами. Можно было купить несколько скромных веточек или целый пучок, украшенный тряпичными и бумажными цветами, херувимчиками из воска или папье-маше. А для состоятельных покупателей  могли предложить букетики вербы с херувимчиками из расписного фарфора или дутого стекла. Затем на праздничном Всенощном бдении вербы осветят и будут хранить до следующего Вербного воскресенья. Некоторые покупатели приобретали веточки с запасом, чтобы из раскрывающихся почек сварить кашу, которая так и называлась «вербной».

     На ярмарке всегда было много игрушек, причём некоторые  продавались только в «вербные дни». Вот как описывал это в книге «Ушедшая Москва» Белоусов: «Каждый год на вербном базаре появлялись игрушки, которым продавцы придумывали названия лиц, чем-нибудь за последнее время выделившихся в общественной жизни, большей частью в отрицательном смысле, — проворовавшегося общественного деятеля, купца, устроившего крупный скандал, адвоката, проигравшего в суде громкое дело. Во время войны игрушкам давались имена неприятельских генералов проигравших сражения». Подобные игрушки в качестве сувениров с удовольствием покупали для себя и взрослые.

И ЧЁРТИКИ С ПРЯНИЧКАМИ

     «Особым спросом на «вербе» пользовался «морской житель», появлявшийся на прилавках только в те дни. Так называлась игрушка — чёртик в стеклянной трубке со спиртом или водой, барахтавшийся  при нажатии  на резиновую заслонку». С начала ХХ века обязательным ярмарочным товаром, пользовавшимся повышенным спросом, стали гирлянды разноцветных воздушных шаров.

     Обычно на ярмарке было разнообразие сладостей и орехов, которые раскупались в громадном количестве. Ими торговали не только в лавках. Сладости, орехи и различные напитки предлагали разносчики, сновавшие в толпе и оглашавшие площадь своими криками. Ценилось умение  рекламировать свой товар стихами. Вокруг торговцев, залихватски выкрикивающих  «Кто моих пряничков  от пуза наедится, тот ни квартального, ни жены не убоится!», «За хрусткие орешки калёные зацелуют девки ядрёные!», всегда собирались смеющиеся покупатели. Когда потенциальные покупатели  привлечены, торговцы старались переходить в стишках на конкретные личности: «А вот скромная девица пряников хочет, аж страсть. Не дайте красотке с голоду пропасть!» Естественно, что у торговцев, привлекших своими незамысловатыми стишками больше народа, и товар продавался быстрее.

     Со времён Анны Иоанновны в Москве, а затем и в других городах в эти дни стали устраиваться катания на лошадях. Сохранилось любопытное донесение императрице московского генерал-губернатора графа  Чернышёва  от 2 марта 1782 года: «В вербную субботу было здесь так называемое  вербное гулянье, которое состояло в том, что великое множество  обоего пола  дворян и купечества  в каретах по Красной площади к Спасскому мосту, а оттуда через Кремль во всяком порядке, от полиции устроенном, проезд имели. Что и продолжалось после обеда часа четыре, при несказанном числе зрителей, стоявших по улицам и на площади. Сие гулянье по древности своей памятно в народе от бывших патриарших процессий, и теперь столько занимает его, сколько и другие лучшего вкуса.

     В XIX веке маршрут вербного праздника изменился. Через Кремль он уже не проходил, кавалькада богато украшенных экипажей и карет «наматывала круги» по Красной площади вдоль ярмарки и по близлежащим улицам.

ЯРМАРКА НЕВЕСТ

     В Москве такие вербные проезды иногда называли «вывозом невест». Выводить в свет девушек, достигших брачного возраста, начинали зимой,  когда в первопрестольной  проводились ярмарки невест. Но показывать невест потенциальным женихам начинали с вербного выезда, одновременно демонстрируя  богатством экипажа и нарядов, что и за приданным дело не станет. В вербном выезде, который неспешной кавалькадой двигался по улицам, холостяки не участвовали, здесь молодецкую удаль и резвость коней не продемонстрируешь, как на Масленице. А вот для  показа невест он подходил как нельзя кстати.

     Воспоминания о вербном проезде в начале ХХ века оставил москвовед Пётр Сытин: «По восточной половине площади, оберегаемой от простого народа городовыми и жандармами, проезжали в экипажах разодетые в меха, украшенные золотом и брильянтами жёны и дочери московских богачей». По манере изложения чувствуется, что писалось уже в советское время,  но от этого картинка стала даже зримее.

ЧУДЕСА НА КОЛЁСАХ

     Непременным атрибутом вербных гуляний были райки, у которых всегда собирался народ, чтобы поглазеть на диковинки и послушать весёлые присказки раешников, комментирующих свои картинки. Вытесненные кинематографом, райки практически исчезли с ярмарок  в крупных городах ещё на рубеже XIX-XX веков, хотя раньше пользовались громадной популярностью.

     Раёк — деревянный ящик на колёсах с одним или несколькими увеличительными стёклами на передней панели. Внутри него между двумя валиками перематывалась длинная лента с картинками. Существовал вариант, когда картинки, обычно это были специально сделанные лубки, раешник поочерёдно  вставлял в прорезь сверху  или сбоку райка. За небольшую плату зрители смотрели меняющиеся изображения, сопровождаемые весёлыми, в большинстве случаев рифмованными, прибаутками раешника.

     Особой популярностью райки пользовались у простого народа. Через стекло незамысловатой ярмарочной панорамы можно было увидеть различные пейзажи и виды городов, известные битвы и портреты полководцев, святые места и лубочные смешные картинки, изображения жителей  различных стран и даже новинки моды. В России существовало немало типографий и мастерских, печатавших ленты и картинки для райков. Зачастую раешные картинки выпускали очень оперативно, практически вслед за какими-то событиями, вызвавшими общественный интерес.

          Чем острее на язык раешник, тем больше у него зрителей. На крупных ярмарках собиралось до десятка раешников, которым поневоле приходилось острить, не переставая, иначе зрители уйдут к конкурентам.

     На ярмарочных площадях вербное гулянье стихало во второй половине  дня в воскресенье. Народ расходился по домам, исчезали  торговцы-разносчики, разбирались временные лавки, свёртывались палатки. Впереди у православных людей была Страстная неделя с её строгим постом. Затем наступит Пасха и начнутся новые гулянья, уже без ограничений.

Вербное Воскресенье (за неделю до Пасхи)

Вербное воскресенье начали отмечать с 10 века. На самом деле в последнее воскресение перед Пасхой празднуется Вход Господен в Иерусалим. Когда Иисус входил в город, многие жители вышли к воротом, встречать его. У всех в руках были пальмовые ветви. Поскольку в России пальмы большая редкость, а вербы и ивы навалом, да и еще это первое дерево, которое по весне распускает удивительные красивые пушистики, взяли веточки вербы. Так и порешили праздновать Вход Господен в Иерусалим с веточками вербы. Люди несли веточки в храм, батюшка их освещал и довольная паства уносила ценность с собой в дом. Как быть веточкой вербы священной?Вербное воскресенье — большой светлый праздник. За ним следует самая строгая неделя Великого поста. С Вербным связаны народные приметы и обряды. Постучишь по телу веточкой вербы – будет здоровье целый год. Сначала веточку вербы освящают в этот день в церкви, а после этого веточкой постукивают по телу и приговаривают: «Будь таким же сильным, как верба, таким же здоровым, как ее корни и таким же богатым, как земля». Родители обязательно в шутку «стегали» вербными ветками своих детей. Такое предпочтение отдается именно вербе потому, что это, пожалуй, самое живучее дерево, какое только есть в природе. Считается, что даже если палку вербы воткнуть в землю вверх «ногами», то она все равно примется, и будет расти. Именно по этой причине верба сможет дать здоровье человеку, потому, что она сама очень сильная. Съешь почку вербы – решится важное дело.  Освященные веточки вербы было принято хранить целый год возле иконы. Если вам предстоит идти на важные переговоры, или вы собираетесь начать очень важное для вас дело, и вы не уверены в результате, то верба поможет вам и здесь. Но поможет только та верба, которая в Вербное воскресенье была освящена в церкви. Отправляясь на важное дело, нужно оторвать от веточки три почки и съесть их, запивая святой водой, при этом думая о своем деле. Правда, пользоваться этим свойством веточки можно только в самом крайнем случае. Постоянно, надо не надо, вербу лучше не беспокоить, может выйти боком. На Вербное воскресенье подумай о любимом человеке, он и придет. Суеверие? Скорее всего. Но раньше молодая девушка, если ей нравился какой-нибудь парень, а он на нее не обращал никакого внимания, ждала именно этого дня. Начиная с самого утра, она начинала думать о том, кто дорог ее сердцу. Ее мысли каким-то непонятным образом передавались этому парню. А вечером он приходил к ней, чтобы позвать ее погулять. В принципе, уже давно доказано, что человеческая мысль материальна. Все, о чем мы думаем, рано или поздно обязательно случается в реальной жизни. Возможно у Вербного воскресенья такая энергетика, которая позволяет воплотить наши мысли в жизнь гораздо быстрее, чем в любой другой день. Посади комнатное растение на Вербное воскресенье — будешь богатым.Раньше считалось, что если именно в этот день посадить комнатный цветок, то он привлечет в вашу жизнь деньги. В городах, конечно, держали комнатные растения, а вот в деревнях было не до того. Но те, кто знал об этой примете, и сажали комнатные растения, очень быстро вставали на ноги. Но у этой приметы есть несколько особенностей, о которых мало кто знает. Во-первых, если цветок в течение месяца завянет, то вам предстоит прожить всю свою жизнь в бедности. А во-вторых, сажать нужно только растения с большими и мясистыми листами.  Дождик, даже небольшой, на Вербное воскресенье — к хорошему урожаю. Если вы не заготовили заранее веточки и не освятили их в церкви, но вам очень хочется иметь освященную вербу, не отчаивайтесь. Есть два способа: 1. Сходить утром в любой Храм, и приобрести веточки там. 2. Если вы все проспали, смело идите гулять и ищите кусты с бордовыми ветками и пушистиками на них. Если не найдете с бордовыми, а увидите дерево, с серыми ветками и желтенькими пушистиками — это ива. Тоже хорошо. Так как на самом деле не суть важно: верба или ива, считайте что это одно и тоже. Принесите веточки в дом и пусть у вас все будет благополучно!

С Вербным Воскресеньем связаны многие народные приметы и поверья. В этот день стараются прикоснуться к человеку принесенной из храма веткой вербы, чтобы наделить его здоровьем и красотой. Считается, что освященная верба обладает особой целительной силой и ее нужно хранить доследующего Вербного Воскресенья.

В этот день после прихода из церкви родители били своих детей вербными ветками, приговаривая: <Верба-хлест, бей до слез. Не я бью, верба бьет.> Это делалось для того, чтобы дети лучше росли. И очень важно было, чтобы у детей не оставалось обиды на взрослых за то, что их бьют, поэтому и проговаривали, что не человек бьет, а верба. Верба красна, бьет не напрасно!

* Ветер, который дует в Вербное Воскресенье, будет преобладать в течение всего лета. * Если в этот день светит солнце, то погода будет теплой и урожай злаков и фруктов богатым

* Если в этот день прикасались к человеку веткой вербы, то таким образом наделяли его здоровьем и красотой.Освященная верба обладает особой целительной силой. Освящают вербу на вечерней литургии накануне Вербного воскресенья. Ее нужно хранить до следующего года.* Если женщина, у которой в течение долгого времени не рождается ребенок, съест вербные почки, то она может излечиться* Верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю. Верба, брошенная в огонь, усмиряет огонь. Ветки вербы, выброшенные во двор, усмиряют град. При граде нужно поставить пучок освященной вербы на подоконник.

* С Вербного воскресенья и до Пасхи нельзя пить воды, почерпнутой под вербою или около нее, потому что в ней может быть много чертей, которые могут войти внутрь человека и навредить ему. Когда трогается весенняя вода, черти выпрыгивают из зимних притонов и забираются в вербы отогреваться. Когда же вербы освящают, черти падают в воду. Как быть веточкой вербы священной?



* В этот день хозяйки пекут из теста орехи и дают их для здоровья всем домочадцам, не исключая и животных.* Всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен в Вербное воскресенье, по приходе от заутрени, вбить в стену своего дома колышек освященной вербы — средство это, если не превратит труса в героя, то, во всяком случае, прогонит природную робость. 








sitemap
sitemap