Классный час Детство опалённое войной



Классный час.

Ерофеева Людмила Михайловна

учитель начальных классов

МКОУ СОШ №2

г. Нефтекумск

Цель: знакомить учащихся с героизмом и мужеством детей в годы

Великой Отечественной войны на фронте и в тылу врага.

Воспитывать гордость за своих бывших сверстников,

чувство патриотизма.

Детство, опалённое войной.

Ученик. Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

( С. Щипачёв.)

Ведущий.

Тяжкий грохот обрушился на землю. Вмиг погас свет. Вздрогнули стены. И сквозь оглушительный рёв и вой всё яснее и яснее прорывались раскатистые взрывы тяжёлых снарядов. Рвануло где-то совсем рядом. « Война!» — крикнул кто-то. И было это 22 июня 1941 года в 4 часа 15 минут по московскому времени.

Звучит песня «Священная война».

Ведущий.

Война, как всегда, стала испытанием человеческого духа и плоти.

Мы с вами никогда не слышали воя сирен, извещающих о воздушной

тревоге. Человеческую жизнь оборвать было так же просто, как

утренний сон.

Для нас Великая Отечественная война – история. Но её должен знать

каждый уважающий себя человек, потому что это история нашей

Родины, наших родных и близких.

И встала страна огромная на смертный бой. Повзрослели мальчишки и

девчонки. Многие со школьной скамьи ушли на фронт. Они сдавали экзамен

на аттестат зрелости с винтовкой в руках

Ученик.

В свои семнадцать лет

Я встал в солдатский строй.

У всех шинелей серый цвет,

У всех один покрой.

У всех товарищей – солдат

И в роте и в полку –

Противогаз, да автомат,

Да фляга на боку…

Я думал — что не устою,

Что не перенесу,

Что затеряюсь я в строю,

Как дерево в лесу.

Льют бесконечные дожди,

И вся земля в грязи.

А ты, солдат, вставай, иди,

На животе ползи…

Ученик.

Отец твой дерётся с врагами –

Тяжёлая эта работа.

Все люди встают, защищая

Страну, как родную мать.

У неё большие хлопоты,

Большие дела и заботы.

Ей будет трудно порою –

Ты должен ей помогать.

( Выходят трое учащихся.)

Что теперь будем делать? Как жить?

Раньше я хотел быть путешественником, а теперь решил стать моряком.

Пойду в морскую школу, выучусь и буду бить фашистов.

Моряком, конечно хорошо, но лучше быть танкистом. Сяду в танк,

Развернусь – и нет немецкого полка!

Пока мы ещё вырастем! А я буду токарем, как мой отец. Буду вытачивать на его станке снаряды.

Ведущий. В суровые годы войны, рядом со взрослыми, встали дети.

Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, выступали

с концертами перед ранеными в госпиталях, собирали

тёплые вещи.

Ученик.

Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла?

И синее небо, и запах простого цветка?

Пришли на заводы работать мальчишки Урала,

Подставили ящики, чтобы достать до станка.

Тяжёлые испытания война принесла детям. Героизм и мужество проявили тысячи ребят. Многие из них отдали свою жизнь за Победу.

Ведущий. Фашисты заняли нашу территорию, на которой остались люди,

часть жителей ушла в партизаны.

( Звучит песня «Шумел сурово брянский лес»).

Чтец.

Уходит отец в партизаны…

Прощаться с отцом нелегко.

И вслед, обливаясь слезами,

Бежит босоногий Сашко.

Нет детскому горю предела…

Отец наклонился в седле:

«За стремя хвататься не дело.

Ты лучше разведай в селе.

И вот тебе в руки граната –

Теперь ты готов ко всему.

И дай я тебя обниму…»

Скрылись вдали партизаны.

Теперь и отец далеко.

Спокойный, с сухими глазами,

Стоит на дороге Сашко.

Сашко примечает: у хаты,

Где дворик, поросший травой,

Фашистские ходят солдаты,

Фашистский стоит часовой.

Тут офицеры из штаба…

В минуту Сашко на крыльце!

В сердце недетская храбрость,

Решимость на детском лице.

« Я видел: в лесу партизаны.

Я шёл по опушке вчера.

Я видел своими глазами:

Кто-то сидел у костра».

Медленно, длинно, подробно

Он продолжает рассказ…

«Довольно, — кричат ему злобно,-

Где партизаны сейчас?»

Мальчик стоит среди хаты,

Он всё хорошо рассчитал.

За пазухой холод гранаты –

Гладкий, холодный металл.

Быстро метнулась граната –

К ним смерть, как расплата пришла.

Сашко! Мальчуган босоногий!

Не жить тебе в тихом селе,

Не бегать по тёплой дороге.

Спокойный лежишь ты и строгий,

Величье на детском челе…

Ученики делают доклады о пионерах- героях.

1 ученик. Альберт Купша и Маркс Кротов. Друзья поклялись бороться с

захватчиками. Они установили связь с партизанами. Однажды они

помогли нашим самолётам разбомбить фашистский аэродром.

Скрытно мальчики подобрались к аэродрому. Вдвоём полезли

на сосну. У них было ведро с керосиновой лампой. Мальчики лезли

вверх и передавали друг другу ведро. Снизу огня не было видно,

а для наших лётчиков это был отличный маяк. Фашисты заподозрили

друзей в связи с партизанами и схватили их, а позже расстреляли.

2 ученик. Володя Казначеев.

Весной 1941 года закончил он пятый класс, а осенью вместе с сестрой

пришёл к партизанам. Мать их фашисты расстреляли за то, что она

пекла хлеб партизанам. Володя был связным партизан с подпольщика-

ми, расклеивал листовки. Пустил под откос более 10 вражеских эшело-

нов. За его голову фашисты назначили награду, даже не подозревая,

что это ещё совсем ребёнок.

Ведущий. Многие из жителей, оказавшихся в занятых фашистами городах и

сёлах, ушли в подполье: старались незаметно, тайком, всячески

навредить захватчикам, помочь партизанам.

3 ученик. Витя Хоменко.

В школе по немецкому у Вити была пятёрка. Подпольщики поручили

ему устроиться в офицерскую столовую для немцев: мальчик подавал

обеды и слушал разговоры. Скоро немцы сделали Витю посыльным

при штабе. Но они и подумать не могли, что их самые секретные

пакеты первыми читали подпольщики.

Чтец. Я из детства ушёл не как все,

А шагнул через пламя взрыва…

В молодом серебристом овсе

Мина мягкую землю взрыла.

Вновь засеяли землю весной,

От дождей оплыла воронка…

Трудно вырасти из ребёнка,

Искалеченного войной.

4 ученик. Володя Щербацевич.

В занятом немцами городе Минске вместе с мамой у себя на квартире

Володя устроил госпиталь. Выхаживали раненых бойцов, доставляли

лекарства. Фашисты держали в тюрьме раненых красноармейцев.

Володя с другими подпольщиками устроили им побег и помогли

пробраться к партизанам.

Чтец. Ветры в походные трубы трубили,

Дождь отбивал барабанную дробь…

Ребята- герои в разведку ходили

Сквозь чащу лесов и болотную топь.

5 ученик. Витя Коробков.

Витю война застала в пионерском лагере. Его родной город занял

враг, но в городе действовало подполье, и Витя стал его участником.

Один раз Витя подобрал на улице немецкий пропуск, принёс отцу

в типографию. По этому образцу были напечатаны пропуска

для разведчиков. Витя гонял по улице обруч: вроде бы играл, а сам

замечал танки в укрытиях, пулемёты, где и сколько разместилось

немецких солдат. И всё, что узнавал, передавал партизанам.

6 ученик. Шура Кобер.

Город Николаев – крупный южный порт, железнодорожный узел.

Эшелон за эшелоном отправляли фашисты в сторону фронта.

Что в них? Какое оружие? Сколько? Наблюдение за железной

дорогой поручили Шуре. Мальчишка возился у переезда

с велосипедной цепью, а сам считал танки под брезентом,

машины, пушки, и по его донесениям летели под откос

эшелоны с боевой техникой.

Чтец. Я никогда героем не была.

Не жаждала ни славы, ни награды.

Дыша одним дыханьем с Ленинградом,

Я не геройствовала, а жила…

7 ученик. Нина Куковерова.

С первых дней прихода фашистов стала Нина партизанской разведчицей. Не обращали внимания немцы на усталую

девочку с торбой, а она видела всё: и штаб, и склад горючего,

и часовых.

Чтец. Школьным вечером,

Хмурым летом,

Бросив книги и карандаш,

Встала девочка с парты этой

И шагнула в сырой блиндаж.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap