Классный час День птиц_27521



Классный час «День птиц»

Цели: познакомить учащихся с многообразием пернатых; научить выделять признаки сходства и различия у птиц; формировать понятия о происхождении названий некоторых птиц; развивать познавательный интерес; прививать бережное отношение к родной природе.

Оборудование: компьютер, экран, шапочки с нарисованными птицами, кроссворд

Презентация

Звучит запись «Голоса птиц». (слайд 1)

Учитель Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте послушаем. Разные птицы подают голос по – разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.

— Синь-синь!- посвистывает синица.

— Чи –чи ! Чи-чи!- вторит ей чиж.

— Гра-гра!- представляется грач.

— Сквор – сквор! – поют скворцы.

— Ку-ку! Ку-ку!- зовёт кукушка.

(слайд 2)

1 ученик: Весна идет!

Рассеялись туманы-

Кто знает, где теперь их пелена

И вновь видны луга, поля, поляны.

Весна идет!

В наш край идет весна!

2 ученик: Весна идет!

Уже расцвел подснежник-

Зовет весь мир очнуться ото сна

Снимают горы белые одежды.

Весна идет!

В наш край идет весна!

1 ученик

Добрый день, дорогие ребята! Вот и наступила весна: снег растаял, пробивается травка. С приходом весны возвращаются перелетные птицы. Начиная с 1923 года школьники нашей страны ежегодно в марте – апреле проводят традиционный День птиц.

2 ученик Птицы – удивительные существа. Они такие разные. Привлекают нас своим ярким, причудливым оперением, мелодичным пением, движениями, стремительным полетом, и, конечно, загадочным образом жизни.

1 ученик Характерное свойство подавляющего большинства птиц – способность летать. Птицы летают превосходно благодаря особенностям перьев. Перо — чудо искусства природы. Форма перьев, их расцветка и узоры придают птицам совершенно разный облик. Пестрое оперение птиц помогает им прятаться от врагов, находить своих сородичей и привлекать особей другого пола.

2 ученик Птиц очень много. И все они разные. Они отличаются по окраске, величине, повадкам. А знаете ли вы, что самой крупной птицей в мире является африканский страус. Его рост достигает 2,75 м, а масса – 90 кг. В нашей стране самой крупной птицей можно считать дрофу.

Самые маленькие птицы в мире – колибри. Их вес всего 1,6—1,8 грамма.

А сейчас мы с вами послушаем рассказ о птице, которая селится на крышах домов и, по преданию, приносит счастье.

Что это за птица? (аист) (слайд 3)

Рассказ об аисте.

1 ученик — Как называются птицы, которые улетают в теплые края? ( перелетные) — Назовите этих птиц.(скворцы, жаворонки, грачи, лебеди, ласточки…) — А кто же прилетает из теплых краев первым? Кто это, если (слайд 4)

Всех перелетных птиц черней,

Враг личинок, друг полей,

Взад- вперед по пашне вскачь

И зовется птица (грач)

2 ученик -Грачи прилетают одними из первых на родину. Они не боятся холодов. И пока поля не освободились от снега, грачи вместе с воронами ищут зерно и остатки пищи у жилья человека. Потом начинают строить гнезда. Строят свои гнезда очень высоко, чтобы не достала кошка. Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо. Так они меняются, иначе гнездо займет другая пара птиц. 

1 ученик

А это, что за птица?

На шесте – дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его ….(скворец) (слайд 5)

2 ученикА вслед за грачами прилетают скворцы – гонцы весны. Первыми из жарких стран прилетают самцы, а за ними, через несколько дней, самки. К их прилету самцы подыскивают скворечник, нередко выселив из домиков воробьев. Устроившись, скворушка с увлечением громко поет, поджидая подружку.

1 ученик -Широким и важным шагом, беспрестанно кланяясь и озираясь по сторонам, потешно шествует он за плугом. Выдергивает из отваленных пластов земли дождевых червей и жучков. Осенью, правда, стаи скворцов совершают налеты на caды. Но этот вред несравним с той пользой, которую они приносят, выкармливая птенцов. Летом за долгий световой день оба родителя прилетают к гнезду до 300 раз! Вот и представьте, сколько гусениц, жуков и червяков уничтожит одна пара скворцов. Скворец еще и пересмешник. С поразительной похожестью умеет он передать все, что услышит в дальних своих странствиях. В его концертах можно услышать не только голоса других птиц и их песенки, но и отчаянный мальчишеский свист, кваканье лягушек, рычание собаки и даже скрип тележного колеса. Звучит запись пения скворца.

2 ученик

Как вы думаете, почему скворечники не делают из фанеры и не выстругивают внутреннюю сторону «птичьих домиков»?

Чтобы птичье жилье не было слишком шумным, чтобы птицам было легче выбираться из домика с неровными стенками.

Где устраивают себе гнезда скворцы, которым не хватило скворечников?

Скворцы устраивают себе гнезда в дуплах, рощах, садах.

1 ученик

    

Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный,

Домик лепит под окном

Из травы и глины.         (Ласточка) (слайд 6)

 

2 ученик Ласточки прилетают в середине мая. Её легко узнать по черному оперению и белой грудке. Лепят гнезда ласточки под крышами домов, делая узкое горлышко, чтобы не за6ралась в гнездо кошка. Строительный материал — его много: грязь, глина, а склеивается все слюной самой птицы. У ласточки быстрый непрерывный полет, она не просто летает, а ловит в воздухе мух и комаров.

1 ученик

Эта птица никогда

Не строит для себя гнезда.



Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает.   (Кукушка) (слайд 7)

Сценка “Добрая”. 

На головах одеты шапочки с нарисованными Кукушкой и Мухоловкой.

— Что же ты плачешь, Мухоловка? Бедненькая!

— Как же мне не плакать. Было у меня в гнезде пять яичек, осталось, четыре. Сойка одно утащила!

— Ах, душегубка! Ах, негодница! Ах, мерзавка! Не плачь, Мухоловочка, я помогу твоему горю. Я тебе свое яичко положу.

— Нет, нет, нет! Прошлое лето одна кукушка помогла вот так мне, так я всех своих деток лишилась. Вылупился кукушонок-злодей и всех моих деток из гнезда выкинул! Знаю я тебя, помощницу. Пролетай, пролетай!

— Почему Мухоловка отказалась от помощи?

2 ученикКукушка не строит гнездо и не сидит на яйцах. Она откладывает их на землю, а затем переносит клювом в гнездо к какой-нибудь маленькой птичке. И вот у хозяина гнездышка появляется прожорливый кукушонок. В отсутствие своих приемных родителей он выталкивает из гнезда братишек и сестренок, и тогда птицам ничего не остается, как выкармливать его одного. Птица эта большая и окрашена в коричневый цвет.

1 ученик

       Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистей и нежней?

Кто же это?   (Соловей) (слайд 8)

2 ученик Соловей — неприметная серая певчая птица. Зимует в Африке. Обитает в кустарниковых зарослях, в долинах рек. Гнёзда строит на земле или очень низко, в кустах. Яйца зеленоватые или голубоватые в крапинку.

1 ученик

  Гнездо своё он в поле вьёт,

Где тянутся растения.

Его и песни, и полёт

Вошли в стихотворения.  (Жаворонок) (слайд 9)

Ученик Порой почти одновременно со скворцами прилетают звонкие голосистые жаворонки. Жаворонок — маленькие птички, живущие на земле. По земле они не прыгают, а бегают. На земле они также и гнездятся, найдет жаворонок ямку где – нибудь в поле, поросшем реденькой травой – вот и гнездо, откладывая в гнездо пятнистые яйца. Едят жаворонки семена растений и насекомых.

(слайд 10)

Лебедь. Оперение лебедей по своей окраске бывает либо чисто белое, либо серого или чёрного цвета. От гусей лебедей отличает более длинная шея, позволяющая в более глубоких водах обыскивать дно в поисках пищи, а также их величина, по которой они являются самыми крупными водными птицами.

(слайд 11)

А сейчас ребята расскажут нам разговор и просьбу пернатых друзей.

Стихотворение З.Александровой.

Пусть птицы нам поют без нот,

Пускай поют без слов,

Я знаю все, о чем поют

Щегол и реполов.

Поют на ветке соловей,

Малиновка и дрозд:

Ты гнезда разорять не смей,

Не трогай птичьих гнезд!

Ты в наши гнезда не смотри,

Не становись на пни,

Яичек теплых не бери –

Зачем тебе они?

Через неделю или две

Зайди, послушай в сад —

Птенцы в молоденькой листве

Тихонько запищат.

Чтоб накормить своих птенцов,

Набить едою рот,

Найдут синицы червяков,

Ползущих в огород.

Повсюду птицы полетят –

Они и там и тут.

Всех гусениц, что портят сад,

А яблонях найдут.

От кровожадных комаров

Покоя летом нет.

Их пеночка и реполов

Поймают на обед.



И мы не будем разорять! –

Вот слово всех ребят.

Пусть птичьи песенки опять

В саду у нас звенят.

-Мы обещаем нашим пернатым друзьям, не обижать их, а беречь и защищать.

Песня «У дороги чибис».

— Наш праздник подходит к концу и хочется спросить у ребят, что интересного вы узнали о птицах? -Мы много интересного узнали сегодня на нашем празднике, и хотим обратиться ко всем ребятам:

Я узнал, что у меня есть огромная родня:

И тропинка, и лесок,

В поле – каждый колосок,

Звери, птицы, и жуки

Муравьи и мотыльки…

Все, что рядышком со мною, —

Это все мое родное!

Как же мне в краю родном не заботиться о нем!

— Наблюдайте за пернатыми друзьями! — Слушайте их, помогайте им! — Птицы приносят огромную пользу! — Радуют всех своими голосами! — Трудно и скучно было бы жить на свете без птиц! 

— Ребята, как мы должны вести себя на природе, какие правила должны соблюдать?

1 уч. – Ребята, Прислушивайтесь к голосам птиц и умейте их различать! 2 уч. – Ребята, смотрите в небо, и вы увидите, как красивы птицы в полете! 3 уч. – Ребята, пожалуйста, не ломайте ветви деревьев и кустарников! 4 уч. – Ребята, не рвите в поле и на лугу цветов, пусть цветы радуют нас! Помните! Можно составить букет из цветов, которые выращены человеком! 5 уч. – Ребята, не оставляйте мусор на лужайке или у речки! Не оставляйте, непогашенных костров, все это грозит большой бедой для природы! 6 уч. – Если мы хотим услышать пение птиц, то не нужно кричать. 7 уч. – Ребята, если вы увидите на дереве птицу, не прогоняйте ее! 8 уч. – Если вы увидите в походе, лежащего на земле птенца, не трогайте его, лучше обойдите стороной! 9 уч. – Ребята, никогда не берите в лес собаку, она может найти кладку и разрушить ее. 10 уч.- Пожалуйста, ребята, не загрязняйте воду! Пусть все реки на Земле остаются чистыми. 11 уч.- Ребята, берегите все живое на Земле! 12 уч.- Ребята, пусть страницы «Красной книги» становятся все меньше и меньше! 

      Какой же праздник без игры?

А знаете ли вы, ребята, как называется наука, изучающая жизнь птиц? (ответы детей) — Мы будем отгадывать загадки про птиц, а в выделенной графе получим искомое слово. 

Кроссворд:

1. У нее глаза большие,

Хищный клюв — всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днем. (сова)

2.Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песни и полет

Вошли в стихотворения!

Хочет прямо – полетит,

Хочет – в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поет, поет. (жаворонок)

3. Окраска – сероватая, повадка – вороватая.

Крикунья хрипловатая – известная персона.

Это…..ворона.

4. Спинка – зеленоватая,

Животиком желтоватая,

Черненькая шапочка

И полоска галстучка. (синица)

5. Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистый,

Кле! Кле! Кле! – поет со свистом. (клест)

6. Он прилетает каждый год

Туда, где домик его ждет.

Чужие песни петь умеет,

А все же голос свой имеет. (скворец)

7. Весь день рыбак в воде стоял,

Мешок рыбешкой набивал.

Закончил лов, забрал улов,

Поднялся в высь — и был таков. (пеликан)

8. Прилетел к нам наконец

Лучший наш певец.

Дни и ночи напролет

Он поет, поет, поет. (соловей)

9.Сероспинный, красногрудый,

В зимних рощах обитает,

Не боится он простуды,

С первым снегом прилетает. (снегирь)

10.Это старый наш знакомый.

Он живет на крыше дома

Длинонногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками, к болоту. (аист)



11. Он в своей лесной палатке

Носит пестренький халатик.

Он деревья лечит,

Постучит – и легче. (дятел)

— Вот и узнали мы, как называется наука, изучающая жизнь птиц. — Давайте прочтем все вместе – орнитология! 

 Вопросы

    У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

  У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй? (У пингвинов)

Чем выкармливает птенцов дрозд-рябиник? (Насекомыми)

Самая маленькая птичка нашей страны? (Королёк)

Кого называют «водяной воробей»? (Оляпку)

Зачем птицы заглатывают камешки? (С их помощью они перетирают пищу)



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap