Художественное пространство в романтических поэмах АСПушкина Бахчисарайский фонтан и Цы



МАОУ лицей №82

Научное общество учащихся

Тема: Художественное пространство в романтических поэмах

А.С.Пушкина «Бахчисарайский фонтан» и «Цыганы»

Выполнила Леонтьева Дарья

ученица 10 класса «В»

научный руководитель Кожина Ирина Александровна

г. Нижний Новгород

2012г.

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1: Теоретический аспект. Романтизм как литературно-художественное направление………………………………………………………………………..5

§1. Критерии романтизма…………………………………………………………6

§ 2. Особенности русского романтизма………………………………………….6

§ 3. Представители романтизма в России………………………………………9

Глава 2: Теоретический аспект. Художественное пространство……………..14

Глава 3: Художественное пространство в южных поэмах А.С.Пушкина……………………………………………………………………..17

§1. Поэма «Бахчисарайский фонтан». История создания. Сюжет. …………..17

§2. Анализ художественного пространства в романтической поэме А.С.Пушкина «Бахчисарайский фонтан»………………………………………18

§3. Поэма «Цыганы». История создания. Сюжет. ……………………………26

§4. Анализ художественного пространства в романтической поэме А.С.Пушкина «Цыганы»…………………………………………………………29

Заключение……………………………………………………………………….35

Библиография…………………………………………………………………….37

Введение.

Изучая поэму «Слово о полку Игореве», я познакомилась с переводом Д.С.Лихачёва и с его работой «Поэтика древнерусской литературы», содержание которой даёт представление о поэтике художественного времени и пространства и формирует новый философский взгляд в литературе. Изучив теоретический материал, разработанный в трудах Д.С.Лихачёва и М.М.Бахтина, я изменила своё представление о восприятии художественного текста. Художественное время и пространство – важнейшие характеристики образа художественного, обеспечивающие целостное восприятие художественной действительности и организующие композицию произведения.

Знакомясь с теоретическим материалом по теме «Романтизм как литературно-художественное направление», анализируя художественное пространство романтических произведений, обращаешь внимание на пространственную характеристику, которая не даётся в теоретической части учебных пособий, но эти черты существенно отличают пространственную структуру романтического произведения от текстов других художественных направлений. Интерес вызвали поэмы А.С.Пушкина с точки зрения их пространственной характеристики.

Данная работа посвящена романтическому периоду в творчестве А.С.Пушкина. Значительное место в произведениях поэта занимают его южные поэмы, написанные в 1820-1824 годах в период ссылки в Крым, на Кавказ: «Кавказский пленник» (1820—1821), «Братья разбойники» (1822), «Бахчисарайский фонтан» (1821—1823), «Цыганы» (1824). К написанию поэм в духе романтизма Пушкина вдохновил популярный в то время английский поэт Джордж Ноэл Гордон Байрон, с которым молодой Пушкин видел много общего в судьбе. Так же гоним, непризнан, разочарован в жизни. Всё это было свойственно многим поэтам, увлечённым в то время творчеством Байрона, он был кумиром целого поколения первой половины ХIХ века. В лучших стихах Байрона вырисовываются оригинальные черты романтического мироощущения.

Знакомясь с поэтическим творчеством А.С.Пушкина романтического периода, обращаешь внимание на то, что и в лирике, и в поэмах есть как типичные для романтизма черты, так и оригинальные, свойственные творческой манере русского поэта. Объектом исследования стали более поздние по написанию романтические поэмы «Бахчисарайский фонтан» и «Цыганы». Почему их называют романтическими? В чём оригинальность Пушкина?

Художественное пространство романтического произведения имеет ряд особенностей. Знакомясь с теорией художественного пространства, характеризуя поэмы Пушкина с точки зрения хронотопа, обращаешь внимание на то, что многие элементы подчёркивают особенности творческой манеры поэта.

Цель данной работы – выявление особенностей художественного пространства в южных поэмах Пушкина.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Изучить особенности русского романтизма.

Познакомиться с теоретическим материалом по теме «Художественное пространство».

Проанализировать художественное пространство в романтических поэмах Пушкина.

Методы, использованные в работе:

биографический метод

структурный метод

поисковый метод

метод сопоставительного анализа и синтеза

элементы филологического и культурологического анализа текста

Глава 1

Теоретический аспект. Романтизм как литературно-художественное направление.

Романтизм (Romanticism), идейное и художественное направление, возникшее в конце XVIII века — первой половине XIX века как реакция на эстетику классицизма. Первоначально сложился (1790-е гг.) в философии и поэзии в Германии, а позднее (1820-е гг.) распространился в Англии, Франции и других странах. Он предопределил последнее развитие искусства, даже те его направления, которые выступали против него.

Откликом на эпоху Французских революций явился романтизм – зародившееся в Германии художественное направление, ставшее главным событием европейской культурной жизни в первые десятилетия XIX века.

Романтизм произвел настоящий художественный переворот: возникло искусство, отвечающее духу полной драматизма современности.

Это было искусство, возвеличившее личность: её субъективные переживания, её богатый внутренний мир, её вечные порывы за горизонт обыденности. Романтиков влекло прочь от впавшей в сонное оцепенение Европы. Их пути вели куда-то в красочные экзотические края, или в царство воображения, рисующего ослепительно яркие и поэтические картины, или на просторы далёкой истории, которая таит столько пленительных тайн.

С романтизмом кончилось время следования непререкаемым канонам, восходившим чаще всего к античности. В цене теперь были уникальность художественного свидетельства, резко выраженное своеобразие, а верность классическим нормам считалась уделом литературных староверов. Мир виделся романтическому художнику неустоявшимся, динамичным, контрастным, бесконечно изменчивым.

Романтики верили в способность искусства различать магическое даже в самой заурядной будничности. В поэзии они ценили «воздушную игру вымысла, быстрые и тонкие переходы чувств». Среди них одно чувство оставалось преобладающим: его станут называть романтической тоской.

§1. Критерии романтизма. Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию классическим образцам XVIII века. Романтики отвергали рационализм и практицизм Просвещения как механистичный, безличностный и искусственный. Вместо этого они во главу угла ставили эмоциональность выражения, вдохновение. Чувствуя себя свободными от приходящей в упадок системы аристократического правления, они стремились высказать свои новые взгляды, открытые ими истины. Изменилось их место в обществе. Они нашли своего читателя среди растущего среднего класса, готового эмоционально поддержать и даже преклоняться перед художником — гением и пророком. Сдержанность и смирение были отвергнуты. Им на смену пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей.

Некоторые романтики обратились к таинственному, загадочному, даже ужасному, народным поверьям, сказкам. Романтизм был частично связан с демократическими, национальными и революционными движениями, хотя «классическая» культура Французской революции на самом деле замедлила приход Романтизма во Францию. В это время возникает несколько литературных движений, важнейшие из которых — «Буря и натиск» в Германии, примитивизм во Франции.

§ 2. Особенности русского романтизма. К началу второго десятилетия романтизм занимает ключевое место в динамике литературных направлений в России, обнаруживая более или менее полно свое национальное своеобразие: необычайно тесное переплетение предромантических и сентиментальных тенденций с тенденциями классицизма. Переоценка разума, гипертрофия чувствительности, культ природы и естественного человека, элегический меланхолизм сочетались с моментами систематизма и рациональности, особенно проявлявшимися в сфере поэтики. Упорядочивались стили и жанры, шла борьба с излишней метафоричностью и витиеватостью речи ради ее гармонической точности. Убыстренность развития наложила свою печать и на более зрелую стадию русского романтизма.

«Русскому романтизму знакомы обе стадии процесса — и начальная, и конечная; однако при этом он форсировал общее движение. Итоговые формы появлялись до того, как достигали расцвета формы начальные; промежуточные комкались или отпадали. На фоне западноевропейских литератур русский романтизм выглядел и как менее, и как более романтичный: он уступал им в богатстве, разветвленности, широте общей картины, но превосходил в определенности некоторых конечных результатов».

Например, писатель Орест Сомов оперирует уже не только философскими и гносеологическими категориями (вроде интуиции и рациональности в познании), составляющими понятие романтизма, но и величинами более осязаемыми и наглядными: он берет целые материки с географической или исторической карты (в этом выразился рациональный склад мышления самого русского романтизма, особенно на его первоначальных стадиях), но также сливает их в единое, цельное понятие.

Очень скоро, однако, русский романтизм поставил под сомнение искомую цельность. Процесс этот демонстрирует идиллия, от Гнедича до Дельвига и Баратынского. Вообще говоря, интенсивное развитие идиллии характерно для русской предромантической и романтической эпохи, так как оно наглядно связывает романтизм с формами сентиментальными и даже классическими. Но при этом в русле идиллии русские авторы приходили к результатам совсем не идиллическим. По определению Гегеля, идиллия «отмежевывается от всех более углубленных и всеобщих интересов духовной и нравственной жизни и изображает человек в его невинности». Умеренность потребностей, ясность и бескорыстие желаний ведут к гармонии и устойчивости человеческих связей, характеризующих типично идиллическое состояние.

Романтизм отвергает повседневность и устремляется в исторические прошлое или в экзотические страны. «Восточные» поэмы Байрона и «южные» поэмы Пушкина, исторические романы Вальтера Скотта и Виктора Гюго, фантастические повести Гофмана и новеллы Мериме открывают читателю мир в неведомых дотоле измерениях. Просыпается интерес к национальной истории и фольклору, которые тоже рассматриваются романтизмом как нечто противостоящее современной обыденности.

Возникновение романтизма связано с острой неудовлетворенностью социальной действительностью, разочарованием в окружающем и порывом к иной жизни, к смутному, но притягательному идеалу. Отталкивание от обыденности и энергия движения ведут романтиков к поискам необычайных характеров и исключительных обстоятельств, к раскрытию трагического поединка личности и судьбы. Нормы классицизма и «умеренность» сентиментализма взрываются неистовством романтизма. Свобода, мощь, неукротимость, вечное несогласие с окружающим – качества, наиболее ценимые романтиками. Романтизм так или иначе связан с революцией, выражает ее активность, неудовлетворенность жизнью в рамках рационализма, здравого смысла.

§ 3. Представители романтизма в России:

Писатели

М.Н. ЗАГОСКИН

Исторический роман «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» (1829), «Рославлев, или Русские в 1812 году» (1831), «Аскольдова могила» (1833; одноименная опера А. Н. Верстовского);

А.И. ОДОЕВСКИЙ

князь, русский поэт-декабрист, корнет, участник восстания на Сенатской площади. Приговорен к 8 годам каторги, отбывал в Нерчинских рудниках. С 1837 рядовой на Кавказе. Поэзия характерна для гражданского течения русского романтизма: элегии, историческая поэма «Василько» (1829-1830), стихотворный отклик на «Послание в Сибирь» А.С. Пушкина, содержащий крылатую строку «Из искры возгорится пламя»;

К.Ф. РЫЛЕЕВ

русский поэт, декабрист. Член Северного общества, один из руководителей восстания 14 декабря 1825. Создатель альманаха «Полярная звезда». Лирика, исторические «Думы», поэмы «Войнаровский», «Наливайко» и др. насыщены политическими ассоциациями, характерными для русского гражданского романтизма. Казнен;

В.К. КЮХЕЛЬБЕКЕР

русский поэт, декабрист. Друг А. С. Пушкина. Участник восстания на Сенатской площади (1825). Приговорен к тюремному заключению и вечной ссылке;

А.С. ПУШКИН

русский поэт, родоначальник новой русской литературы, создатель современного русского литературного языка.

Создание романтических произведений приходится на 1820-1824 годы, позднее создаёт реалистические произведения.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

русский поэт, прозаик, драматург, увлекавшийся в раннмй период творчества поэзией Байрона;

Музыканты

А.А. АЛЯБЬЕВ

российский композитор. Вокальное творчество в традициях русского городского фольклора начала XIX века Романсы («Соловей» и др.), в том числе на тексты социального звучания («Нищая»). Одним из первых воплотил в музыке лирику А.С. Пушкина. Среди др. соч. — оперы, балеты, камерно-инструментальная, театральная музыка,

М.И. ГЛИНКА

композитор, родоначальник русской классической музыки. Опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836) и «Руслан и Людмила» (1842) положили начало двум направлениям русской оперы — народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине. Симфонические сочинения, в т. ч. «Камаринская» (1848), «Испанские увертюры» -(«Арагонская хота», 1845, и «Ночь в Мадриде», 1851), заложили основы русского симфонизма. Классик русского романса. «Патриотическая песня» Глинки стала музыкальной основой государственного гимна Российской Федерации;

А.С. ДАРГОМЫЖСКИЙ

композитор, один из основоположников русской классической музыки. Последователь М. И. Глинки. Главные произведения — опера «Русалка» (1855, по драматической поэме А. С. Пушкина) знаменовала рождение нового жанра русской оперы — народно-бытовой психологической драмы. Творчество Д. отразило критические социальные тенденции (песни «Старый капрал», «Титулярный советник» и др.). Разработал метод т. н. интонационального реализма (воспроизведение интонаций речи посредством мелодизированного речитатива) в опере «Каменный гость», на неизмененный текст «маленькой трагедии» А. С. Пушкина. Оказал значительное влияние на музыку композиторов «Могучей кучки», П. И. Чайковского. Опера «Эсмеральда» (1841), опера-балет «Торжество Вакха» (1848), сочинения для оркестра (в т. ч. «Баба-яга», 1862, «Чухонская фантазия», 1867), для флейты, романсы и др.;

Художники

О.А. КИПРЕНСКИЙ

российский живописец и рисовальщик. Представитель романтизма. Содержание портретов Кипренского — духовность, сложная внутренняя жизнь человека, творческая индивидуальность («Автопортрет с кистями за ухом», ок. 1808-09; «А.А. Челищев», ок. 1809 или 1810-11, «Е.П. Ростопчина», 1809; «А.С. Пушкин», 1827);

И.К. АЙВАЗОВСКИЙ

— русский живописец-маринист. В романтических полотнах («Девятый вал», 1850; «Черное море», 1881) изображал море, мужество людей, борющихся со стихией, морские сражения;

• Теоретические основы романтизма сформировали немецкие философы Фридрих Август Шлегель и Фридрих Вильгельм Шеллинг.

Глава 2

Теоретический аспект. Художественное пространство.

Хронотоп — это культурно обработанная устойчивая позиция, из которой или сквозь которую человек осваивает пространство топографически объемного мира, у М. М. Бахтина — художественного пространства произведения. Введенное М. М. Бахтиным понятие хронотопа соединяет воедино пространство и время, что дает неожиданный поворот теме художественного пространства и раскрывает широкое поле для дальнейших исследований. Хронотоп принципиально не может быть единым и единственным (т.е. монологическим): многомерность художественного пространства ускользает от статичного взгляда, фиксирующего какую-либо одну, застывшую и абсолютизированную его сторону. Представления о пространстве лежат в основе культуры, поэтому идея художественного пространства является фундаментальной для искусства любой культуры. Художественное пространство можно охарактеризовать как свойственную произведению искусства глубинную связь его содержательных частей, придающую произведению особое внутреннее единство и наделяющую его в конечном счете характером эстетического явления. Художественное пространство является неотъемлемым свойством любого произведения искусства, включая музыку, литературу и другие.

В отличие от композиции, представляющей собой значимое соотношение частей художественного произведения, такое пространство означает связь всех элементов произведения в некое внутреннее, ни на что другое не похожее единство и придание этому единству особого, ни к чему иному не редуцируемого качества.

Рельефной иллюстрацией к идее хронотопа является описанная М.М.Бахтиным в архивных материалах разница художественных методов Рабле и Шекспира: у первого смещается сама ценностная вертикаль (ее «верх» и «низ») перед статичным «взглядом» автора и героя, у Шекспира — «те же качели», но смещается не сама схема, а управляемое автором с помощью смены хронотопов движение взгляда читателя по устойчивой топографической схеме: в ее верх — в ее низ, в начало — в конец. Полифонический прием, отражая многомерность мира, как бы воспроизводит эту многомерность во внутреннем мире читателя и создает тот эффект, который был назван Бахтиным «расширением сознания».

Хронотоп в литературе имеет существенное жанровое значение. Можно прямо сказать, что жанр и жанровые разновидности определяются именно хронотопом, причем в литературе ведущим началом в хронотопе является время. Хронотоп как формально-содержательная категория определяет (в значительной мере) и образ человека в литературе; этот образ всегда существенно хронотопичен. Подробно теория художественного времени в работе не рассматривается, сосредоточим внимание на характеристике художественного пространства.

Пространство может быть

закрытым (ограниченным) – открытым;

реальным (узнаваемым, похожим на действительность) – нереальным;

своим (герой родился и вырос здесь, чувствует себя в нём комфортно, адекватен пространству) – чужим (герой – сторонний наблюдатель, заброшен на чужбину, не может найти себя);

пустым (минимум объектов) – заполненным.

Пространство может строиться по горизонтали или вертикали (акцент на объектах, тянущихся вверх или на объектах, «расползающихся» вширь). Кроме того, следует посмотреть, что расположено в центре этого пространства, а что находится на периферии, какие географические объекты перечислены в произведении, как они называются (названия реальные выдуманные, имена собственные или имена нарицательные в роли собственных).

Глава 3

Художественное пространство в южных поэмах А.С.Пушкина.

Третий период творчества Пушкина (1820-1824) связан с пребыванием поэта в южной ссылке. Творчество этих лет шло под знаком романтизма. Созданы поэмы «Кавказский пленник», «Гаврилиада», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», начаты «Цыганы». Романтическая поэма соединила лирическое и эпическое начала, пушкинский романтический герой изображен на фоне среды, которая и судит его, и несет в себе понятие этической нормы. Это период, когда созданы лирические стихотворения, романтические по своей эстетике, начат роман «Евгений Онегин».

§1. Поэма «Бахчисарайский фонтан». История создания. Сюжет.

Прежде чем перейти к анализу художественного пространства поэмы, необходимо обратиться к истории создания произведения и краткому комментированному пересказу, так как всё вместе в большей степени способствует восприятию идеи этого романтического произведения.

Работа над «Бахчисарайским фонтаном» началась весной 1821 года; основная часть поэмы написана в 1822 году; окончательную отделку она получила осенью 1823 года.

Легендарный рассказ о страстной влюбленности крымского хана Керим-Гирея в похищенную им польскую княжну Марию Потоцкую Пушкин услышал от членов семьи генерала Раевского (сына Николая, которому поэт сперва хотел посвятить эту поэму, и одной из дочерей). Описание Бахчисарая и крымской природы дано по непосредственным личным впечатлениям. Поручив издание «Бахчисарайского фонтана» П.А.Вяземскому, Пушкин просил его написать «предисловие и послесловие» к поэме, частично использовав в качестве фактического материала статью «Бахчисарай» из только что вышедшего «Путешествия по Тавриде» И.М.Муравьева-Апостола. Вяземский приложил к поэме выписку из «Путешествия» и в то же время предпослал ей «вместо предисловия» программно-полемический «Разговор между издателем и классиком с Выборгской стороны или Васильевского острова», в котором резко выступал против классицизма и отстаивал жанр романтической поэмы. Вышедший в свет в 1824 году «Бахчисарайский фонтан» был восторженно встречен критиками всех литературных лагерей, в том числе и приверженцами классицизма.

При жизни Пушкина «Бахчисарайский фонтан» был опубликован еще три раза (отдельные издания 1827 и 1830 годов и в составе «Поэм и повестей» 1835 года). Начиная с издания 1830 года, помимо «Выписки из Путешествия по Тавриде», в качестве приложения печатался «Отрывок из письма к Дельвигу», в конце которого Пушкиным давался подчеркнуто «прозаический» комментарий к романтической поэме.

Стремление Пушкина выразить свое отношение к изображаемому преобладает над точностью передачи действительных фактов, и это придает художественному произведению повышенную эмоциональность. Для поэмы «Бахчисарайский фонтан», как и для всех романтических произведений, характерен особый интерес к личности и ее отношению к окружающей действительности, а также противопоставление реальному миру – идеального.

§2. Анализ художественного пространства в романтической поэме А.С.Пушкина «Бахчисарайский фонтан».

Автор показывает реальное пространство, описывает реальную, экзотическую местность: Бахчисарай, дворец. Пространство замкнутое, в роскоши пребывают прекрасные девы в гареме Гирея. Дворец полон чувствами, переживаниями, интригами, сплетнями.

Внутреннее пространство поэмы представляет собой переплетение чувств трёх главных героев: Гирея, Марии и Заремы. Чувства романтических героев переплетаются с чувствами лирического героя (автора-повествователя).

На протяжении всей поэмы пространство ограниченно. Герои окружены и словно зажаты своими чувствами; таким образом, над реальным (физическим) пространством властвует внутреннее (духовное) пространство: герои находятся во власти чувств.

Пушкин рассказывает историю, когда-то давно услышанную им. Рассказ ведется от лица автора – повествователя. Пространство в произведении заполненное: страсти, переживания, вечная суета гарема. Но личное (внутреннее) пространство героев воспринимается опустошенно.

Гирей, главный герой произведения, охвачен своими размышлениями о прекрасной полячке Марии. Обратимся к портретным деталям.

Гирей сидел потупя взор;Янтарь в устах его дымился…

Художественный образ создается за счет метафоры и эпитетов.

На протяжении всей поэмы Гирей предстает перед читателем как «чернеющий остов». Он погружен глубоко в себя, что характеризует его как романтического героя, недюжинную сильную личность и вместе с тем одинокую и страдающую. Мысли Гирея давно не заняты победами и завоеваниями. Грозный хан влюблён в молодую полячку Марию. Автор показывает и мысли, и чувства Гирея в их переплетении.

Реальное пр-во

фон

Внутреннее пр-во

мысли

чувства

Нет, жены робкие Гирея,

Ни думать, ни желать не смея,

Цветут в унылой тишине;

Под стражей бдительной и хладной…

Нет, он скучает бранной славой;

Устала грозная рука;

Война от мыслей далека…

***

Но, равнодушный и жестокий,

Гирей презрел твои (Заремы) красы

И ночи хладные часы

Проводит мрачный, одинокий

С тех пор, как польская княжна

В его гарем заключена.

Его душа любви не просит;

Как истукан, он переносит

Насмешки, ненависть, укор,

Обиды шалости нескромной,

Презренье, просьбы, робкий взор

И тихий вздох, и ропот томный.

Ему известен женский нрав;

Он испытал, сколь он лукав

И на свободе, и в неволе:

Взор нежный, слез упрек немой

Не властны над его душой;

Он им уже не верит боле.

***

Гирей несчастную щадит:

Ее унынье, слезы, стоны

Тревожат хана краткий сон,

И для нее смягчает он

Гарема строгие законы.

***

Сам хан боится девы пленной

Печальной возмущать покой.

***

Гирей, изменою дыша,

Моих не слушает укоров,

Ему докучен сердца стон;

Ни прежних чувств, ни разговоров

Со мною не находит он.

Зарема. Показывая внутренний мир Заремы, автор передаёт её мысли. Она не может разобраться в происходящем. Ее переполняет ревность и желание возвратить былые времена и прошлое счастье.

Портрет Заремы дан устами автора-повествователя.

Черты внешности

Художественные средства

… кто с тобою,

Грузинка, равен красотою?

Вокруг лилейного чела

Ты косу дважды обвила;

Твои пленительные очи

Яснее дня, чернее ночи;

Чей голос выразит сильней

Порывы пламенных желаний?

Чей страстный поцелуй живей

Твоих язвительных лобзаний?

Как сердце, полное тобой,

Забьется для красы чужой?

Красивая

«Вокруг лилейного чела

Ты косу дважды обвила;

Твои пленительные очи

Яснее дня, чернее ночи»

Страстная натура

«пламенных желаний»

Эпитет

Сравнение с помощью прил. в сравнит. степени

эпитет

О страсти, чувствах Заремы Пушкин говорит «высоким штилем»: очи, дважды, язвительных лобзаний, красы.

Рассмотрим характер героини через пространственную характеристику.

Внутреннее пр-во

мысли

средства художественной выразительности

Грузинка! всё в душе твоей

Родное что-то пробудило,

Всё звуками забытых дней

Невнятно вдруг заговорило.

***

Увы, Зарема, что с тобой?

Стеснилась грудь ее тоской,

Невольно клонятся колени,



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap