Хранители памяти- прялки



«Хранители памяти- прялки»

Автор: Старцева Полина Николаевна ,

учащаяся 7 класса

МОУ «СОШ» с. Большелуг

Руководитель: Старцева Эльвира Александровна,

Заместитель директора по ВР, учитель коми языка и литературы,

руководитель этноклуба «Шондібан»

МОУ «СОШ» с. Большелуг

Введение

Велик и вечен народ, который помнит свое прошлое и чтит своих предков! И нет страшнее проклятия, чем забвение. Так оградим же себя от греха и отправимся по дороге времени в таинственный, мудрый и прекрасный мир – мир образов прялки.

Целью данной работы является изучение коми прялочных росписей и использование их в краеведческой работе школ района и республики, а также дальнейшее использование материалов в последующей работе со школьниками, дошкольниками и студентами Республики Коми.

Задачей данной работы является сбор теоретического материала по коми прялочным росписям и разработка наглядного материала по теме.Содействие тому, чтобы каждый из нас хранил в душе своей любовь и уважение к своим истокам, передавая своим будущим детям и внукам любовь к Малой Родине.

Предметом данного исследования явилась коллекция прялок, хранящаяся в собрании школьного музея МОУ «СОШ» с. Большелуг (село Большелуг Корткеросского района Республики Коми, школьный музей «История села»). До недавнего времени эта коллекция была малоизвестна широкой общественности.

В наше время проблема возрождения народных традиций, художественных росписей крестьянских предметов быта, орудий труда и приобщение человека с детского возраста к народному творчеству стоит особенно актуально.

Актуальность данной работы определена и повышением интереса к вишерским прялкам со стороны краеведов, точных сведений о значении прялки в жизни коми женщины, ее обрядовой функции и локальных особенностях резьбы и росписи.

Для анализа были взяты 10 единиц хранения коллекции прялок, начало комплектования которой было положено в 1970 г. Основу коллекции составляют прялки первых десятилетий XX столетия. Все предметы коллекции были даны в дар школьному музею жителями села Большелуг.

Исследовательская работа нацелена на популяризацию данной коллекции прялок среди краеведов. Кроме того, данная работа выполняет образовательную задачу и рассчитана на филологов и преподавателей истории, обучающихся Большелугской средней школы, школ района и республики. Также работа предназначена для тех, кто интересуется вопросами изучения традиционной культуры, мифологии народа коми.

Методика исследования

Изучение коллекции прялок показало, что имеющиеся экспонаты школьного музея не в полной мере обладают всей информацией. Совершенно недостаточно сведений о месте изготовления, о принадлежности прялки, о мастере, который ее изготовил. Раньше вопрос о необходимости фиксировать время и место изготовления прялки вообще не привлекал к себе внимания. Принято было считать, что предметы традиционного быта оставались неизменными на протяжении многих лет и поэтому не нуждались в точной аннотации. Лишь две прялки из десяти имеют дату изготовления, имя мастера и владельца. На основе собранных данных о мастерах — резчиках выяснилось, что в начале XX века в Большелуге было немало способных, работающих на заказ ремесленников. Так, в деревне Кывтыд села Большелуг Корткеросского района изготовлением прялок занималась династия Панюковых (Панюков Саватий Степанович). В деревне Макарсикт села Большелуг Корткероосского района известным мастером слыл Симпелев Филипп Дмитриевич. Мастер занимался изготовлением не только прялок, но и других предметов из дерева.

Результаты исследований

По локоть – мохнато,

По локоть – голо,

По локоть – под себя ушло.

Что это? (Прялка)

Чрезвычайно важным предметом прядения в домашних условиях являлись прялки. По коми они называются Печкан. Прялки появились очень давно, более 1000 лет назад. Ими пользовались практически все женщины того времени. В те далекие времена прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. В нашем роду она тоже есть. (слайд № 2) Пользуется ею моя тётя Габова Майя Степановна (27.04.1962). (слайд № 3) Ей она досталась от моей прабабушки, Мишариной Федоры Ниопитовны (16.09.1906-23.02.2001). (слайд № 4) Прабабушке прялку изготовил прапрадедушка Симпелев Ниопит Трофимович.

Своеобразная материальная и духовная культура сложилась как в Коми крае, так в частности селе Большелуг Корткеросского района Республики Коми. Чтобы сохранить традиции села и близлежащих деревень, не растерять истоков, было решено создать в Большелугской школе школьный музей, посвященный быту Большелугцев.

Решение создать музей возникло в 1968 году. Сбор материалов, подготовка документации, оформление витрин заняли 7 лет. 5 декабря 1974 года школьный музей «История села» открылся официально.

Экспонаты (слайд № 5) собраны учителями и учащимися школы, жителями села Большелуг. Вдохновителем (в последующем руководителем) являлась учитель коми языка и литературы Габова Агния Васильевна (23.10.1927- 2006). (слайд № 6) Большую помощь в создании музея оказали учителя Большелугской школы: Удоратин А.А., Мишарина Н.К., Панюкова М.Е., Игушева А.М., Попова А.А, Мишарина Н.П., Симпелева Н.В. (слайд № 7); дети- активисты: Симпелева Нина, Игушева Таня, Мишарина Галя (эти ребята школу закончили в 1977 году), Мишарина Таня, Панюков Славик, Панюкова Люда, Макаров Иван, Макаров Владимир, Мишарина Таня, Мишарина Ангелина, Макарова Рита, Панюкова Маша, Панюков Коля, Панюкова Нина (слайд № 8) и другие выпускники 1978-1979 гг.. С 1982 года школьным музеем руководит Мишарина Ольга Ивановна (05.05.1954), учитель коми языка и литературы, дочь Габовой А.В. (слайд № 9) Сегодня экспозиция насчитывает свыше 150 экспонатов, которые разместились в 6 застекленных витринах, на 7 стендах и 5 подиумах.

Прялки в нашем музее представлены как «составные» (слайд №10), у которых сиденье и ножка с лопастью готовились отдельно, так и цельные, т.е. все части вырезаны целиком из копани — ствола дерева, выкопанного с корнем (слайд № 11). Наибольшее распространение получил вид прядения на веретене (слайд № 12-13).

В культуре любого народа орудие прядения, какой бы вид оно не имело, является одним из фундаментальных женских символов. По мнению Т.А.Бернштам, прялка является своеобразной женской иконой, наставляющей и напоминающей о христианском благочестии, следовании моральным правилам – чистоте, верности, крепости брачных уз, что обеспечивало долгую жизнь и религиозно–нравственную память о себе и потомстве. Прядение было наиболее длительным и трудоемким процессом из всех женских занятий. Получение нити из кудели состояло из трех этапов: дергание – вытягивание длинной пряди, сучение – кручение нити и наматывание пряжи. Для прядения только 16 килограммов кудели пряхе требовалось 955 часов, т.е. около 40 суток [1]. Но, тем не менее, значение этих женских занятий и их роль неоспоримы в крестьянском быту. Узколокальные различия выражены в прялках, пожалуй, как ни в каких иных предметах народной культуры, поэтому они могут представлять ценный материал при изучении этнокультурной истории региона. Даже при беглом знакомстве с коллекцией прослеживается широкая вариативность формы лопасти, техники ее декорирования в пределах сложившихся узколокальных канонов. Чаще всего прялки «вырубались» в подарок для своей жены, сестры, дочери (слайд № 14).[4.текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

В прошлом прялка не только являлась орудием женского повседневного труда, но и имела символическое значение для тех, кто ее делал и кто ею пользовался. По традиционному мировоззрению, мастер уподоблял прялку мировому дереву, где лопасть, ножка и донце соответствовали верхнему, среднему и нижнему миру Вселенной. Продолжая символику материала, прялка любой конструкции – цельная или составная – моделировала в первую очередь растительный образ – дерева. Лопасть – крона, ствол – стебель, донце – корень.

Прялка, конструктивно напоминающая дерево, являлась его олицетворением, семантическая связь которого уходит в женский образ. Будучи олицетворением богини, образ дерева связывался с женским полом вообще. Мифы некоторых народов, в том числе и коми, указывают на то, что женщины произошли от деревьев или дух дерева выступает в женском облике. Содержание одной из коми народных сказок подтверждает данную версию: «Жили — были раньше старик со старухой. У них было одиннадцать сыновей. Все неженатые. Они сделали три лодки. Отправились на охоту. Запаслись сухарями: надолго собираются. Запасы снесли к реке: сухари, дробь–порох, топор–пила. Стали выходить из дома и попрощались сыновья с матерью. А мать уже опять с большим животом, беременная. А самый меньший сын и сказал матери на прощание: «Мама, а мама, если сын родится, на полке стрела, дочь, если родится, между печкой прялка»[2].

Прялки, бытовавшие на территории Коми края, выделяются своими размерами — это придает им своеобразный облик, близкий к вологодскому типу прялок. Делали их из цельного куска дерева: лопасть и ножку вырезали из ствола, донце из корневища (слайд № 15). Лопасть сильно увеличена и очень разнообразна, часто напоминает форму прямоугольника немного расширенного книзу, форму листа, удлиненного овала. Ножки также разнообразны, двух вариантов — прямая четырехгранная, и реже — в форме фигурного сгиба. В некоторых случаях ножку украшали резным или расписным орнаментом, который продолжал декорирование лопасти.

Изготовление прялки начиналось с самого первого этапа — заготовки дерева. Считалось, что далеко не каждое дерево пригодно для ее изготовления. Неправильно выбранное дерево могло принести несчастье для ее владелицы, поэтому для его выбора приглашались «знающие» люди. Дерево, предназначенное для изготовления прялки, должно быть обязательно «живым». Зырянин говорит «ловъя пу» (дерево с душой), «ловъя пожöм» (сосна с душой) [3]. Непригодными считались деревья, у которых на коре имелась выпуклость, сучья которых растут вдоль ствола, также деревья с двумя вилокообразными вершинами (существовало поверье, что у них «два сердца»). После выбора дерева, наступало время его заготовки. Обычно это делалось зимой, в морозный день, когда дерево спит, чтобы не навредить «душе», затем приступали к изготовлению и украшению прялки.

Необходимо отметить тот факт, что большим разнообразием в коллекции отличаются орнаментированные прялки. Оригинальна техника росписи на вычегодских прялках. Перед нанесением узора на лопасть и ножку прялки, орнамент процарапывался острым резцом, и вся поверхность покрывалась ярко–синим или киноварным фоном. После этого элементы резного орнамента выделялись красками контрастных цветов. На лопасть прялки наносился орнамент в виде концентрических кругов и многолучевых розеток. Это ни что иное, как изображение солнца. Фольклорные данные свидетельствуют о том, что в древности у индоевропейских народов имело место почитательное отношение к солнцу, но не у всех и не в равной мере. Известные фольклорные и этнографические материалы дают основание для предположения о наличии в прошлом у коми солнечного божества. У коми–пермяков в одном из фольклорных текстов говорится о весеннем празднике в честь Бога–Солнца (Шондi–Ен). У коми–зырян следы обожествления Солнца не прослеживаются, в то же время почитательное отношение к Солнцу в традиционном мировоззрении распространено достаточно широко. Мотивы и техника верхне–вычегодской росписи требуют более детальной дешифровки и позволяют сделать предположение о ее локальном самостоятельном происхождении.[4. текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

Существенно отличается роспись на прялках, бытовавших в селениях на Нижней Вычегде. Роспись состояла из растительных орнаментальных композиций в виде букетов, цветов, листьев, которая наносилась по ярко–синему фону красками желтого и голубого цветов. Элементы орнаментальной композиции имеют подчеркнуто округлые формы и контурную обводку черной краской. Следует отметить, что подобная роспись может быть классифицирована, как свободнокистевая, и связывалась она с пожеланиями добра и счастья.

Рассмотренные материалы позволяют сделать вывод о том, что оформление «центров» самобытной росписи на прялках у коми происходит в ареалах совместного либо пограничного проживания с русским населением. Именно в этих контактных зонах происходит рождение таких этнокультурных феноменов, как удорская и вычегодская роспись по дереву.

К весьма устойчивому типу относятся прялки, бытовавшие на Вишере — с удлиненной, узкой лопастью и маленьким навершием на верхней грани (слайд № 16- 17). В нижней части лопасти вырезан небольшой выступ, где чаще всего расположены резные знаки христианской символики (слайд № 18). Изображения языческих идолов, солярная символика, начертания в виде пиктограмм – все это наносилось в виде прорезной резьбы в центральной части лопасти. Существует научная версия о том, что подобные знаки использовал Стефан Пермский, христианская деятельность которого проходила на территории края в XIV в (слайд № 19). Создавая коми алфавит, в основу начертания букв он вложил знаки собственности, которыми здесь издавна метили лесные угодья, орудия труда, утварь и т.п.

По мнению многих исследователей традиционной культуры народа коми, знаки родовой племенной собственности могли служить источником происхождения геометрического орнамента. При детальном изучении резьбы на прялках данного типа версия о происхождении геометрического орнамента звучит достаточно убедительно.

Таким образом, знаки (пасы), расположенные на прялках вишерского типа, выполняли три задачи: служили знаком родовой принадлежности (слайд № 20), оберегом и орнаментальным мотивом. Когда отмирала магическая функция, сохранялась функция фамильной принадлежности или собственности. Когда же исчезала последняя, оставался орнамент из пас–мотивов, неся в себе лишь декоративную функцию.[4. текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

Резным прялкам в семейном обряде у коми отводилась особая роль. Дарение резной прялки молодой жене было не только знаком внимания со стороны мастера, но и началом пожелания долгой и счастливой совместной жизни. При вручении подарка предыдущая прялка, «девичья», должна быть сломана. Парень раскалывал лопасть или отламывал донце прялки. Такой «союз», или «сговор», считался наиболее прочным и длительным. Обращает на себя внимание тот факт, что сохранность многих прялок, происходящих из этого района, является подтверждением наличия данного обычая у коми.[4. текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

Особый интерес представляет небольшая группа прялок, имеющая орнаментацию, связанную с христианской символикой (слайд № 21). На них присутствует графическое изображение храмов, православных крестов, главок церквей. Можно предположить, что мастера, изготовившие эти прялки, были глубоко верующие, и первостепенное значение для них имели духовные ценности.

Старинные прялки села Большелуг представляют собой конструкцию, состоявшую из удлинённой узкой лопасти на ножке и горизонтально положенного донца. Прялки встречаются как цельные, т.е. все части вырезаны целиком из копани — ствола дерева, выкопанного с корнем; так и составные, когда ножка прялки вставлялась в донце. Большелугские мастера верхний край лопасти декорировали маленьким навершием на верхней грани. В нижней части лопасти вырезан небольшой выступ, где чаще всего расположены резные знаки христианской символики. Изображения языческих идолов, солярная символика, начертания в виде пиктограмм – все это наносилось в виде прорезной резьбы в центральной части лопасти. Существует научная версия о том, что подобные знаки использовал Стефан Пермский, христианская деятельность которого проходила на территории края в XIV в. Создавая коми алфавит, в основу начертания букв он вложил знаки собственности, которыми здесь издавна метили лесные угодья, орудия труда, утварь и т.п.

По мнению многих исследователей традиционной культуры народа коми, знаки родовой племенной собственности могли служить источником происхождения геометрического орнамента. При детальном изучении резьбы на прялках данного типа версия о происхождении геометрического орнамента звучит достаточно убедительно.

Выводы

Таким образом, знаки (пасы), расположенные на прялках вишерского типа, выполняли три задачи: служили знаком родовой принадлежности, оберегом и орнаментальным мотивом. Когда отмирала магическая функция, сохранялась функция фамильной принадлежности или собственности. Когда же исчезала последняя, оставался орнамент из пас–мотивов, неся в себе лишь декоративную функцию.

В ходе выполнения данной работы мы узнали, что прялка была символом плодородия и способствовала увеличению плодородия всего живого на Земле. Именно в ней, как нельзя лучше, воплотилась идея вечной гармонии бытия, с его бесконечным перетеканием жизни в смерть, а смерти — в жизнь. Большелугский школьный музей собирает прялки уже в течение многих лет – со времени первых поступлений в 1970 году и до настоящего времени. Данные произведения народного искусства, которые давно перестали изготавливать мастера, ещё возможно приобрести. За этими  предметами, казалось бы, безвозвратно канувшими в историю, стоят обычаи, традиции, богатая художественная культура коми народа. Мы верим, что образный язык народной прялки еще ждет своего прочтения.

Заключение

Остальную часть музейной коллекции составляют неорнаментированные прялки, которые выполняли лишь функциональную роль и использовались в рамках одной семьи. Определить их локальную принадлежность можно по форме лопасти, конструкции и размерам.

Все мы идем от своих предков. Их кровь течет в нас. Так давайте не будем об этом забывать, наши потомки тоже пусть об этом помнят, только тогда, наверное, не будет белых пятен в истории.

Список источников и использованной литературы

1. Берштам Т.А. Прялка в символическом контексте культуры // Сборник Музея антропологии и этнографии. СПб., 1999. Вып. 45. С.15.

2. Мифология коми. Сыктывкар. 1999. Т.1. С. 422. Зап. Г.И. Фролова в 1948 г.

3. Сорокин П. Этнографические этюды. Сыктывкар, 1999. С.11.

4. Сайт музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru










sitemap
sitemap