Храним в сердцах и помним подвиги героев и богатырей былин





Храним в сердцах и помним подвиги героев и богатырей былин

Былины я читала летом. Это было довольно сложно, но увлекательно. Пожалуй, впервые я тогда так подробно знакомилась с русским эпосом. Так что же такое былины и о чём они повествуют?

Из справочников мы узнаём, что «былина – это героический эпос русского народа о великих русских богатырях». Греческое слово «эпос» означает «повествование» или «рассказ».

В центре былин образы богатырей – защитников Русской земли. Эти герои наделены лучшими чертами русского характера – силой, умом, стремлением к справедливости, добротой, преданностью. Они противостоят захватчикам и врагам Русской земли. С какой любовью неизвестные авторы былин воспевают в них силу и смекалку русского народа, мощь и величие нашей Родины:

Уж туман над полем заклубился,Говор галок в роще пробудился,

Соловьиный щекот приумолк.Русичи, сомкнув щиты рядами,К славной изготовились борьбе,Добывая острыми мечамиКнязю — славы, почестей – себе.

Какие былины понравились мне больше всего? Пожалуй, самые известные — об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче.

Так, например, в былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник», рассказывается о воинских подвигах Ильи. Он отправляется из дома, из села Карачарова, что под Муромом, в стольный град Киев, на службу к князю Владимиру. По пути Илья совершает свой первый подвиг. У Чернигова он разбивает вражеское войско, осадившее город. Послушайте только, как красочно описывает неизвестный автор это событие:

У того ли города Чернигова

Нагнано-то силушки черным-черно,

А ий черным-черно, как черно ворона.

Так пехотою никто тут не прохаживат,

На добром коне никто тут не проезживат,

Птица черный ворон не пролетыват,

Серый зверь да не прорыскиват.

Согласитесь, что трудно оставаться просто равнодушным читателем, когда слышишь такую образную, богатую русскую речь.

Да, былины прожили долгую и интересную жизнь. Они согревали в долгих походах, помогали победить врага, вдохновляли на труд во имя Отечества.

На протяжении многих веков и поколений они не записывались, а передавались из уст в уста сказителями. В сёлах Древней Руси крестьяне занимались однообразной работой (например, шитьём или плетением сетей), и чтобы при этом не скучать, напевали истории о русских богатырских подвигах. Сын и дочь учили эти напевы от родителей, затем передавали их детям. Причём, в отличие от сказок, они не рассказывались, а пелись под аккомпанемент гуслей, но со временем эта традиция отошла в прошлое, и во времена, когда к ним обратились собиратели, былины напевались без музыкального сопровождения. Так те, кто слышал напевы былин, говорят: «Я улегся на мешке около тощего костра (…) и, пригревшись у огонька, незаметно заснул; меня разбудили странные звуки: до того я много слыхал и песен, и стихов духовных, а такого напева не слыхивал».

Мы, живущие в 21 веке, знаем и помним о наших славных русских богатырях. Разве вам в детстве не рассказывали мама или бабушка былинные притчи? Я помню, как однажды в детстве, когда мы были на даче и сидели у костра, бабушка вдруг стала припеваючи рассказывать, а точнее, читать нам вслух одну из былин об Алеше Поповиче. Как плавно, певуче звучала ее речь, как проникали слова былины в самое сердце. Потом таких вечеров было немало. Но самое интересное, что их вдохновителями была не только бабушка, но и мама с папой. Помнить о своих корнях, о своей истории должен каждый, потому что народ, потерявший «любовь к отеческим гробам, любовь к родному пепелищу», заранее побеждён.

Но если задуматься: так ли хорошо современное поколение знает героев древних былин, много ли имён богатырей, которые прославили Русь своими подвигами, сможет перечислить?

К сожалению, ответ неутешителен. Многие мои одноклассники, мальчики и девочки, интересуются такими псевдогероями, как человек – паук, бэтмен, астробой и другими. Примерами для девочек являются барби, принцессы и феи. Хотя многому можно было бы научиться у верных подруг и жён русских богатырей, которые не только вдохновляли героев на ратные подвиги и терпеливо ожидали их возвращения из походов, но и спасали их из плена. Именно такой образ русской женщины, верной жены, матери, сестры передан в поэме об Авдотье-рязаночке, не побоявшейся самого хана Золотой Орды и вызволившей не только своих родных – мужа, сына и брата, но и весь рязанский народ:

Тут жёнка Авдотья Рязаночка

Брала с собой народ полонённый,

Да и вяла она золотой казны

Да из той земли из турецкой,

Да сколько ей-то было надобно,

Да привела народ полонённый

Да во ту ли Казань опустелую,



Да построила Казань-город заново,

Да с той поры Казань стала славная,

Да с той поры Казань стала богатая…

Очень хорошо, что многие ребята узнали о былинных героях из мультипликационной трилогии об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алёше Поповиче. Хотя многие памятники русской культуры хранят память о богатырях русских, например: памятник Садко в Великом Новгороде, цикл картин Виктора Васнецова, посвященный героям русской земли, фильмы «Садко», «Илья Муромец» и другие.

В. Васнецов. Три богатыря (1889г). Памятник Садко. Великий Новгород

(2009 г.)

И если мультипликация единственный способ популяризации героев былин и их подвигов, то я бы хотела, чтобы вспомнили и о таких русских героях, как Василий Буслаев, Садко и других.

Пусть больше ребят узнают о наших богатырях хотя бы из этого источника. А потом «глядишь», и за книгой в библиотеку сходят.

Может быть, тогда и девочки станут мягкими и терпеливыми, а мальчики будут защищать девочек и относиться к ним более уважительно, захотят заниматься спортом. А когда мальчики вырастут, они будут защищать нашу великую Родину и совершать славные подвиги, как русские богатыри Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.

И тогда можно будет сказать: «Не перевелись ещё на земле богатыри русские!».

Список литературы:



1.Былины. Под ред. Калугиной В.И. — М.,1991.

2.Песни, собранные Рыбниковым П.Н.-М.,1909.

3.Пушкин А.С. Сборник сочинений.- М., 1998.

4. Русский фольклор. Былина об «Авдотье Рязаночке» : http://rusfolklor.ru/archives/230.

5.Селиванова Ф.М.. Былины. — М., 1988.

6.Слово о полку Игореве. Перевод Н. Заболоцкого.- М.,1946.








sitemap
sitemap