Храмы города Аксая от древности до наших дней



Храмы города Аксая: от древности до наших дней.

Летопись родного края

Комогоров Александр Александрович

11класс

МОУ гимназия №3 г. Аксая

Дурова Лилия Ивановна

учитель истории, обществознания

МОУ гимназия №3 г. Аксая

г. Ростов-на-Дону

2010

Оглавление.

Введение.2

Исторический очерк города Аксая3

Троицкая церковь.5

Василий Петров – первый казак- священнослужитель.7

Свято- Успенский храм.9

Церковь иконы Божией Матери «Одигитрия».12

Заключение14

Список использованной литературы.16

Приложения

Введение.

«Чтобы знать, куда и как идти,

нужно знать, откуда и как мы пришли».

В.О. Ключевский

Бег времени остановить нельзя. Оно своим невидимым крылом заметает следы былых поколений, события и даже цивилизации. Но сохранить память о прошлом – историю, мы можем.

Наша страна огромна. И обычно в школах учат историю России в целом. И люди, живущие в отдаленных уголках нашей необъятной Родины, хорошо знают историю центра страны, где происходили основные события при её становлении. И при этом, подчас плохо – историю своего поселения (городка, посёлка, района). В таких условиях трудно чувствовать сопричастность к происходившему и происходящему рядом – всё становится слишком абстрактным. Пора так же подробно, в деталях, изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – нашу деревню, наш район, наш регион. Тогда родится чувство сопричастности к её жизни, ответственность за то местное наследие, которое перешло к нам от живших до нас. И от этой малой Родины перейдёт на всю большую страну.

В ноябре 2008 года нами был проведен опрос на улицах нашего города. Участникам опроса предлагалось ответить на три простых вопроса (Приложение1):

В каком году был основан наш город?

Назовите наиболее значимые исторические места нашего города?

Назовите фамилии знаменитых людей, посетивших, живших в нашем городе?

По результатам данного опроса было выявлено, что всего лишь 30% из участников опроса могут правильно назвать дату основания нашего города. Наиболее значимыми историческими местами города его жители считают Почтовую станцию (54%), Мухин сад (43%), Площадь Героев (38%), Таможенную заставу(41%), Площадь Ленина (15%)., Памятник «Переправа» (23%). О существующих в городе церквях не упомянул ни один из респондентов. Что касается ответов на третий вопрос, то чаще всего звучали фамилии А.С.Пушкина (67%), А.В. Суворова (42%), Н.Д. Гулаева (83%).(Приложение1 Диаграмма 1).

Эти данные указывают, что большая часть жителей нашего города не знают и не интересуются историей родного города.

Так родился краеведческий проект, посвященный историческим местам города Аксая, составными частями которого должны стать исследовательские работы: о названиях улиц нашего города, о наших знаменитых земляках, о памятниках архитектуры нашего города и еще по многим другим составляющим истории города Аксая.

Еще один опрос, проведенный нами уже среди учащихся нашей гимназии показал (Приложение 2. Диаграмма 2.) , что только 5% опрошенных знают сколько церквей было в станице Аксайской. 10% знают, примерно, как они называются. И лишь 2% опрошенных имеют фрагментарные знания по истории данных объектов. Этот факт побудил нас начать свой проект с изучения истории храмов и церквей нашего города.

Объектом исследования является процесс возникновения и деятельности церквей города.

Предметом исследования — документальные и иные материалы по строительству и организации деятельности церквей.

Цель работы – изучить историю возникновения и деятельности храмов и церквей города Аксая, полученные знания диссеминоровать среди жителей и гостей нашего города.

В рамках данной цели были определены следующие задачи:

— определить дату и место постройки первой церкви в Усть-Аксайском стане;

— проследить историю строительства и деятельности а) Троицкой церкви;

б) Свято- успенского храма; в) Церкви иконы Божией Матери «Одигитрия»;

— определить имя и дать описательную характеристику личности первого аксайского священнослужителя;

— проследить как связана история иконы Божией Матери «Одигитрия» с историей строительства церкви Церкви иконы Божией Матери «Одигитрия».

В ходе нашей деятельности по решению поставленных задач можно выделить следующие этапы:

— поиск и изучение документальных и иных источников по данной теме;

— анализ собранного материала;

— оформление реферата по заявленной теме;

— создание практического приложения к данной работе в форме маршрута экскурсии и материалов к нему.

В ходе данного исследования мы опирались на следующие методы: описательный, интервьюирование, анкетирование, историко-сравнительный.

В рамках работы над данным проектом нами были собраны и проанализированы газетные публикации В. Д. Гладченко, посвященные страницам истории аксайских храмов: «Троицкая Церковь – утраченная достопримечательность Аксая» [12], «Свято-успенский храм с золотыми куполами» [13], « Престольный праздник Одигитриевского храма» [14]. Были проанализированы материалы личного архива В.Д. Гладченко об первом аксайском священнослужители Василии Петрове [3]. В ходе изучения личности отца Василия мы обращались к сборнику «Донская церковная старина» [9] , где нашли описание жизни и деятельности Василия Петрова и изданию «Отечественные подвижники благочестия 18 и 19 веков» [10],в котором дается краткая характеристика его личных качеств. При изучении феномена иконы Божией Матери «Одигитрия» нами были проанализированы работа С. Чибисова. «Чудотворный образ в Новочеркасском Вознесенском соборе» [8], А Крылова [4,5],«Донские епархиальные ведомости»[7] и публикация Е. Водолазской «Донские храмы: церковь иконы Божией Матери «Одигитрия» [11]. Но начало нашей работы положили Клировы ведомости, хранящиеся в государственном архиве Ростовской Области[1,2].

Дополнить уже имеющийся материал новой информацией нам помогли материалы интернет сайтов, посвященных истории города Аксая, интернет сайты аксайских храмов [16,17,18].

В ходе исследования были так же проведены интервью с прихожанами и старожилами нашего города, анкетирование жителей города, организованы фото и видеосъемка, посещен Краеведческий музей города Аксая, Государственный архив Ростовской области и архив г. Аксая.

Исторический очерк города Аксая.

Первые документальные свидетельства о наличии казачьего поселения в пределах нынешнего Аксая относятся к 1570 году.

7 июля 1570 года И. Новосильцев направил царю Ивану Васильевичу (Грозному) письмо с информацией о завершении первого этапа посольства отправленного в Константинополь, в котором, в частности, сообщил что «Азовский Диздарь Сефер прислал на встречу на Океанское устье под Кобяково городище Агу Закафею». Таким образом, 7 июля 1570 года вполне может быть принято в качестве даты рождения города Аксая. С этого времени казаки и турки при сопровождении по своим территориям разменивались здесь послами, следовавшими в Турцию и Россию.

Расположившийся здесь, в пограничной полосе, казачий городок неоднократно подвергался разорительным набегам со стороны турок, крымских татар и ногайцев. Однако удобное местоположение на высоком берегу при слиянии реки Аксая с Доном, на перекрестке сухопутных дорог, ведущих в столицу войска Донского — Черкасск, вновь и вновь влекло сюда людей. Разрушенное восстанавливалось, но зачастую уже под новым наименованием.

В 1720-1740-х годах находилась сначала царская застава, а затем таможенная застава, рядом с которыми было небольшое поселение. Впервые как «Аксай» населенный пункт указывается в архивном документе 1734 года, перечислявшем царские заставы вокруг Черкасска. Слово было образовано от названия протекающей здесь реки (с тюркского «Ак-су» — белая вода). В 1742 году это казачье поселение наносится на карту как «Усть-Аксайский стан».

С 1775 года (до 1811 г.) Черкасский округ в административном отношении управлялся сыскным начальством, которое большую часть времени находилось уже в Усть-Аксайском стане.

В 1791 году Усть-Аксайский стан переименовывается в станицу Аксайскую.

С момента основания в 1805 году города Ново-черкасска и до 1837 года казаками на самых высоких уровнях управления государством поднимался вопрос о перенесении столицы войска Донского теперь уже из Новочеркасска в Аксай. Но попытка перенесения не удалась…

Устройство в 1854 году капитальной Ольгинской дамбы через все займище (долину) Дона еще больше способствовало выгодам станицы.

Между тем Ростов, представлявший до 1850-х годов в сравнении с Аксайской станицею село, благодаря своему положению постепенно разрастался и, наконец, сделался центром торговой и промышленной деятельности в низовьях Дона.

Апогея своего развития Аксайская станица достигла в начале 1860-х годов, когда от Грушевских копей (г. Шахты) до Аксая была проведена первая на Дону железная дорога.

Продление этой железной дороги в 1868 году до Ростова и затем соединение ее с общей железнодорожной сетью, с образованием в Ростове-на-Дону узла трех дорог (хотя при избрании направления Владикавказской железной дороги начальным пунктом намечалась станица Аксайская, где была уже готовая Ольгинская дамба через через Донское займище) окончательно лишило Аксай прежнего значения, и торговая деятельность в станице перешла в область преданий. [8]

Во время Великой Отечественной войны 1941-45 был оккупирован немецко-фашистскими войсками с 21 по 29 ноября 1941.

В 1957 станица Аксайская преобразована в город Аксай. [18]

Троицкая церковь.

Ныне это всем хорошо известная Площадь Героев. А ранее с 1791до середины 1930-х годов на месте, где теперь находится братская могила воинов, погибших при освобождении г. Аксая от немецко — фашистских захватчиков, стояла первая аксайская церковь – Троицкая. (Приложение 3 Рис.1) Хотя, по некоторым данным [18], первая церквушка в Аксайском стане была выстроена намного раньше. И находилась она на бывшем подворье лесопромышленников Мухиных. Однако, прямых подтверждений данной информации в письменных источниках не содержится.

Известно что до ХVIII века не было у донских казаков церквей, были лишь часовни и молитвенные дома.

Первую церковь в Усть-Аксайский стан перенесли в 1764 году из Ратненской станицы Черкасска, где эта деревянная церковь именовалась во имя святого пророка Ильи, с пределом святых мучеников Фрола и Лавра. При перенесении в Аксай эта церковь была заложена с новым названием — во имя святой Троицы, и освещена 6 ноября 1768 года.[12]

Первая деревянная церковь делила Усть-Аксайско стан на две части: «Асай» и «Доломановку». Прослужила она людям вплоть до 1893г., когда была продана на вывоз в хутор Казачий, будущую станицу Елизаветинскую. А в Аксае стараниями отца

Василия Петрова было начато строительство новой каменной Троицкой церкви, построенной немного выше того места, где был прежний деревянный храм.

На закладной доске новой церкви была сделанна надпись: «По благословению Просвященнейшего Тихона Епископа Воронежского и Елецкого и старанием войского атамана Алексея Ивановича Илаовайского церковь сия во имя живоначальной Троицы заложена Черкасского заказа Усть-Аксайском стану 10 сентября 1783 года»[1] . Отец Василий строил каменный храм на средства благочестивых прихожан, в числе которых первое место занимал один из богатейших людей того времени помещик Василий Иванович Маньков, погребенный за свои праведные деяния в склепе около Троицкой церкви.

Церковь была заложен с двумя приделами в паперти: с северной стороны — св. вмч. Георгия Победоносца, с южной стороны – Святителя Николая Чудотворца. Позднее были установлены еще два престола в трапезной части: справа – в честь Божией Матери Одигитрии (1848) и слева – в честь св. вмч. Варвары (1890). Многоярусный резной золоченый иконостас этого храма был устроен в Санкт-Петербурге по проекту знаменитого архитектора Растрелли. Стоимость утвари оценивалась в 100 тысяч рублей. [7]

О построении храма рассказывали следующее. «Строили церковь ежедневно 30 рабочих. если один из рабочих по каким-либо причинам выбывал, его место немедленно занимал новый. Ночью готовился строительный матерел, достаточный для безостановочной работы бригады в дневное время». [12]

В 1786 году намечался приезд императрицы Екатерины II на Дон с посещением главного города -Черкасска. Путь её должен был лежать через Аксай, где предполагалась встреча её с именитыми казаками на подступах к Черкасску.

К этому событию была приурочена строящейся церкви установка иконостаса в стиле рококо. Как писали современники, «А многоярусный, резной, золочёный по зелёной земле, иконостасэтой церкви превосходитработы устроен в Санкт-Петербурге знаменитым архитектором.»[12] Тем самым зодчим Франеческо Бартоломео Растрелли, строителем Зимнего дворца и Петергофа. Есть предположение, что « иконостас попал в Усть-Аксайскую Троицкую церковь стараниями директора Академии наук Екатерины Дашковой, которой покровительствовал Григорий Потёмкин. Кстати сказать, в те годы же годы строилась Троицкая церковь в усадьбе Е.Р. Дашковой в селе Троицком Калужской области».[15]

Строительство Троицкой церкви длилось Почти девять лет. 15 мая 1792 года она была освящена Черкасским протоиреем Петром Федоровым.

Но строитель церкви- священник Василий Петров до этого дня не дожил он сорвался со строительных лесов и разбился на смерть.

Спустя почти сто лет после закладки церкви 1873-1875 годах был проведён капитальный ремонт Троицкой церкви. Тогда же была произведена реставрация иконостаса, которая обошлась прихожанам в 25000 рублей.[12]

Итак, первая церковь, о которой есть точные данные начала действовать в Усть-Аксайском стане в 1768г. И была деревянной. В 1793г. Была отстроена и начала действовать каменная церковь Святой Троицы. Неутомимым строителем которой был

отец Василий.

Василий Петров – первый казак- священнослужитель.

Личность первого «казачьего» священнослужителя многогранна и неординарна. О его происхождении и деяниях мы узнаем из сборника «Донская церковная старина» [9]. «….Замечательным церковным деятелем конца XVIII века на Дону был достопамятный аксайский священник Василий Петров…»

Василий Петров, в миру Василий Петрович Власов, родился в городке Черкасске, в 1730г. Грамоте обучил его отец. В 1768 году по «приговору» аксайских казаков, был представлен к посвящению в сан священника в новой Троицкой церкви. И 25 октября 1768 года принял сан священника. Так 240 лет тому назад на Дону совершалось посвящение казака в священнослужители по избранию прихода.

В этот же год отец Василий перебрался в Усть-Аксайский стан, в дом, построенный казаком Гвоздиковым. Сохранилось описание этого дома: «Дом этот находится вблизи храма, сооруженного в честь Св. Троицы. Дом одноэтажный, каменной постройки… В длину дом имеет 12 аршин, в ширину 9 аршин и в высоту.. 3 аршина. Одна сторона дома вся в земле так как дом стоит на крутом склоне горы.» [18] Отметим, что это единственное описание жилого дома трехсотлетней давности.

Архивные материалы сохранили нам немало свидетельств о церковной и просветительской деятельности Василия Петрова. В 1770 году на его средства а в трапезной церкви во время Святой троицы Усть-Аксайского стана был устроен передел во имя святого Николая Чудотворца.

При Троицкой церкви открыл он и особую школу для обучения неграмотных казачат.



13 августа 1770 года отец Василий Петров просит письменного благословления на постройку » на своём коште, с помощью доброхотных людей» дома училищного при Усть-Аксайской церкви. В ответ на это прошение «честаному иерею» дана была 15 сентября 1770 года благословенная грамота.[10]

А народная молва поведала нам о другом качестве отца Василия. Был он неравнодушен к бедам простого народа и стремился всячески ему помочь. Однажды он звоном колокольным « по умершей правде» заставил хозяина честно расплатиться со своим работником.

Несомненно одним из самых значительных дел отца Василия Петрова было создание вместо обветшавшей деревянной церкви новой каменной Троицкой церкви, построенной немного выше того места, где был прежний деревянный храм.[4]

Отец Василий принимал активное участие в строительных работах. Дважды он падал с купола новостроящегося храма, но одеждой своей зацеплялся за леса, чем и спасался; во второй раз при падении «сильно зашиб себе переносицу».[4]

Но строитель церкви- священник Василий Петров до этого дня не дожил. В 1790г., уже перед завершением строительства церкви он сорвался со строительных лесов и разбился насмерть.

Священник Василий Петров был погребён около Троицкого храма в специально сооруженной часовне, над входом в которую была надпись: «Мир праху твоему, служитель алтаря почётный, Да будет нам в пример твой подвиг незабвенный». [9] Склеп сохранился и до наших дней на территории мемориального комплекса площади Героев, где до 1930-х годов была церковь. Посреди склепа была могила, на которой лежала чугунная плита с выпуклыми буквами надписи Эпитафии в духе эпохи Александра I (сейчас её можно увидеть на территории Одигитриевской Церкви в городе Аксае). Надпись на плите гласит[9]:

Надменный пышностию, прельщенный суетой,

Познай ничтожество, познай век краткий свой.

Здесь человек лежит таков, как ныне он.

Исчезнут прелесть, честь, слава, мир, как сон.

Здесь погребен отец Василий, сын Петров;

Порокам страшен был, и пышности суров,

Сначала воин был, и злость врагов губил,

За храбрость, мужество себе честь получил,

А в тысяча семьсот и шестьдесят осьмом году

Священства сан принял он по трудам.

Раскола семена старался истреблять,

Святейшей веры свет догматов утверждать.

В сем подвиге святом вся жизнь его прошла,

Свечей и вождем хромым, слепым была,

В надежде будущих блаженных райских дней.

Рачением, трудом создал святый храм сей,

За честность, знания от многих был любим,

От злобы, зависти, за истину был гоним,

Но в тысяча семьсот девять десятом году,

В одиннадцатый день декабря скончал живот.

Всего лет шестьдесят он в жизни только жил,

Но церкви, обществу премного услужил.

О Боже милости! За все его труды,

Блаженством, славой, безсмертьем награди.

Над этой плитой на стене в склепе был укреплён живописный портрет отца Василия, изображавший священника в полный рост в соответствующем сану обличии. В самой часовне находились две иконы Богоматери святителя Тихона, святителя Николая, епископа Мурликийского. На передней стене висела икона царя Славы. [12]

Примечательным является тот факт, что незадолго до смерти отца Василия благословил иконой Божьей Матери Тихон Задонский. Икона эта находилась в доме у священнослужителя, но когда потребовалось положить домашнюю икону на гроб , чтобы она сопутствовала отцу Василию в загробной жизни, то ее так и не смогли найти. И появится она лишь в 1830г., чтобы спасти аксайчан от холеры.

Вот таким предстает перед нами первый «казачий» священнослужитель, организатор церковно — народного образования на Дону, защитник простого народа, чьими трудами и заботами была воздвигнута первая в Аксае Троицкая церковь. Заслуги отца Василия Петрова отмечены в «Отечественные подвижники благочестия 18 и 19 веков»: «Великий чудотворец св.Тихон Задонский в дни своей жизни взял к себе всех, в ком не замерли запросы нашего бессмертного духа, и многие под его облагодатствованным руководством вступали на путь строгого подвижнической жизни и, совершив доблестно свое течение, оставляли после себя уже на веки добрую память.

Таков в частности был и один из священников паствы Святителя — о. Василий Петрович Петров, память которого свято чтиться на Дону» (память 14августа). [10]

Свято- Успенский храм.

Успенская церковь стала в Аксае второй после Троицкой церкви, построенной в конце XVIII века и освещённой в 1792 году. (Приложение 3. Рис 2)

О красоте убранства Троицкой церкви в 1921 году рассказал В.В. Ильяшев – научный сотрудник, художник-архитектор Донского областного комитета по делам музеев и охране памятников искусств, старины, народного быта и природы. В своём отчёте он писал:

«31 июля я совместно с фотографом Тамбовским прибыл в ст. Аксайскую. Первое, на что я обратил внимание, была церковь в стиле ампир на нагорной стороне станицы, туда мы и отправились; отыскали священника, достали ключи и осмотрели её внутри. Церковь построена в (1825 г. – авт.)… Старина её, конечно, не большая, но выстроена она по проекту довольно художественному и распространение снимков с этой церкви, особенно внутри, может влиять на развитие вкуса граждан. Весь иконостас, хотя очень и очень интересен, …….., заграмождённость его киотами и иконами внутри, сильно мешающими снятию фотографий, всё это удержало нас от снимания его; кроме его представляют много интереса иконы того времени и даже более старые, на одной есть даже 1723 год – что, для Донской области, можно считать стариной. Имеются лампадки, подсвечники, балясины, которые по своим художественным свойствам достойны попасть в снимках в музей.

Около церкви нами снята ещё склеп-часовня той же эпохи, никаких данных о её построении пока мной не найдено».[13]

Успенская церковь заложена была 15 сентября 1822 года по благословению Преосвященнейшего Епифана – епископа Воронежского и Черкасского при наказанном атамане генерал-лейтенанте А.В. Иловайском. Имела колокольню и предел на хорах «Во имя усекновения главы Иоанна Предтечи». Строилась церковь тульскими купцами по проекту архитектора Абросимова. Со стороны Аксайской станицы надзор за строительством осуществляли старшина П.Д. Бобриков и С.И. Молчанов. Строительство обошлось в 135 000 рублей и длилось три года.

Размеры церкви были внушительными: длина – 38 метров. Наибольшая ширина – 18 метров, высота до верхнего карниза – 10 метров. Окон больших – 22, малых – 19. Дверей наружных железных – 3. Дверей внутренних деревянных – 11. Колокольня бала трёх- ярусной, общая высота – 22 метра. (Приложение 3. Рис. 3)

По архивным данным [16] в 1892 году купец первой гильдии Яков Кушнарёв пожертвовал Успенской церкви каменный дом с приусадебным участком в нижней части станицы. Но какова судьба данного строения нам неизвестно. У церкви был еще и двухэтажный каменный дом, купленный у казака Бойченко в 1888 году. Здесь разместили второклассную церковно-приходскую школу. Это здание на улице Чапаева сохранилось до настоящего времени. В 1930-х годах здесь, в неполной средней школе, учился будущий дважды Герой Советского Союза Николай Дмитриевич Гулаев. Сейчас здесь Дом детского творчества.

В 1842 году Новочеркасский казак Григорий Пудавов изготовил железную ограду на каменном фундаменте для церкви.

Иконостас Успенской церкви по просьбе прихожан и на их средства был выполнен в 1837 году подрядчиком из Москвы, губернским секретарём Яковом Шером. Иконостас имел длину 17, высоту – 5 метров. В 1910 Году оценочная стоимость его составила 65 000 рублей. [13]

Среди ценных предметов культа в ней находилось «Евангелие» 1815 г., замечательное по своей отделке, в серебряном с позолотой окладе, усыпанное 356 яхонтами и 89 изумрудами. Имела иконы хорошей живописи. Была икона с изображением царя Юстиниана с черепом в руке и надписями библейского содержания.

В углу алтаря имелась замечательная по рисунку и исполнению гобеленовая ткань с библейскими сюжетами Известно, что самые замечательные пожертвования в Успенскую церковь сделаны семьёй Ханженковых. Среди них две старинные иконы «Снятие с креста» и икона «Марии Египетской».



Была в церкви и икона «Усекновение главы Иоанна Предтечи». История этой иконы не сохранилась, но благодаря ей, церковь принадлежала казачьему войску, сюда собирались они перед решением важных вопросов и отдать дань памяти своим погибшим товарищам. Официально церковь называлась – двухпрестольный храм «Во Имя Успения Пресвятой Богородицы»…

По рассказам аксайских старожил во дворе церкви стояла часовня- склеп, навершие которой было разрушено в начале 1940-х годов, когда здесь расположилась Аксайская МТС. Весной 1975 года при строительстве для рабочих столовой, обнаружили склепы с захороненными. Они изобиловали золотыми предметами утвари, украшениями, иконами, но куда исчезли данные находки до сих пор не ясно. К сожалению ничего из того потрясающего убранства, о котором писал В.В. Ильяшев, не сохранилось. В 28 августа 1994 года Свято-Успенский храм вновь открыл свои врата прихожанам.

Под сводами успенского храма, с 1871 по 1910 год, служили шесть епископов аксайских, викариев Донской епархии. Ведь кафедра епископов размещалась именно в станице Аксайской. Всего до 1924 года епископов аксайских было десять: Августин, Флориан, Иоанн Протопопов, Модест, Митрофан Гринев и другие. Самыми заметными церковными деятелями были Никанор (служил с 1871 по 1876 тод), Захария Лобов, который был викарием, Николай Попов, дьякон, казначей Богородичного братства, которое размещалось в здании второклассной школы при Свято-Успенском храме, в здании бывшей воскресной (церковноприходской) школы, к которому позднее сделали пристройки, сегодня размещается РЦДОД. Выдающимися проповедники Захария Лобов и Николай Попов приняли мученическую смерть и были канонизированы по решению Архиерейского собора Русской православной церкви в сонме мучеников и исповедников российских.

Сегодня внимание посетителей привлекают две иконы у входа в храм. Это изображения Донской Божией Матери и Николая Угодника. Они изготовлены из керамики специально для храма и переданы нам в дар племянником Юрия Васильевича Жульева, почетного гражданина Аксая, известного в России и в Европе художника по стеклу, ответственного секретаря Союза художников России. Мемориальная доска в честь Ю.В. Жульева установлена на фасаде Аксайской СШ № 1.

О том, что храм, несмотря на все несчастия обрушившиеся на него в годы Советской власти, не истощил своей святости доказывает свершившееся во время молебна чудо «Неопалимая Купина».

«17 сентября 2003 года в день обретения иконы Божией Матери «Аксайской Одигитрии» совершился крестный ход из Свято-Михайловского храма г. Новочеркасска в Свято-Одигитриевский храм г. Аксая.



Во время следования крестного хода пели канон Пресвятой Богородице, а когда останавливались около храмов, служили канон с акафистом Божией Матери, «Одигитрия».

Во время следования по Аксаю участники крестного хода не зашли на территорию Свято-Успенского храма, а служили молебен на перекрестке, ведущей в храм.

Старинное дерево груши, растущие на территории Успенского храма, возгорелось изнутри, и благодатный дым стал исходить из всех стволов и веток через кору дерева. При этом дерево горело и не сгорало. Верующие, испугавшись, стали поливать дерево сверху, но дым не уменьшался. Тогда стали читать акафист «Успению Божией Матери»- и дым прекратился.

По молитвам Богородицы и Приснодевы Марии мы ощутили присутствие Божие в нашем храме и в 1999 году при воздвижении Креста Господня над главным куполом храма. Была дождливая погода, а над куполом храма летали и кружились голуби.

Когда Крест над куполом нашего храма был воздвигнут, голуби улетели.

И вот, тогда голуби летали по дождю, превозмогая естества чин, а в этот раз Господь показал нам прообраз Богородицы, чтобы мы верили в Ее присутствие на Земле во всех наших скорбях и заботах». [16]

Строительство второго по времени появления храма в станице Аксайской было продиктовано ростом численности населения и потребностью казачьего войска в собственном храме. Опираясь на свидетельства очевидцев и имеющиеся архивные материалы можно сделать вывод о том, что данная церковь изначально строилась как главный храм станиц. На это указывают размеры, архитектура, внутренне убранство, расположение. (Приложение 3 Рис. 4)

Церковь иконы Божией Матери «Одигитрия».

Храм в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» является третьим, по времени постройки, и был построен в Аксайской станице в 1897 году. (Приложение 3. Рис. 5,6)

История строительства этого храма напрямую связана с «Чудотворные Иконы Божией Матери».

С. Чибисова в своей книге приводит две версии исторических событий, связанных с данной иконой. [8]

Согласно одной из них в 1656 году, в царствование Алексея Михайловича, во время войны с Польшей, донские казаки находившиеся в городе Вильно увезли на Дон в Черкасск чудотворную Виленскую икону Богоматери Одигитрии. В честь нее в Черкасске деревянную Одигитриевскую церковь. Но Царице Небесной было неугодно чтобы икона оставалась на Дону и в 1661 году «на земли донцов с суши и моря напал крымский царевич Калга с большим войском и осадил их в степи на реке Тузлов. Окруженные со всех сторон, казаки дали обет, что если Царица небесная спасет их от гибели, то они исполнят Ее Божественную волю и отвезут икону в Вильно. Отряд Калги был разбит, донцы с победой вернулись в Черкасск. Икона была отправлена с большой честью в Вильно. До отправления в путь с этой иконы местным живописцем был сделан список, который впоследствии затерялся.» [1]

Другая версия связывает происхождение Аксайской иконы Одигитрии с именем святителя Тихона, епископ Воронежского. « Икона Одигитрии долгое время находилась в его святительской молельне, пока не была подарена в благословение священнику Троицкой церкви станицы Аксайской о. Василию Петрову. После смерти о. Василия Петрова икона Одигитрии исчезла из его дома». [8]

Согласно легенде и рассказам местных сторожил строительству храма предшествовали странные события. В 1830 году во всем казачьем крае началась эпидемия холеры. Народ умирал тысячами.

Прихожанке Матрене Гулихе [14] явилась во сне Божия Матерь. Она указывала ей на дом вымершей семьи Наумовых, где они должны взять Ее икону, которая спасет людей от скорой смерти. Жители вместе со священником отцом Тимфеем направились в заброшенный дом на краю станицы и нашли там икону. После крестного хода с молебнами вокруг станицы икона была помещена во временной часовне для поклонения. Уже на третий день после явления иконы эпидемия холеры в станице прекратилась. Затем икона столь же чудесным образом одалела холеру и в Новочеркасске«Все эти события требовали официального признания иконы чудотворной. Во избежание поклонения иконе как чудотворной до официального признания ее таковой, в 1832 году, по распоряжению Архиепископа Афанасия, Аксайская икона была перенесена из Аксайской Троицкой церкви в Новочеркасский Вознесенский собор и оставалась в соборе до 1847 года. В течение 16 лет вопрос об иконе не решался и многие забыли о ней.» [5]

В 1847 году на Дону снова появилась холера. Особенно она свирепствовала в Аксайской станице. Дабы усмерить болезнь икону вновь вернули в станицу Аксайскую в Троицкую церквь, где во имя нее был устроен в 1848 году придел в трапезной части, справа от главного алтаря. По завершении эпидемии Святейший Синод признал Аксайскую й икону чудотворной. [2]

5 августа 1851 года Государь Император Высочайше утвердил определение Св. Синода об учреждении крестного хода с иконой Богоматери Одигитрия из Аксайской станицы в Новочеркасск 13 августа с обратным перенесением ее в Аксай 1 октября.[6] Указом Св. Синода от 19 августа 1853 года было разрешено переносить чудотворную икону в Кривянскую станицу с 30 сентября на четыре дня и затем, с 4 по 10 октября в Бессергеневскую станицу. Указом Св. Синода от 29 ноября 1867 года разрешили также пребывание Аксайской иконы в Ростове-на-Дону с первого воскресенья после Преполовения до первого воскресенья после Вознесения Господня. [7]

С 1878 года были окончательно установлены сроки пребывания Аксайской иконы в Старочеркасске с 29 июля по 10 августа, и с 16 августа в городе Новочеркасске и станицах Кривянской и Бессергеневской по 15 октября.

В станице Аксайской икона пребывала в Троицкой церкви, построенной священником Василием Петровым на средства прихожан. В Вознесенском соборе в Одигитриевском приделе постоянно находился также список с Аксайской чудотворной иконой Божией Матери. Поклонение Аксайской иконе совершалось в Донской области неизменно вплоть до 1920 года, соблюдалось расписание ее перемещений. Многотысячные крестные ходы сопровождали икону из Аксая в Новочеркасск и обратно. С установлением советской власти следы иконы теряются. Не сохранились и чтимые списки, находившиеся в Троицкой церкви Аксай и в Новочеркасском Вознесенском соборе. Однако сохранился сам собор, где в барабане главного купола среди медальонов с изображениями особо чтимых икон Богородицы имеется хорошо сохранившееся изображение Аксайской иконы, которое является точным списком с оригинала.

В 1891 году станичники решили поставить церковь на месте обретения чудотворной Аксайской иконы. Сотник Лотошников пожертвовал для строительства храма участок земли и свои личные сбережения. Одигитриевский храм был построен за шесть лет, а освящение состоялось 6 ноября 1897 года викарием Донской епархии епископом Иоанном Миролюбовым).

Большое участие в деле строительства новой церкви прияла вдова сотника Лотошникова Надежда Ефимовна. Ее трудолюбие и усердие не пропали даром и были оценена как современниками, так и потомками. Похоронили Надежду Ефимовну с почестями в ограде церкви. Аксайская икона была перенесена в Одигитриевский храм. [14]

Станичники, не скупясь на расходы, быстро отстроили новую часовню, тризну и колокольню.

Поклонение Аксайской иконе совершалось вплоть до 1920 года, соблюдалось расписание её перемещений. Многотысячные крестные ходы сопровождали икону из Аксая в Новочеркасск и обратно. С установлением советской власти следы иконы теряются. Не сохранились и чтимые списки, находившиеся в Троицкой церкви Аксая и в Новочеркасском Вознесенском соборе. Однако, сохранился сам собор, где в барабане главного купола среди медальонов с изображениями особо чтимых икон Богородицы имеется хорошо сохранившееся изображение Аксайской иконы, которое является точным списком с оригинала. (Приложение 3 Рис. 7,8).

Богослужения в Свято-Одигитриевском храме за всю его 114-летнюю историю прерывались только в годы Великой Отечественной войны из-за жестоких боев на южном фронте, в частности, в районе Аксайской станицы. В 1945 году станичники отремонтировали сохранившийся от военных потрясений храм, и богослужения в нем не прерываются вот уже 65 лет. В последнее десятилетие Свято-Одигитриевский храм заново отреставрирован, благоустроено подворье. (Приложение 3. Рис. 5,6)

Строительство Одигитривской церкви ознаменовало еще один этап в истории станицы Аксайской. Она, как покажут последующие события, стала приемником традиций и обычаев религиозной деятельности в Аксае.

Центральное место в истории строительства данной церкви занимает история иконы Божией Матери «Одигитрия». Загадку исчезновения которой нам еще предстоит разгадать.

Заключение.

В ходе данной работы нами был исследован процесс возникновения храмостроительства в городе. Изучив историю возникновения и деятельности храмов, церквей города мы пришли к следующим выводам.

На протяжении почти всей своей истории Россиия неразрывно связана с православием. Ни один русский город не мыслим без православного храма. И город Аксай лишь подтверждает это правило.

Первая церковь, носившая имя Святой Троицы, появилась в Усть-Аксайском стане в 1768г. Была деревянной и привезена была в 1764 году из Ратненской станицы Черкасска, где она именовалась во имя святого пророка Ильи, с пределом святых мучеников Фрола и Лавра. В 1793г. Была отстроена и начала действовать каменная церковь Святой Троицы. Строилась она на пожертвования прихожан при непосредственном участии первого священнослужителя – казака — Василия Петрова, в миру Василий Петрович Власова.

Отец Василий предстает перед нами не только как священнослужитель и зачинатель каменного храмостроительства в Аксае, но организатор церковно — народного образования на Дону, защитник простого народа, чьи деяния были оценены как Святой церковью, так и мирянами. До сего дня прихожане аксайских церквей поминают его 14 августа.

Свято-Успенский храм в станице Аксайской начали строить в 1822 году, а завершили строительство в 1825-м. Он значительно старше храма Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону. Возводили его по просьбе станичников тульские купцы, а деньги на храм станичники собирали всем миром.

Стены этого храма слышали молебны шесть епископов аксайских, викариев Донской епархии, двое их которых Захария Лобов и Николай Попов впоследствии были канонизированы.

Строительство второго по времени появления храма в станице Аксайской было продиктовано ростом численности населения и потребностью казачьего войска в собственном храме. Опираясь на свидетельства очевидцев и имеющиеся архивные материалы можно сделать вывод о том, что данная церковь изначально строилась как главный храм станиц. На это указывают размеры, архитектура, внутренне убранство, расположение.

Судьба у него выдалась очень трудная. В свое время храм, богатый и красивый, не раз пытались уничтожить. Иконы, в том числе пожертвованные храму, а также церковная утварь, исчезли. 3дание храма было осквернено, внутри него одно время размещались склады, а позднее здесь устроили завод.

Но в 1994 г. Он вновь открыл свои двери прихожанам и несмотря на крупномасштабную реконструкцию продолжает действовать до сих пор.

Третьим и самым молодым храмом г. Аксая считается храм в честь иконы Божией Матери «Одигитрия». Он был построен в Аксайской станице в 1897 году. История строительства этого храма напрямую связана с «Чудотворные Иконы Божией Матери».

В 1830 году в станице Аксайской началась эпидемия холеры, и только вновь обретенная икона Божьей Матери смогла остановить эпидемию. Через 16 лет после обретения Аксайская икона Божией Матери была официально признана чудотворной на основании многочисленных фактов исцеления от чумы и холеры населения Аксайской станицы и окрестностей.

В 1891 году станичники решили поставить церковь на месте обретения чудотворной Аксайской иконы. Одигитриевский храм стал постоянным местом пребывания иконы. Но с установлением советской власти на Дону Аксайская икона бесследно исчезла. Также были утрачены и чтимые ее списки.

Богослужения в Свято-Одигитриевском храме за всю его 119-летнюю историю прерывались только в годы Великой Отечественной войны из-за жестоких боев на южном фронте, в частности, в районе Аксайской станицы. В 1945 году станичники отремонтировали сохранившийся от военных потрясений храм, и богослужения в нем не прерываются вот уже 60 лет.

В последнее десятилетие Свято-Одигитриевский храм заново отреставрирован, благоустроено подворье. Но главную его загадку – появление чудодейственной иконы в самые трудные для аксайчан времена нам еще предстоит разгадать.

Учитывая тот факт, что собираемый и изучаемый нами материал должен стать достоянием как можно большего круга жителей и гостей города мы составили экскурсионный маршрут под названием « По Святым местам города Аксая». Считаем, что это поможет нашей работе найти практическое применение.

Список использованной литературы.

1. ГАРО, ф. 226, оп. 3, д. 8871, листы 7, 15.

2. ГАРО, ф. 226, оп. 2, д. 5644, лист 8.

3. Материалы личного архива В.Д. Гладченко.

4. Крылов А. Краткое жизнеописание священника Аксайской Троицкой церкви Василия Петрова (+1790). Новочеркасск. 1884, с. 13-15.

5. Крылов А. Аксайская икона Божией Матери Одигитрии. Новочеркасск. 1890, с. 6-8.

7. Пивоваров А. Воспоминание об Августейшем посещении земли войска Донского Его Императорским Высочеством Государем Наследником Цесаревичем, Атаманом всех казачьих войск, в 1850 году. СПб., 1850, с. 4.

8. Чибисова. С. Чудотворный образ в Новочеркасском Вознесенском соборе.

«Донские епархиальные ведомости», 1889. № 18, с. 851.

9. Сборник «Донская церковная старина» Ростов-на-Дону; 1911г. Выпуск 3. страницы 136-137

10.»Отечественные подвижники благочестия 18 и 19 веков» репринтное издание Введенской Оптиной пустыни 1994 г. с одноименного издания Афонского Русского Пантелеимонова монастыря 1909 г. (август) страницы 245-261.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap