Характеристика взглядов А Н Колмогорова на проблемы образования в России



Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Сокольская средняя общеобразовательная школа»

Суздальского района

Исследовательская работа по теме

ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗГЛЯДОВ А.Н. КОЛМОГОРОВА НА ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ.

Работу выполнила:

ученица 11 класса

Шкурыгина Ксения Ярославовна

Руководитель: учитель математики

Горшкова Галина Ивановна

2013 год

Оглавление

Введение 3стр.

Предпосылки становления взглядов А.Н. Колмогорова на решение проблем образования 4стр.

Взгляды Н.И. Лобачевского на проблемы образования в России 6стр.

Проблемы школьного образования в России XX века. Табл. №1 14стр.

Заключение 15стр.

Таблица №2. Отношение к проблемам образования учителей и

учащихся 5-11 классов 17стр.

Литература 18стр.

Приложения 19стр.

«Блажен, кто точку Архимеда сумел найти в себе самом».

Ф.И. Тютчев

Введение.

С 2008 года в нашей школе сложилась прекрасная традиция: ежегодно участвовать в математических чтениях старшеклассников, посвящённых годовщине рождения великих математиков. В прошлом году состоялись чтения, посвящённые Н.И. Лобачевскому. Тема о проблемах образования многих заинтересовала, так как касается непосредственно нас. Поэтому я решила продолжить работу над темой и рассмотреть её с точки зрения Андрея Николаевича Колмогорова.

Необходимость изучения педагогического наследия, выдающегося русского математика, учёного, педагога А.Н. Колмогорова несомненна. Исследование истории решения проблем образования имеет своей целью повысить интерес к процессу обучения, обеспечить развитие научных знаний и совершенствование самообразования.

В любом деле, двигаясь вперед, нельзя забывать прошлое, ведь для достижения высокого уровня необходимо осмысление и умение использовать все лучшее, накопленное за предыдущие годы, главное, не допускать старых ошибок.

Происходящие в нашем обществе реформы образования актуализируют изучение проблем образования и их решения в прошлом. Большой интерес представляет изучение педагогического и научного наследия, опыта и деятельности А.Н. Колмогорова.

Моя работа является попыткой выделить и рассмотреть вопросы, связанные с проблемами образования и воспитания в начале и середине XX века. Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что педагогическая деятельность А.Н. Колмогорова оказала значительное влияние на развитие математического образования, совершенствование преподавания и решение проблем образования.

Проблема: актуальность решения проблем математического образования времен Колмогорова в современных условиях. Результаты изучения данной проблемы могут быть использованы на занятиях факультатива и математических кружков, школьных МО математиков для осмысления новых педагогических идей.

Объект исследования: научно – педагогическая деятельность гения российской педагогики А.Н. Колмогорова.

Предмет исследования: действия, предпринятые им для решения проблем образования.

Целью моей исследовательской работы является изучение истории становления взглядов Колмогорова на решение проблем образования и воспитания.

Для решения проблемы и достижения цели мной поставлены следующие задачи:

— Исследовать практическую и теоретическую деятельность учёного по книгам, документам и воспоминаниям современников.

— Проанализировать обстановку уровень образования в России середины XX века.

— Выделить в педагогическом наследии Колмогорова вопросы, имеющие значение для современной науки с исторической и с практической точки зрения, показать их преемственность.

Предпосылки становления взглядов А.Н. Колмогорова на решение проблем математического образования.

Во времена Крепостнического права и после него народ на Руси был крайне безграмотен. По статистике, к середине XIX века в Петербурге было 44% неграмотных, в Москве- 55%, в уездах- 80%,а в деревнях же почти не было грамотных. И только в конце XIX века лишь четверть населения России стала грамотной. В Сибири, в связи с отсутствием земств, доля грамотного населения еле достигала 12%.

Вопрос о просвещении — главнейший в Российской жизни. Просвещение бурно начавшееся с Петра I продолжается.

В начале XIX века была проведена в России реформа школьной системы. Устав от 5 ноября 1804г. вводит ступени школьного образования: приходское училище-1 класс, уездное училище- 2 класса и гимназия- 4 класса. Предусматривается непрерывность программ для всех ступеней. Гимназии открываются во всех губернских городах. В учебном плане гимназий наряду с математикой и опытной физикой вводятся такие предметы, как статистика, политическая экономия, право естественное и народное.

В советский период отечественной истории у нас в стране была единая достаточно эффективная система образования, что позволило ей выдвинуться в разряд самых просвещенных государств. Вместе с тем за эти годы были утрачены многие духовные и нравственные ценности российского народа. Становление и развитие российского образования сопровождается формированием педагогического сознания.

Начало XX вв. было временем, с одной стороны, расцвета российского образования, а с другой, — временем его больших потрясений. О неблагополучии в образовании свидетельствует уже то, что за этот период сменилось более 10 министров просвещения, причем нередко новый министр

проводил политику прямо противоположную своему предшественнику, что

лихорадило всю систему образования.

Октябрьская революция стала новым этапом развития российского образования. Важнейшую роль в его становлении и определении путей его развития сыграл В.И. Ленин. Встав после революции во главе государства, он прилагает громадные усилия по развитию культуры, науки, техники и новых технологий, а также образования, расширению сети учебных заведений всех уровней, быстрейшей ликвидации неграмотности в стране, созданию разных форм внешкольного образования и воспитания.

Но расширение образования привело к ухудшению его качества. В ходе гражданской войны погибли, либо выехали из страны сотни тысяч интеллигентов, что прямо сказалось и на культуре, и на образовании. При

Ленине началась высылка интеллигенции из страны. Жесточайшие гонения на

православную церковь привели к деформации или духовной жизни и духовного

воспитания. Центральной идеей строительства советской школы стала идея создания единой общеобразовательной трудовой политехнической школы. К этой идее, как к основе, в стране возвращались каждый раз при всяком новом реформирования, совершенствовании школы вплоть до начала 80-х гг.

Развитие всех форм учебно-воспитательных учреждений от детских садов до университетов с первых дней установления советской власти. Политика,

направленная на максимальный охват всего населения образованием, на

предоставление одинаковых прав и условий для получения образования всеми

детьми. Государственная забота о поддержке и развитии образования (благодаря этой заботе удалось сохранить образование даже в годы Отечественной войны). Постоянное освоение новых рубежей всеобщего образования от начальной школы в 30-е гг. до среднего к 80-м. Внимание государства и общества не только к развитию образования, но и воспитания. Создание и совершенствование эффективной системы подготовки учителя, позволяющей готовить высококвалифицированные кадры учителей, не только профессионалов, но высоконравственных и высокообразованных людей.

Всё это позволило создать достаточно эффективную, одну из лучших в мире систему образования. Именно в это время взошла звезда российского гения мировой величины – Андрея Николаевича Колмогорова.

В настоящее время задача исследования педагогического наследия А.Н. Колмогорова приобретает особую значимость. Сейчас нам важно понять, каким должно быть образование XXI века, а для этого важно понять, что удалось, а что не удалось осуществить в ходе реформы 70-х годов.

Взгляды А.Н. Колмогорова на проблемы математического образования в России.

Издавна в обществе большим уважением пользовался умственный труд – труд, направленный на созидание, требующий больших усилий. Но начиная с двадцатых годов в нашей стране под влиянием ложных политизированных воззрений общественно – полезный труд стал трактоваться лишь как труд физический. Считалось, что умственный труд — это «труд для себя», для удовлетворения своих внутренних потребностей, в то время как труд физический – это «труд для всех», для блага всего общества. Такое отношение нанесло большой урон учебному труду.

Деятельность в области школьного образования занимала главное место в последний период жизни и творчества А.Н. Колмогорова, то есть на протяжении трети его творческого пути. К этой работе он относился с полной ответственностью, щедро вкладывая всю свою энергию. В деятельности Колмогорова, связанной со школой, можно выделить два больших направления. Одно из них – них работа с «сильными», проявляющими интерес и способности к математике. Другое направление – работа, связанная с постановкой курса математики в обычных средних общеобразовательных школах.

3.1 Работу в Потылихинской опытно-показательной школе Колмогоров вспоминал с большим удовольствием. Преподавая математику и физику, принимал самое активное участие в жизни школы (был секретарём школьного совета и воспитателем в интернате). Многое из этой работы стало определяющим для физико-математической школы-интерната №18 при МГУ, которую ещё при жизни Андрея Николаевича стали называть колмогоровской.

Характерезуя работу с одарёнными учениками, необходимо сказать о проведении математических олимпиад. Первая в СССР математическая олимпиада была проведена в Ленинграде в 1934г. По инициативе Б. Н. Делона. В 1935 году состоялась I Московская олимпиада. Председательствуя в оргкомитете, Колмогоров глубоко вникал в существо задач, предлагал изменение формулировок, а иногда и сами задачи.

Система по проверке работ и определению победителей была сохранена и позднее, когда стали проводиться всероссийские олимпиады. Придавалось большое значение олимпиадам как эффектному средству поиска способных ребят. Целью олимпиадного движения является приобщение способных ребят к математике. Больше самого соревнования Андрея Николаевича занимала подготовительная работа: лекции для школьников, математические кружки, тематика которых не должна ограничиваться решением олимпиадных задач. Примечательно замечание: « Неудачи на олимпиаде не должны чрезмерно огорчать и приводить к разочарованию в своих способностяхУже наличие очень ограниченного срока для решения задач многих делает совершенно беспомощным».

3.2 Для того чтобы развить природные задатки, необходимо приучить ребят к систематической работе. Колмогоров считал, что важно не только подготовить интересный и увлекательный материал доступный для школьников, но и создать подлинную атмосферу научного поиска. Это, по его мнению, требует более тесного и длительного контакта учеников и учителей. Причём существенно, чтобы в число учителей входили молодые способные аспиранты и студенты, которым, при некотором контроле, можно и нужно доверять работу со школьниками. Так стали создаваться летние математические школы, в которые собирали победителей олимпиад для занятий математикой и отдыха.

Школы — интернаты были задуманы как школы научного творчества, а отнюдь не как своеобразные курсы по подготовке к вступительным экзаменам в высшие учебные заведения (хотя этому вопросу всегда уделялось должное внимание). Главное стремление – привить питомцам навыки самостоятельного научного мышления, вооружить их всем, что необходимо для восприятия университетских курсов с полным пониманием существа дела и для быстрого вхождения в самостоятельную и активную научную работу. Андрей Николаевич, активно работая в летних математических школах, определил их характер и направление развития. Учебные занятия составляли примерно 4-5 уроков в день, из которых 3-4 приходились на утренние часы, а 1-2- на вторую половину дня. Одновременно велось несколько курсов, из которых нужно было выбрать два обязательных. Особенностью семинарских занятий было одновременное участие двух или трёх молодых преподавателей, занимавшихся с учащимися индивидуально. Кроме того, велись кружки, читались отдельные лекции.

Тематика лекций и курсов, которые читал А.Н. Колмогоров в летних школах, каждый раз менялась, все конспекты его лекций могли бы составить очень интересную книгу.

3.3 Вокруг идеи создания физико-математических школ объединились люди, понимающие большую государственную значимость работы с талантливыми школьниками (П.С. Александров, М. В. Келдыш, И. К. Кикоин). Активно поддержал начинание ректор Московского университета академик И. Г. Петровский.

ФМШ при МГУ была открыта 2 декабря 1963 года. В жизни А.Н. Колмогорова она занимает особое место. Он создал эту школу, был научным руководителем, читал многочисленные курсы, вёл кружки, возглавлял Попечительский совет школы, добивался необходимого финансирования, заботился о библиотеке.

По отношению к школе, её выпускникам и самой идее высказывались самые разные суждения. Подлинный показатель успешности работы школы – судьбы её выпускников. Многие из них защитили кандидатские и докторские диссертации. Научные работы выпускников ФМШ составляют заметную долю всех работ по математике и физике в нашей стране. Преданность этих людей науке была воспитана ещё на школьной скамье, и конечно, огромную роль сыграло то, что по крайней мере раз в неделю они имели возможность общаться с А.Н. Колмогоровым.

Главная задача интерната – дать способным ребятам, живущим далеко от университетских и научных центров, такие же возможности для выдвижения в науку, которые имеются в больших городах. До последних пор этот принцип соблюдался неукоснительно. Преимущество при поступлении в интернат предоставлялось ребятам из небольших городов, посёлков и сёл. Все при поступлении сдавали достаточно сложные экзамены.

Экзаменаторы старались выявить «искру Божью», иногда пренебрегая тем, что школьник не знает тех или иных разделов математики и физики, отдавая себе отчёт в том, что порой в провинциальных школах математику и физику преподавали учителя труда и физкультуры.

Не следует думать, что жизнь интерната была безоблачной. Школу часто посещали пристрастные комиссии, часто ставился вопрос о закрытии интерната и о недопустимости элитарного образования в нашем обществе. Один весьма почтенный человек заявил, что «был уже лицей в начале прошлого века, а что вышло из него? – Декабристы!».

Постепенно интернат превращался в подобие подготовительных курсов для школьников из провинции. Андрей Николаевич противостоял этому, но его здоровье ухудшалось и он мог уделять интернату всё меньше внимания. Но уже тяжело больной. Он постоянно интересовался тем, что происходило в школе.

3.4 Необходимое условие организации эффективной системы для работы со школьниками, интересующимися математикой, — наличие специальной литературы. Вклад, который внёс А.Н. Колмогоров в это дело, неоценим. Говоря о литературе, в создании которой он участвовал, можно выделить три больших раздела: во- первых, это книги и статьи, написанные самим Андреем Николаевичем. Сохранились конспекты некоторых неопубликованных лекций – среди них есть подлинные шедевры. Во-вторых, книги, редактором которых был Колмогоров. Он быстро вникал в суть текста большого по объёму и сложного по содержанию.

Третью, особую группу составляют около 200 номеров журнала «Квант» и книги серии «Библиотечка Квант». Начиная с 1970 г., когда был создан «Квант», И.К. Кикоин вёл физический, а А.Н. Колмогоров — математический раздел журнала. Добиться специального издания для школьников было делом непростым. Существенным пунктом Положения о «Кванте» стало решение о повышенных гонорарах для авторов журнала. Это обстоятельство во многом облегчило задачу привлечения к сотрудничеству квалифицированных авторов.

Психологами доказано, что формирования наглядного мышления у детей заканчивается к 11-12 годам. А мы начинаем изучать геометрию только в 7-ом классе, как раз в этом возрасте. Может, поэтому многим трудно справляться с поставленными задачами?

В статье «Учебные материалы по геометрии для V класса» было предложено новое направление изучения элементов геометрии. Андрей Николаевич считал, что геометрия может быть изложена более содержательно за счёт дополнительных интересных фактов. Он считал важным ознакомить уже в этом возрасте с геометрическими преобразованиями, если изложению будет придан наглядный характер и включены примеры интересные учащимся этого возраста.

Четырёхлетний эксперимент, проводившийся в болшевской школе № 3, при непосредственном участии А.Н. Колмогорова, позволил апробировать совершенно новые для советской школы вопросы преподавания алгебры и начал анализа. В журнале «Математика в школе» имеется несколько статей, являющихся рецензиями на действовавшие учебники. В этих статьях указывалось на дефекты, предлагались конкретные способы исправления заметных недостатков.

3.5 На протяжении примерно трёх десятилетий А.Н. Колмогоров выступал за дифференциацию обучения в старших классах, считая, что именно этот путь развития позволит в наибольшей мере развить способности подростков, учесть в должной степени запросы современного производства и науки. Первые его публикации о дифференциации относятся к концу 50-х – началу 60-х годов.

На одном из выступлений в Министерстве просвещения РСФСР Андрей Николаевич сказал: «…следует учитывать наклонности учащихся. Для учащихся, которые желают посвятить себя работе в области физико-математических наук или стать инженерами, необходимо кроме школ-интернатов развернуть широкую сеть физико-математических школ типа средних общеобразовательных школ с производственным обучением со специальностью вычислителей — программистов. Такими школами целесообразно охватить 10-15% всех учащихся старших классов средней школы.



Эта идея была популярной, и высказывали её многие. Заслуга А.Н. Колмогорова состоит в том, что он разработал принципы обучения и создал значительное число первоклассных учебных материалов.

Важно подчеркнуть, что А.Н. Колмогоров непросто выступил в поддержку идеи дифференциации – он боролся за неё. Идея эта очень длительное время не пользовалась официальной поддержкой. Будучи убеждён в своей правоте, Андрей Николаевич часто возвращался к ней в ряде публикаций и выступлений.

Колмогоров подготовил текст выступления, содержащий предложения об осуществлении в ходе реформы дифференциации старших классов. После обсуждений и согласований в газете «Известия» было опубликовано письмо девяти академиков с соответствующими предложениями. Отклика официальных инстанций не последовало, не было и обсуждения в печати. Через полгода в журнале «Коммунист» был опубликован следующий текст: «В отклике на проект реформы были предложения о создании условий для углубленного изучения учащимися отдельных предметов. Для углубленного изучения предметов физико-математического, химико-биологического и общественно-гуманитарного циклов, а также для развития разносторонних интересов и способностей школьников вводятся факультативные занятия по выбору учащихся. Что касается пожеланий повсеместно организовать специализированные школы и классы, то согласиться сними было нельзя. Делать это нецелесообразно, иначе будет нарушен основной принцип нашей школы – единый уровень образования».

Введение факультативных курсов только отчасти могло решить проблему дифференциации. Факультативные курсы – форма более демократичная и проще реализуемая, чем специализация классов, при которой требуется большое количество квалифицированных учителей. Программы разрабатывались под руководством А.Н. Колмогорова. Он являлся соавтором и редактором всех созданных тогда программ.

Были подготовлены два цикла факультативных курсов: «Дополнительные главы математики» и «Избранные вопросы математики». Эти факультативы, включая ряд вопросов, относящихся к новой программе, ещё не подкреплённой учебниками, подготавливали учителей к преподаванию нового курса математики.

Попытки придать факультативам функции курсов для подготовки в вузы Андрей Николаевич не отвергал, а в более поздние времена, когда число часов на математику значительно уменьшилось, даже поддерживал, полагая честно ввести курс, ориентированный на вступительные экзамены в вузы.

Создания же специализированных физико-математических школ и классов удалось добиться лишь под видом того, что специализация является одной из форм производственного обучения.

3.6 В середине 60-х годов А.Н. Колмогоров возглавил работу по совершенствованию всей системы школьного математического образования в СССР. Тогда ставился вопрос шире – начиналась реформа всего школьного образования. С этой целью в декабре 1964 г. была создана Центральная комиссия по определению содержания образования в средней школе АН СССР под председательством Алексея Ивановича Маркушевича. В комиссии были организованы предметные секции, в которые входили многие действительные члены АН СССР. Андрей Николаевич возглавил математическую секцию. В состав разработчиков , подготавливающих проект школьной программы по математике для широкого обсуждения, входили профессиональные математики и учителя, представители высшей школы и методисты: В.Г. Болтянский, А.Н. Колмогоров, Ю.Н. Макарычев, Г.Г. Маслова, К.И. Нешков, А.Д. Семушин, А.А. Шершевский, И.М. Яглом.

Работа над программой заняла около трёх лет и проходила в несколько этапов. В1965 году после определения комиссией структуры будущей школы и разработки учебного плана была создана схема программы и материал «Объём знаний по математике». Материалы, опубликованные в журнале «Математика в школе», обсуждались и корректировались, и только в 1968 году программа была одобрена Министерством просвещения. Эта редакция программы получила поддержку широкой общественности и организаций, связанных с математическим образованием.

Обновление курса математики: включение элементов анализа, аналитической геометрии, геометрических преобразований и векторов, стало возможным за счёт освобождения курса от ряда устаревших тем. Предусматривался сдвиг некоторых тем на более ранние этапы изучения. Возможность подобных решений была подсказана предшествующим опытом, обосновывалась в ходе экспериментов.

Составители программы одной из основных задач считали достижение идейной стройности курса математики в средней школе. Всюду, где только возможно, учащихся надо прямыми путями вести к современным и рациональным методам решения проблем и задач. Переход к новому кругу идей должен быть по возможности мотивирован понятным для учащихся способом. Школа не должна заниматься заполнением памяти учащегося заготовками, которые в школьном курсе не найдут достойного употребления, в надежде, что они учащимся когда-либо пригодятся.

При оценке этой программы сейчас, наиболее обоснованным представляется вывод: это был документ, верно определивший основное содержание школьной математики, структуру математического курса и основные методические принципы на предстоящий период.

Следует напомнить о тех общих особенностях, характерных для общеобразовательной школы в период предпринятой Н.С. Хрущевым школьной реформы. Предполагалось ограничить срок обязательного образования школьной восьмилеткой. Свое дальнейшее образование молодежь должна была получать, соединяя обучение с производительным трудом, т.е. в основном в системе вечернего и заочного образования. Все отрицательные последствия такой перестройки образования для нашего общества нетрудно было предвидеть. Далеко не все решились на высказывания, противоречащие этому решению. На одном из совещаний, организованных для редакторов журналов, сообщили, что даже среди крупных ученых есть люди, недопонимающие всей глубины предпринимаемой реформы, и что двое из присутствующих на созванном «высоком» совещании по этой проблеме в знак протеста это совещание покинули. (Этими двумя были академики П.С. Александров и А.Н. Колмогоров).

Чтобы не допустить крупных провалов в среднем школьном математическом образовании и обеспечить высшую школу достаточно подготовленным новым пополнением, научной общественностью нашей страны были выдвинуты идеи организации при крупных университетах школ-интернатов и расширения программ восьмилетней школы, чтобы подготовить учащихся к дальнейшему, по существу, полу самостоятельному обучению.

3.7 Решение Андрея Николаевича о личном участии в написании учебников было принято под влиянием складывавшихся обстоятельств. Длительное время он ограничивался участием в обсуждениях, консультациями, дал согласие быть редактором учебников. Начиная с 1970 года, возникла необходимость, заставившая его стать автором: несколько лет подряд к началу учебного года нужно было подготавливать очередные учебники, и доработка их требовала полного напряжения сил всех авторских коллективов.

Переходу школы на новые учебники предшествовало экспериментальное обучение. Эксперимент проводился в течение нескольких лет во всех школах четырёх районов: Суздальском, Тосненском, Белоярском и г. Севастополь. При этом проверке подлежали различные варианты учебников. Окончательное решение принималось после сопоставления результатов эксперимента.

Основное внимание Колмогоров уделял теоретическому тексту: определял структуру изложения, изучал предварительно подготовленные варианты. Стремление использовать любую возможность для улучшения текста даже на стадии корректуры приводило к трудностям в процессе издания, которые снимались благодаря пониманию сложности дела, проявленному со стороны Минпроса СССР и издательства «Просвещение».

«Учебник не менее сложная вещь, чем новый тип самолёта» — писал Андрей Николаевич. Всем ведомствам надо это понять и не бояться широкой постановки дела, хотя бы она потребовала затрат и освобождения квалифицированных специалистов от другой работы. Эта мысль актуальна и сейчас, так как и сейчас подготовка учебников осуществляется небольшими авторскими коллективами в «свободное» время.

Андрей Николаевич постоянно настаивал на необходимости включения в пособия текстов, дополняющих основное содержание: исторического материала, доказательств, интересных фактов, выходящих за рамки обязательной программы, но тесно примыкающих к ней, задач повышенной трудности. Большое значение Колмогоров придавал примерам и иллюстративному материалу, считая их важными средствами повышения доступности текста. Именно эти требования предъявляют ФГОС к новым учебникам и программам.

Необходимость изучения в школе элементов анализа А.Н. Колмогоров связывал с общеобразовательным значением анализа. Что касается основного метода изложения элементов анализа, то он должен быть не формальным, а наглядным. «Опыт наглядного преподавания начал анализа говорит, что эти начала могут быть изложены в форме, в которой они совсем не воспринимаются как что-либо более трудное, чем обычный, чисто алгебраический материал».

3.8 Отвечающие программе 1968 г. учебники были новы для учителей как по математическому содержанию, так и с точки зрения методики. Поэтому в течение всего периода перехода на новое содержание курса математики в каждой области страны действовала система переподготовки учителей.

А.Н. Колмогоров читал лекции для учителей, методистов, преподавателей институтов в Москве, Владимире, Ярославле и других городах РСФСР. Им был сделан целый ряд докладов в секции средней школы Московского математического общества, на различных семинарах и совещаниях. Полный список включает около 100 докладов.

По настоянию Андрея Николаевича продолжают печатать статьи, содержащие отдельные главы новых учебников, методические комментарии к учебным пособиям. Это позволяло учителям знакомиться с учебниками до выхода в свет.

В «Учительской газете» были опубликованы статьи об особенностях содержания новых учебников и методики работы с ними, популяризации идей реформы математического образования.

По предложению А.Н. Колмогорова, в учебный план пединститутов был введён новый предмет «Научные основы школьного курса математики». Он всегда считал, что математические курсы пединститутов должны отличаться от университетских, в полной мере учитывая характер будущей работы студентов.

3.9 А.Н.Колмогоров сам был человеком разносторонним, увлекающимся и своих воспитанников постоянно привлекал к различной деятельности несвязанной непосредственно с математикой.

Как в летних лагерях, так и в школе-интернате по вечерам регулярно устраивались музыкальные или литературные вечера, велись беседы с молодыми преподавателями на самые разные волнующие школьников темы. Популярностью пользовались логические игры, «английские шарады».

В летних лагерях стало традиционным внимание к спорту: обязательные утренние зарядки, ежедневные купания три раза в день, походы в лес. Здоровье ребят – предмет специального внимания Колмогорова. Сохранились заметки, в которых он фиксировал оценки утомляемости учеников ФМШ, полученные в лаборатории профессора Нагорного. В интернате было увеличено число часов, отводимых на физкультуру. Работали спортивные секции, устраивались футбольные и баскетбольные матчи между школьниками и учителями.

Духовно-нравственное воспитание стояло на первом месте: экскурсия на Бородинское поле, рассказы о городах Золотого кольца, экологические десанты, посещение музеев и выставок и т.д. Во время поездок во Владимир и Суздаль всех поражало прекрасное знание А.Н. Колмогоровым истории земли русской. Во время посещения исторических мест и памятников он сообщал нам о таких деталях в событиях давнего прошлого, о которых нельзя было узнать ни у одного из экскурсоводов. Оказалось, что в свои молодые годы, ещё будучи студентом, А.Н. Колмогоров пешком и на лодке сумел посетить и тщательно осмотреть все исторические места теперешнего «золотого кольца».

Андрей Николаевич сам рассказывал о своих путешествиях, о плавании на научно-исследовательском судне «Дмитрий Менделеев». Не реже чем два раза в неделю он читал лекции по истории, живописи и архитектуре. На одном из вечеров интересных встреч В.К. Левин рассказывал о работе переводчика, читал свои переводы. Бывали в ФМШ летчик-испытатель В.К. Коккинаки, поэты Л. Ошанин, А. Вознесенский и многие другие.

В результате выпускники становились разносторонне образованными, культурными людьми, а не только хорошими математиками и физиками.

Таблица №1

Проблемы школьного образования в России XX века и их решения.

Проблемы

Решения

1.Качество преподавания.

Контроль за содержанием и научностью читаемых лекций.

2. Нехватка учителей в сельских школах (учителя труда преподают математику и физику)

Создание для детей из провинции специализированных школ-интерна-тов. Обеспечение учителей методической литературой.

3. Небольшое количество молодых практикующих студентов-преподавателей.

Открытие нового курса в педагогическом институте. Усиление научно-практической деятельности молодых учителей.

4.Борьба сторонников классического и реального образования.

Введение факультативных курсов, чтобы компенсировать уменьшение часов, отведённых на математику.

5.Отсутствие преемственности низший, средней и высшей школ .

Принятие новой программы, гарантирующей последовательность и преемственность обучения.

6. Дифференцируемое обучение .

Обучение соответствует возрастным особенностям детей. Открытие ФМШ и специализированных классов.

7.Отсутствие материально технической базы.

Издание новых учебников, дополни-тельной методической литературы, начало компьютеризации.

8. Низкое благосостояние русских учителей и студентов.

Улучшение материальных условий работы и быта учителей и студентов.

9.Попытка властей поддерживать

принцип – единый уровень образования.

Создание условий для поиска и развития одарённых детей. Проведение предметных олимпиад.Чтение публичных лекций.

10.Отсутствие интереса к учебе.

Обучение должно быть воспитывающим, развивающим ум, внимание, наблюдательность.

11. «Зубрежка»

Самостоятельный труд мышления должен заменить механический труд заучивания.

Заключение

Изучение историко-педагогической литературы и воспоминаний позволило выделить несколько проблем образования и воспитания, над которыми параллельно с научной деятельностью работал А.Н. Колмогоров.

Деятельность Андрея Николаевича Колмогорова в просвещении, направленная на то, чтобы найти, пробудить и развить математические способности подростков, принесла замечательные плоды и поэтому заслуживает высокой оценки, пользуется признанием.

Прошедшие годы свидетельствуют о том, что разработанная концепция основных направлений развития школьного образования «до 2000 года» нашла своё убедительное подтверждение в мировой практике. По высказыванию В.А. Успенского, «с течением времени значимость научного наследия А.Н. Колмогорова не убывает, а возрастает.

В целях эффективного решения первоочередных перспективных задач развития школьного образования Колмогоров считал необходимым проведение поисковых экспериментов с заведомо повышенным уровнем требований к содержанию предмета и к видам языка математики. В зависимости от результатов эксперимента предполагалось определить окончательное содержание программ и новых учебников.

В своей практической и теоретической деятельности А.Н. Колмогоров восстановил правильную трактовку принципов научной дидактики применительно к преподаванию математики. В трактовке принципа наглядности он стремился отразить требования, идущие не только от наглядности физической, модельной, но и от образно-знаковой, теоретической.

Провести объективную оценку работы по совершенствованию системы школьного математического образования гораздо сложнее в силу неточности критериев, затрудняющей объективный анализ. Поэтому мнения о реформе 70-х годов очень различны.

По мнению многих учёных громадному педагогическому наследию А.Н. Колмогорова суждена долгая жизнь. Его работы на школьные темы составляют золотой фонд, к которому будут обращаться школьники и учителя, методисты и авторы учебников.

Ценность педагогического наследия А.Н. Колмогорова определяется тем, что он сам много работал в школе, был учителем и наставником многих поколений. Педагогические принципы, его идеи и решения необходимо изучать для дальнейшего усовершенствования содержания и методов преподавания.

А.Н.Колмогоров принял на себя ответственность за судьбу школьного математического образования. Его поступок определили постоянное стремление к созиданию, искренний глубокий интерес к школе, понимание государственной важности проблемы. Вся жизнь – пример проявления высочайшего нравственного чувства, мужества и гражданской ответственности.

Непрерывно, посвящая всю свою жизнь науке, работе на благо народного образования, Андрей Николаевич никогда не впадал в уныние, всегда выражал уверенность в том, что, несмотря на возможные отступления и временные неудачи, реформа школьного математического образования преодолеет все неизбежные в этом большом деле трудности и уже в недалеком будущем даст столь необходимые для дальнейшего развития общества результаты. Именно этому, совместной, дружной работе для достижения поставленной цели, он посвятил последние десятилетия своей жизни и стремился помочь в этом как своим современникам, так и идущим на смену новым поколениям.

Проанализировав взгляды А.Н.Колмогорова на проблемы образования и воспитания, я выяснила, что им были разработаны рекомендации, смысл которых состоит в следующем:

Обучение должно соответствовать возрастным особенностям детей.

Обучение должно проводиться с переходом от чувственного восприятия к абстрактному мышлению.

Должны соблюдаться принципы преемственности обучения.

Совершенствование методов обучения и педагогического мастерства учителя.

Наглядность и научность, постоянная поддержка интереса к учебе.

Самостоятельный труд мышления вместо заучивания.

Обучение должно быть воспитывающим, развивающим ум человека, внимание, наблюдательность, давать полезное направление способностям ребенка.

Рассмотренная проблема меня очень заинтересовала, так как по мнению многих исследователей в России все чаще обнаруживается не соответствие между сложившейся системой школьного образования и формирующимися общественными потребностями, это несоответствие вызывает попытки реформирования общеобразовательной школы.

Школьный кризис является отражением социально-экономических процессов в обществе. В образовании наряду с проблемами, которые пытался решить А.Н. Колмогоров, возникают новые проблемы.

Я считаю, что введение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения даст возможность утвердить принципы научности, современности и преемственности в образовании и разрешить в конце концов накопившиеся проблемы.

В итоге своей работы я бы хотела привести таблицу с результатами опроса учителей и учащихся нашей школы по вопросу проблем образования на данный момент. Интерес, с которым ребята обсуждали поставленные вопросы, говорит о том, что проблемы существовали и существуют сейчас. Главное, что результаты и методы решения этих проблем нам не безразличны.

Таблица №2

Отношение к проблемам образования учителей и учащихся 5-11 классов МКОУ « Сокольской средней школы».

Проблема

Учителя

Учащиеся

В опросе участвовало: 14 учителей и 74 ученика среднего и старшего звена

Существует

Не существует

Существует

Не существует

1.Качество преподавания

12%

88%

53%

47%

2.Приемственность начальной и средней школ

4%

96%

0%

100%

3.Преемственность средней школы и ВУЗов

25%

75%

36%

64%

4.Дифференцируемое обучение

0%

100%

13%

87%

5.Отсутствие материально-технической базы

90%

10%

4%

96%

6. Низкий уровень благосостояния российского учителя

100%



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap sitemap