ФОС Основы специальной психологии



ФОЦ для курса «Основы специальной психологии»

Темы рефератов

Проблема депривации в специальной психологии.

Эволюция взглядов Л.С. Выготского на отклоняющееся развитие ребенка.

Общие и специфические закономерности отклоняющегося развития.

Дети группы риска.

Психология семейного воспитания детей с проблемами в развитии.

Причины отклонений в развитии и факторы их опосредующие.

Соотношение биологических и социальных факторов в дизонтогенезе.

Проблема нормы и патологии в специальной психологии.

Психомоторное развитие детей в условиях дизонтогенеза.

Речевое развитие слабослышащих детей.

Речь и ее развитие у глухих детей.

Особенности формирования коммуникативной деятельности детей с отклонениями в развитии.

Психология делинквентного поведения.

Проблемы социализации детей с нарушениями в развитии.

Проблема реабилитации в специальной психологии.

Положение инвалида в современном обществе.

Примерный перечень вопросов к зачету по курсу «Основы специальной психологии»

Специальная психология, понятие, предмет, объект, задачи.

Понятие и виды нормы, показатели отклонения от нормы.

Аномальные дети и их классификации.

Дизонтогении: этиология нарушений, виды.

Понятие о дефекте, виды и их взаимосвязь.

Виды психического дизонтогенеза.

Типы нарушения психического развития.

Биологические причины дефектов и их роль в развитии аномальных детей.

Социальные причины дефектов и их роль в развитии аномальных детей.

Факторы и закономерности развития аномальных детей.

Компенсация: понятие, механизмы, факторы ее эффективности.

Дети с дефектами слуха: причины, психические особенности детей с дефектами слуха.

Дети с дефектами зрения: причины, психические особенности детей с дефектами зрения.

Дети слепоглухие: особенности развития и обучения.

Дети с ДЦП: виды двигательных нарушений, особенности психического развития.

Дети с расстройствами речи: виды речевых расстройств, особенности психического развития.

Дети с ЗПР: понятие, причины, психические особенности детей.

Сходство и отличие детей с ЗПР от умственной отсталости.

Классификации детей с ЗПР Власовой-Певзнер и Лебединской.

Дети с умственной отсталостью: понятие, причины. Олигофрения и деменция.

Степени олигофрении, их характеристика.

Дети с психопатиями: понятие, причины, критерии, виды психопатий.

Патологические реакции и их виды.

Патологическое формирование личности: понятие и варианты. Виды неправильного воспитания.

Дети с неврозами: понятие, причины, механизмы.

Виды неврозов и их отличия от психопатий.

Дети с начальными проявлениями психических заболеваний.

Дети с реактивными состояниями.

Тестирование контрольное по курсу «Основы специальной психологии»

Тема 1. Теоретические основы специальной психологии

Предметом специальной психологии является:

психика и ее развитие у ребенка с отклоняющимся развитием.

аномальный ребенок,

психика нормального ребенка,

Аномальные дети — это:

дети, имеющие отклонения от нормального физического или психического развития и вследствие этого нуждаются в воспитании и обучении в специальных условиях;

дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического развития и требующие медикаментозного лечения;

дети, имеющие значительные отклонения от нормального психического развития и требующие специального подхода;

дети-инвалиды;

дети, имеющие соматические заболевания и вследствие этого требующие обучения и воспитания в специальных условиях.

Понятие «психокоррекция» означает:

исправление недостатков психического развития,

замещение дефекта,

хирургическое вмешательство.

К эндогенным причинам отклонений в развитии ребенка можно отнести:

наследственность,

ЧМТ,

неблагоприятные условия воспитания

Природа дефекта заключается:

в структуре дефекта,

в строение организма,

во внешнем выражении нарушения.

Министерство социального обеспечения решает задачи по отношению к аномальным детям следующего содержания:

комплексная коррекционная работа психофизических недостатков и трудоустройство инвалидов детства,

образование лиц с нарушениями в развитии,

лечением детей с проблемами в развитии.

«Дефект развития» — это:

недостаток психофизического развития человека,

физическое уродство,

нарушение физиологии человеческого организма.

«Компенсацию» можно определить как:

замещение (смягчение) недостатка развития сохранными возможностями организма и психики ребенка.

систему медицинских средств по исправлению дефекта развития,

педагогическое влияние на развитие психики и личности ребенка

«Социальная адаптация» человека означает:

приспособление человека к социальным условиям, требованиям общества.

приспособление организма человека к бытовым условиям,

приспособление психики человека к климатическим условиям,

№14. К экзогенным причинам отклонений в развитии ребенка относят:

черепно-мозговая травма.

биологические особенности организма,

наследственность,

К биологическим причинам аномального развития не относятся:

родовые травмы.

вирусные и инфекционные заболевания матери во время беременности;

венерические заболевания матери;

хромосомно-генетические отклонения;

несовместимость по резус-фактору;

Понятие о первичном и вторичном дефекте развития было введено:

Л.С. Выготским;



А. Адлером

В.В. Лебединским;

Л. Каннером;

А.Р. Лурия.

Какой блок мозга, выделенный А.Р. Лурия является основным аппаратом мозга, осуществляющим познавательные процессы:

третий блок;

первый блок;

второй блок;

в списке нет правильного ответа.

Понятие «психокоррекция» означает:

исправление недостатков психического развития;

замещение дефекта;

хирургическое вмешательство;

медикаментозное лечение.

Природа дефекта заключается:

в структуре дефекта;

в строении организма;

во внешнем выражении нарушения.

Что такое вторичное нарушение?

изменение (ухудшение) функционирования той или иной системы организма вследствие дефекта обеспечивающей ее другой системы организма (например, ухудшение слуха ведет к появлению нарушений речи).

осложнение после болезни;

усиление нарушения после повторного заболевания;

Объектом изучения специальной психологии являются

дети с атипиями

подростки с атипиями

взрослые с атипиями

люди всех возрастов с атипиями

Особые состояния, которые изучает специальная психология, преимущественно возникают

в детском возрасте

в подростковом возрасте

во взрослом возрасте

в любом возрасте

В задачи специальной психологии входит

изучение специфики аномального формирования психической деятельности

определение способа компенсации дефекта

исследование органических основ дефекта

определение вероятности рождения аномального ребенка

Тема Дети с нарушением интеллекта

К разновидности умственной отсталости относят:

олигофрению и деменцию.

шизофрению и эпилепсию,

асфиксию и менингит,

Причинами задержки психического развития (ЗПР) могут быть

длительные соматические заболевания в раннем детстве,

материальный недостаток в семье,

неправильное питание в младенческом возрасте.

К нарушению интеллектуальной деятельности относятся:

умственная отсталость и ЗПР,

РДА и ЗПР,

слепота или глухота.

Классификация олигофрении по М.С. Певзнер предполагает:

5 групп;

3 группы;

4 группы;

6 групп;

2 группы.

умственной отсталости не является:

ЗПР;

идиотия;

имбецильность;

дебильность.

Для умственно отсталых детей характерно:

узость зрительного восприятия;

четкое восприятие окружающего мира;

хорошее распознание спектра цветов;

отсутствие нарушений пространственной ориентировки.

Особенностью памяти умственно отсталых детей не является:

хорошее запоминание учебного материала;

значительное снижение объема памяти;

абстрактный материал запоминается меньше;

запоминание непреднамеренное лучше;

представления о предметах бледны или искажены.

Для умственно отсталых детей характерно:

использование наглядно-действенной формы мышления;

хорошее решение задач;

использование наглядно-образного мышления;

использование словесно-логического мышления.

К задачам первостепенной важности психологии детей со слабовыраженными отклонениями не относятся:

оказание медикаментозной помощи;

разработка принципов и методов раннего выявления слабовыраженных отклонений;

вопросы дифференциальной диагностики, разработка принципов и методов психологической коррекции;

разработка психологических основ концепции предупреждения и устранения дисбаланса между процессами обучения и развития.

В классификацию ЗПР по М.С. Певзнер не входит вариант:

физиологический инфантилизм;

психофизический инфантилизм с недоразвитием эмоционально-волевой сферы;

психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности;

психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный нейродинамическими нарушениями;

психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный недоразвитием речевой функции.

По этиопатогенетическому принципу не является клиническим типом ЗПР:

мышечный;

конституциональный;

соматогенный;

психогенный;

церебрально-органический.

Для детей с ЗПР не характерно:

богатство воображения в игровой деятельности;

присутствие живости и яркости эмоций;

слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний;

преобладание компонента двигательной расторможенности;

внушаемость имеет грубый оттенок.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap sitemap