Формирование коммуникативной культуры как необходимой компетенции будущего учителя



ГБОУ СО СПО ВОЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ Ф. И. ПАНФЁРОВА

Формирование коммуникативной культуры как необходимой компетенции будущего учителя

подготовила Краснова Оксана,

студентка группы 3н2,

руководитель:

преподаватель музыкальных дисциплин

Никифорова Надежда Николаевна

Вольск

2010 г.

Коммуникативная культура личности, как и компетентность в общении не возникает на пустом месте, она формируется в деятельности. Это — необходимый аспект становления общей компетентности студента — будущего преподавателя, чья непосредственная деятельность — общение с целью передачи знаний, развития.

Становление профессионального мастерства специалиста тесно связано с его творчеством. Компетенции учителя начальных классов, будучи синтезом теоретических знаний и практических умений, утверждаются и проявляются через творчество и, в свою очередь, способствуют действенной реализации творческих замыслов и находок.

Отличительной чертой педагогического творчества является и то, что значительная часть его осуществляется в публичной обстановке. Это требует от специалиста умения управлять своими психическими состояниями, оперативно вызывать у себя и других творческое воодушевление. В обучении и воспитании проявляется самый возвышенный, самый гуманный тип творчества, пробуждающий личность, реализующий лучшие человеческие задатки и способности.

Помощь в развитии творческих способностей студентов колледжа оказывают творческие коллективы, которые работают в учебном заведении. Среди них можно назвать такие как академический хор, Народный танцевальный коллектив «Юность», ансамбль ложкарей «Забавушка», команда КВН, студенческий театр «Спектр», кружок «Сольного пения». А также участие студентов в подготовке и проведении различных мероприятий, таких как фестиваль «Студенческая весна», Праздник города, 9 мая, различные тематические мероприятия, классные часы.

Студенты, активно участвующие в работе этих коллективов приобретают навыки творческой работы, концертного общения с аудиторией, приемы и навыки работы над преодолением трудностей воплощения художественного образа, умения работать слажено в творческом коллективе, умения ценить и распределять собственное личное время, приобретают исполнительские навыки.

Впоследствии творчески активный студент становится успешным молодым специалистом, способным активно работать в команде на общий результат.

Целью педагогического колледжа является подготовка не просто грамотного специалиста, но и человека, умеющего общаться с людьми, входить в любой коллектив, умеющего добывать необходимые ему сведения.

Молодой специалист, владеющий творческими навыками, такими как игра на музыкальном инструменте, вокальные, сценические навыки способен организовать интересную внеклассную работу с детьми в своем классе, что несомненно будет способствовать творческому развитию учащихся. Ведь многие образовательные результаты определяются не только изучением математики, физики или истории, а определяются во внеучебной сфере, определяются укладом жизни, системой отношений, вовлеченностью детей в какую-то общественную, социально значимую, или творческую деятельность.

Таким образом, педагогическая компетентность как интегральная профессионально-личностная характеристика определяет способность выполнять педагогические функции и является одним из субъективных факторов продуктивной деятельности педагога.

Совершенствование профессиональной педагогической культуры и компетентности становится одной из важных проблем, решение которой будет способствовать прогрессу в школьном обучении.

Сегодня уже мало быть хорошим специалистом, необходимо быть ещё и хорошим сотрудником, что означает умение работать в команде на общий результат. Кроме того, нужно уметь работать с информацией, используя различные информационные технологии, продуктивно разрешать конфликты, публично представлять результаты своей работы, учитывая содержательную критику; уметь позитивно строить свои взаимоотношения с коллегами по работе, учениками и их родителями.

Становлению педагогического мастерства способствуют определенные врожденные качества личности, но в большей степени качества, сформированные путем кропотливой работы над собой в процессе повседневной деятельности. Не каждый и не сразу становится мастером. На это уходят годы творческого труда. Чтобы стать мастером своего дела, необходимо овладеть закономерностями и механизмами, основами технологии целостного учебно-воспитательного процесса, что позволит педагогически мыслить и действовать, анализировать педагогические явления, видеть педагогическую проблему, правильно диагностировать, находить способы оптимального ее решения.

Педагогическое мастерство, как комплекс профессиональных знаний, умений и навыков, личностно-деловых качеств, позволяет организовать педагогический процесс на высоком уровне с максимальной эффективностью. Его компонентами являются: овладение и разработка технологий организации коллективной и индивидуальной деятельности детей, передача знаний и формирование опыта деятельности, формирование комплекса необходимых для жизни качеств личности, владение педагогической техникой при условии высокого уровня педагогической культуры.

Современной российской школе нужен педагог высокой педагогической культуры, способный к рефлексии и коррекции своих действий и поступков.

Таким образом, педагогическая культура как интегральная профессионально-личностная характеристика определяет способность выполнять педагогические функции и является одним из субъективных факторов успешной продуктивной деятельности будущего учителя.

Список литературы

Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. Челябинск, 2004г.

Ломов Б. Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984.



Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация: Пер. с англ. М., 2002г.

Степанов С. Ю., Похмелкина Г. Ф. , Колошина Т. Ю. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества. Вопросы психологии 1991. № 5.

Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – Киев. 1969. с. 83.

Якунин В. А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты. – Л., 1988.








sitemap
sitemap