Формирование антинаркотического мировоззрения в процессе музейной деятельности



ВВЕДЕНИЕ

Произошедшие за последнее десятилетие перемены в жизни нашего общества привели к изменениям в различных сферах человеческой деятельности. Ломка старых ценностных ориентиров, произошедшая под влиянием внутриполитических факторов, вызвала рост некоторых негативных явлений в обществе. В частности, произошел рост числа подростков, употребляющих алкогольные напитки, наркотические и токсические вещества, как следствие этого увеличилось число правонарушений, совершаемых подростками, находящимися в состояния алкогольного или наркотического опьянения. Причём возраст людей начинающих употреблять алкоголь и наркотики неуклонно снижается.

Психофизиологическая неустойчивость, подверженность детско-подросткового контингента стрессу на фоне снижения уровня жизни, безработицы и других негативных проявлений в семьях приводит к поведенческим расстройствам, к протесту обществу, школе, родителям и, тем самым, приобщению к наркотикам.

В этих условиях важно формирование уверенности и позитивного отношения к себе, развитие навыков самовыражения личности. Подобный подход к профилактической работе по проблемам наркомании позволяет выбрать осознанную жизненную позицию, нивелировать факт искусственной эйфории как критериев отдыха, радости и достижения успеха, сформировать рациональные системы опознания удовольствия. Анализ статистических данных приводимых СМИ, показывает, что каждый пятый подросток уже имеет опыт одурманивания и наблюдается картина постоянного роста употребления наркотиков в детской среде. И самое главное, что к наркотическому соблазну не существует какого-то определенного социального иммунитета, а опасность заражения оказывается одинаковой как для традиционной группы риска, так и для тех, кто не вызывает тревоги. Действительно, навсегда запретить или уничтожить наркотики невозможно, но развитие в каждом человеке системы личного противостояния им — реальная и практически вполне выполнимая задача. Поэтому чтобы такого желания не возникло нужно успешно строить отношения с окружающим миром — решать проблемы, реализовывать возникающие потребности за счет собственных знаний и умений.

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить условия музейной деятельности как фактор эффективности профилактики наркомании.

Объект исследования: музейная деятельность учащихся.

Гипотеза: Если наркотизация рассматривается как недопустимый вариант поведения, то музейная деятельность будет способствовать формированию нравственных ценностей и реализации своих потребностей как альтернативы профилактики наркомании.

Задачи исследования:

Выявить и проанализировать теоретико-методологические подходы к антинаркотическому воспитанию учащихся;

Разработать структуру модели музейной деятельности, обеспечивающую интеллектуальную, творческую, личностную самореализацию, становление духовно-нравственного мира;

Формирование коммуникативных и социальных компетенций на основе приобретения, осознания и применения социального опыта.

Методологической основой данной работы, направленной на профилактику возникновения наркотической и химической зависимости у подростков, мы основывались на изучении работы П.Д. Шабанова «Основы наркологии» и работы Т.В.Сибгатуллиной «Исследование вопросов антинаркотического воспитания».

В труде П.Д.Шабанова «Основы наркологии» раскрываются понятия «алкоголизм» и «наркомания».

Алкоголизм – это заболевание, характеризующееся патологическим влечением к употреблению спиртных напитков, развитием абстинентного (похмельного) синдрома при прекращении употребления алкоголя, а в дальнейшем стойких неврологических расстройств и психической деградации. Алкоголизм формируется сравнительно медленно при систематическом продолжительном употреблении спиртных напитков.

Наркомания – группа заболеваний, которые проявляются влечением к постоянному приёму в возрастающих количествах наркотических средств вследствие стойкой психической и физической зависимости от них с развитием абстиненции при прекращении их приёма.

Т.В.Сибгатуллина в своем исследовании даёт определение антинаркотического воспитания, его цели и задач:

Антинаркотическое воспитание — это процесс систематического, целенаправленного, комплексного психолого-педагогического взаимодействия субъектов образования, в ходе которого формируется антинаркотическая устойчивость личности воспитуемого, представляющая собой такое качество личности, которое позволяет ей противостоять наркогенному воздействию среды, и предупредить приобщение к психоактивным веществам.

Цель антинаркотического воспитания — формирование гармоничной личности, устойчивой к воздействиям наркогенных факторов среды.

Задачи:

— создание приоритета здорового образа жизни через осознание ценности здоровья;

— формирование менталитета духовно-нравственного, психического, физического и социального здоровья;

— создание ситуации нетерпимого отношения ко всем видам психоактивных веществ;

— формирование навыков конструктивного общения;

— развитие способности к психосаморегуляции в стрессовых ситуациях;

— организация доступа к необходимой информации о влиянии психоактивных веществ на нравственное, психическое, и физическое здоровье человека.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: — теоретические — анализ материалов и публикаций педагогической и периодической печати, диссертационных работ по теме исследования;

— эмпирические — беседы, анкетирование, наблюдение;

— для обработки эмпирических исследований использовались метод ранжирования, количественный и качественный анализ продуктов деятельности обучающихся.

Научная новизна исследования: Создана структура модели музейной деятельности, способствующая интеллектуальной, творческой, личностной самореализации, становлению духовно-нравственного мира как альтернативы профилактики наркомании. Её практическая направленность способствует более глубокому проникновению в суть изучаемого вопроса, прояснению собственной системы ценностей, основанной на работе с предметами музейного фонда.

Структура и обьем работы. Разработка состоит из введения, трёх разделов, списка литературы и приложения.

Практическая значимость:

Повышение интереса учащихся 1-11 классов школ города Новый Уренгой к истории Родины;

Сохранение сведений о боевых и трудовых подвигах ветеранов ВОВ, проживающих на территории города Новый Уренгой;

Содействие гражданскому и патриотическому воспитанию подрастающего поколения.



Ожидаемые результаты:

Воспитание учащихся на основе музейной деятельности, прошлого опыта, культуры и преемственности поколений;

Формирование у учащихся ценностных ориентиров и моделей поведения;

Формирование коммуникативных и социальных компетенций на основе приобретения, осознания и применения социального опыта.

Критерии оценки:

Расширение сферы применения музейного пространства школы в городе;



Разнообразие форм исследовательской и проектной деятельности на базе школьного музея «Хранители воинской славы».

Использование музейного пространства школы в процессе воспитательной деятельности.

Раздел I. Концептуальное обоснование музейной деятельности как альтернативы профилактики наркомании

Социальная ситуация последних десятилетий, как известно, связанная с идеологическим, социально-экономическим и культурным переустройством общества, породила множество негативных явлений, болезненно отразившихся на облике молодого поколения (усиление потребительских ориентаций, социальная пассивность, опасность попадания в сети наркотического и алкогольного дурмана, и числа правонарушений среди несовершеннолетних и др.). До недавнего времени акцент в профилактике делался на методе запретов и наказаний. Мы считаем ориентироваться необходимо на формирование таких установок и ориентации личности, при которых наркотики не являются ценностями.

Цели:

1.Повышение устойчивости к социальному давлению;

2.Формирование положительного отношения к себе и к окружающим людям;

3.Формирование активной гражданской позиции.

Борьба с наркоманией — дело не одного и не нескольких человек, а всего человечества. Каждый должен внести в это свою лепту. Школьный музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Поэтому важно эффективное использование этого потенциала для воспитания в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности. Именно вопросу сбережения и поддержания Памяти о человеческом подвиге посвящается данная работа.

В течение учебного года ежемесячно ветераны Великой Отечественной войны проводят встречи с учащимися нашей школы. Музейная комната позволяет увеличить количество тематических встреч ветеранов с учащимся. Такие встречи необходимы в плане морального удовлетворения как для учащихся, так и для ветеранов. Дети северных городов лишены возможности общения со старшим поколением, так как бабушки и дедушки чаще всего проживают не в г. Новый Уренгой (по результатам проведённого нами соц. опроса только 3 % учащихся могут общаться со своими бабушками и дедушками ежедневно, а остальные только в летний период, ребята жалуются на недостаток такого общения).

С каждым годом в России остается всё меньше ветеранов Великой Отечественной войны, ставших свидетелями и непосредственным и участниками тех исторических событий. Миллионы людей погибли, миллионы переживали последствия этой войны на протяжении десятилетий. Все меньше остается живых свидетелей этой трагедии. Их воспоминания, жизненный опыт являются бесценным сокровищем, которое необходимо сохранить и передать последующим поколениям. Впервые, в городе Новый Уренгой, в результате реализации проекта по развитию музейной комнаты в школе, предоставлена возможность всем участникам тех событий и их потомкам предъявить всем учащимся и всему городу сохранившиеся реликвии и с их помощью открыть для себя новые страницы великой Победы.

Раздел II. Формирование духовно – нравственных ценностей в ходе музейной деятельности

Почти три года назад на базе нашей школы состоялось торжественное открытие музейной комнаты «Хранители воинской Славы». Мы тоже стали участниками этого события и были рад тому, что получили возможность соприкоснуться с «живой историей».

Каждый уходящий год все более и более отдаляет нас от событий Великой Отечественной войны. Многие из воинов-победителей уже ушли из жизни, скорбный список погибших солдат ежегодно пополняется новыми именами. Уходят живые свидетели той страшной эпохи, унося с собой память. Все более актуальным становится вопрос: все ли мы знаем о войне, об истинной цене Победы и что сохраним для потомков? И очень важно, чтобы не прерывалась связь поколений в преемственности и осознании значимости Победы!

Нам вспоминаются слова, сказанные русским писателем Альбертом Лихановым: «Придёт время, и все, кто жили когда шла война умрут. Останетесь только вы, теперешние дети… И может случиться, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость и слёзы! Не давайте им забывать!»

Именно поэтому мы со своими одноклассниками, участниками исторического кружка «Аргонавты», стали тесно сотрудничать с музейной комнатой «Хранители воинской славы». В результате нашей деятельности у нас определились основные направления нашей работы:

Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны и их родственниками;

Экскурсии для учащихся школ и гостей города;

Сбор материалов к экспозициям музейной комнаты;

Научно – исследовательская деятельность.

В русском национальном сознании наследники – это продолжатели рода: те, кто идёт по следам отцов, сохраняя традиции и обычаи своих предков, передавая их духовный и социальный опыт следующим поколениям.

Чтобы стать достойными наследниками Великой Победы, достойной сменой поколению – победителю, нужно любить Отечество, чтить его историю, быть готовым защитить то, что досталось дорогой ценой, помнить о подвиге народа, сберечь эту память – сберечь по призыву сердца, совести и долга.

Таким образом целью нашей деятельности в музее стало сохранение исторической памяти и героического подвига русского народа, содействие хранению и приумножению героических традиций. Использование материалов школьного музея «Хранители воинской славы» для формирования и создания ценностно-смысловых качеств.

Раздел III. Проектно исследовательская деятельность на базе школьного музея «Хранители воинской славы».

Наша деятельность в музейной комнате началась ещё задолго до его открытия. Мы, участвуя в акции «Подарок музею своими руками» решили, не просто выполнить работу, а связать её с историческими фактами, которые нам близки по случаю участия в них наших близких родственников. Оказалось, что почти у всех одноклассников кто – то воевали в годы Великой Отечественной войны и совсем немногие вернулись живыми. Нам вспомнился классный час, в ходе которого ветеран Великой Отечественной войны Леонид Владимирович Кочергин много рассказывал о Берлинской операции. Мой одноклассник поинтересовался, не встречал ли он где его деда, участника битвы за Зееловскую высоту, в ходе которой он погиб. Нас это очень тронуло и мы решили нашу экспозицию посвятить именно этому сражению.

Свою работу мы начали с изучения литературы, посвящённой этому событию, собрали необходимые материалы.

Под Зееловым погибли, по разным оценкам, 33 тысячи советских солдат и офицеров, пять тысяч польских воинов и около 12 тысяч немцев. Таким образом, мы узнали об одном из самых кровопролитных сражений заключительного этапа Великой Отечественной войны, что ценой неимоверных жертв русские войска вошли в Берлин.

Эти факты подтверждают при общении и ветераны нашего города, но история об этом умалчивает. Несмотря на то, что это сражение было самым кровопролитным в истории не только Великой Отечественной, но и второй мировой войны, в учебниках истории нет даже такого понятия как Зееловские высоты. Мы считаем, что мы должны знать всю правду об этой войне. Поэтому так ценны сведения, которые доносят до нас наши Ветераны Великой Отечественной войны, это живая правда и мы её должны не только услышать, но и сохранить для потомков. Ведь мы, то последнее поколение, которое застало ветеранов Великой Отечественной войны живыми.

Мы гордимся тем, что гостем нашего музея стал Корсун Виктор Семёнович, Заслуженный военный летчик СССР, генерал-майор авиации в отставке. Он прилетел в наш город из Москвы к своему другу Кастанову Александру Фёдоровичу. Александр Фёдорович принимал активное участие в партизанском движении Краснодарского края в годы его оккупации гитлеровцами, действовал в партизанском отряде имени Щорса, где командиром отделения связи был Виктор Семёнович. Совместная борьба против оккупантов сдружила юных партизан. Виктор Семёнович поведал много интересного о себе, о своей судьбе, поделился воспоминаниями о Великой Отечественной войне. Рассказал о том, что после войны возглавлял специальную подготовку лётного состава в должности главного советника по авиации: в Корее, Китае, Монголии и Афганистане.

Встреча получилась очень интересной и трогательной, но нам запомнились слова, сказаные Виктором Семёновичем о том, что единственная правда о войне, это пока ещё живы ветераны и его наказ: чтобы мы свято хранили неповторимые и важные подробности истории Великой Отечественной войны и передали их своим потомкам.

Большой интерес у нас вызвали материалы, предоставленные нашей музейной комнате учителем технологии нашей школы Олегом Борисовичем Репка. Это грамоты, ордена и медали его деда Репка Алексея Яковлевича, участника не только Великой Отечественной войны, но и финской. Это одна из самых многочисленных экспозиций наград.

К сожалению, кроме выставленных экспозиций, никаких сведений о нём не оказалось. Мы решили пообщаться с Олегом Борисовичем и собрать материалы о его деде. Оказалось, что он многое знает о нём, но все эти факты общие и он сомневается в их достоверности, так – как при его жизни он ещё был ребёнком, и с тех пор прошло уже более двух десятков лет. Для того чтобы более подробно и правдиво описать жизненный путь Алексея Яковлевича нам пришлось связаться с отцом Олега Борисовича. В ходе которого мы выяснили, что Репка Алексей Яковлевич родился 4 марта 1915 года в станице Чернозубово, Орловского района, Ростовской области. Когда ему исполнилось 2,5 года, произошла Октябрьская революция, и маленький Алеша испытал все тяготы этого лихолетья. Голод, Гражданская война и другие тяготы жизни только закалили Алексея, и в 1938 году он был призван на военную службу в ряды РККА (Рабоче — Крестьянской Красной Армии). В ноябре 1939 года началась Финская война, на которую была направлена и воинская часть, в которой служил красноармеец Репка А.Я. За овладение городом Териоки (ныне Зеленогорск) и прорыв долговременной обороны финнов Алексей Яковлевич был отмечен благодарственным письмом.

По окончании этой войны рядовой Репка А.Я. продолжил срочную службу в 260 артиллерийской армии, и когда уже подошел срок демобилизации, началась Великая Отечественная война – война беспощадная, война кровопролитная. 260 армия, в которой служил красноармеец Репка А.Я., попала в окружение под Ленинградом. С боями прорвавшись к осажденному Ленинграду, армия с первых же дней оказалась в кольце блокады. Зенитная батарея, в которой служил Репка А.Я., охраняло небо над осажденным Ленинградом, обеспечивало бесперебойную работу «Дороги жизни», тем самым приближая победу Советских войск. После снятия блокады под Ленинградом, подразделение в котором служил Репка А.Я., продолжило победное шествие на запад, отгоняя вражеские самолеты от отвоеванных территорий СССР.

Победу над фашистской Германией Алексей Яковлевич встречал в городе Таллинн, Эстонской ССР, в звании старший лейтенант.

За время войны Репка А.Я. был ранен в ступню ноги и тяжело контужен. За проявленное мужество на полях войны он был награжден орденами «Красной звезды» и «Отечественной войны», медалями за «Оборону Ленинграда» и «за Победу над Германией».

Вернувшись на малую Родину после войны, Алексей Яковлевич работал учителем в школе, после чего поступил в Новочеркасскую школу руководящих кадров, которую успешно закончил и 1954 года возглавил колхоз на юго-востоке Ростовской области и стал осваивать там целинные земли. За эти трудовые подвиги ветеран войны был удостоен правительственных наград уже и в мирное время. Родина оценила его заслуги двумя орденами «Знак Почета», медалью «За освоение целинных земель» и другими. Кроме того ветеран был награжден юбилейными медалями.

Говорят, что человек жив пока его помнят! Теперь, имя героя Алексея Яковлевича Репка будет жить и в наших сердцах. Ведь мы должны знать не только о тех героях, о которых написано в книгах и учебниках, но и о тех, которые рядом с нами, в наших городах. Нет счёта героическим подвигам, совершённым нашими воинами при выполнение своего священного долга перед Отчизной. В нашем городе живут отважный лётчик Ехлаков Алексей Ионович, медсестра санитарного поезда Остроухова Екатерина Ивановна. Кажется, совсем недавно мы встречались с Куренным Станиславом Егоровичем, который в 16 лет добровольцем ушёл на фронт и на себе испытал весь ужас войны. Он являлся частым гостем нашей музейной комнаты и мероприятий, проводимых в классе. Именно благодаря таким людям как он, их инициативе и неиссякаемой энергии действует наша музейная комната. Сегодня его уже нет среди нас, у нас сохранилась лишь светлая память о нём и его воспоминания.

Есть поговорка «На войне детей не бывает». Но те из них, которые жили в военное время должны были расстаться с детством – в обычном смысле этого слова. Мы собирали информацию не только о ветеранах Великой Отечественной войны, но и о участниках трудового фронта, которые в годы войны, несмотря на свой юный возраст, испытали все тяготы тылового военного времени. Они, подростками в 10 – 14 лет сменили своих отцов на трудовой вахте.

Айдаскин Евгений Фёдорович с волнением рассказывал нам о своей жизни. Мы старались уловить каждое слово, сказанное им, и успеть это записать. Мы его называем «Наш Ветеран», поздравляем со всеми праздниками, приглашали его на наши классные мероприятия, и он радовался каждой нашей встрече. Сегодня, к сожалению, он очень сильно болен и уже не может самостоятельно передвигаться. Но у нас сохранились его воспоминания, с которыми хотелось бы поделиться. Он заслуживает того, чтобы о нём знали, о нём помнили.

Евгений Фёдорович родился 3 марта 1931 года.

Из воспоминаний ветерана:

«Когда началась война мне было 10 лет. Жили мы в селе. В семье нас было пятеро детей, две сестры и три брата. В первые же дни войны отец и старший брат ушли на фронт. В 1943 году погиб отец под Польшей, а чуть позже пришла похоронка и на брата. Помню, все плакали, но некогда было думать об этом, все понимали война. Трудно было всем, приходилось работать от зари до зари. Пахал поле на лошади, в конце пашни корни от бурьяна убирали, а потом в ручную засевали, сажали картошку, свёклу. Плуг был тяжёлый, еле в руках удерживал. Здесь же строили шалаши и оставались

спать на ночь. Еду тоже привозили сюда же, кормили хорошо, не голодали, вместо воды пили молоко. Две бабушки пекли хлеб, картошку брали прямо с поля. Бригадир поднимал ни свет, ни заря и опять принимались за работу.

Председатель колхоза был хорошим. Сам привозил молоко во флягах, рыли колодцы и ставили туда эти фляги, этого молока хватало на целый день.

Лошадей тоже пасли сами, по очереди. Кормили сеном жеребят, сено готовили сами, хороших и откормленных лошадей забирали на войну.

Мужчин в деревне почти не было, поэтому вся работа легла на долю женщин и детей. Уставали, но на душе была гордость: и мы помогаем фронту. В победу верили все. И, наконец, пришёл День Победы. Все кричали «Ура!» пели песни, плясали, обнимали друг друга.

С 1950 до 1956 года я нёс службу на Тихоокеанском флоте, приходилось выходить в открытое море, использовать боевое оружие против вражеских кораблей».

Первый зал нашей музейной комнаты называется «Галерея Славы». Здесь портреты и награды людей, которые заслуживают внимания и уважения. Среди них и портрет Евгения Фёдоровича.

Бесценным подарком для нашей музейной комнаты стала книга воспоминаний, общества «Дети, опалённые войной». Они были непосредственными свидетелями войны с фашистской Германией. Голодали, болели, страдали, несли непосильную ношу на своих хрупких плечах. Сегодня дети войны стали нашими дедушками и бабушками, и их память цепко хранит события военных лет. Государство по достоинству оценило труд детей в годы войны, наградив их медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.». Им же будет в двойне приятно, если мы, сегодняшнее поколение, будем интересоваться их деятельностью, будем рассказывать о ней другим.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Используя различные методы исследования, обобщая полученные результаты, мы пришли к выводу, что природа не терпит пустоты, и каждый человек знает: для того, чтобы запрет сработал, у человека должна быть альтернатива. Реальной альтернативой наркомании является деятельность музея «Хранители воинской славы». Музейная деятельность призвана помочь приобрести знания, навыки, опыт, необходимые для того, чтобы выбрать здоровый образ жизни, обрести сопротивляемость негативному и вредному влиянию

Поколение сменяет поколение. Только память о тех, кто уже не придёт, останется в нас, и будет передаваться от сердца к сердцу. Всегда. Ведь главное не повторять ошибок прошлого. Главное быть достойными памяти павших.

Мы в своей работе стремились понять и почувствовать подвиги тех, кто в страшные годы войны совершали подвиг «не ради славы, а ради жизни на земле». Тот материал, который нам удалось собрать и исследовать мы рекомендуем использовать в ходе экскурсионной деятельности в нашей музейной комнате «Хранители воинской Славы».

Литература

1. Данилин А.Б. «Как спасти детей от наркотиков». М., Изд-во «Феникс», 2007.

2. Демакова И.Д. «Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства: вопросы теории». М., Изд-во «Русское слово», 2000 г.

3. Соколова Н.Д. «Гуманистические идеи в педагогических теориях, системах и технологиях». Волгоград., Изд-во «Дрофа», 2003.



4.Толстова Г.А. «Венок Славы». Г. Новый Уренгой 2006г. стр 27

5. Шабанов П.Д. Основы наркологии. СПб.: Лань. 2002. 556с.

6. Шепель В.М. «Социально-психологические проблемы воспитания».

М., Изд-во «КноРус», 2003.

7. Шипицына Л.М. «Школа без наркотиков». С-П., Изд-во «Феникс», 2004.

8. Щуркова М.В. Программа воспитания. М., Изд-во «Русское слово», 2001.

Сибгатуллина Т.В. Педагогические условия и критерии антинаркотического воспитания. Казань, 2004.-170с.

9. Газета «Правда Севера» №23, 2008 г. стр 4

10.http://www.ksu.ru/infres/nikolaev/2002/gl2_3_2.htm

11.http://www.mvd.ru/ К 65 — летию Победы посвящается 2010г.

13.Материалы музейного фонда «Хранители воинской Славы»

14.Записи интервью с участниками событий, их родственниками.

Глассарий

Алкоголизм – это заболевание, характеризующееся патологическим влечением к употреблению спиртных напитков;

Наркомания – группа заболеваний, которые проявляются влечением к постоянному приёму в возрастающих количествах наркотических средств;

Психосаморегуляция — это воздействие на психоэнергетическую сферу человека методами, сочетающими в себе техники из различных традиционных систем оздоровления и современной психологии;

Психофизиологическая неустойчивость — индивидуальная неустойчивость к стрессу;

Психоактивные вещества — любое химическое вещество (или смесь) естественного или искусственного происхождения, которое влияет на функционирование центральной нервной системы, приводя к изменению психического состояния.








sitemap
sitemap