Физические процессы в двигателе автомобиля ЗиЛ — 130



Министерство образования Омской области

Бюджетное образовательное учреждение Омской области

среднего профессионального образования

«САРГАТСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Научно-практическая конференция студентов«Физика в моей профессии»

Физика в профессии механизации сельского хозяйства (техник — механик).

Физические процессы в двигателе

автомобиля ЗиЛ — 130.

Автор: Рячкин Виталий

Руководитель: Беликова Елена Владимировна

18 апреля 2013 г.

г. Омск

Введение

Если вы удачно выберете труд и вложитев него душу, то счастье само вас отыщет».К.Д. Ушинский

От достижений физики зависит уровень технического развития общества. Все современные высокие технологии непосредственно опираются на теоретические представления современной физики. Компьютеры, средства связи, нанотехнологии – эти и другие «производные» современных физических теорий уже изменили нашу жизнь. Влияние физических идей на научно-технический прогресс продолжает расти. Без овладения курсом физики невозможно стать грамотным специалистом, поскольку это – теоретическая база для изучения других дисциплин, без знания которых невозможны успешная профессиональная деятельность и дальнейшее обучение.

Техник — механик – это рабочий широкого профиля, который выполняет операции по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, проводит контроль их технического состояния с помощью диагностического оборудования и приборов, управляет автотранспортными средствами. Сегодня профессия техник — механик, востребованная и актуальна на современном рынке труда. Количество выпускаемой сельскохозяйственной техники неуклонно растет, а прогресс не стоит на месте.

Каждый автомобиль можно разделить на следующие основные части: двигатель, шасси, кузов, электро- и специальное оборудование.

Двигатель является источником механической энергии, приводящей автомобиль в движение. Сейчас применяются в основном поршневые двигатели внутреннего сгорания. Используются практически во всех областях транспорта. Они являются «сердцем» автомобиля, трактора, тепловоза, судна. Современный двигатель внутреннего сгорания представляет собой своеобразный сплав последних достижений науки и техники.

На базе этих достижений беспрерывно совершенствуются все узлы и агрегаты двигателя. В результате этого последние образцы автомобильных двигателей выходят на мировой уровень.

Объектом исследования выбран двигатель внутреннего сгорания ЗИЛ -130.

Цель исследования – показать физические процессы в работе двигателя внутреннего сгорания ЗИЛ -130.

Для достижения поставленной в работе цели были рассмотрены

основные задачи:

Изучена и проанализирована научно-методическая литература с целью углубления знаний по данной проблеме.

Дана характеристика профессиональной деятельности

техника – механика.

Изучена история автомобиля ЗИЛ-130.

Рассмотрено устройство и работа двигателя ЗиЛ-130.

Характеристика профессиональной деятельности техника – механика в отрасли механизации сельского хозяйства

Область профессиональной деятельности техника — механика: организация и выполнение работ по обеспечению функционирования машин, механизмов, установок, приспособлений и другого инженерно-технологического оборудования сельскохозяйственного назначения.

Объектами профессиональной деятельности являются:

— машины, механизмы, установки, приспособления и другое инженерно-технологическое оборудование сельскохозяйственного назначения;

— автомобили категорий «В» и «С»;

-стационарные и передвижные средства технического обслуживания и ремонта;

-технологические процессы подготовки, эксплуатации, технического обслуживания и диагностирования неисправностей машин, механизмов, установок, приспособлений и другого инженерно-технологического оборудования сельскохозяйственного назначения;

-процессы организации и управления структурным подразделением сельскохозяйственного производства;

-первичные трудовые коллективы.

Техник-механик готовится к следующим видам деятельности:

Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц.

Эксплуатация сельскохозяйственной техники.

Техническоеобслуживаниеидиагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов; ремонт отдельных деталей и узлов.

Управление работами по обеспечению функционирования машинно-тракторного парка сельскохозяйственной организации.

Техник-механик должен обладать общими компетенциями,

включающими в себя способность:

— Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

— Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

— Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

— Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

— Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

— Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

— Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

— Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

— Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Техник-механик должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

Подготовка сельскохозяйственных машин и механизмовк работе, комплектование сборочных единиц.

— Выполнять регулировку узлов, систем и механизмов двигателя и приборов электрооборудования.

Подготавливать почвообрабатывающие машины.

— Подготавливать посевные, посадочные машины и машины для ухода за посевами.

Подготавливать уборочные машины.

— Подготавливать машины и оборудование для обслуживания животноводческих ферм, комплексов и птице фабрик.

— Подготавливать рабочее и вспомогательное оборудование тракторов и автомобилей.

Эксплуатация сельскохозяйственной техники.

— Определять рациональный состав агрегатов и их эксплуатационные показатели.

-Комплектовать машинно-тракторный агрегат.

— Проводить работы на машинно-тракторном агрегате.

— Выполнять механизированные сельскохозяйственные работы.

Техническое обслуживание и диагностированиенеисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов; ремонтотдельных деталей и узлов.

— Выполнятьтехническоеобслуживание

сельскохозяйственных машин и механизмов.

-Проводитьдиагностированиенеисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов.

-Осуществлять технологический процесс ремонта отдельных деталей и узлов машин и механизмов.

-Обеспечивать режимы консервации и хранения сельскохозяйственной техники.

Управление работами машинно-тракторного паркасельскохозяйственной организации.

-Участвовать в планировании основных показателей машинно-тракторного парка сельскохозяйственной организации.

-Планировать выполнение работ исполнителями.

-Организовывать работу трудового коллектива.

-Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.

-Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.

Автомобиль ЗИЛ-130

Автомобиль ЗИЛ-130 (рис. 1) предназначается для буксирования или перевозки грузов в составе автопоезда, причем масса прицепа вместе с грузом не должна превышать 8 тонн.  Способен перевозить грузы, масса которых не превышает 6 тонн. Серийное производство авто ЗИЛ-130 началось еще в 1962 году в Советском Союзе, на Заводе имени Лихачева. Всего до 1994 года было выпущено 3380000 автомобилей ЗИЛ-130. Впервые в советском автопроме грузовые автомобили ЗИЛ-130 были оснащены гидравлическим усилителем руля, предпусковым подогревом двигателя, 3-местной кабиной, синхронизированной коробкой передач. В 1973 году автомобилю ЗИЛ-130 был присвоен государственный знак качества СССР.

Двигатель ЗИЛ 130

Рис. 1. Автомобиль-тягач ЗИЛ-130

Устройство и работа двигателя ЗиЛ-130

Двигателем называется машина, в которой тот или иной вид энергии

преобразуется в механическую работу. Двигатели, в которых тепловая энергия преобразуется в механическую работу, являются тепловыми.

Тепловая энергия получается при сжигании какого-либо топлива.

Двигатель, в котором топливо сгорает непосредственно внутри цилиндра и энергия образующихся при этом газов воспринимается движущимся в цилиндр поршнем, называется поршневым двигателем внутреннего сгорания. Такие двигатели в основном и применяются на современных автомобилях.

Двигатель ЗиЛ-130: состоит из механизмов и систем обеспечивающих его работу:

-кривошитно — шатунный механизм,

-газораспределительный механизм,

-система охлаждения,

-система смазки,

-система питания,

Кривошипно-шатунный механизм: воспринимает давление газов при такте сгорание — расширение и преобразовывает прямолинейное, возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала.

Двигатель ЗИЛ 130

Кривошипно-шатунный механизм состоит из: блока цилиндров с

картером, головки цилиндров, поршней с кольцами, поршневых пальцев,

шатунов, коленчатого вала, маховика и поддона картера.

Блок цилиндров является основной деталью двигателя, к которой

крепятся все механизмы и детали. Цилиндры в блоках изучаемых двигателей расположены У-образно в два ряда под углом 90°.

Блоки цилиндров отливают из чугуна (ЗИЛ-130) или алюминиевого

сплава. В той же отливке выполнены картер и стенки полости охлаждения, окружающие цилиндры двигателя.

В блоке двигателя устанавливают вставные гильзы, омываемые

охлаждающей жидкостью. Внутренняя поверхность гильзы служит направляющей для поршней. Гильзу растачивают под требуемый размер и шлифуют. Гильзы, омываемые охлаждающей жидкостью, называются мокрыми. Они в нижней части имеют уплотняющие кольца из специальной резины или медные. Вверху уплотнение гильз достигается за счет прокладки головки цилиндров. Увеличение срока службы гильз цилиндров достигается в результате запрессовки в наиболее изнашиваемую (верхнюю) их часть коротких тонкостенных гильз из кислотоупорного чугуна. Применение такой вставки снижает износ верхней части гильзы в 2—4 раза.

Блок цилиндров У-образного двигателя ЗИЛ-130 сверху закрыт двумя

головками из алюминиевого сплава. В головке цилиндров двигателя ЗИЛ-130 размещены камеры сгорания, в которых имеются резьбовые отверстия для свечей зажигания. Для охлаждения камер сгорания в головке вокруг них выполнена специальная полость.

На головке цилиндров закреплены детали газораспределительного

механизма. В головке цилиндров выполнены впускные и выпускные каналы и установлены вставные седла и направляющие втулки клапанов. Для создания герметичности между блоком и головкой цилиндров установлена прокладка, а крепление головки к блоку цилиндров осуществлено шпильками с гайками. Прокладка должна быть прочной, жаростойкой и эластичной. В двигателе ЗИЛ-130 она сталеасбестовая. Для уплотнения стальной прокладки в расточкуна нижней плоскости головки цилиндра запрессовано стальное кольцо с острым выступом.

Снизу картер двигателя закрыт поддоном, выштампованным из листовой стали. Поддон защищает картер от попадания пыли и грязи и используется в качестве резервуара для масла. Поддон крепится к плоскости разъема болтами, а для обеспечения герметичности соединения применяют прокладки из картона или из клееной пробковой крошки.

Во время работы двигателя в картер проникают газы, что может

повлечь за собой повышение давления, прорыв прокладок и вытекание масла. Поэтому картер через специальную трубку (сапун) сообщается с атмосферой.

Поршень воспринимает давление газов при рабочем такте и передает

его через поршневой палец и шатун на коленчатый вал. Поршень представляет собой перевернутый цилиндрический стакан, отлитый из алюминиевого сплава. В верхней части поршня расположена головка с канавками, в которые вставлены поршневые кольца. Ниже головки выполнена юбка, направляющая движение поршня. В юбке поршня имеются приливы-бобышки с отверстиями для поршневого пальца.

При работе двигателя поршень, нагреваясь, расширится и, если между

ним и зеркалом (внутреннюю поверхность цилиндра или его гильзы называют зеркалом) цилиндра не будет необходимого зазора, заклинится в цилиндре, и двигатель прекратит работу. Однако большой зазор между поршнем и зеркалом цилиндра также нежелателен, так как это приводит к прорыву части газов в картер двигателя, падению давления в цилиндре и уменьшению мощности двигателя. Чтобы поршень не заклинивался при прогретом двигателе, головку поршня выполняют меньшего диаметра, чем юбку, а саму юбку в поперечном сечении изготавливают не цилиндрической формы, а в виде эллипса с большей осью его в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу. На юбке поршня может быть разрез. Благодаря овальной форме и разрезу юбки предотвращается

заклинивание поршня при работе прогретого двигателя.

Общее устройство поршней всех двигателей принципиально одинаковое, но каждый из них отличается диаметром и рядом особенностей, присущих только данному двигателю. Например, в головке поршня двигателя ЗИЛ-130 залито чугунное кольцо, в котором сделана канавка под верхнее компрессионное кольцо. Такая конструкция способствует уменьшению износа канавки под поршневое кольцо.

Поршни двигателя ЗИЛ-130 после механической обработки покрывают оловом, что способствует лучшей приработке и уменьшению износа их в первоначальный период работы двигателя.

Поршневые кольца, применяемые в двигателе, подразделяются на

компрессионные и маслосъемные. Компрессионные кольца уплотняют зазор между поршнем и цилиндром и служат для уменьшения прорыва газов из цилиндров в картер, а маслосъемные снимают излишки масла с зеркала цилиндров и не допускают проникновения масла в камеру сгорания. Кольца, изготовленные из чугуна или стали, имеют разрез (замок).

При установке поршня в цилиндр поршневое кольцо предварительно

сжимают, в результате чего обеспечивается его плотное прилегание к зеркалу цилиндра при разжатии. На кольцах имеются фаски, за счет которых кольцо несколько перекашивается и быстрее притирается к зеркалу цилиндра, и уменьшается насосное действие колец. Количество колец, устанавливаемых на поршнях двигателей, неодинаковое. На поршнях двигателей ЗИЛ-130 три компрессионных кольца, два верхних хромированы по поверхности, соприкасающейся с гильзой. Маслосъемное кольцо собрано из четырех отдельных элементов — двух тонких стальных разрезных колец и двух гофрированных стальных расширителей (осевого и радиального).

Поршневой палец шарнирно соединяет поршень с верхней головкой

шатуна. Палец изготовлен в виде пустотелого цилиндрического стержня,

наружная поверхность, которого закалена нагревом током высокой частоты.

На двигателе ЗиЛ-130 применяются «плавающие» пальцы, т. е. такие,

которые могут свободно поворачиваться как в верхней головке шатуна, так и в бобышках поршня, что способствует равномерному износу пальца. Во избежание задирав цилиндров при выходе пальца из бобышек осевое перемещение его ограничивается двумя разрезными стальными кольцами, установленными в выточках в бобышках поршня.

Устройство двигателя ЗИЛ 130

Шатун служит для соединения коленчатого вала с поршнем. Через шатун давление на поршень при рабочем ходе передается на коленчатый вал. При вспомогательных тактах (впуск, сжатие и выпуск) через шатун поршень приводится в действие от коленчатого, вала. Шатун (рис. 3) состоит из стального стержня двутаврового сечения, верхней неразъемной и нижней разъемной головок. В верхней установлен поршневой палец, а нижняя закреплена на шатунной шейке коленчатого вала. Для уменьшения трения в верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая или биметаллическая с бронзовым слоем втулка, а в нижнюю, состоящую из двух частей, установлены тонкостенные вкладыши, представляющие собой стальную ленту, внутренняя поверхность которой покрыта тонким слоем антифрикционного сплава. Обе части нижней головки шатуна скреплены двумя болтами, гайки которых во избежание самоотвертывания фиксируются. В двигателе ЗИЛ-130 под гайки подкладываются специальные шайбы, момент затяжки гаек 80-90,Н/м., а самоотвертыванию препятствуют специальные штампованные стопорные гайки. Затяжку стопорной гайки необходимо производить путем ее поворота на 1,5 … 2 грани от положения соприкосновения о основной гайкой.

На стержне шатуна выштампован номер детали, а на крышке метка.

Номер на шатуне и метка на его крышке всегда должны быть обращены в одну сторону. К верхней и нижней головкам шатуна подводится масло: к нижней головке — через канал в коленчатом валу, а к верхней — через прорезь. Из нижней головки шатуна масло через отверстие выбрызгивается на стенки цилиндров. В двигателях на одной шатунной шейке коленчатого вала закреплено по два шатуна. Для правильной их сборки с поршнями нужно помнить, что шатуны правого ряда цилиндров собраны с поршнями так, что номер на шатуне обращен назад по ходу автомобиля (см. рис. 3), а левого ряда — вперед, т. е. совпадает с надписью на поршне.

Коленчатый вал воспринимает усилия, передаваемые от поршней

шатунами, и преобразует их в крутящий момент, который затем через маховик передается агрегатам трансмиссии. В двигателе ЗиЛ-130 коленчатый вал стальной.

Коленчатый вал (рис. 4) состоит из шатунных и коренных шлифованных шеек, щек и противовесов. На переднем конце вала двигателей ЗМЗ-53-12 и ЗИЛ-130 имеется углубление для шпонки распределительной шестерни и шкива привода вентилятора, а также нарезное отверстие для крепления храповика; задняя часть вала выполнена в виде фланца, к которому болтами прикреплен маховик. В углублении задней торцовой части коленчатого вала расположен подшипник ведущего вала коробки передач.

Количество и расположение шатунных шеек коленчатого вала зависит от числа цилиндров. В V-образном двигателе количество шатунных шеек в два раза меньше числа цилиндров, так как на одну шатунную шейку вала установлено по два шатуна — один левого и другой правого рядов цилиндров.

Шатунные шейки коленчатого вала многоцилиндровых двигателей

выполнены в разных плоскостях, что необходимо для равномерного чередования рабочих тактов в разных цилиндрах.

В восьмицилиндровых V-образных двигателях коленчатые валы имеют по четыре шатунные шейки, расположенные под углом в 90°.

Устройство двигателя ЗИЛ 130

В двигателе число коренных шеек коленчатого вала на одну

больше, чем шатунных, т. е. каждая шатунная шейка с двух сторон имеет

коренную. Такой коленчатый вал называют полноопорным. Коренные и шатунные шейки коленчатого вала соединены между собой щеками.

Для уменьшения центробежных сил, создаваемых кривошипами, на

коленчатом валу выполнены противовесы, а шатунные шейки сделаны полыми. Для повышения твердости и увеличения срока службы поверхность коренных и шатунных шеек стальных валов закаливают нагревом токами высокой частоты.

Коренные и шатунные шейки вала соединены каналами (сверлениями) в щеках вала. Эти каналы предназначены для подвода масла от коренных подшипников к шатунным. В каждой шатунной шейке вала имеется полость, которая выполняет роль грязеуловителя. Сюда поступает масло от коренных шеек. При вращении вала частицы грязи, находящиеся в масле, под действием центробежных сил отделяются от масла и оседают на стенке грязеуловителя, а к шатунным шейкам поступает очищенное масло. Очистка грязеуловителей осуществляется через завернутые в их торцах резьбовые пробки только при разборке двигателя.

Перемещение вала в продольном направлении ограничивается упорными сталебаббитовыми шайбами, которые расположены по обе стороны первого коренного подшипника или четырьмя сталеалюминиевыми полукольцами, установленными в выточке задней коренной опоры. В местах выхода коленчатого вала из картера двигателя имеются сальники и уплотнители, предотвращающие утечку масла.

На переднем конце вала установлен резиновый самоподжимный сальник, а на заднем конце выполнена маслосгонная резьба или маслоотражательный буртик.

В заднем коренном подшипнике сделаны маслоулови-тельные каналы, в которые сбрасывается масло с маслосгонной резьбы или маслоотражательного буртика и установлен сальник, состоящий из двух кусков асбестового шнура.

Шатунные и коренные подшипники. В работающем двигателе нагрузки на шатунные и коренные шейки коленчатого вала очень велики. Для уменьшения трения коренные шейки, как и шатунные, расположены в подшипниках скольжения, которые выполнены в виде вкладышей, аналогичных шатунным.

Вкладыши каждого коренного или шатунного подшипника состоят из двух половинок, устанавливаемых в нижней разъемной головке шатуна и в гнезде блока и крышке коренного подшипника. От провертывания вкладыши удерживаются выступом, входящим в паз шатунного или коренного подшипника.

Крышки коренных подшипников закреплены при помощи болтов и гаек, которые для предотвращения от самоотвертывания зашплинтованы проволокой либо застопорены замковыми пластинами.

Маховик уменьшает неравномерность работы двигателя, выводит поршни из мертвых точек, облегчает пуск двигателя и способствует плавному троганию автомобиля с места. Маховик изготовлен в виде массивного чугунного диска и прикреплен к фланцу коленчатого вала болтами с гайками. При изготовлении маховик балансируется вместе с коленчатым валом. Для предотвращения нарушения балансировки при разборке двигателя маховик установлен на несимметрично расположенные штифты или болты.

Картер двигателя, отлитый заодно с блоком цилиндров, является

базисной (основной) деталью. К картеру крепятся детали кривошипно-

шатунного и газораспределительного механизмов. Для повышения жесткости внутри картера выполнены ребра, в которых расточены гнезда коренных подшипников коленчатого вала и опорных шеек распределительного вала.

Снизу картер закрыт поддоном, выштампованным из тонкого стального

Листа. Поддон является резервуаром для масла и в то же время защищает

детали двигателя от пыли и грязи. В нижней части поддона предусмотрено

отверстие для выпуска масла, закрываемое резьбовой пробкой. Поддон

прикреплен к картеру болтами. Чтобы не было утечки масла, между поддоном и картером установлены прокладки и резиновые уплотнители.

Газораспределительный механизм: в двигателях внутреннего сгорания своевременный впуск в цилиндры свежего заряда горючей смеси и выпуск отработавших газов обеспечивается газораспределительным механизмом.

На двигателе ЗиЛ-130 установлен газораспределительный механизм с

верхним расположением клапанов.

Двигатель ЗИЛ 130

Газораспределительный механизм состоит из распределительных

шестерен, распределительного вала, толкателей, штанг, коромысел с деталями крепления, клапанов, пружин с деталями крепления и направляющих втулок клапанов (рис. 5).

Распределительный вал расположен между правым и левым рядами

цилиндров. При вращении распределительного вала кулачок набегает на толкатель и поднимает его вместе со штангой. Верхний конец штанги надавливает на регулировочный винт во внутреннем плече коромысла, которое, провертываясь на своей оси, наружным плечом нажимает на стержень клапана и открывает отверстие впускного или выпускного канала в головке цилиндров. В рассматриваемых двигателях распределительный вал действует на толкатели правого и левого рядов цилиндров.

Двигатель ЗИЛ 130

Газораспределительный механизм с верхним расположением клапанов дает возможность улучшить форму камеры сгорания, наполнение цилиндров и условия сгорания рабочей смеси. Лучшая форма камеры сгорания позволяет повысить также степень сжатия, мощность и экономичность двигателя.

Распределительный вал (см. рис. 5) служит для открытия клапанов в

определенной последовательности в соответствии с порядком работы

двигателя. Распределительные вал отливают из специального чугуна или отковывают из стали. Устанавливают его в отверстия стенок и ребрах картера. Для этой цели на валу имеются цилиндрические шлифованные опорные шейки. Для уменьшения трения между шейками вала и опорами в отверстия запрессовывают втулки, внутренняя поверхность которых покрыта антифрикционным слоем.

На валу, помимо опорных шеек, имеются кулачки — по два на каждый

цилиндр, шестерня для привода масляного насоса и прерывателя-

распределителя и эксцентрик для привода топливного насоса.

От переднего торца распределительных валов двигателя ЗИЛ-130

приводится в действие датчик пневмоцентробежного ограничителя частоты вращения коленчатого вала двигателя. Трущиеся поверхности распределительного вала для уменьшения износа подвергнуты закалке с помощью нагрева током высокой частоты.

Двигатель ЗИЛ 130

Привод распределительного вала от коленчатого вала осуществляется

при помощи шестеренчатой передачи. Для этой цели на переднем торце

коленчатого вала насажена стальная шестерня, а на переднем конце

распределительного вала — чугунная шестерня. Распределительная шестерня от провертывания на валу удерживается шпонкой и закрепляется шайбой и болтом, завернутым в торец вала. Обе распределительные шестерни имеют косые зубья, вызывающие при вращении вала его осевое смещение.

Для предупреждения осевого смещения вала при работе двигателя между шестерней и передней опорной шейкой вала установлен фланец, который закреплен двумя болтами к передней стенке блока цилиндров

(рис. 6). Внутри фланца на носке вала установлено распорное кольцо, толщина которого несколько больше толщины фланца, в результате чего достигается небольшое осевое смещение распределительного вала. В четырехтактных двигателях рабочий процесс происходит за четыре хода поршня или два оборота коленчатого вала, т. е. за это время должны последовательно открыться впускные и выпускные клапаны каждого цилиндра, а это возможно если число оборотов распределительного вала будет в 2 раза меньше числа оборотов коленчатого вала, поэтому диаметр шестерни, установленной на распределительном валу, делают в 2 раза большим, чем диаметр шестерни коленчатого вала.

Клапаны в цилиндрах двигателя должны открываться и закрываться в

зависимости от направления движения и положения поршней в цилиндре. При такте впуска, когда поршень двигается  от верхней мёртвой точки (в. м. т.) к нижней мёртвой точке (н. м. т.), впускной клапан должен быть открыт, а при такте сжатия, расширения (рабочего хода) и выпуска закрыт. Чтобы обеспечить такую зависимость, на шестернях газораспредели- тельного механизма делают метки: на зубе шестерни коленчатого вала и между двумя зубьями шестерни распределительного вала (рис. 7). При сборке двигателя эти метки должны совпадать.

Толкатели предназначены для передачи усилия от кулачков

распределительного вала к штангам.

Устройство двигателя ЗИЛ 130

Штанги передают усилие от толкателей к коромыслам и выполнены в виде стальных стержней с закаленными наконечниками (ЗИЛ-130)

Коромысла передают усилие от штанги к клапану. Изготовляют их из

стали в виде двуплечего рычага, посаженного на ось. В отверстие коромысла для уменьшения трения запрессовывают бронзовую втулку. Полая ось закреплена в стойках на головке цилиндров. От продольного перемещения коромысло удерживается сферической пружиной. На двигателях ЗИЛ-130 коромысла не равноплечие. В короткое плечо завернут регулировочный винт с контргайкой, упирающийся в сферическую поверхность наконечника штанги.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap