ФФБеллинсгаузен -достойный пример служения Отечеству



Традиции служения Отечеству всегда были сильны в Российском флоте. Примером тому являются жизнь и деятельность знаменитых флотоводцев, среди которых достойное место занимает Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен.

Современники рисуют его смелым, решительным, знающим свое дело командиром, прекрасным моряком и ученым гидрографом-штурманом, истинным русским патриотом. Вспоминая совместное плавание, М. П. Лазарев, известный российский флотоводец, «не называл его иначе, как искусным, неустрашимым моряком», но к этому не мог не прибавить, что он был «отличный, теплой души человек».

Самым важным географическим открытием XIX столетия и вершиной русских географических открытий, безусловно, является открытие Антарктиды, которое стало еще и сенсацией. Ведь почти за 50 лет до этого сам великий Кук объявил: «Смело могу сказать, что ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне. Земли, что могут находиться на юге, никогда не будут исследованы… Это земли, обреченные на вечную стужу, лишенные тепла солнечных лучей…» Однако лучший по тем временам мореплаватель мира жестоко ошибся. И это доказала русская экспедиция, во главе которой стоял Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, посланный в южные моря для открытия и исследования новых земель.

В своей творческой работе я хочу рассказать о русском талантливом мореплавателе, о сенсационном открытии Антарктиды.

Будущий известный мореплаватель Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен родился в Эстонии и с детских лет мечтал стать моряком. « Как рыба не может жить без воды, так я не могу жить без моря », — говорил он. В десять лет поступил в Морской кадетский корпус, а к восемнадцати годам стал мичманом.

Однажды он получил пакет от морского министра: ему предписывалось незамедлительно прибыть в Петербург. Он получил задание – плыть в Антарктику « с целью проникновения к южной приполярной зоне и открытия неизвестных земель ». В полученной инструкции говорилось: « Идти там к северу, где Кук шел к югу, идти к югу там, где Кук шел к северу …»



Экспедиция отправлялась в путь на кораблях «Восток» и «Мирный». Беллинсгаузен был назначен начальником экспедиции, Михаил Петрович Лазарев — его помощником. Беллинсгаузен сам проверил пригодность судов для далекого путешествия, проследил за тем, чтобы корабли были снабжены мореходными и астрономическими инструментами, позаботился даже о запасах хвойной эссенции и кислой капусты, чтобы члены команды не болели цингой. Их должно было хватить на время долгого путешествия. Незадолго до выхода в море Беллинсгаузен получил приказ взять на борт двух немецких ученых.

— Но в России есть и свои профессора! – возмутился ученый.

Впрочем, иностранцы не решились на опасное путешествие.

Вот корабли достигли берегов Бразилии, там в то время процветала работорговля. Беллинсгаузен с возмущением записал в дневнике: « Должность надзирателя (за рабами) состоит в том, чтобы стараться представить несчастных в лучшем и в веселом виде … Кто, по мнению продавца, невесело смотрит , не скачет или не припевает , тому он тростью придает живости…»

Чем дальше продвигались корабли к югу от Бразилии, тем холоднее становился ветер, а в море стали попадаться огромные ледяные «острова» — айсберги. Моряки научились получать пресную воду: стреляли по айсбергам из пушек, а затем со шлюпок подбирали отколовшиеся куски льда.

Мореплаватели за время экспедиции окрыли много островов. Их назвали островами Траверсе, по имени морского министра. Была исправлена ошибка Кука, который принял Южные Сандвичевы острова за один большой остров.



Решено было идти прямо на юг, чтобы выяснить, не являются ли открываемые острова предвестниками большой материковой суши.



Много десятков тысяч километров прошли шлюпы, побывав и в теплых тропических широтах, и в холодных водах Антарктики. Много было открыто и исследовано островов, лежащих на пути кораблей , но самым грандиозным стало открытие шестого и последнего материка Земного шара. Корабли почти вплотную подошли к нему. Они были в районе Земли Королевы Мод. Этот день (16 (28) января 1820) года считается днем открытия Антарктиды.

Кораблям нельзя было оставаться у берегов Антарктиды, потому что это грозило гибелью. Беллинсгаузен приказал поворачивать в обратный путь. Возвращение было тяжелым. Мокрый снег хлопьями валил на палубу и покрывал толстым слоем снасти и паруса. Однажды Беллинсгаузен записал: « Я видел, что нас несло на одну из льдин …По счастью огромная волна, вышедшая из-под шлюпа, отодвинула льдину». Он следил за работой матросов, очищающих палубы ото льда, лично «прописывал» лимонный сок заболевшим цингой. Вел дневник, стоял на капитанском мостике и смотрел в подзорную трубу. Но кругом лишь туман, льдины были видны. У путешественников кончались продукты. Запасы топлива для камбуза тоже были на исходе.

Экспедиция пробыла в плавание 751 день. Прошла 92 256 километров, то есть расстояние в два с четвертью раза превышающее длину экватора. Мореплаватели открыли 29 островов.

Три года Фаддей Фаддеевич обрабатывал записи в вахтенных журналах, карты и другие материалы. Он мечтал издать книгу об экспедиции. Однако осуществить это ему удалось лишь через десять лет после окончания путешествия.

По возвращении из плавания Беллингсгаузен, уже контр-адмиралом, участвовал в Русско-турецкой войне 1828–1829. Затем командовал дивизией Балтийского флота, в 1839 сделан военным губернатором Кронштадта и на этом посту получил чин адмирала и орден Владимира I ст. В 1870 ему воздвигли памятник в Кронштадте.

Адмирал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен – достойный сын Отечества, пример для нас, подрастающего поколения, бескорыстного служения России.








sitemap
sitemap