Этнографические особенности традиционного жилья и интерьера южнорусской зоны на примере



МКОУ « Колыбельская средняя общеобразовательная школа» Лискинского района

Воронежской области

Конкурс «Моя малая Родина: природа, культура, этнос»

Номинация: Традиционная культура

Реферат

«Этнографические особенности традиционного жилья и интерьера южнорусской зоны на примере села Колыбелка Лискинского района Воронежской области».

Автор: Ромасева Юлия

Николаевна,1995 г.р.,17 лет

Адрес: 397923 село Колыбелка

ул. Героя Шевцова д.105

Телефон: домашний: 84739154330

Мобильный:89204049656

Руководитель: Лущикова Галина

Степановна, учитель

истории и обществознания

I кв. категория

Адрес: село Колыбелка ул. Героя

Шевцова д.102

Телефон: рабочий: 84739154225

Мобильный: 89202260637

Домашний: 84739154341

Колыбелка – 2012 год

Содержание

I. Вступление. Основные цели и задачи работы.

II. Этнографические особенности традиционного жилья и интерьера южнорусской зоны на примере села Колыбелка Лискинского района Воронежской области.

Основные закономерности архитектуры юго — западной этнографической зоны России.

Традиционное жилище.

Этнографические особенности интерьера.

Хозяйственные занятия, рукоделие.

III. Заключение.



Список использованной литературы.

Приложение.

Основные цели и задачи работы:

Приобщение моих сверстников к отечественной культуре и самобытным традициям на примере знакомства с архитектурными особенностями традиционного жилища, интерьера и хозяйственных занятий южнорусской этнографической зоны.

Привлечь внимание общественности к самобытной культуре села Колыбелка Лискинского района Воронежской области.

Воспитание любви к своей «малой Родине», уважения к истории родного края.

Эпиграф: « Привязанность к местной

Родине так же мало

препятствует патриотизму, то

есть преданности общему

отечеству, как в правильной

семье любовь к матери не

мешает и не соперничает с

любовью к отцу…»

В. Соловьев, русский философ

Я вполне разделяю это мнение выдающегося русского философа XIX в. В. Соловьева. Патриотизм к стране может вырастать из любви к родным местам, и наоборот, любовь к отечеству находит воплощение в местном патриотизме, в любви и уважении к традициям своей Родины вообще и малой Родины, где родилась и живу 17 лет, в частности. Ведь эта любовь вырастает из знания и приверженности традициям, которыми так богата наша земля. Традиции народа – это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир. Меньше всего они похожи на застывший обряд, торжество формы, облаченной в архаичные костюмы; напротив, это – живая национальная память народа, воплощение пройденного им пути и неповторимого духовного опыта. То, что в конечном итоге хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить необходимую в трудную минуту поддержку и жизненную опору. Богатейшее народное наследие наших предков уходит корнями вглубь веков, в повседневный опыт созидательного труда и мудрого, почтительного освоения окружающей природы, более походившего на сотрудничество и ученичество, чем на битву за выживание. В старину люди были склонны видеть скрытый смысл и особую значимость в самых повседневных вещах. Так рождались и дремучие суеверия, и плод рационального осмысления окружающего мира – проверенный тысячелетней практикой комплекс многообразных примет: прогнозов погоды и сроков проведения хозяйственных работ. Также были сделаны первые попытки, пока еще исключительно на бытовом уровне, постичь закономерности хода вещей. Из всего этого рождалась самобытная культура, нашедшая свое воплощение в своеобразии жилищ и одежды, занятиях и промыслах, особенностях семейного быта, правовых отношений, обрядов и праздников. Но в последнее время прослеживается тенденция к забвению народных традиций. Многие мои сверстники смеются над вышитыми рубашками и платьями, не знают, что их дедушки и бабушки еще жили в хатах – мазанках. А ведь это наша культура, наша история. Поэтому изучив литературу по южнорусским областям России и поучаствовав в поисковых экспедициях нашего школьного музея, я решила написать исследовательскую работу по этнографии. Меня особенно заинтересовали особенности жилища, интерьера, быта и занятий населения южнорусской этнографической зоны, в которой находится мое село, одно из старейших в Лискинском районе Воронежской области. При написании своей работы я преследовала следующие цели:

1)Приобщение моих сверстников к отечественной культуре и самобытным традициям на примере знакомства с архитектурными особенностями традиционного жилища, интерьера и хозяйственных занятий южнорусской этнографической зоны.

2)Привлечь внимание общественности к самобытной культуре села Колыбелка Лискинского района Воронежской области.

3)Воспитание любви к своей «малой Родине», уважения к истории родного края.

В районах этнической границы с Украиной на территории Курской, Воронежской губерний, в низовьях Дона, в нижнем Поволжье в результате длительных миграций и этнокультурных процессов сложились своеобразные группы украинских поселений. Во всех этих районах происходили многообразные процессы культурных взаимодействий и взаимовлияний. Адаптируясь в местных условиях, приобретая новые особенности быта, в большинстве случаев поселенцы сохраняли основу своей традиционной культуры и оказывали влияние на бытовую культуру местного населения, заимствуя в свою очередь от них ценные трудовые традиции. Сложные процессы затронули также особенности языка и этнического самосознания украинских переселенцев. В настоящее время большинство жителей украинского происхождения Воронежской, Белгородской, Курской, Ростовской областей, Краснодарского края и некоторых других районов Российской Федерации считают себя русскими. Значительную роль в этом сыграли факторы общего социально – экономического значения и как следствие – расширение урбанизации, общей подвижности населения, увеличение дисперсности в расселении, утверждение более активных форм межэтнических отношений и взаимодействий. Процесс этот облегчался давней родственной языковой и культурной близостью русских и украинцев. При определении национальности нередко решающими становятся место рождения и район длительного проживания. Процессы этнического смешения населения значительно сильнее выражены в районах дисперсного расселения украинцев среди русских, а также в тех сёлах, в которых вместе более двух столетий жили русские и украинцы. Здесь уже и в прошлом заключались национально – смешанные браки, происходило интенсивное сближение говоров и бытовых особенностей местных жителей, быстрее трансформировалось национальное самосознание у украинских групп населения. Более четко осознается принадлежность к украинскому этносу у жителей компактных украинских поселений на юге Воронежской, Белгородской областей. Жители моего родного села, именуемые «хохлами», как раз и относятся к такой группе населения. Название хохол, имеющее характер обидного прозвища, превратилось со временем в этих районах, благодаря его широкому распространению и устойчивому бытованию, в своеобразный этноним. С конца 1980 – нач. 1990 гг. в среде украинских поселенцев в России наметилась тенденция возрождения чувства этнической самоидентификации, интереса к истории и культуре украинского народа. Во многих украинских поселениях, где жители считают себя русскими и родным считают русский язык, еще сохраняются говоры с украинской основой. Село Колыбелка как раз и относится к таким поселениям. Возникло оно под названием Полковничьей слободы, благодаря казакам – черкасам, переселившимся сюда по разрешению царя Алексея Михайловича еще в 60-е годы XVII века, во главе с Иваном Дзиньковским, полковником Острогожского полка. Украинские поселения на территории России основаны в различных естественно – географических и этнических условиях. Особенности заселения оказали непосредственное влияние на формирование типов поселений и их планировочной структуры. Для большинства лесных и лесостепных районов характерны многодворные поселения – села, деревни, поселки, слободы. Поселения располагались по течениям рек и ручьев, по берегам озёр, в балках и оврагах, вблизи рощ и лесов, по большим трактовым дорогам, в предгорных долинах. В процессе вольной колонизации 17 – 19 вв. планировка стихийно возникавших поселений была бессистемной. Села, расположенные вдоль реки или почтового тракта, обычно вытягивались в один ряд или улицу. Под действием правительственных указов 1722 – 1879 и Переселенческого управления, требовавшего при легализации поселков упорядочения их плана, улицы поселков постепенно выравнивались. В конце 19 – нач.20 вв. преобладали уличная, улично – квартальная, улично – радиальная, улично – беспорядочная, рядовая планировки украинских селений. В Колыбелке преобладала уличная планировка. В новых местах выходцы с Украины стремились сохранить традиционный облик поселений. Их села отличались благоустроенностью, чистотой, обилием зелени. В Колыбелке, например, и в старину, и сейчас в садочках возле хат и палисадниках имелись фруктовые деревья, ягодные кусты, цветы. Некоторые селения получили свои названия в честь их основателей или от фамилий прежних владельцев земли, широко использована и топонимика, типичная для Украины. Например, наше село называлось сначала Полковничьей слободой, так как её основателем был полковник Иван Дзиньковский. А с начала XVIII века именуется Колыбелкой , так как находится среди белых меловых холмов, именуемых по – украински «билками». Этническая традиция прослеживается в характере застройки сельской усадьбы. Украинские поселенцы стремились ориентировать большую часть окон на солнечную сторону, дом ставили, несколько отступя от изгороди, где разбивался палисадник. Если вы будете у нас в Колыбелке, обратите внимание на то, что все дома окнами выходят на солнечную сторону, поэтому в них всегда много света. В середине 19 века в Курской и Воронежской губерниях хаты чаще ставили узкой торцовой стороной непосредственно на улицу, хотя в отдаленных хуторах сохранялась более характерная для Украины постановка дома внутри двора. Как и на Украине, преобладает открытый тип двора со свободным расположением хозяйственных построек. От улицы и от соседней усадьбы отгораживались забором из плетня, частокола, жердей или досок. Ближе к дому и к улице группировались более «чистые» постройки – амбар или комора, сарай и навесы для инвентаря, летняя кухня, погреб, кладовые. В глубине двора строили сараи для коров, конюшни, кошары для овец, навесы и открытые загоны для скота. Украинская усадьба завершалась довольно большим огородом, где значительная площадь отводилась под сад и «ливаду» с посадками вербы, акации, используемых для домашнего строительства. За огородом или в конце его устраивали гумно – ток для молотьбы хлеба и сарай для хранения хлеба в снопах, его обмолота и просушки.

Вплоть до 30 – 40 гг. 20 в во многих районах сохранялась этническая специфика во внешнем облике и внутренней планировке жилого дома. В большинстве украинских селений Воронежской области строились характерные для Украины низкие продолговатые побеленные хаты без подклета с земляным или глинобитным полом, покрытым нависающей над стенами четырехскатной крышей. Стены их возводились из различных строительных материалов: дерева, глины, камня. В Курской, Воронежской губерниях строили рубленные постройки из круглых бревен или их половинок. В связи с удорожанием лесоматериалов в конце 19 — начале 20 вв. срубная техника стала сочетаться, а нередко и вытесняться каркасной, саманной, глинобитной, кирпичной. Во всех районах стойко сохранялась древняя украинская традиция обмазывать глиной и белить срубленные, каркасные и глинобитные стены. В Колыбелке больше прижились хаты — мазанки. Мазанки делались, как у горских степных жителей Кавказа, довольно незатейливо. Предназначенное для жилья место огораживали плетнем; разделив внутренность на части или покои, разгораживали их другим плетнем, который состоял из хвороста или тростника, называемого в Малороссии и у нас очеретом. Плетень облепляли землей, смешанной с глиной, или одной глиной; потом обмазывали гладкой глиной, отсюда и произошло название мазанок. Посреди мазанки ставилась кирпичная печь, которая топилась из сеней: очеретом, кизяками или валежником; пол бывал земляной, иногда он покрывался травой или соломой, но чаще всего покрывался желтой глиной или посыпался песком. Стены внутри и снаружи белили или покрывали охрой. Поверх земляной насыпи часто выводили соломенные крыши. В стене прорезали небольшие окошки; со стороны наружных дверей приделывали по бокам призьбы – завалинки при избе. Дом огораживали тыном. Во дворе находились постройки для домашних животных и хозяйственных вещей. Внутреннее помещение разделялось на две половины: в одной жили и готовили пищу, а в другой принимали гостей, и это называлось свитилкой. Пол вымазывали глиной; печи белили, а у богатых они делались из разноцветных изразцов; окна были довольно большими; покои очень светлые, чистые и опрятные; кровлю покрывали соломой и очеретом, у богатых же – дранью или тесом; вокруг хаты делались те же завалинки, как у мазанок; трубы бывали деревянные или кирпичные. Дворы обносили плетнем или забором; хозяйственные постройки – хлевы, амбары, конюшни и другие службы – делались мазанками. Хаты и мазанки строили довольно высокие; зимой они очень теплые, и примечательно, что в них не заводятся тараканы, оттого что летом и зимой их чистят и белят. При каждом хорошем дворе есть сад, где растут яблони, груши, сливы, вишни, чернослив, бергамот. За садом обыкновенно находится огород, а далее – левада, засеянная травой, огурцами. Места вне города, отведенные для пастбищ домашних животных, называются выгонами.

Одно из главных мест в интерьере хат занимали печи, служившие и для отапливания, и для сна, и для приготовления пищи. Я помню, как любила приходить к своей бабуле, ныне покойной, и залазить на теплую печку. Место, связанное с приготовлением пищи, называлась печным углом. Здесь, около окна, против устья печи, в каждом доме стояли ручные жернова, поэтому угол называют еще жерновым. В печном углу находилась судная лавка или прилавок с полками внутри, использовавшаяся в качестве кухонного стола. На стенах располагались наблюдники — полки для столовой посуды, шкафчики. Выше, на уровне полавочников, размещался печной брус, на который ставилась кухонная посуда и укладывались разнообразные хозяйственные принадлежности.

Колыбелка лискинский район фото

Печной угол считался грязным местом, в отличие от остального чистого пространства избы. Поэтому крестьяне всегда стремились отделить его от остального помещения занавесом из пестрого ситца, цветной домотканины или деревянной переборкой. Закрытый дощатой перегородкой печной угол образовывал маленькую комнатку, имевшую название «чулан». Он являлся исключительно женским пространством в избе: здесь женщины готовили пищу, отдыхали после работы. Во время праздников, когда в дом приезжало много гостей, у печи ставился второй стол для женщин, где они пировали отдельно от мужчин, сидевших за столом в красном углу. Мужчины даже своей семьи не могли зайти без особой надобности в женскую половину. Появление же там постороннего мужчины считалось вообще недопустимым. Традиционная неподвижная обстановка жилища дольше всего удерживалась около печи в женском углу. Красный угол, как и печь, являлся важным ориентиром внутреннего пространства избы. Он представлял собой пространство между боковой и фасадной стеной в глубине избы, ограниченное углом, что расположен по диагонали от печи. В южнорусских районах Европейской России красный угол — пространство, заключенное между стеной с дверью в сени и боковой стеной. Печь находилась в глубине избы, по диагонали от красного угла. В традиционном жилище почти на всей территории России красный угол хорошо освещен, поскольку обе составляющие его стены имели окна. Основным украшением красного угла является божница с иконами и лампадкой, поэтому его называют еще «святым». В Колыбелке этот угол еще назывался «покуть» ( от слова «кут» — «угол»).Как правило, повсеместно в России в красном углу кроме божницы находится стол. В красном углу подле стола стыкаются две лавки, а сверху, над божницей, — две полки полавочника; отсюда западно-южнорусское название угла «сутки» (место, где стыкаются, соединяются элементы убранства жилища). Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, происходило действие многих календарных обрядов. В свадебном обряде сватание невесты, выкуп ее у подружек и брата совершались в красном углу; из красного угла отчего дома ее увозили на венчание в церковь, привозили в дом жениха и вели тоже в красный угол. Во время уборки урожая первый и последний устанавливали в красном углу. Сохранение первых и последних колосьев урожая, наделенных, по народным преданиям, магической силой, сулило благополучие семье, дому, всему хозяйству. В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Он является самым почетным местом в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название «красный» означает «красивый», «хороший», «светлый». Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. На полки возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, хранили наиболее ценные бумаги, предметы. Повсеместно у русских был распространен обычай при закладке дома класть деньги под нижний венец во все углы, причем под красный угол клали более крупную монету. Сравнительно небольшое пространство избы, около 20-25 м2 было организовано таким образом, что в нем с большим или меньшим удобством располагалась довольно большая семья в семь-восемь человек. Это достигалось благодаря тому, что каждый член семьи знал свое место в общем пространстве.Мужчины обычно работали, отдыхали днем на мужской половине избы, включавшей в себя передний угол с иконами и лавку около входа. Женщины и дети находились днем на женской половине возле печи. Места для ночного сна также были распределены. Старые люди спали на полу около дверей, печи или на печи, на голбце, дети и холостая молодежь — под полатями или на полатях. Взрослые брачные пары в теплое время ночевали в клетях, сенях, в холодном — на лавке под полатями или на помосте около печи. Каждый член семьи знал свое место и за столом. Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами. Его старший сын располагался по правую руку от отца, второй сын — по левую, третий — рядом со старшим братом. Детей, не достигших брачного возраста, сажали на лавку, идущую от переднего угла по фасаду. Женщины ели, сидя на приставных скамейках или табуретках. Нарушать раз заведенный порядок в доме не полагалось без крайней необходимости. Человека, их нарушившего, могли строго наказать. В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. В печном углу и на полках была расставлена будничная утварь. В праздничный день изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь, хранившаяся до этого в клетях. В традиционном русском жилище лавки шли вдоль стен вкруговую, начиная от входа, и служили для сидения, спанья, хранения различных хозяйственных мелочей. Каждая лавка в избе имела свое название, связанное либо с ориентирами внутреннего пространства, либо со сложившимися в традиционной культуре представлениями о приуроченности деятельности мужчины или женщины к определенному месту в доме (мужская, женская лавки). Под лавками хранили различные предметы, которые в случае необходимости легко было достать — топоры, инструменты, обувь и проч. В традиционной обрядности и в сфере традиционных норм поведения лавка выступает как место, на которое позволено сесть не каждому. Так входя в дом, особенно чужим людям, было принято стоять у порога до тех пор, пока хозяева не пригласят пройти и сесть. То же касается и сватов: они проходили к столу и садились на лавку только по приглашению. В похоронной обрядности покойного клали на лавку, но не на любую, а на расположенную вдоль половиц. Долгая лавка — лавка, отличавшаяся от других своей длиной. В зависимости от местной традиции распределения предметов в пространстве дома, долгая лавка могла иметь различное место в избе. В северорусских и среднерусских губерниях, в Поволжье она тянулась от коника к красному углу, вдоль боковой стены дома. В южнорусских губерниях она шла от красного угла вдоль стены фасада. С точки зрения пространственного деления дома долгая лавка, подобно печному углу, традиционно считалась женским местом, где в соответствующее время занимались теми или иными женскими работами, такими, как прядение, вязание, вышивание, шитье.Была в избе и короткая лавка. КолыбелкаКороткая лавка — лавка, идущая вдоль передней стены дома, выходящей на улицу. Во время семейной трапезы на ней сидели мужчины. Лавка, находившаяся около печки, называлась кутной. На нее ставили ведра с водой, горшки, чугунки, укладывали только что выпеченный хлеб.Лавка пороговая шла вдоль стены, где расположена дверь. Она использовалась женщинами вместо кухонного стола и отличалась от других лавок в доме отсутствием опушки по краю. Лавка судная — лавка, идущая от печи вдоль стены или дверной перегородки к передней стене дома. Уровень поверхности этой лавки выше, чем других лавок в доме. Лавка спереди имеет створчатые или раздвижные дверцы или закрывается занавеской. Внутри нее расположены полки для посуды, ведер, чугунков, горшков. Коником называли мужскую лавку. Она была короткая и широкая. На большей части территории России лавка имела форму ящика с откидной плоской крышкой или ящика с задвижными дверцами. Свое название коник получил, вероятно, благодаря вырезанной из дерева конской голове, украшавшей его боковую сторону. Коник располагался в жилой части крестьянского дома, около дверей. Он считался «мужской» лавкой, так как это было рабочее место мужчин. Здесь они занимались мелким ремеслом: плели лапти, корзины, ремонтировали упряжь, вязали рыболовные сети и т.п. Под коником находились и инструменты, необходимые для этих работ. Место на лавке считалось более престижным, чем на скамье; гость мог судить об отношении к нему хозяев, смотря по тому, куда его усаживали — на лавку или на скамью. Необходимым элементом убранства жилья являлся стол, служащий для ежедневной и праздничной трапезы. Стол являлся одним из наиболее древних видов передвижной мебели, хотя наиболее ранние столы были глинобитными и неподвижными. В традиционном русском жилище подвижный стол всегда имел постоянное место, он стоял в самом почетном месте — в красном углу, в котором находились иконы. В традиционной культуре, в обрядовой практике, в сфере норм поведения столу придавалось большое значение. Об этом говорит четкая пространственная закрепленность его в красном углу. Любое выдвижение его оттуда может быть связано лишь с обрядовой или кризисной ситуацией. Исключительная роль стола была выражена практически во всех обрядах, одним из элементов которых являлась трапеза. С особенной яркостью она проявлялась в свадебном обряде, в котором практически каждый этап завершался застольем. Стол осмыслялся в народном сознании как «Божья ладонь», дарующая хлеб насущный, поэтому стучать по столу, за которым едят, считалось грехом. В обычное, незастольное, время на столе могли находиться лишь хлеб, как правило, завернутый в скатерть, и солонка с солью.КолыбелкаВ сфере традиционных норм поведения стол всегда был местом, где происходило единение людей: человек, которого приглашали отобедать за хозяйским столом, воспринимался как «свой».Покрывался стол скатертью. В крестьянской избе скатерти изготавливали из домотканины как простого полотняного переплетения, так и выполненной в технике бранного и многоремизного ткачества. Используемые повседневно скатерти сшивали из двух полотнищ пестряди, как правило с клеточным узором (расцветка самая разнообразная) или просто грубого холста. Такой скатертью накрывали стол во время обеда, а после еды или снимали, или покрывали ею хлеб, оставляемый на столе. Праздничные скатерти отличались лучшим качеством полотна, такими дополнительными деталями как кружевная прошва между двумя полотнищами, кисти, кружево или бахрома по периметру, а также узором на ткани. В южнорусских деревнях всю одежду, полотенца, скатерти, простыни украшались яркой вышивкой гладью или крестом.

Функции крестьянской семьи, как семьи производственного характера, способствовали сохранению половозрастного разделения т руда и различных обязанностей её членов, независимо от того, была ли семья малая или осталась неразделенной. Мужчины выполняли все тяжелые работы: полевые работы и уход за рабочим скотом, заготовку дров, кормов скота, строительство; женщины – занимались домашним хозяйством, воспитанием детей, полевыми работами. Если у мужчин занятость на работе и в домашних делах была разная, в зависимости от сезона года, то у женщин в домашних заботах проходил весь год. Распределение домашних работ между женской половиной семейства в большой неразделённой семье производил не хозяин — большак, а большуха, как правило, это жена домохозяина, реже – его мать. В случае смерти большухи её место ,согласно традиции, занимала старшая сноха, но властью свекрови по отношению к другим невесткам она уже не пользовалась, её обязанность состояла лишь в надзоре за домохозяйством. Другие женщины в семье – дочери и невестки большухи – имели каждая свой круг обязанностей по дому. В условиях пореформенной деревни господствующей формой семьи становится малая ( муж, жена, дети ). Здесь хозяйственные функции большака и большухи, как правило, совпадали с традиционным разделением мужских и женских обязанностей в крестьянском хозяйстве. Хотя распределение обязанностей на мужские и женские являлось в достаточной степени условным, поскольку хозяйственная деятельность крестьянки в малой семье была чрезвычайно многообразной. В малой семье женщина работала ничуть не меньше, а иногда и больше, чем мужчина, и это признавали сами крестьяне. Традиционно женской сферой деятельности считалось домашнее хозяйство. Обязанности жены по дому, в «которые муж не вступается», состояли в обшивке и обмывке детей, топке, уборке избы, в обработке льна, в изготовлении одежды для всей семьи. Помимо этого, на плечах женщины лежала забота о саде и огороде, которые были в каждом хозяйстве. Тем не менее, сфера женского труда в крестьянской семье не ограничивалась домом и домашними делами, зачастую женщина выполняла и многие мужские работы. В первую очередь, это касалось крестьянок в малых семьях. Таким образом, ведение домашнего хозяйства совмещалось с полевыми работами. Но каким бы тяжелым не был труд крестьянок, они всегда находили время для песен. Песня скрашивала монотонность работы и придавала сил. Наверное, поэтому так славится мое село своими песнями, хором. Если говорить о моем селе, то в нем, конечно же, были свои специфические занятия. Так как Колыбелка расположена в пойме Дона и маленькой речки Колыбелочки, то здесь очень много лозы, из гибких прутьев которой местные умельцы плели и поныне плетут красивые большие и маленькие корзины, сундучки. Даже глиняную посуду оплетали лозой. Издавна местные жители разводили овец, из шерсти которых вязали шали, платки, носки и тапочки и, главное, обувь для зимних холодов – валенки. До 60-х годов XX века в селе была собственная валуша. Еще со времен помещика Тевяшова до середины XX века в Колыбелке была сыродельня. К сожалению, ни валуши, ни сыродельни уже нет. И всегда люди стремились к красоте: украшали резьбой ставни, наличники окон, домашнюю утварь. К счастью, это стремление живо и поныне!

Заключение.

Я писала свою работу с надеждой на то, что мои сверстники, познакомившись с особенностями материальной и духовной культуры нашей малой Родины, станут больше любить то место, где родились, ту маленькую точку на огромной карте нашей Родины, которая имеет такое прекрасное и доброе название – Колыбелка. Ведь любящий свою Родину человек становится намного духовнее, сильнее! Духовный человек – это, прежде всего, гражданин и патриот. Это человек, который приобщен к гуманистическим ценностям мировой культуры, культуры других народов, но, прежде всего, — знающий свою собственную культуру, свои истоки, свой родной язык. И от такого человека будет зависеть то, какое место займет российская культура в мировой цивилизации. И тогда нашими усилиями будут сохраняться те памятники моей малой Родины, творение наших предков, до которых сейчас редко кому есть дело: «Красная школа», «тевяшовские склады», Панский сад. Очень хочется в это верить!

Список использованной литературы:

Большая Советская энциклопедия. М., 1989

Сборник «Люби и знай свой край» под ред. Б.Я.Табачникова. Воронеж, 2008

Терещенко А.В. История культуры русского народа. М., 2007

Ресурсы Интернета.

Материалы школьного краеведческого музея «Родничок»

Рассказы старожилов села Колыбелка Лискинского района Воронежской области.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Село колыбелка лискинский район

Этнографическая экспозиция школьного музея

(макет хаты – мазанки, плетня, куклы в национальной одежде, вышитые наволочки и рушники, убранная постель)

Село колыбелка лискинский район

Колыбелка лискинский район фото

«Тройник», которым украшались образа на покуте

Колыбелка лискинский район фото

Украшенная вышивкой мужская и женская одежда и икона с рушником

Колыбелка



Рисованная на фанере картина из жизни крестьян – малороссов

Колыбелка

Вещи крестьянского быта

Село колыбелка лискинский район

Село колыбелка лискинский районОкна построек в Колыбелке всегда выходят на солнечную сторону,поэтому перед ними часто сажают виноградные лозы для тени



На участке и плетням находится место

Колыбелка лискинский район фото

И еще у нас с давних пор любят цветы и плодовые деревья

Колыбелка лискинский район фото

Корзинки из лозы у нас до сих пор в почете








sitemap
sitemap