Этапы развития психологии



Этапы развития

психологии

Основные направления и

методы психологии

Главные

представители

Основные идеи представителей

различных направлений

I этап (IV в. до н.э.-середина XVII в. н.э.)-психология как наука о душе

На этом этапе психология была донаучной, так как она не имела своих собственных методов исследования ,а пользовалась философским методом логических рассуждений. Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат. анима – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами. Переход от стихийного и иррационального анимизма к гилозоизму-философскому учению ,в основе которого лежит представление о неотделимости жизни от материи,о жизни как всеобщем свойстве материи ,оказал влияние на развитие учения о душе

Древнегреческий философ Платон (427–347 гг. до н.э.)

Гераклит (530–470 гг. до н. э.) 

Аристотель (384–322 гг. до н. э.) 

Понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Он считал, что душа существует наряду с телом и независимо от него. При смерти душа расстается с телом, и в зависимости от того, какой образ жизни вел человек, его душу ждет различная судьба: либо она будет блуждать вблизи земли, отягощенная земными элементами, либо отлетит от нее в идеальный мир.

Говорит о материальной природе психических явлений и единстве души и тела. По его учению все вещи суть модификации огня. Все существующее, в том числе телесное и душевное, непрерывно изменяется.

Видел понятие души намного сложнее. «О душе» – его первый трактат, который является специальным психологическим сочинением. По его мнению душа бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций.

II этап (середина XVII в.- середина XIX в.)-психология как наука о сознании

Основным методом изучения психических явлений считается наблюдение человека за самим собой(метод интроспекции) и описание фактов. Философская дискуссия перестает быть единственным инструментом познания .Сознание, или способность человека осознавать свое психическое содержание ,становится предметов психологии в течение двух последующих столетий.

Рене Декарт (1596-1650)

Голландский философ Б. Спиноза (1632–1677)

Немецкий философ Г. Лейбниц (1646–1716)

Английский философ Дж. Локк (1632–1704)

Основоположник отечественной научной психологии, И. М. Сеченов (1829-1905).

Взгляд Декарта на соотношение души и тела определяется как дуализм,т.е. признание двух субстанций,не сводимых друг к другу и обладающих независимыми свойствами .Тело обладает ,по Декарту ,свойством протяженности; душа же обладает свойством мышления. Декарт приходит к выводу о полнейшем различии, существующем между душой человека и его телом: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа способна производить в теле движения. Ввел понятие «сознание». Оно рассматривалось как критерий, различающий душу и тело. Тело по его представлениям действует по законам механики..Тут предвосхищена идея рефлекса.

Предпринял попытку  вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта. Нет особого духовного начала, оно всегда есть, одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.

Г.Лейбниц ,отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил – бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.

Д.Локк рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, то есть образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие ассоциации – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого

В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема та же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью — движением, поступком, речью. Такой трактовкой Сеченов предпринял попытку «вырвать» психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом была недооценена специфика психической реальности в сравнении с физиологической ее основой, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.

III этап (середина XIX в. середина XXв.)-психология как наука о поведении

В начале XIX века стали складываться новые подходы к психике. Отныне не механика, а физиология стимулировала рост психологического знания. В числе методов остается интроспекция ,а также логика,начало использования методов естественных наук,в частности метода проб и ошибок. В этот период зарождается психология не только теоретическая, но и практическая. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология .Появляются такие направления как функционализм,бихевиоризм. Основание парадигмы психоанализа.

Немецкий ученый В. Вундт (1832-1920)

Американский ученый У.Джеймс (1842-1910)



Австрийский психолог З. Фрейд (1856—1939) 

Американский психолог Дж. Уотсон (1878—1958)

В.М.Бехтерев(1857-1927)-выдающийся русский медик-психиатр,невропатолог,психолог,физиолог.

Выготский Л.С.(1896-1934)-  советский психолог, основатель исследовательской традиции, названной в критических работах 1930-х годов «культурно-исторической теорией» в психологии[4][5][6][7]. Автор литературоведческих публикаций, работ по педологии и когнитивному развитию ребёнка, возглавлял т. н. «круг Выготского».

Именно он организовывал первые специализированные институты психологической науки. Он является основателем научной психологии. Он считал, что сознание активно организует собственную структуру. Свою теорию сознания Вундт назвал волюнтаризмом – учением о непрерывном саморазвитии сознания. Однако в основе его теории лежит изучение элементов сознания. Согласно В. Вундту, психология имеет дело с опытом субъекта. Вундт считал непосредственный опыт очень важным элементом сознания – это форма активной организации разумом своих структур. Изучая непосредственный опыт, Вундт намеревался расчленить сознание на элементы или составные части.. Для того чтобы изучать сознание/опыт, психолог может воспользоваться только одним методом – методом интроспекции.

Создатель теории «потока сознания».На основе самонаблюдения других людей, клиническом материале и наблюдении создал особый подход к сознанию и собственную теорию. У. Джеймс предложил изучать функции сознания (функционалистский подход) и их роль в выживании человека. Он выдвинул гипотезу, что роль сознания заключается в том, чтобы дать человеку возможность приспособиться к различным ситуациям либо повторяя уже выработанные формы поведения, либо изменяя их в зависимости от обстоятельств, либо осваивая новые действия, если того требует ситуация. «Психология – это наука о функциях сознания», согласно функционалистам.У. Джеймс отразил в понятии «поток сознания» – процесс движения сознания, непрерывное изменение его содержаний и состояний. 

Внес существенные изменения в представление о предмете и методе психологии, основав парадигму психоанализа. Фрейд обнаружил в психике человека явления, которые существуют помимо его сознания. В процессе заболевания проявляются симптомы, которые являются следствием совсем не того, о чем говорит и думает больной. Главное для психотерапевта, по мнению Фрейда, выявить бессознательное, а добиться этого можно с помощью интерпретации сновидений, свободно возникающих ассоциаций, оговорок, недосказанностей, очиток, описок, ошибочных, симптоматических и случайных действий, забывания слов, словосочетаний, впечатлений и намерений. Это и есть так называемый психоанализ.

Метод психоанализа состоит в том, что в длительных беседах с пациентом выявляется истинная причина его заболевания и он сам начинает осознавать то, что было вытеснено в “предсознание”, что ведет к излечению.Фрейд выделил потребности, которые определяют психическую деятельность человека: либидозную (сексуальную) и агрессивную. Но так как удовлетворение этих потребностей приходит в противоречие с интересами окружающих, то они вытесняются в сферу бессознательного.

Основоположником бихевиоризма был.Дж.Уотсон статья которого «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913) положила начало направлению. Согласно бихевиоризму предметом психологии является поведение,а не сознание. Уотсон предложил схему, объясняющую поведение человека и других живых существ: S—>R стимул вызывает реакцию. Стимул и реакция поддавались измерению, поэтому данный подход не вызвал больших сомнений. Уотсон считал, что при должном подходе можно будет полностью предсказывать поведение, контролировать и формировать посредством изменения окружающей среды людей необходимых профессий. Механизмом данных влияний являлось обучение посредством классического обуславливания, подробно изученного на животных Павловым.

Создатель направления ,называемого «рефлексология». В 1907 основал в Санкт-Петербурге психоневрологический институт — первый в мире научный центр по комплексному изучению человека и научной разработке психологии, психиатрии, неврологии и других «человековедческих» дисциплин, организованный как исследовательское и высшее учебное заведение, ныне носящее имя В. М. Бехтерева.



Становление Выготского как учёного совпало с периодом перестройки советской психологии на основе методологии марксизма, в которой он принял активное участие. В поисках методов объективного изучения сложных форм психической деятельности и поведения личности Выготский подверг критическому анализу ряд философских и большинство современных ему психологических концепций («Смысл психологического кризиса», рукопись, 1926), показывая бесплодность попыток объяснить поведение человека, сводя высшие формы поведения к низшим элементам.

Исследуя речевое мышление, Выготский по-новому решает проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга. Изучая развитие и распад высших психических функций на материале детской психологиидефектологии и психиатрии, Выготский приходит к выводу, что структура сознания — это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных, волевых и интеллектуальных процессов.

IV этап(с середины XX по настоящее время)-психология как наука, изучающая факты ,закономерности и механизмы психики.

Состояние психологии в этот период представляло стадию открытого кризиса, который продолжается до настоящего времени и характеризуется разнообразием и конкуренцией парадигм. Важным психологическим направлением ,возникшим в период «открытого кризиса» ,явилась гештальтпсихология. Также одним из ведущих направлений современной зарубежной психологии является гуманистическая психология. В отечественной психологии, прежде всего отметим естественнонаучное направление.

Немецкие исследователи:М.Вертгеймер(1880-1943);К.Коффка(1886-1941);В.Келер(1887-1967)

Немецко-американский психолог Курт Левин (1890-1947)

Американский психолог А.Маслоу(1908-1970)



Рубинштейн С.Л. (1889-1960)- выдающийся российский психолог и философчлен-корреспондент Академии наук СССР, открыл принципиально новые и весьма перспективные пути в развитии психологической науки и философии. 

Леонтьев А.Н .(1903-1979)- советский психолог, философ, педагог и организатор науки. Занимался проблемами общей психологии (эволюционное развитие психики; память, внимание, личность и др.) и методологией психологического исследования. 

Основоположники гештальтпсихологии. Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания — характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву. По мнению этих теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. Собственно гештальт являет собой функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений.

Автор так называемой «теории поля». Человек, писал К. Левин, живёт и развивается в «психологическом поле» окружающих его предметов. Каждый предмет имеет для человека свою валентность — своего рода энергетический заряд, вызывающий у человека специфическое напряжение, требующее разрядки. Поведение человека делится на волевое и полевое. Волевое — вызвано внутренними потребностями и мотивами, а полевое — влиянием внешних объектов. 

Основатель гуманистической психологии. В центре гуманистической психологии –понятие становления личности ,представление о необходимости максимальной творческой реализации, что означает истинное психическое здоровье. Наиболее универсальной человеческой характеристикой в концепции Маслоу является креативность. Самая известная теория Маслоу ― теория мотивация, основанная на модели иерархии потребностей. Самой высшей потребностью, которая подталкивает человека к раскрытию своих способностей и талантов, является потребность в самоактуализации . Диаграмма Маслоу показывает, в каком порядке человек в среднем удовлетворяет свои потребности. Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании — физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая,— стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация).

Научные исследования Рубинштейна в области психологии получили широкое развитие после его переезда в Ленинград в 1930. Здесь он положил начало крупной научной философско-психологической школы. Область научных интересов — теория и методология общей психологии, педагогическая психология, философия, логика, психология мышления, история психологии, психология эмоций, темперамента, способностей. Одним из первых отечественных психологов сформулировал принцип единства сознания и деятельности — центральный в теории деятельностного подхода в психологии (1922). В 30-е годы содержательно обосновал этот принцип, суть которого состоит в том, что человек и его психика формируются и проявляются в деятельности изначально практической, сформулировал программу создания психологии на основе философии марксизма, разработал новые методологические принципы психологической науки, в частности, принцип детерминизма («внешние причины действуют через внутренние условия»), создал концепцию психического как процесса, реализованную в исследовании процессов мышления его учениками.

Леонтьев известен как экспериментатор и теоретик, работавший в широком круге проблемных полей — от восстановления движений, педагогики и зоопсихологии до проблем формирования личности и философских аспектов психологии. Докторская диссертация 1940-ого года была посвящена развитию психики в филогенезе (книга «Проблемы развития психики»). А.Н. Леонтьев предложил свою классификацию стадий этого развития (элементарная сенсорная психика, перцептивная психика и стадия интеллекта) и обосновал критерии анализа психики и сознания. С 1960-х А.Н.Леонтьев обращается к проблеме личности, обобщив свои идеи в монографии 1975 года «Деятельность. Сознание. Личность». В это же десятилетие он активно занимается проблемами восприятия. В 1976 году открыта лаборатория психологии восприятия, которая действует и по сей день. В частности, А.Н. Леонтьев обосновывает систему категорий для анализа сознания: чувственная ткань, предметное значение и личностный смысл. 








sitemap
sitemap