ЭссеЗначение культуры речи в профессиональной деятельности



Значение культуры речи в профессиональной деятельности

Речевое поведение – визитная карточка человека в обществе

Т.Г.Винокур

Речевой этикет, речевая культура… Об этом стали много говорить в современном мире. И эта тема, несомненно, актуальна. Именно через слово мы выражаем наше отношение к себе, к другим людям, к миру. Наша речь характеризует нас, как личность. А может, мало говорим!? Не бьём тревогу по поводу исчезновения речевого этикета. Часто можно услышать грубые или даже матерные слова на улице, практически в любом учреждении, будь то какой-либо офис, торговый зал, даже школа… Часто звучат пошлые слова с экрана телевизора из уст людей различных профессий. Я уже не говорю о сообщениях на интернет-сайтах, где письменная речь просто шокирует.

Изучая литературу, историю, мы знаем о речевом этикете человека Древней Руси. Тогда сын не говорил отцу небрежное: «Привет». Он заходил в дом, снимал шапку, вставал на одно колено и только потом обращался с речью: «Изволь, отец…». И мы понимаем, что в ней не могло быть грубости, пошлости …Только почитание и уважение. Сейчас мир сильно изменился. О том, что в нём всё «опошлилось», говорил ещё великий классик А.П.Чехов на рубеже XIX- XX веков. Всё, что «плохо», для него значило «пошло». Фразы случайных прохожих на улице он помещал в свою записную книжку, и позднее из них вырастали интересные рассказы. «Ах, ты мой прыщик!» — сказала невеста. Жених обиделся, и свадьба расстроилась». Ну, что, казалось бы, тут такого плохого. Но одно слово решило судьбу.

Мне кажется, что языковая культура как человеческая ценность — понятие вневременное, она имеет очень большое значение в профессиональной деятельности человека. Добрые, тактичные, вежливые люди всегда были, есть и будут. Их много, значительно больше, чем невоспитанных и грубых. Подходя к кассе и рассчитываясь за товар, практически в любом торговом зале я слышу от оператора: «Здравствуйте. Спасибо за покупку». Приятно! Не правда ли? В салоне сотовой связи работают консультанты, молодые парни и девушки, которые встречают клиентов с улыбкой, обладают неплохой дикцией, готовы дать любую информацию о товаре, у них что называется «язык подвешен». Правда, очень часто в некоторых магазинах можно наблюдать нарушение орфоэпической нормы, например: «Возьмите наш катАлог». Если приходишь на приём к врачу, то видишь добрый взгляд, слышишь заботливое: «Что вас беспокоит?». Всегда выслушают, дадут рекомендации. Порой тёплая, ласковая речь является лучшим лекарством. Любому из нас приятно обратившись к юристу, услышать грамотный исчерпывающий ответ.

Несомненно, речевая культура имеет очень большое значение в жизни человека, в его профессиональной деятельности. Если он умеет разговаривать с людьми, вести диалог, идти на компромисс — с ним интересно, его уважают, у него много друзей. Такой человек всегда востребован в обществе!

Я всегда стараюсь следить за речью, ясно выражать свою мысль. В течение двух лет занимаюсь научно-исследовательской деятельностью, и мне часто приходится выступать на конкурсах различного уровня. В 2012 году я стала лауреатом итоговой конференции в рамках программы «Будущее Алтая». Этому предшествовала огромная работа над научным докладом на лингвистическую тему, что, в свою очередь, является основой становления речевой культуры. Это мне, конечно же, поможет в дальнейшей жизни в любой профессии, какую бы я не выбрала.



sitemap
sitemap