Эссе Сергий Радонежский истинный зиждитель русского иночества



Сергий Радонежский — истинный зиждитель русского иночества.



Кочнева Надежда, ученица 11 б класса МБОУ СОШ № 49г. Мурманска.



Эпоха Сергия совпала с важным историческим процессом — становлением Руси Московской. Подвижник считал, что жизнь созидающего государства должна основываться на трех факторах — внутреннем единстве, внешней независимости и Православной культуре — источнике нравственной силы народа.Власть при Сергии Радонежском была не от Бога, а от людей и за справедливую власть надо было бороться. Церковь Сергия Радонежского отрицала обращение «раб Божий». Сергий с особым вниманием следил за тем, что происходило внутри самой церкви. После кончины митрополита Алексия началось “мятежное время” — период ожесточённой борьбы за власть между различными церковно-политическими группировками. Сергий глубоко переживал это. Сергий избегал открытых конфликтов со светской властью.Предпосылками становления и развития духовно-нравственной концепции Сергия Радонежского явились: 1)деятельность трудового народа, князей, передовых людей Руси, направленная на созидание государства и развитие отечественной культуры; 2)пробуждение национального самосознания, выразившегося в духовном противостоянии русского народа иноземным завоевателям; 3)политическое, экономическое и духовное возвышение Московского княжества в середине 14 столетия; 4)восстановление тесных культурных связей между Москвой и Византией, влияние исихазма на древнерусскую культуру.Преподобный Сергий никогда не был политическим деятелем. После победы на Куликовом поле Троице-Сергиев монастырь становится центром духовно-нравственного возрождения русского народа, а понятие Святой Троицы как категории высшей и нераздельной начинает отождествляться с идеей национального единения, с идеей духовного оздоровления нации.Основу духовно-нравственной концепции Сергия Радонежского составляют следующие принципы: 1)непрерывное самосовершенствование личности осуществляется через систематический труд, молитву, внутреннее самосозерцание, через самоотверженное служение Богу, народу, Отечеству; 2)воспитание инока в общине будет эффективным, если эта община представляет собой духовное содружество личностей — союз, основывающийся на гармонии личного и общественного; 3)духовно-нравственное возрождение нации возможно при условии соблюдения государственной целостности, обретения внешней независимости и распространения христианского просвещения, при условии единения церкви и народа на основе служения идеалам Православия и государственности; 4) огромное значение в деле воспитания имеет личный пример духовного наставника.Центральное место в духовно-нравственном наследии Сергия Радонежского занимают педагогические идеи, имеющие важное значение в деле воспитания молодого поколения.1) идея преемственности2) идея целостного и комплексного воспитания3) идея гармонии между духовным миром человека и окружающей его средой4) идея непрерывности воспитания5) идея общинного (соборного) единения6) идея бескорыстного служения обществу.Сергий утверждал еще одну важную педагогическую идею — идею преемственности поколений.Одна из идей Преподобного Сергия Радонежского состоит в том, что человек, стремящийся воспитать в себе высокие, благородные чувства, должен избегать порочной атмосферы, стараясь обрести гармонию между своими духовными помыслами и окружающей внешней средой. Сергий полностью сохранил механизм духовной эволюции человеческого сознания. На Западе, особенно в Константинополе, хорошо знали, что московский князь Дмитрий «подстрекаемый» Сергием Радонежским, настроен отмежевать Русскую православную церковь от византийской. Поставить над ней своего, московского патриарха и этим объединить в единое целое все русские земли. Великий князь включил Сергия в число московских святых не специальным актом, а по частному случаю, в договорной грамоте 1448 года с князем Иваном Можайским. С одобрения папы римского Сергий Радонежский почитается лишь восточнокатолическими церквями. Сергий причислен к лику святых в 1452 году. Сергий Радонежский совершил множество чудес. 25 сентября 1392 Сергий скончался. В Москве Сергию Радонежскому посвящены 67 храмов и часовен : 1) собор Сергия Радонежского в Высокопетровском монастыре (1690—1694); 2)храм Сергия Радонежского в Бибиреве (1893—1894); 3)храм Сергия Радонежского в Бусинове (2-я пол. 1850-х); 4)храм Сергия Радонежского в Зеленограде (1997); 5)храм Сергия Радонежского в Новоспасском монастыре (1787); 6)храм Сергия Радонежского в Крапивниках (1678).










sitemap
sitemap