Эссе по истории России Длинная ночь перед рассветом размышление о Смутном времени



Эссе по истории России.

«Длинная ночь перед рассветом»

(размышления о Смутном времени)

Тема Смутного времени на Руси – актуальный образец совокупного кризиса всех сфер общественной жизни. Предлагаю заострить внимание на двух сторонах этого явления: на предпосылках Смуты и на его итогах. За основу я использую теорию культурно-исторических циклов Питирима Сорокина, по которой смена одного мировоззрения другим сопровождается кризисами. В данном случае, я полагаю, что произошел переход от чувственного (материального) мировоззрения к идеалистическому, а затем к духовному. То есть кризис был закономерным событием. Как говориться, перед рассветом -всегда длинная ночь.

Почему переход от материального? В преддверии Смуты во главе государства стоял Иван Грозный. Им были расширены права правителя, он стал первым самодержцем на Руси. Но то, как он шел к самодержавию было крайне жестоко. Яркий пример – опричнина. Ее целью был захват земель бояр и передача их царю. Казни и опалы, террор и грабежи. В конечном итоге, царь получил, что хотел, но люди находились в состоянии ужаса. Таким образом, картина, которая сложилась перед Смутой, показывает, что власть имущие мечтали лишь о выгоде и не думали о душе.

Почему к духовному? В период интервенции поляков в России было создано два ополчения. Ополченцы не получают ни денег, ни другой выгоды – они действуют по зову сердца. Вспомним, когда представители «семибоярщины» в ночь на 21 сентября впустили поляков в Москву, второе ополчение под руководством К.Минина и Д.Пожарского подошло к столице и осадило город. Москва – сердце России была освобождена. Люди сплотились и спасли Русь – вот проявление духовности, отсутствие корысти. А когда все закончилось, кто был избран монархом? Сын патриарха Филарета: Михаил Романов! Пришли ли они к духовности? Думаю, что да… Ценой жизни, схваченный поляками староста Иван Сусанин, спас своего царя, не отвел врага к нему, а завел в дебри, где отряд и был погублен…

Был ли этот кризис закономерен? Если рассматривать его со стороны конфликтологии и морали, то мы видим, что антагонисты здесь – духовность и материализм. К материализму я причисляю всех: Бориса Годунова, Лжедмитрия I и II, Василия Шуйского и всю знать, стоявшую во главе раздела власти. К духовности же я отношу церковь и, конечно же, народ. В разные периоды его олицетворял Иван Болотников, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский и Иван Сусанин. Это была схватка ни на жизнь, а на смерть. Выжить должна была либо духовность, либо материализм. Простая закономерность была соблюдена – побеждает сильнейший!

Возможно, та духовность, которой добились люди, была очень кратковременна. Возможно, многие жертвы были напрасны. Возможно, люди по окончании Смуты были в заблуждении относительно монархии, однако они верили в Россию. Русские люди имели добро и патриотизм в сердцах. Они очистили власть от самых нечестных и положили начало нового царского рода Романовых, который правил триста лет!

Чернышева Анна ученица 10 «Б» класса



sitemap
sitemap