Эссе на тему В чем проявляется новизна в искусстве



Эссе «В чем проявляется новизна в искусстве»?



«Нет ничего более таинственного, чем новизна» — писал в своей книге «Парадоксы новизны» М. Н. Эпштейн, крупный философ, культуролог и литературовед.

Художественная ценность произведения искусства всегда в какой – то мере зависела от его новизны и смелости. И сегодня в искусстве новизна и смелость становятся мерилом творческой одаренности, эталоном современности. В наши дни художники очень любят экспериментировать и все дальше уходят от традиций прошлого. Что только они не делают ради новизны, выворачивая свой мозг наизнанку, чтобы измыслить нечто, чего еще никогда не было! Одни называя свое творчество актуальным искусством, всё время придумывают новые формы и пытаются использовать новые необычные материалы, например, шоколад, разбитые автомобили и даже: слоновий помет. Другие устраивают бессмысленные акции – одна чудовищнее другой, вываливают себя в перьях, заковывают в цепи, ходят голыми или рубят топором иконы. В поисках новых смыслов современные драматурги обращаются к образу Гамлета. Они раздевают его догола, заставляют танцевать и прыгать, как гимнаста. Они смело вводят в его монологи арготическую лексику, а в облик и поведение — тинейджерские замашки. 

Подобно тому, как шестилетний мальчик накидывает себе пару лет, чтобы казаться взрослее при знакомстве с девочкой на детской площадке, так многие артисты, писатели, художники ставят новизну как необходимое условие с тем, чтобы казаться более зрелыми. Погоня за внешней новизной не вносит, однако, новых оттенков смысла, а лишь искажает ранее имевшийся.



Все чаще теперь новизна рассматривается не как «новый колос на хлебной ниве». Вовсе нет! Сейчас на хлебной ниве желательно устроить ядерный полигон, поливать ниву не живительной водой, а ядерным топливом, и если на этом месте что-то вдруг взойдет, то вот этот мутант и есть та самая долгожданная новизна. При этом мало кого интересует, годится ли в пищу хлеб, выращенный таким способом. Главное, что до таких творческих экспериментов еще никто не додумался.



Новизна вне связи с духовным миром человека неизбежно приводит к огрубленному, вульгарному пониманию новизны как механически воспроизводимой части целого. Именно такое видение и ощущение нового тиражируется СМИ, рекламой и шоу-бизнесом. Как ни прискорбно, но нынешнее искусство отравлено именно этим ощущением и пониманием того, что ново в искусстве, а что нет. Величайший мастер конца XV, начала XVI веков Альбрехт Дюрер, который известен не только своими художественными произведениями, но и научными трактатами, посвященными теории и практике искусства, писал в своем незавершенном труде «Книга о живописи»: «Если же у тебя нет настоящих основ, тебе не удастся сделать ничего хорошего, какой бы свободы ни достигла твоя рука».. А вот что пишет в своей книге «В каждой музыке — Бах» Епископ Илларион (Алфеев) (http://www.wco.ru/biblio/books/alfeev4/H1-T.htm):

«Главный критерий истинности в древнем искусстве — верность традиции, укорененность в опыте прежних поколений. Бах не стремился быть оригинальным, не стремился, во что бы то ни стало создать что-то новое. Всякий раз, садясь за новое сочинение, он, прежде всего, проигрывал для себя сочинения других композиторов, из которых черпал вдохновение. Он не боялся заимствовать у других темы, которые нередко ложились в основу его фуг, хоралов, мотетов, кантат и концертов. Бах ощущал себя не изолированным гением, возвышающимся над своими современниками, но прежде всего неотъемлемой составной частью великой музыкальной традиции, к которой принадлежал». И секрет потрясающей оригинальности, неповторимости, новизны его музыки — именно в том, что он не отказывался от прошлого, а опирался на опыт своих предшественников, к которым относился с благоговением.

Сегодня, к сожалению, жажда новизны как таковой зачастую продиктована потребительским отношением не только к искусству, но и к миру вообще. Потому, то современное «искусство», которое мы сегодня видим, вызывает только одно желание: видеть его как можно реже. Чтобы изменить нашу жизнь к лучшему искусство должно встать на сторону своей страны, а не тех заказчиков, по чьей указке показывают весь этот кошмар. 








sitemap
sitemap