Эпистолярный жанр в творчестве ББурмалова и СЕсенина



Отдел образования, молодёжной политики и спорта МО «Улаганский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Саратанская средняя общеобразовательная школа»

Номинация «Литературное краеведение»

Научно-исследовательская работа

Тема: Эпистолярный жанр в творчестве Б.Бурмалова и С.Есенина (сравнительная характеристика на примере стихотворений «Энеме самара» и «Письмо матери»).

Подготовила: Темдекова Байана Аркадьевна

учащаяся 11 класса

МБОУ «Саратанская СОШ»

649753 с.Саратан, ул.Подгорная,15

Домашний адрес:649753 с.Саратан, ул.Подгорная,9

Контактный телефон: 8 (388 46) 24-6-60

e-mail:[email protected]

Руководитель: Белешева Наталья Васильевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Саратанская СОШ»

649753 с.Саратан, ул.Подгорная,15

e-mail: [email protected]

2013г., с.Саратан.

Оглавление

I. Введение

1.  Что такое эпистолярный жанр_______________________________3

2.  Актуальность исследования.________________________________4

II. Эпистолярный жанр в творчестве Б.Бурмалова и С.Есенина

III. Заключение_______________________________________________8

IV.Список использованной литературы._________________________9

Научно-исследовательская работа по литературному краеведению.

Тема: Эпистолярный жанр в творчестве Б.Бурмалова и С.Есенина (сравнительная характеристика на примере стихотворений «Энеме самара» и «Письмо матери»).

Введение.

Что такое эпистолярный жанр?

В Красную книгу отечественной культуры скоро впишут некогда процветавшее в России эпистолярное искусство, то есть умение писать письма.

Эпистолярная литература (от греческого- epistole) –послание, письмо, переписка, изначально задуманная или позднее осмысленная как художественная или публицистическая проза, предполагающая широкий круг читателей.

Эпистолярная форма обладает свойствами лирики, позволяющими автору, по определению Аристотеля, «оставаться самим собой». Таковы письма-признания и письма-послания, реальные письма, получившие общественное распространение.

«Письмо» как литературный жанр распространилось со времён античности в греческой и особенно в римской литературе. Известны письма Горация Флавия к братьям Пизонам о науке поэзии, сочинения Феофила Антиохийского. Жанр письма на Руси оформился в 16 веке. Здесь появляются и частные письма с бытовыми и деловыми вопросами, вопросами хозяйственными и адресованными правительству, школьные записи и шуточные тексты. Начинают формироваться законы построения письма. В формуле письма обозначены автор и адресат. Письмо Гостяты –первый образчик частного письма Древней Руси. Широкое распространение получила переписка Иоанна Грозного с А.М.Курбским в 1564 году, послания протопопа Аввакума в 17 веке.

Широкое распространение получил эпистолярный жанр в 18 веке. В это время появляются сборники образцов «Как пишутся комплименты разные» и «Письмовник» Н.Г.Курганова. Эпистолярным жанром пользовались Фонвизин, Капнист, Новиков, Державин.

С появлением светской литературы жанр этот не утрачивает актуальности. И уже не только служит средством общения между людьми, но и вводится на страницы литературного произведения. Появляются повести и романы в письмах. «Всякое письмо, кем бы оно написано не было, изображает нравственный облик пишущего, умственное мерило его образования и знания, так сказать, светской формальности»(Сазонов, Бельский «Полный письмовник»)

В век высоких технологий молодое поколение совсем незнакомо с понятием «письмо как послание кому-то». А не так давно этот вид коммуникации был самым распространенным в жизни наших родителей. Мне стало интересно, умеют ли писать письма ученики нашей школы. С этой целью я провела опрос среди учащихся:

Современные обучающиеся не умеют писать писем, потому что нет необходимости их писать. Некогда письма были единственной формой поддержания связи вдалеке.



2 . Актуальность исследования

Таким образом, актуальность моего исследования обусловлена необходимостью вернуть утраченный интерес к эпистолярному жанру как к средству воспитания духовности, способствующему восстановлению духовной связи поколений.

Цель исследования: изучить роль эпистолярного жанра в творчестве алтайского писателя Б.Бурмалова и русского писателя С.Есенина.

Задачи исследования:

1.  Изучить эпистолярную поэзию Б.Бурмалова и С.Есенина;

2.  Сопоставить стихотворные произведения поэтов в эпистолярном жанре;

3.  Сделать вывод о роли в творчестве Б.Бурмалова и С.Есенина .

Объект исследования: стихотворения Б.Бурмалова и С.Есенина.

Теоретическая значимость исследования определяется возможностью применения основных наблюдений и выводов в дальнейших исследованиях творчества Б.Бурмалова.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в практике школьного преподавания русского языка и литературы, алтайского языка и литературы.

Методы исследования: анализ, наблюдение.

Эпистолярный жанр в творчестве Б.Бурмалова и С.Есенина.

1.Прочитав стихотворения алтайского поэта Буучая Бурмалова «Энеме самара» и Сергея Есенина «Письмо матери», я поразилась насколько это проникновенные не только произведения литературы, но и признания в любви к своей матери. В них прочитывается не только любовь к своей матери, но и к своей малой Родине, деревне. Мне стало интересно сравнить эти стихотворения, потому что в них я нашла сходства и различия.

Сергей Есенин родился 3 октября 1895г. в селе Константиново Рязанской губернии. Мать Татьяна Федоровна Есенина. Поэзия Есенина — одна из самых автобиографичных в русской литературе, практически все стихотворения поэта пронизаны автобиографическими мотивами. Есенин говорил: «Что касается «автобиографических сведений», — они в моих стихах». Этот герой родился и вырос в деревне, в мире природы, и потому ему дорого все природное. Затем он отрывается от своей «малой родины», уходит в город, который оказывается для него «чужим миром». Характерно, что в поэзии Есенина почти нет городских пейзажей. В городе Поэт не находит себе места, мечтает, как блудный сын, возвратиться «Я вернусь, когда раскинет ветви // По-весеннему наш белый сад» («Письмо матери»), — вылечить душу слиянием с природой. Поэзия Есенина исповедальная, он «всю душу выплескивал в слова», стремясь излечить страдающую душу мучительным самоанализом и глубокой искренностью: «От сонма чувств //Вскружилась голова. //И я сказал: // Коль этот зуд проснулся, // Всю душу выплещу в слова» («Мой путь»).

Есенин укрепил в литературе «эпистолярный» жанр — жанр лирического письма: «Письмо матери», «Письмо к женщине», «Письмо деду», «Письмо от матери», «Письмо к сестре»… В целом, названий стихов, в которых присутствовало бы слово «письмо», у Есенина не так уж много. Однако все его стихи — это своеобразное «послание от Есенина», настолько они доверительны, интимны, личностны и в то же время общечеловечны.

2.Буучай Бурмалов, алтайский поэт, родившийся 18 августа 1959 г.в с.Саратан Улаганского района. Мать- Бурмалова Варвара Севостьяновна. Родился он в многодетной семье, где был четвертым ребенком. Буучай – это псевдоним поэта, настоящее имя Алексей. Автор трех сборников стихотворений, был членом Союза писателей России. Трагически ушел из жизни на 44 году жизни.

Изучая творчество Бурмалова, я выявила, что эпистолярный жанр также присущ его поэзии. В названиях стихотворений «Энеме самара»(«Письмо матери»), «Нокориме самара» («Письмо другу») содержится слово самара, что в переводе означает письмо. В стихотворении «Задержавшееся письмо» поэт ждет письма, для него очень важно получить весточку из дома, узнать, всё ли в порядке в родном селе.

Удивительно его письмо, написанное своей матери. Поэзию Б.Бурмалова также можно назвать автобиографичной. Многие его стихотворения о его родном селе, лирическими героями являются его друзья, родные, он сам

( например, «Брату Ивану», «Сарай», «Мамай» и др.) Об этом пишет литературный исследователь Н.М.Киндикова в своей статье «Нас стало мало на одного таланта».

3.В письмах прослеживаются основные признаки эпистолярного стиля:

Наличие определенной композиции

Начало, содержащее уважительное обращение

Головная часть, в которой раскрывается содержание письма

Концовка, где суммируется написанное

Иногда постскриптум (P.S.- приписка к законченному письму после подписи)

По правилам написания письма начинаются эти два произведения с приветственных слов матери:

Есенин: Ты жива ещё, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе. Привет!

Бурмалов: Здравствуйама, как живешь?

В стихотворении «Письмо матери» Есенин обращается к самому дорогому на свете человеку. В первых строчках кажется, что как-то пренебрежительно поэт говорит о своей матери, называя её «старушкой», спрашивая «ты ещё жива». Но это не так. Всю свою любовь, нежность он высказывает в последующих строчках и всё содержание пронизано щемящей душу словами о матери.

В этих письмах матерям меня поразило некоторое сходство лирических героев и их переживаний. Оба героя это сами авторы. По их автобиографии мы хорошо знаем, что они родились в деревне: Бурмалов — село Саратан Республики Алтай, Есенин — село Константиново Рязанской области. Герои в данное время (в стихотворении) находятся в городе, они давно не были на своей родине, но очень скучают по родной деревне:

Есенин: Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Бурмалов: Сильно скучаю по родине

В этом городе дальнем.

Хоть и сыт я, и голод меня не мучает,

Но душа терзается и мечется.

Бурмалов очень много вспоминает родные картины: и природу, и знакомых людей, любимую собаку Акпай,- что также служит доказательством тоски по родным местам.

Обоим героям город приносит лишь мятежную тоску, тревожные размышления о жизни. Настораживают строчки Бурмалова, в которых звучит мотив скоротечности жизни:

Под ногами дорога скользка.

К черту жизнь эту. Лишь миг один

это характерно и всему творчеству Есенина.

Герои не забывают в своем письме сообщить главное, о чем беспокоятся их матери, что они живы и здоровы.

Есенин: Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

Бурмалов пишет почти в конце письма, лишь одним словом «не болею». Матери, зная характер сыновей, должно быть, беспокоятся.

Но им неважно писать о том, какие события происходят в их жизни, неважно физическое состояние. В этих письмах для них важно сообщить о том, что их волнует, о чем болит их душа, поэтому письма получились как исповедь. Видимо письмо родному близкому человеку, написанное в минуты душевных невзгод, помогает им обрести силы.

Бурмалов в конце письма, после того как попрощался, вводит своеобразный постскриптум.

Досвиданья, родная! Мира тебе.

Домой меня ждите, скоро вернусь.

Кстати, учусь хорошо, стараюсь очень.

А здесь за окном снег.

В конце письма у Есенина повторяются немного измененная вторая строфа:

Так забудь же ты свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

В своей «эпистолярной» лирике Бурмалов и Есенин «реставрируют» жанр послания, который в ХХ веке воспринимался не просто как архаичный, но и как «аристократический», социально чуждый новому времени. Разрабатывая демократичную жанровую модель «бытового», «народного», «семейного» письма, поэты открывают новые перспективы в возрождении угасающего жанра. Им удается в стилистике правдивого «человеческого документа» раскрыть драматизм одной из наиболее острых коллизий 20 века – взаимоотношения города и деревни, ностальгию все более урбанизирующейся личности по утраченному патриархальному миру.

Заключение

Письмо для двух поэтов – это не только форма общения, но своеобразная форма передачи своих чувств. Стихотворение в эпистолярном жанре позволяет автору, по определению Аристотеля, «оставаться самим собой». Очень много сходных черт можно найти в жизни и творчестве Есенина и Бурмалова. Есенин был любимым писателем Бурмалова. А в данном случае мною исследовано, что они обращались к эпистолярному жанру, в тяжелые минуты своей жизни, находясь вдалеке от родного дома, любимых людей.

Я думаю, что письмо всегда будет иметь место в жизни человека, потому что именно оно передает настроение, характер, интеллект пишущего… Письмо хранит энергетику его автора, оно сохраняет память о нем. «Что написано пером- не вырубишь и топором».

Список литературы:

Буучай Бурмаловты кычыралы. Алтай литературанын хрестоматиязы.- Горно-Алтайск, 2008.

Марченко А.М. Поэтический мир Есенина — М.: Советский писатель, 1972.

Петрова М.А. Стихотворные письма С. Есенина родным и близким как жанровая модификация эпистолярной лирики // Наука и школа.– 2013. – №1. – С. 41–43.

Сергей Есенин. Не жалею, не зову, не плачу… — М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2013.

Что такое эпистолярный жанр // http://daz. su/nash-otvet/kultura

Эпистолярная литература // http://ru. wikipedia. 








sitemap
sitemap