Электронный учебник по ПДД



XV – районная конференция членов школьных научных обществ

муниципальных общеобразовательных школ Туркменского района

Секция: информатика в образовании.

Название работы: «Электронный учебник по ПДД»

Автор работы:

Лагута Иван

11 класс.

Место выполнения работы:

МОУ СОШ № 2 с. Овощи,

Туркменского района,

Ставропольского края.

Научный руководитель:

Иващенцева Лариса Викторовна



учитель информатики МОУ СОШ № 2 с. Овощи.

Содержание.

Введение.

Теоретическая часть.

Электронный учебник — новый жанр учебной литературы.

Основные понятия.

Структурные элементы электронного учебника.



Практическая часть.

Основные этапы разработки электронного учебника по ПДД.

Система управления работой электронным учебником по ПДД.

Программное обеспечение разработки электронного учебника.

Заключение.

Библиографический список.

Введение.

Современное общество не может существовать и развиваться без пространственного перемещения людей, средств и продуктов их труда. Основанный на использовании транспортной техники процесс удовлетворения данной общественной потребности организован в настоящее время таким образом, что его конечным результатом является не только достижение позитивной цели (в виде передвижения), но и транспортный травматизм. Наибольшие социальные и экономические потери приносит обществу дорожное движение. По масштабу последствий дорожно-транспортные происшествия (ДТП) можно считать техногенной катастрофой.

Как показывает анализ, причиной подавляющего большинства ДТП является нарушение и водителями, и пешеходами правил дорожного движения. Одной из основных причин роста ДТП является плохая подготовка при изучении правил дорожного движения.

Получение знаний по ПДД зависит от источников информации и средств обучения. В настоящее время разработано и применяется на практике множество печатных методических пособий. В последнее время при изучении ПДД широкое распространение в торговой сети получили электронные учебники.

В настоящее время существующие электронные учебники сильны рекламой и заставкой. Их содержание недоступно рядовому пользователю. Сегодняшний электронный учебник содержит только текстовую информацию и рассчитан на человека, который может усвоить эту информацию по обычному учебнику.

Необходимо создать такой электронный учебник по изучению ПДД, который должен существенно отличаться от предшествующих учебников своей наглядностью и доступностью.

Именно эти факты определили выбор и актуальность данной темы.

Объектом рассмотрения является содержание электронного учебника.

Предметом исследования — влияние содержания учебника на уровень подготовленности обучающихся по правилам дорожного движения.

Цель работы: разработать электронный учебник по изучению ПДД, который должен быть лучше по наглядности и доступности от уже существующих электронных пособий.

Поставленная цель обусловила следующие задачи:

— разработать основные этапы создания электронного учебника;

— изучить программную среду, в которой будет создаваться электронный учебник;

— с помощью офисного приложения Power Point разработать презентации по изучению ПДД;

— с помощью офисного приложения Microsoft Office World составить план – схемы опасных мест возникновения ДТП в селе Овощи и на территории районного центра;

— освоить редактор Web-страниц.

В качестве основной гипотезы выдвинуто предположение о том, что изучая правила дорожного движения по разработанному электронному учебнику, подготовка будущих водителей будет намного лучше и количество ДТП должно уменьшиться.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что был разработан современный электронный учебник по ПДД, который более доступен и нагляден от тех, которые имеются в продаже.

1.Теоретическая часть.

1.1. Электронный учебник — новый жанр учебной литературы.

Электронный учебник является неотъемлемым элементом образовательной среды.

Электронный учебник (даже самый лучший) не может и не должен заменять книгу. Так же как экранизация литературного произведения принадлежит к иному жанру, так и электронный учебник принадлежит к совершенно новому жанру произведений учебного назначения.



Именно поэтому для создания электронного учебника недостаточно взять хороший учебник, снабдить его навигацией (создать гипертексты) и богатым иллюстративным материалом (включая мультимедийные средства) и воплотить на экране компьютера. Электронный учебник не должен превращаться ни в текст с картинками, ни в справочник, так как его функция принципиально иная.

Электронный учебник должен максимально облегчить понимание и запоминание (причем активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память, а также используя компьютерные объяснения.

1.2. Основные понятия.

Из разных источников следуют следующие определения электронного учебника:

– это совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, а также печатной документации пользователя. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе – магнитном (магнитная лента, магнитный диск и др.), оптическом (CD-ROM, DVD, CD-R, CD-1, СD+ и др.), а также опубликовано в электронной компьютерной сети.

– учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующее государственному стандарту и учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

– это электронное издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания.– это текст, представленный в электронной форме и снабженный разветвленной системой связей, позволяющей мгновенно переходить от одного его фрагмента к другому в соответствии с некоторой иерархией фрагментов.

1.3. Структурные элементы электронного учебника.

Электронный учебник должен содержать:

обложку;

титульный экран;

оглавление;

аннотацию;

полное наложение учебного материала (включая схемы, таблицы, иллюстрации);

краткое изложение учебного материала;

по возможности дополнительную литературу;

систему самопроверки знаний;

систему рубежного контроля;

функцию поиска текстовых фрагментов;

список авторов;

словарь терминов;

справочную систему по работе с управляющими элементами учебника;

систему управления работой с учебником.

Практическая часть.

Основные этапы разработки электронного учебника по ПДД.

Выбор источников.

Разработка оглавления и перечня понятий.

Переработка текстов в модули по разделам.

Реализация гипертекста в электронной форме.

Разработка компьютерной поддержки.

Отбор материала для мультимедийного воплощения.

Подготовка материала для визуализации.

Визуализация материала.

Система управления работой электронным учебником по ПДД.

Эта система представляет собой совокупность экранных кнопок и текстовых полей с пояснительными текстами, которые обеспечивают обучающемуся доступ ко всем частям учебника, а также выполнение необходимых действий при работе с дополнительным материалом (презентационный материал). При разработке электронного учебника по ПДД были соблюдены следующие требования к элементам управления:

— понятность,

— наличие на экране нужных подсказок в нужный момент;

— минимальное (только необходимое) количество элементов управления на каждой странице.

При проектировании электронного учебника по ПДД учли тот факт, что учебником зачастую могут пользоваться люди, весьма далекие от вычислительной техники. Поэтому система управления работой с учебником ни для кого не должна представит особых трудностей.

Основные элементы управления:

кнопки перехода из оглавления на начало тем;

кнопки перехода со страницы на страницу вперед и назад;

кнопка возврата в оглавление;

гиперссылки для вывода на экран иллюстраций, таблиц, презентаций и пр.

2.3.Программное обеспечение разработки электронного учебника

Разрабатывался электронный учебник по ПДД в операционной системе Windows XP, среда XP – Service Pack 3, версия 2002. Пособие сделано по технологии «Конструктор школьных сайтов» Easy HTML Autorun

Использовать данный электронный учебник можно на компьютерах среднего класса. Требуется только, чтобы на компьютере был установлены офисные приложения MS Word и Power Point.

Вывод: Результат проделанной работы — электронный учебник по ПДД.

Он обладает современным дизайном и соответствует всем основным требованиям к компьютерным средствам обучения.

Заключение.

Данный электронный учебник более доступен, практичен и понятен пользователю при изучении правил дорожного движения. Отличительной

особенностью этого учебника от уже существующих, является то, что он имеет практические рекомендации по соблюдению ПДД в селе Овощи и на

территории районного центра. Благодаря данному электронному пособию, водители заранее осведомлены об опасностях, которые могут встретиться им, и их внимание акцентировано на безопасных участках.

Этот учебник уже использует в своей работе учитель технологии МОУ СОШ № 2 Грищенко А. С. Алексей Сергеевич отмечает практичность и эффективность данного электронного пособия и намерен его использовать в дальнейшем.

При создании электронного учебника был использован опыт преподавания ПДД в школе на уроках технологии и при подготовке водителей профессиональных категорий.

Библиографический список.

Агеев В.Н. Электронная книга: Новое средство соц. коммуникации. М.: 2007 г.;

Комментарий по ПДД, М., 2010 г.;

Субботин М.М. Новая информационная технология: Создание и обработка гипертекстов. М., 1992 г.;

Правила дорожного движения с изменениями от 20 ноября 2010 г., М., 2010 г.;

Экзаменационные билеты (в новой редакции) с комментариями, М., «Рецепт – холдинг», 2011 г.;

www.academiaxxi.ru;

www. gai. ru.








sitemap
sitemap