Экзамены по педагогике



Вопрос 13

Жизнь и педагогическая деятельность Н.К. Крупской.

Огромный вклад в строительство советской школы и в разработку советской педагогической теории внесла Надежда Константиновна Крупская (1869-1939) – женщина, друг и соратник В.И. Ленина, выдающийся деятель Коммунистической партии, организатор советского просвещения, крупнейший советский педагог.

Н.К. Крупская родилась в Петербурге в 1869 году в революционно-демократической семье. Её отец, Константин Игнатьевич Крупский, будучи подпоручиком в царской армии, во время польского восстания в 1863 года оказывал помощь повстанцам.

В 1889 году Н.К. Крупская поступила на математическое отделение Высших женских курсов в Петербурге и сблизилась с кружком революционно настроенных студентов. В этом кружке она впервые услышала о деятельности Интернационала и познакомилась с некоторыми произведениями К. Маркса и Ф. Энгельса.

С осени 1891 года она поступила учительницей в вечерне – воскресную школу в с. Смоленском на Шлиссельбургском тракте, где вела активную политическую и педагогическую деятельность среди рабочих вплоть до 1896 года, когда была арестована.

В конце 1893 года в Петербурге приехал В.И. Ленин. В феврале 1894 года на совещании питерских марксистов Надежда Константиновна встретилась с Владимиром Ильичём Лениным. «Мы встретились уже как сложившиеся революционные марксисты», — вспоминала Н.К. Крупская.

Осенью 1894 года Крупская организовала кружок из рабочих – учеников школы, с которыми вел занятия Владимир Ильич.

После ареста Н.К. Крупская с трудом добивалась разрешения отбывать ссылку в селе Шушенском, куда был уже выслан Владимир Ильич. В годы ссылки Н.К. была ближайшей помощницей Ленина в его повседневной работе. В 1899 году она написала свою первую книгу – «Женщина – работница», в которой с исключительной яркостью вскрыла ужасающие условия жизни трудящийся женщины в России и осветила по – новому ряд вопросов воспитания детей.

Возвратившись вместе с В.И. в 1905 году в Россию, Надежда Константиновна по поручению Центрального Комитета большевицкой партии вела огромную партийную работу, которую продолжала затем за границей, куда вновь эмигрировала вместе с В.И. Лениным в 1907 году.

В 1915 году Надеждой Крупской была написана книга, вышедшая в 1917 году под названием «Народное образование и демократия». В этой книге Н.К. написала обобщающую работу, которая показала развитие демократических педагогических идей и вскрыла эксплуататорский характер современной буржуазной школы.

Возвратившись вместе с В.И.Лениным после Февральской революции 1917 года в Россию, Н.К. по указанию партии принимает активное участие в организации народного образования в Выборгском районе Петрограда, помещает ряд статей по вопросам народного просвещения в большевицкой прессе.

После победы Советской власти Надежда Константиновна стала членом коллегии Наркомпроса, а с 1929 года – заместителем наркома просвещения РСФСР. Она заведовала внешкольным отделом Наркомпроса, а в 1920 году, когда бал организован Главный политико-просветительный комитет – орган, руководивший всей политико-просветительной работой в стране, Надежа Константиновна была поставлена во главе этого комитета. В то же время (с 1921 года) она возглавляла научно-педагогическую секцию Государственного учебного совета (ГУСа).

Н.К. Крупская была членом ЦК всесоюзной Коммунистической партии ( большевиков ), депутатом и членом Президиума Верховного Совета СССР, почётным академиком, доктором педагогических наук. Вся жизнь была отдана борьбе за дело партии, за счастье трудящихся, за коммунизм.

Н.К. Крупская о воспитании нового человека

В своих статьях и выступлениях Н.К. отстаивала и пропагандировала программу борьбы за новую, социалистическую школу, которую выдвинула партия, разъяснила в них ленинские принципы связи школы с политикой, единства трудовой школы, ее светскости, разрабатывала вопросы патриотического и интернационального воспитания. Она чётко сформулировала коренное отличие социалистической советской школы от буржуазной.

Н.К. Крупская указывала, что воспитание подрастающего поколения играет большую роль в деле строительства социализма. По её словам, «необходимой предпосылкой социализма является человек, способный осуществить социализм».

Надежда Константиновна подчеркивала, что лишь школа, тесно связана с окружающей жизнью, с интересами ребёнка, открывающая ему различные сферы применения своих сил, создает условия для развития человеческой личности.

Н.К. Крупская о содержании образования

Крупская считала, что задачам коммунистического воспитания должно быть подчинено преподавание каждого предмета и все содержание учебно-воспитательной работы в школе. «Надо дать марксистское понятие окружающего, не говоря никаких больших слов», надо «создать программу, в которой может быть и не употреблялось бы слово марксизм, но которая, по существу дела, показывала бы связь явлений в настоящем виде».

Надежда Константиновна Крупская уделяла огромное внимание вопросам обучения в школе. Для того, чтобы успешно осуществлять воспитание коммунистического мировоззрения у детей, учителям необходимы глубокие знания, нужно, чтобы каждый преподаватель в своей деятельности руководствовался материалистической диалектикой. Каждый учебный предмет должен изучаться в школе в связи с другими предметами и с конкретной жизнью. Считая, что знания, приобретаемые учащимися, должны носить действенный характер, Надежда Константиновна писала: «Надо взять из науки все, что в ней есть важного и существенного, жизненного, взять и немедля применить к жизни, пустить в оборот».

Приветствуя постановление ЦК партии «О начальной и средней школе» (1931) и другие постановления ЦК о школе, Крупская призывала советское учительство последовательно и энергично бороться за успешную их реализацию. Каждая отрасль науки, подчеркивала она, должна быть поставлена на службу социалистическому строительству. Именно с этой точки зрения каждый учитель должен подходить к преподаванию своей дисциплины. Он должен уметь вскрывать перед учащимися связь между теорией и практикой. Только такой подход дает возможность установить диалектическую связь между отдельными предметами, подчинить их общей цели.

Крупская считала, что необходимо диалектически подходить и к самой методике. Методика, написала она, органически связана с теми целыми, которые стоят перед школой. Если цель школы – воспитать послушных рабов капитала, то и методика будет соответствующей, и наука будет использована для этих задач. Наоборот, если цель школы – воспитать сознательных строителей социализма, то и методика будет совсем другая, и все достижения науки будут использованы для этой высокой цели.

Н.К. Крупская о самоуправлении школьников

В педагогическом наследии Крупской самоуправление учащихся всегда рассматривается как неотъемлемая часть трудовой политехнической школы. Самоуправление учащихся в школе впервые указано «Положением о единой трудовой школе» и «Декларацией об основных принципах единой трудовой школы», в которых было определено право школ и учащихся развивать и укреплять самоуправление, общественную активность и самостоятельность школьников.

Н.К. Крупской принадлежит заслуга в разработке проблемы самоуправления учащихся в школе. В ряде ее работ – «К вопросу о школьных судах» (1911), «О школьном самоуправлении» (1915), в выступлении на конференции пролетарских культурно-просветительных организаций 20 сентября 1918 года, в статьях «Общественное воспитание» (1923), «Детское самоуправление в школе» (1930) и других дана ясная характеристика коренного отличия решения проблемы самоуправления в буржуазной и пролетарской школах.

Задачей самоуправления в школе, по определению Н.К. Крупской, является воспитание коллективиста-общественника, активного участника всей жизни школы, готовящегося стать гражданином, активного участника коммунистического строительства. Школьное самоуправление учащихся, говорила Надежда Константиновна, должно стать одним из средств, которое помогает научить детей коллективно строить новую жизнь.

В статье «Задачи школы 1 ступени» (1922) Надежда Константиновна говорит об определяющей роли самоуправления учащихся как принципа организации детского коллектива и одной из важнейших задач школы считает воспитание в детях привычки учиться, жить и работать коллективно.

В ряде выступлений Надежда Константиновна высказывает мысль о необходимости специальной подготовки детей к выполнению организаторских функций, чтобы школьники, активно участвуя в управлении делами своего коллектива, развивали организаторские способности, приобретали организационные навыки и умения. Она намечает следующие этапы организаторской работы: первый этап – обсуждение цели, постановка главных задач в работе коллектива с учетом реальных потребностей его жизни; второй этап – распределение обязанностей среди ее участников с учетом способностей и возможностей каждого; третий этап – учет и контроль выполняемой работы; четвертый этап – подведение итогов.

Надежда Константиновна рассматривала детское самоуправление как одно из средств всей системы воспитательной работы и показывала на этом примере образец конкретного анализа детской деятельности и ее воспитательных результатов.

Основы детского самоуправления, разработанные Н.К. Крупской, стали отправным пунктом дальнейшего развития их в теоретической и практической деятельности выдающегося советского педагога Антона Семеновича Макаренко.

Н.К. Крупская о связи школы и семьи

Надежда Константиновна была одним из первых советских педагогов, пропагандировавших идею тесной взаимосвязи семьи и школы.

Воспитание в школе, указывала она, не может осуществляться в отрыве от семьи. В речи на Всесоюзном совещании женской молодежи (1935) Крупская говорила: «материнский инстинкт дает много радости женщине. В этом инстинкте нет ничего плохого. Мы считаем материнский инстинкт великой движущей силой, но, с другой стороны, мы, конечно, никогда не будем ограничивать женщину только воспитанием детей. Мы не будем отрывать ее от широкой общественной жизни». В ее наставлениях выдвигалось требование, чтобы советская женщина училась воспитывать детей в коммунистическом духе. Крупская всегда стояла за широкое вовлечение женщины в общественную жизнь. Это участие ни в коей мере не отвлекает женщину от обязанностей матери, наоборот, именно мать-общественница и может давать детям настоящее, «наше, советское воспитание».

Школа обязана помочь родителям правильно направлять воспитание детей, «ибо можно воспитать из дочери рабыню, можно воспитать из нее мелкобуржуазную индивидуалистку, не интересующуюся окружающей ее бурностремительной жизнью, стоящую в стороне от этой жизни и лишь бесконечно копающеюся в своих переживаниях, и можно воспитать из девчурки коллективистку, активную строительницу социализма, человека, черпающегося радость в дружном труде, в борьбе за великие цели, настоящую коммунистку».

Сложные вопросы воспитания могут быть разрешены только при тесном контакте родителей и школы, и лишь при этом условии школа и семья смогут преодолевать трудности, которые встречаются в практике воспитания.

Н.К. Крупская о дошкольном воспитании

В своем первом произведении – «Женщина-работница» (1899) – Надежда Константиновна пишет о тяжелом положении трудящейся матери в дореволюционной России. В капиталистическом обществе мать, занятая на работе, не может уделить необходимое время воспитанию своего ребенка.

В 1917 году Надежда Константиновна выдвинула программу организации широкой сети яслей, детских садов и площадок для детей трудящихся. Своими многочисленными статьями по вопросам дошкольного воспитания она пробуждала героический интерес к нему широких масс населения, их творческую активность в этом деле.

Надежда Константиновна выдвигала целый ряд предложений о новой организации дошкольных учреждений, о ночных группах в детских садах, о детских площадках на бульварах и парках, об организации детских комнат в рабочих клубах и т.д. Она дала много практических указаний о содержании и методике коммунистического воспитания детей дошкольного возраста, о физическом, умственном, трудовом, эстетическом воспитании ребенка-дошкольника.

В педагогических трудах Н.К. Крупская выражена большая любовь к ребенку, огромная забота о детях трудящихся, стремление с раннего детства воспитывать советских детей как будущих граждан великой социалистической Родины.

Вопрос 42

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯПроцесс воспитания подрастающего поколения всегда связан с желанием получить результат. Собственно, ради Понятие о цели него ~ конечного результата — и разрабатываются теории,-воспитания , системы, технологии педагогической науки, которые затем проверяются и утверждаются практикой.Таким образом, цель воспитания — это ожидаемый результат деятельности, направленной на формирование личности человека. Цель выступает мотивом такой деятельности.С давних пор человек, становясь человеком, испытывал потребность в достижении наивысших результатов в той  деятельности, которой занимался. Идеальная  цель воспитания ,оказывалось, что человек способен к таким высшим достижениям, только одному удается одно, а другому — другое.В дальнейшем идея всесторонне развитой личности была сформулирована К. Марксом в «Коммунистическом манифесте» как цель, которая может стать реальностью в коммунистическом обществе по отношению к каждому его члену, если только это общество сможет создать необходимые условия для развития.Таким образом, всесторонне развитая гармоничная личность — вот та цель, тот желаемый результат, который с тех пор, как человечество стало задумываться над воспитанием подрастающего поколения, над своим будущим, выступал в качестве ведущей идеи, идеала, к которому стоило стремиться и ради которого стоило жить.Но история развития человеческого общества, изучение закономерностей развития индивида показали, что, во-первых, в одном человеке реально не могут быть развиты с должной полнотой все стороны его личности (у каждого своя наследственность, своя предрасположенность к восприятию окружающего мира и т. д.), а во-вторых, социально-политические условия каждого общества, хотя и влияют на создание благоприятных или неблагоприятных условий для развития, но даже в идеальном обществе, если такое возможно, личность, развитая в одинаковой степени, всесторонне воспитаться не может.История знает личности, феноменально развитые в какой-то одной области: П. Чайковский — в музыке, И. Репин — в живописи, А. Эйнштейн — в математике, И. Курчатов — в физике и т.д. Можно привести примеры, когда в одной личности сочетаются почти равные достижения в нескольких направлениях — Леонардо да Винчи — художник, математик, механик, М. Ломоносов — физик, литератор, химик, А. Грибоедов — писатель, композитор, дипломат. И тем не менее даже такие яркие личности не были развиты всесторонне в одинаковой степени.Значит, цель — «воспитание всесторонне развитой личности» — является по сути своей идеальной, нереальной целью воспитания. Так какую же тогда она выполняет функцию, нужна ли она?Нужна. Она является ориентиром на возможности человека и помогает сформулировать задачи воспитания в разных направлениях многогранной личности. В ней заложено сильное гуманное начало — вера в возможности человека.В воспитании детей дошкольного возраста ориентироваться на идеальную цель особенно необходимо. Наука сегодня еще не дает ответа на вопрос, с каким «даром» пришел человек на Землю, в какой области он будет наиболее выразителен и удачлив. И чтобы не допустить ошибки, сдерживая одно и развивая другое (выбранное взрослым), необходимо создавать условия, в которых бы ребенок мог пробовать себя в разных направлениях. Задача взрослого внимательно наблюдая за развитием ребенка, не пропустить ростки того, что характерно и ценно именно для этого малыша, что может стать стержнем, вокруг которого будет выстраиваться гармония его личности.Если существует идеальная цель воспитания, то, вероятно, должна существовать и реальная цель, т. е. такая цель, Реальные цели котоРая может быть осуществлена, реализована —воспитания  в конкретном обществе и по отношению к конкретным людям. Иначе вопрос о воспитании подрастающего поколения не мог бы быть поставлен.Реальные цели воспитания в отличие от идеальных не являются раз и навсегда заданными. Они изменяются в зависимости от целого ряда условий.Цели воспитания направлены на удовлетворение потребности общества в тех или иных качествах человека, в качествах, которые могут служить укреплению ценностных ори- ентаций общества.Сформулированная обществом реальная цель воспитания носит объективный характер. Это значит, что она отражает — Объективный принятые обществом ценности и и субъективный направлена на воспитание необходимых характер цели обществу людей. Кроме того, при разработке — воспитания реальной цели воспитания учитываются объективные закономерности развития человека, особенности культуры, быта, традиций, даже географическое расположение и климатические условия страны.Цели воспитания могут носить и субъективный характер. Как правило, это происходит в том случае, когда конкретная семья формулирует для себя, каким они хотят вырастить своего ребенка. Такая цель может совпадать с реальной объективной целью, а может и вступать с нею в противоречие. Если противоречия острые, трудно разрешимые, это может оказаться пагубным для развивающейся личности. Но субъективные цели позитивны тем, что при их формулировании и реализации родители учитывают особенности индивидуального развития своего ребенка, создают условия для осуществления цели. Конечно, бывает и так, что родители не столько учитывают возможности своего малыша, сколько руководствуются своими желаниями (ребенок не проявляет особой склонности к музыке, а родители решили сделать из него музыканта).Государственные образовательные учреждения не обладают правом формулировать такую цель воспитания детей, которая бы не совпадала с реальной объективной целью, заданной государством, даже если они с ней не согласны. Частные же образовательные учреждения могут принимать субъективные цели, но и они не должны вступать в противоречие с государственными целями, иначе дети, воспитывающиеся и обучающиеся в таких учреждениях, в дальнейшем попадут в «тупиковую» ситуацию.И все же, несмотря на видимость жесткой детерминированности цели воспитания социальными, политическими и экономическими условиями, прогресс в развитии личности был бы невозможен, если бы на цель воспитания не оказывали влияние и сама личность, и общечеловеческие, вне- исторические идеалы. Во все века, при всех общественных формациях ценились такие человеческие качества, как доброта, гуманность, милосердие, бескорыстие, способность жертвовать собой ради других людей, умение со-чувство- вать, со-действовать. Возникает противоречие: обществу в определенный период его развития, например нашему обществу, требуются люди деловые, уверенные в себе, с яркой индивидуальностью, независимые. А все перечисленные ранее качества для развития и прогресса общества, для благополучия людей сегодня как бы и не очень нужны. Согласно логике социальной детерминированности цели воспитания, все силы сегодня должны быть направлены на воспитание деловых людей. И действительно, появилось много таких людей, возникли учебные заведения, формирующие подобную модель современного человека. Но в обществе назревает своего рода социальный взрыв из-за «дефицита нравственности» у отдельных личностей и во взаимоотношениях между людьми… И общество как государственная структура вынуждено вносить коррективы в идеалы и цели воспитания. Таким образом, личность, личности не только следуют за обществом и предлагаемыми им целями, но и сами ведут его и корректируют цели воспитания. При этом субъективная цель выходит на уровень объективной ее формулировки и характеристики.Таким образом, цель воспитания является основополагающей категорией педагогики. От нее зависят задачи, содержание, методы воспитания. Конечно, реальная цель воспитания конкретизируется применительно к объекту воспитания: она едина для всех, но применительно к людям разных возрастных категорий наполняется тем содержанием, которое реально выполнимо (может ли быть единой цель воспитания дошкольников, школьников, взрослых людей?).Реальной целью воспитания детей дошкольного возраста является воспитание эмоционально благополучного, разносторонне развитого счастливого ребенка.Каждая цель подкрепляется и аргументируется определенной концепцией. Причем у одной цели может быть Концепции несколько концепций, объясняющих ве- воспитанияДУВДий путь ее достижения, а у каждой дошкольников концепции — множество конкретных программ.Рассмотрим на примере одного исторического периода, как менялись концепции воспитания детей при единой цели. Очень показателен в этом отношении период 1917- 1998 гг. в нашей стране. Мы взяли данный отрезок времени потому, что именно в это время наблюдалось активное развитие системы общественного дошкольного воспитания и происходили социальные, общественно-политические изменения. Все это не могло не привести к коррекции реальной цели и концепций воспитания подрастающего поколения.После революции 1917 г., изменившей общественный строй страны, была сформулирована цель воспитания — обществу нужен человек с твердыми идейными убеждениями, готовый отстаивать и развивать коммунистические идеалы. Подчеркивалось, что строящееся общество способно создать все условия для всестороннего гармоничного развития личности. Для реализации сформулированной цели воспитания разрабатывались разные концепции.В 20-е — начале 30-х гг. ведущей была концепция Н.К.Крупской. Концепция определила основные направления реализации поставленной цели: воспитание в детях (дошкольниках в том числе) идейной направленности, коллективизма. Признавалась необходимость учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. Концепция конкретизировалась не в программе (ее еще не было в то время), а в «Методических письмах».В 30-е гг. в этой концепции происходят изменения, корректировка на цель: остаются «три кита», на которых предлагается выстраивать воспитание детей, — идейность, коллективизм, трудолюбие. Требование учета и ориентира на индивидуальное развитие постепенно уходит из концепции. Появляются первые программные документы — «Программа работ дошкольных учреждений» (проект, 1932) и «Программа и внутренний распорядок детского сада» (1934).Признание педологии лженаукой (1936) резко сместило акценты с индивидуального воспитания на .коллективное. В конце 30-х гг. к указанным выше положениям в концепцию вводится требование патриотического и интернационального воспитания (правда, содержание интернационального воспитания было связано больше с национальностями бывшего СССР). Выходят новые программные документы (1938, 1945).50-е гг. характеризуются вниманием к умственному развитию подрастающего поколения. В концепцию воспитания вносятся соответствующие коррективы. В эти годы в дошкольных учреждениях было введено обязательное обучение детей (Программа 1953-1954 г.) (А.П.Усова, Е.И.Ра- дина, Р.И.Жуковская, В.Г.Нечаева, Т.А.Маркова и др.).Постановление 1959 г. об объединении яслей и детского сада в единое дошкольное учреждение вызвало к жизни «Программу воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях нового типа» (1962). В дальнейшем эта Программа переиздавалась с некоторыми дополнениями и уточнениями вплоть до 1979 г.Все названные выше концепции и программы так или иначе были подчинены одной идеальной цели — воспитанию всесторонне развитой, гармоничной личности, а действовавшая в тот или иной отрезок времени Программа всегда была единственной и обязательной для всей системы дошкольного воспитания.Общественно-политические события конца 80-х гг. потребовали разработки новой концепции воспитания подрастающего поколения начиная с дошкольного возраста. Появляется концепция личностно-ориентированной модели воспитания (1989). Ведущей идеей становится идея воспитания, направленного на развитие индивидуальности, самобытности личности. В новой концепции отсутствовали требования воспитания идейности, патриотизма, коллективизма, трудолюбия. На первый план выдвигается развитие творчества, интеллекта, индивидуальной неповторимости.Важным событием явился факт принятия народами мира (и наконец, и нашей страной) Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка. Попытки составить документ, защищающий и определяющий права ребенка, предпринимались в разные периоды развития человечества (укажем лишь некоторые: теория Я. А.Коменского — XVII в.; Женевская декларация прав ребенка — 1924 г.; Декларация прав ребенка Н. К. Вентцеля — 1914 г.). Генеральная Ассамблея ООН в 1959 г. приняла этот важнейший документ. В нем говорится, что ребенок обладает важными правами: правом на защиту, на социальное обеспечение, на получение образования, на любовь родителей, на кров, на уважение к его личности и др.Конечно, принятие документа еще не означает, что все его положения активно реализуются в нашей стране. Нужны не только новые концепции и программные документы — требуется изменить педагогическое мировоззрение всего населения, и педагогов прежде всего. А для этого необходимо время. Но тем не менее уже в Концепции воспитания 1989 г. прослеживаются новые подходы, большая ориентация на развитие личности и уважение к ней. За последние годы в стране появились новые вариативные программы, предлагающие свое решение концепции личностно-ориентирован- ного воспитания детей. Это программы «Радуга» (сост. Т. Н. Доронова. — М., 1996 и другие издания), «Детство» (под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, JI. М. Гурвич. — СПб., 1996), «Развитие» (подготовлена к публикации О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцовой. — М., 1994), «Истоки» (М.,1997) и др.

В-42 Цель и логика целеполагания. Педагогическая цель предполагает соответствующую деятельность, т.е. воз действие на процесс формирования личности и соответствующие изменения в этом процессе. Известный писатель С. Соловейчик утверждает: «Воспитатель, как и художник, действует не по плану, не по отвлеченной идее, не по заданному перечню каких-то качеств и не по образцу, а по образу. У каждого из нас, даже если мы об этом не знаем, живет в голове образ Идеального Ребенка, и мы незаметно для себя стараемся подвести реального нашего ребеночка под этот идеальный об раз» (Соловейчик, 1989, с. 122). Особенность подобной цели — недифференцированность, цельность. При этом личность рассматривается в целом, а не редуцированно, не «растаскивается», расчленяется по отдельным качествам. Но педагогическая деятельность в этом случае строится стихийно, методом проб и ошибок: «получилось — не получилось». В различных исследованиях выделяются «цель процесса» и «цель результата» (3.И. Васильева), «цель-результат» и «цель-ожидание» (Н.К. Сергеев), а также «цель-идеал» (В.Н. Сагатовский), которая задает направленность всему движению педагогического процесса. «В специальных педагогических контекстах, — утверждал А.С. Макаренко,— недопустимо говорить только об идеале воспитания, как это уместно в философских высказываниях. От педагога требуется не решение проблемы идеала, а решение проблемы путей к этому идеалу. Это значит, что педагогика должна разработать сложнейший вопрос о цели воспитания и о методе приближения к этой цели» Таким образом, идеал — это ещё не педагогическая цель. Мы считаем принципиальным отметить, что поставить педагогическую цель означает определить те изменения в личности воспитуемого, которые хочет достичь педагог. Смысл целеполагания в воспитательном процессе в том, чтобы направить его на индивидуальные цели педагога воспитанников, которые всегда есть, даже в том случае, если эти цели не осознаны. А.В. Петровский выявил, что «у учителей творческого типа характер взаимодействия с учеником имеет субъект-объект-субъектную структуру, т.е. преобразование личностно-смысловой сферы ученика выступает целью педагогического процесса, а не средством решения ситуативных учебно-воспитательных задач». Личностная ориентация образования предполагает, что «самые совершенные ценности человеческого рода должны как бы заново родиться в её [личности] опыте, иначе они просто не могут быть адекватно присвоены, т.е. обрести личностный смысл» Основываясь на этом положении, мы считаем необходимым уточнить предыдущий свой тезис: в воспитательной цели формулируются желаемые изменения в человеческом качестве воспитанника, его взглядах, установках, в позиции. В качестве реальных источников педагогического целеполагания выступают 1) педагогический запрос общества как его потребность в определенном характере воспитания, выражающийся в объективных тенденциях развития общества и в сознательно выражаемых образовательных запросах граждан; 2) ребенок, субъект детства как особой социальной реальности, имеющей самостоятельную ценность не только как период подготовки к чему-либо, и 3) педагог как носитель человеческой сущности, как особый общественный субъект, наиболее эффективно реализующий «сущностную способность к созиданию другого»

 В-13 Крупская. Огромный вклад в строительство советской школы и в разработку советской педагогической теории внесла Надежда Константиновна Крупская (1869-1939) – женщина, друг и соратник В.И. Ленина, выдающийся деятель Коммунистической партии, организатор советского просвещения, крупнейший советский педагог.Н.К. Крупская родилась в Петербурге в 1869 году в революционно-демократической семье. Её отец, Константин Игнатьевич Крупский, будучи подпоручиком в царской армии, во время польского восстания в 1863 года оказывал помощь повстанцам. В 1889 году Н.К. Крупская поступила на математическое отделение Высших женских курсов в Петербурге и сблизилась с кружком революционно настроенных студентов. В этом кружке она впервые услышала о деятельности Интернационала и познакомилась с некоторыми произведениями К. Маркса и Ф. Энгельса. С осени 1891 года она поступила учительницей в вечерне – воскресную школу в с. Смоленском на Шлиссельбургском тракте, где вела активную политическую и педагогическую деятельность среди рабочих вплоть до 1896 года, когда была арестована. В конце 1893 года в Петербурге приехал В.И. Ленин. В феврале 1894 года на совещании питерских марксистов Надежда Константиновна встретилась с Владимиром Ильичём Лениным. «Мы встретились уже как сложившиеся революционные марксисты», — вспоминала Н.К. Крупская. Осенью 1894 года Крупская организовала кружок из рабочих – учеников школы, с которыми вел занятия Владимир Ильич. После ареста Н.К. Крупская с трудом добивалась разрешения отбывать ссылку в селе Шушенском, куда был уже выслан Владимир Ильич. В годы ссылки Н.К. была ближайшей помощницей Ленина в его повседневной работе. В 1899 году она написала свою первую книгу – «Женщина – работница», в которой с исключительной яркостью вскрыла ужасающие условия жизни трудящийся женщины в России и осветила по – новому ряд вопросов воспитания детей. Возвратившись вместе с В.И. в 1905 году в Россию, Надежда Константиновна по поручению Центрального Комитета большевицкой партии вела огромную партийную работу, которую продолжала затем за границей, куда вновь эмигрировала вместе с В.И. Лениным в 1907 году. В 1915 году Надеждой Крупской была написана книга, вышедшая в 1917 году под названием «Народное образование и демократия». В этой книге Н.К. написала обобщающую работу, которая показала развитие демократических педагогических идей и вскрыла эксплуататорский характер современной буржуазной школы. Возвратившись вместе с В.И.Лениным после Февральской революции 1917 года в Россию, Н.К. по указанию партии принимает активное участие в организации народного образования в Выборгском районе Петрограда, помещает ряд статей по вопросам народного просвещения в большевицкой прессе. После победы Советской власти Надежда Константиновна стала членом коллегии Наркомпроса, а с 1929 года – заместителем наркома просвещения РСФСР. Она заведовала внешкольным отделом Наркомпроса, а в 1920 году, когда бал организован Главный политико-просветительный комитет – орган, руководивший всей политико-просветительной работой в стране, Надежа Константиновна была поставлена во главе этого комитета. В то же время (с 1921 года) она возглавляла научно-педагогическую секцию Государственного учебного совета (ГУСа). Н.К. Крупская была членом ЦК всесоюзной Коммунистической партии ( большевиков ), депутатом и членом Президиума Верховного Совета СССР, почётным академиком, доктором педагогических наук. Вся жизнь была отдана борьбе за дело партии, за счастье трудящихся, за коммунизм. Н.К. Крупская о воспитании нового человекаВ своих статьях и выступлениях Н.К. отстаивала и пропагандировала программу борьбы за новую, социалистическую школу, которую выдвинула партия, разъяснила в них ленинские принципы связи школы с политикой, единства трудовой школы, ее светскости, разрабатывала вопросы патриотического и интернационального воспитания. Она чётко сформулировала коренное отличие социалистической советской школы от буржуазной.Н.К. Крупская указывала, что воспитание подрастающего поколения играет большую роль в деле строительства социализма. По её словам, «необходимой предпосылкой социализма является человек, способный осуществить социализм».Надежда Константиновна подчеркивала, что лишь школа, тесно связана с окружающей жизнью, с интересами ребёнка, открывающая ему различные сферы применения своих сил, создает условия для развития человеческой личности.Н. Крупская о содержании образованияКрупская считала, что задачам коммунистического воспитания должно быть подчинено преподавание каждого предмета и все содержание учебно-воспитательной работы в школе. «Надо дать марксистское понятие окружающего, не говоря никаких больших слов», надо «создать программу, в которой может быть и не употреблялось бы слово марксизм, но которая, по существу дела, показывала бы связь явлений в настоящем виде».Надежда Константиновна Крупская уделяла огромное внимание вопросам обучения в школе. Для того, чтобы успешно осуществлять воспитание коммунистического мировоззрения у детей, учителям необходимы глубокие знания, нужно, чтобы каждый преподаватель в своей деятельности руководствовался материалистической диалектикой. Каждый учебный предмет должен изучаться в школе в связи с другими предметами и с конкретной жизнью. Считая, что знания, приобретаемые учащимися, должны носить действенный характер, Надежда Константиновна писала: «Надо взять из науки все, что в ней есть важного и существенного, жизненного, взять и немедля применить к жизни, пустить в оборот».Приветствуя постановление ЦК партии «О начальной и средней школе» (1931) и другие постановления ЦК о школе, Крупская призывала советское учительство последовательно и энергично бороться за успешную их реализацию. Каждая отрасль науки, подчеркивала она, должна быть поставлена на службу социалистическому строительству. Именно с этой точки зрения каждый учитель должен подходить к преподаванию своей дисциплины. Он должен уметь вскрывать перед учащимися связь между теорией и практикой. Только такой подход дает возможность установить диалектическую связь между отдельными предметами, подчинить их общей цели.Крупская считала, что необходимо диалектически подходить и к самой методике. Методика, написала она, органически связана с теми целыми, которые стоят перед школой. Если цель школы – воспитать послушных рабов капитала, то и методика будет соответствующей, и наука будет использована для этих задач. Наоборот, если цель школы – воспитать сознательных строителей социализма, то и методика будет совсем другая, и все достижения науки будут использованы для этой высокой цели. учреждений, о ночных группах в детских садах, о детских площадках на бульварах и парках, об организации детских комнат в рабочих клубах и т.д. Она дала много практических указаний о содержании и методике коммунистического воспитания детей дошкольного возраста, о физическом, умственном, трудовом, эстетическом воспитании ребенка-дошкольника. В педагогических трудах Н.К. Крупская выражена большая любовь к ребенку, огромная забота о детях Н.К. Крупская о дошкольном воспитании В своем первом произведении – «Женщина-работница» (1899) – Надежда Константиновна пишет о тяжелом положении трудящейся матери в дореволюционной России. В капиталистическом обществе мать, занятая на работе, не может уделить необходимое время воспитанию своего ребенка. В 1917 году Надежда Константиновна выдвинула программу организации широкой сети яслей, детских садов и площадок для детей трудящихся. Своими многочисленными статьями по вопросам дошкольного воспитания она пробуждала героический интерес к нему широких масс населения, их творческую активность в этом деле. Надежда Константиновна выдвигала целый ряд предложений о новой организации дошкольных трудящихся, стремление с раннего детства воспитывать советских детей как будущих граждан великой социалистической Родины.



sitemap
sitemap