Экзамен. Экономическая теория



1. Условием жизни любого человека, семьи и общества в целом является удовлетворение потребностей людей в пище, одежде, жилище. существует объективная потребность в образовании, изучении природы и общества. Любая страна имеет право на обеспечение своей безопасности, государство обязано заботиться об охране окружающей среды, о здоровье своих граждан и т.д., что предполагает существование жизненно важных потребностей общества. Потребности каждого человека практически безграничны. Однако подавляющее большинство людей, а возможно, и все люди без исключения, не в состоянии полностью удовлетворить свои потребности.

Степень удовлетворения потребностей человека зависит от размера того дохода, который он получает. Но никто не может заработать столько денег, сколько ему захочется. Поэтому доход любого человека, любой семьи ограничен. Ограниченность дохода означает, что все без исключения каждодневно решают важную практическую проблему: на что истратить заработанные деньги? перед домашней хозяйкой, и перед руководителем фирмы, и перед премьер-министром стоит, по сути дела, одна и та же проблема —

проблема выбора того, каким образом использовать имеющиеся в их распоряжении доходы. Эта проблема возникает вследствие того, что в любом случае отдельные семьи, крупные или мелкие фирмы и государства обладают ограниченными доходами. Проблемы выбора не существовало бы, если бы все хозяйствующие субъекты общества получали бы неограниченные доходы. Существование такого общества не более чем утопия.

Для создания экономических благ необходимы ресурсы: времени, трудовые, природные, финансовые (денежные) и материальные. Ресурсы используются людьми для производства и потребительских товаров и услуг, и

новых ресурсов. Ресурсы, которыми располагает любая страна, ограниченны.

Прежде всего ограниченны трудовые ресурсы. В производство экономических благ может быть вовлечена только часть трудоспособного населения страны, только те ее жители, которые могут работать и которые намерены работать. Общество располагает ограниченными природными ресурсами, например пригодными для производства сельскохозяйственной продукции землями. В стране, возможно, имеются колоссальные запасы руды или каменного угля и других минералов, но их добыча лимитируется

производственными мощностями добывающей промышленности. Следовательно, и здесь мы сталкиваемся с довольно жесткими границами тех ресурсов, которыми

располагает экономика. Именно ограниченность ресурсов лежит в основе того, что люди не могут производить беспредельное количество разнообразных экономических благ.

Причем в обществе должно происходить распределение ресурсов между различными отраслями экономики для того, чтобы производить те или иные виды экономических благ. И если в одни отрасли окажется вовлеченным большее количество ресурсов, то другим отраслям останется меньшее их количество.

2.Экономические ресурсы производства – это совокупность тех природных, трудовых, материальных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и иных ценностей. Все эти ресурсы поступают в производственную систему и смешиваются, соединяются в ней. Но это не механическое соединение, а производственное взаимодействие разных по происхождению ресурсов.

В экономической теории ресурсы принято делить на четыре группы:

1.природные – потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества, среди которых различают «неисчерпаемые» и «исчерпаемые»;

2.материальные – все созданные человеком средства производства, которые сами являются результатом производства

3.трудовые – население в трудоспособном возрасте, которое оценивают по трем        параметрам: социально-демографическому, профессионально-квалификационному и культурно-образовательному;

4.финансовые денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства.

Факторы производства – это производящие ресурсы.

В экономической теории выделяют три основных фактора производства:

1.«земля» – как фактор производства есть не только земля в собственном смысле слова, то есть земельные угодья и место размещения производственных объектов. Земля понимается в широком смысле как совокупность всех природных ресурсов планеты Земля, вовлекаемых в процесс производства. Это пахотные земли, другие сельскохозяйственные угодья, земельные участки под объектами производственного назначения, полезные ископаемые, водные ресурсы, воздушный бассейн, растительный и животный мир природы;

2.«капитал» – созданные людьми средства производства, используемые для получения экономического продукта. Это прежде всего основные средства в виде производственных зданий, сооружений, оборудования (физический капитал). Кроме этого сюда принято включать денежный капитал, именуемый капиталовложениями, или инвестициями, используемый для приобретения основных средств;

3.«труд» — это рабочая сила, которая непосредственно занята в процессе производства. Труд измеряется количеством работников, занятых в производстве, или количеством рабочего времени, затрачиваемого этими работниками.

Кроме названных ведущих факторов производства в современной экономической литературе часто упоминается еще один, четвертый фактор. Это предпринимательство, предпринимательская активность, предприимчивость. Предпринимательство характеризует людей, участвующих в производстве и управлении производством, способных эффективно, лучшим образом использовать экономические ресурсы с целью получения наиболее высоких результатов.

3.Альтернативная стоимость товара или услуги — это количество товаров или услуг, от которых приходится отказаться, чтобы приобрести товар или услугу, которым отдано предпочтение.

Проблема выбора и альтернативной стоимости имеет значение для определения границы производственных возможностей любой экономики. Это можно показать с помощью кривой производственных возможностей, которая является примером моделирования экономики, часто используемого в экономических исследованиях. Для построения кривой производственных возможностей необходимо принять два допущения: 1) экономика функционирует в условиях полного использования всех имеющихся ресурсов; 2) имеющиеся факторы производства постоянны как по количеству, так и по качеству.

СТРОИШЬ ГРАФИК!

4.Собственность – это присвоение благ социально-определенной форме. Собст. характеризует принадлежность объекта людям и в тоже время отражает отношения между людьми по поводу использования благ.

Объект собственности – это пассивная сторона собств., это предмет, природа, вещество, имущество, энергия, информация, т.е. всё то, что может принадлежать людям.

Субъект собственности – это собственник, представляющий активное начало отношений собст.; это люди обладающие объектами собственности, владеющие и распоряжающиеся ими; нет собственника – нет собственности.

Существует 4 формы собственности:

частная;

коллективная;

государственная;

смешенная с иностранными гражданами и государствами.

Выделяют 3 типа собственников:

потенциальный собственник , т.е. наследник. Он становится действительным собственником после вступления во владение объектами собственности, что оформлено юридически.

собственник как потребитель вещи или владелец. Это неполный собственник, он распоряжается потребительной стоимостью вещи, а не её ценностью.

полный собственник. Он собственник и ценности вещи и её потребления, обладает правом отсуждения (продажа, уничтожение, дарение).

5.Решать фундаментальные проблемы экономики можно двумя способами, и в соответствии с этими способами существует две экономические системы. Казалось бы, самый простой и естественный способ решения фундаментальных проблем состоит в следующем: а) государство учитывает потребности людей и общества в целом и устанавливает, для кого надо производить те или иные виды экономических благ; б) в соответствии с этим государство дает задание предприятиям промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики, что они должны производить, т.е. планирует выпуск товаров и услуг; в) чтобы предприятия могли выполнять плановые задания государства, они получают определенное количество факторов производства (оборудования, сырья, рабочей силы и т. д.) и установку, как надо производить данные виды продукции. Такой способ решения фундаментальных проблем, во-первых,

предполагает государственное планирование выпуска экономических благ, распределение факторов производства между отраслями и экономических благ для удовлетворения потребностей людей; и, во-вторых, подразумевает, что государство административными методами добивается от предприятий выполнения плановых заданий и на основе административных решений обязывает их внедрять ту или иную технологию. Поэтому указанная система получила название административно-плановой. Другой способ решения фундаментальных проблем на первый взгляд выглядит бессистемным и хаотичным. Он предполагает, что каждому производителю, будь то мелкий фермер, парикмахер, портной и т. д. или гигантская фирма по производству авиалайнеров, предоставляется право решать са-

мому, что, как и для кого надо производить. Изготовленная продукция продается любому покупателю, т. е. производитель работает на рынок, где и совершается акт продажи этой продукции. Через посредство рынка производитель узнает, что и для кого нужно производить; условия рынка заставляют производителя применять новейшую технологию и улучшать качество своей продукции. Принимая те или иные решения относительно того, что и как надо производить, руководитель предприятия ориентируется на такие рыночные индикаторы, как величина спроса на данный вид продукции, цена этой продукции, во что обойдется ее

изготовление и какую прибыль получит после ее продажи данная фирма. Эти и другие рыночные инструменты (процентная ставка, заработная плата, курс акций и т.д.) направляют деятельность людей, служат им ориентирами и стимулируют их к созданию экономических благ. Система, основанная на частной инициативе людей, их предпринимательской деятельности, самостоятельном принятии решений, что, как и для кого надо производить, получила название рыночной системы.

6.Рынок — есть тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, это общественная форма функционирования экономики. Рынок — это форма движения общественного продукта и услуг.

На экономическом рынке постоянно совершаются революции. Выросли цены на мясо и другую продукцию животноводства, — покупатель переключился на картофель и хлеб; выросли цены на картофель, — и теперь уже, не находя подходящей замены, потенциальный покупатель, гонимый нуждой, вернулся в исходное для общества положение — сам добывает себе пропитание на неудобных землях. У потенциального продавца в связи с этим изменяется структура производства. По мере того как изменяются человеческие потребности и желания, технология производства, запасы природных богатств и другие производственные факторы, рынок регистрирует изменение цен, количества реализуемых товаров и производимых услуг.

Рынок выполняет определенные функции:

выдает сигналы производству по выработке определенных товаров и услуг, их увеличению или сокращению;

уравновешивает спрос и предложение;

обеспечивает сбалансированность экономики;

на основе дифференциации товаропроизводителей ведет к утверждению нового, прогрессивного в жизни общества;

это своеобразный двигатель научно-технического прогресса;

объективно формирует корпус умелых предпринимателей, дисциплинирует субъектов рыночных отношений.

7.Рыночная экономика — экономика, организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий участников осуществляется государством, а именно законодательной и судебной властью непосредственно, а исполнительной только опосредованно, путем введения различных налогов, сборов, льгот и т. п. Это экономика, в которой только решения самих потребителей, поставщиков товаров и услуг определяют структуру распределения.

Рыночная экономика — экономика, основанная, на принципах: предпринимательства; многообразия форм собственности на средства производства; рыночного ценообразования; договорных отношений между хозяйствующими субъектами (людьми, предприятиями и т. д.); ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. Рыночная экономика и равенство. Одним из достижений рыночной экономики принято называть равенство, равные возможности, хотя в действительности возможности определяет социальное положение. По мнению ряда экономистов, «рынок», под чем принято понимать основанную на свободе договора, ценообразовании по закону спроса и предложения и встречном обороте денежной массы (то есть товарно-денежная рыночная система) представляет собой не более чем одну из исторически обусловленных и исторически преходящих форм товарообмена и товарораспределения. Основные черты: конкуренция; многообразие форм собственности (частной, коллективной, государственной); полная административная независимость и самостоятельность товаропроизводителя — товаропроизводитель должен быть собственником результатов своего труда; свободный выбор поставщиков сырья и потребителей продукции; сосредоточение капитала в руках буржуазии; неэквивалентное труду распределение материальных благ.

8.Субъектно-объектная структура рыночного хозяйства – это система взаимоотношений между субъектами, отражающая их цели.

Объектами рынка являются товары потребительского назначения и деньги. В условиях развитых рыночных отношений в качестве товаров выступает не только производимая продукция (товары и услуги), но и факторы производства (земля, труд, капитал). В качестве денег при этом обычно рассматриваются все финансовые активы, важнейшими из которых являются сами деньги.

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства, фирмы (предприятия, бизнес), государство (правительство).

Взаимодействие всех субъектов наглядно реализуется в модели кругооборота ресурсов, продуктов и доходов.

Существуют следующие виды субъектов рынка:

Домашнее хозяйство — экономическая единица в составе одного или нескольких человек. Обеспечивают производство и воспроизводство человеческого капитала. С одной стороны, является покупателем товаров и услуг, с другой – имеет в своем распоряжении факторы производства (труд, землю, которую можно продать или сдать в аренду).

Банки — это особая, финансово-кредитная организация, которая на потребительском рынке регулирует движение денежной массы, необходимой для нормального функционирования рынка. Основная функция банков сосредоточивать у себя денежные средства и предоставлять их в ссуду.

Предприятия — это экономическая единица, которая:

— использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи;

— стремится к увеличению прибыли;

— самостоятельно принимает решения.

Государство — на потребительском рынке оно представлено правительственными учреждениями, которые осуществляют политическую и юридическую власть, в целях осуществления общественных потребностей. Государство является императивным субъектом рынка, его распоряжения обязательны для всех остальных.

9.Рыночная экономика имеет свои преимущества и недостатки.

Преимущества:

способствует более эффективному использованию ресурсов;

вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптировать к изменяющимся условиям производства;

создает условия по оптимальному использованию НТП при создании новых товаров, внедрению современных технологий. Методов организации и управления производством;

обеспечивает свободу выбора, действий потребителей и производителей;

нацеливает производителей на удовлетворение потребностей и повышение качества товаров и услуг.

Недостатки:

не способствует сохранению не воспроизводимых ресурсов;

не имеет экономического механизма защиты окружающей среды;

не обеспечивает развития производства товаров и услуг коллективного пользования;

не создает условий для развития фундаментальной науки, системы образования;

не гарантирует прав на труд, отдых, доход;

не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости;

не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен;

экономика подвержена нестабильному развитию, возникновению инфляций.

10.Административно-командная экономика — хозяйство, в котором господствует государственная форма собственности; это способ организации экономической жизни, при которой капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов производится по указаниям центрального органа управления и в соответствии с планом.

Плюсы административно-командной экономической системы:

1) Развитие экономики без экономических кризисов

2) Низкие цены

3) Отсутствие безработных

4) Гарантированные заработки

Минусы административно-командной экономической системы:

1) Отсутствие экономических стимулов к труду

2) Постоянный дефицит товаров

3) Низкое качество продукции

4) Расточительное отношение к ресурсам

5) Иждивенчество

11.Рыночная система предполагает регулярное взаимодействие фирм и домашних хозяйств. Это взаимодействие проявляется в непрерывных потоках доходов и расходов домашних хозяйств и фирм, в непрерывных потоках денег и товаров. Эти потоки денег и товаров, доходов и расходов образуют единый кругооборот.

Фирмы производят два вида продукции: 1) потребительские товары и услуги и 2) факторы производства — машины, оборудование, здания и сооружения и т. д. Фирмы используют все известные нам факторы производства (труд, капитал,

земля и т.д.). Вновь созданные потребительские товары и услуги, новое оборудование и здания продаются на товарных рынках. Это приносит фирмам соответствующую денежную выручку (например, 1000 млрд р.). Выручка поступает домашним хозяйствам как собственникам факторов производства в виде заработной платы, дивидендов, процента и ренты. Домашние хозяйства большую часть своих доходов тратят на потребительские товары и услуги (800 млрд р.), а оставшуюся их часть сберегают и через посредство рынка капиталов инвестируют во вновь

произведенные машины и здания (200 млрд р.). Тем самым домашние хозяйства приобретают на свои сбережения вновь созданные факторы производства и становятся их собственниками. Модель показывает, что в экономике непрерывно идут два противоположно направленных потока: поток производимой фирмами продукции и поток расходуемых на эту продукцию денег.

12.Слабости (несовершенства) рынка проявляются в:

возможности монополизации рынков;

трудности создания общественных благ на коммерческой основе;

возникновение внешних эффектов или внешних затрат;

образование социально неприемлемых различий в уровнях доходов граждан.

13.СПРОС — это потребность покупателей в данном товаре (услуге), выраженная в

их покупательной способности.

Спрос не следует отождествлять с величиной спроса.

ВЕЛИЧИНА СПРОСА – это количество товара (услуг), которое покупатели

готовы купить по данной цене в определенное время и в определенном месте.

ЗАКОН СПРОСА гласит: при прочих равных условиях величина спроса на

товар (услуг) находиться в обратной зависимости от цены этого товара.

Иными словами, чем выше цена товара, тем меньше величина спроса на него, и,

наоборот, чем ниже цена, тем более величина спроса. Это означает, что величина спроса

является функцией цены товара: Q=f(P)

14.Предложение – количество товаров, которое продавцы готовы (хотят и могут) предложить к продаже на рынке по конкретным ценам, в определенном месте, в определенное время.

Способность предоставлять товары связана с использованием ограниченных ресурсов, поэтому эта способность не столь велика, чтобы удовлетворить все потребности всех людей, ведь совокупные потребности, как известно, безграничны.

Объем предложения зависит от объема производства, но две эти величины не всегда совпадают. Величина предложения не тождественна объему произведенной продукции, поскольку обычно часть произведенной продукции потребляется в рамках предприятия (внутреннее потребление) и на рынок не предоставляется. С другой стороны, существуют различные потери при транспортировке и хранении товаров (например, естественная убыль).

Между ценой и количеством предлагаемого товара существует положительная (прямая) зависимость: при прочих равных условиях с повышением цены возрастает и величина предложения, и наоборот, снижение цены сопровождается при прочих равных условиях сокращением объема предложения. Эта специфическая связь называется законом предложения.

15.РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА – цена, при которой количество товара (услуг), предлагаемого продавцами, совпадает с количеством товара (услуг), которое готовы купить покупатели.

Равновесная цена не может оставаться долгое время неизменной. Те же рыночные силы, которые привели к ее установлению, будут вызывать и ее изменение. Множество факторов ведет к изменению спроса и предложения, что будет выражаться в сдвиге кривых спроса и предложения, либо только одной из них в ту или другую сторону, либо обеих сразу в одном или противоположных направлениях. Эти движения кривых спроса и предложения неизбежно будут вызывать изменение рыночного равновесия, а значит, и равновесной цены.

16.С понятием рыночного равновесия связано и такое важное явление, как излишек (рента) покупателя и излишек (рента) продавца. Они возникают в силу того, что весь равновесный объем товара покупается (и продается) по единой равновесной цене.В данном случае рыночное равновесие между спросом и предложением установилось при цене 3 руб. за штуку и объеме 3 штуки. В результате выручка продавца (и, соответственно, расходы покупателя) составит 9 руб. Однако, если бы каждая единица объема продаж покупалась потребителем по индивидуальной цене спроса, то он заплатил бы за все 3 штуки 12 рублей (5 + 4 + 3). Таким образом, его выигрыш (рента) составил 3 рубля (площадь фигуры KEC). В свою очередь, продавец был готов продавать по цене 1 руб. — 1 штуку, по цене 2 руб. — 2 шт. и так далее. При продаже по индивидуальным ценам предложения каждой штуки общего объема продавец получил бы 6 руб. выручки (1 + 2 + 3). В итоге излишек (рента) продавца составят также 3 рубля (площадь фигуры CEF). Таким образом, излишек (рента) покупателя (продавца) выступает как разность между той ценой, которую потребитель готов уплатить за данное количество товара (а производитель готов получить), и ценой фактической покупки (продажи).

17. Воздействие внешних сил на рыночное равновесие. Дефицит и избыток.

Товарный дефицит — превышение совокупного спроса над совокупным предложением.

Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над доходами.

Дефицит и избыток существуют там, где силы рыночной конкуренции кем-то подавляются, кто-то мешает их действию. Этим «кем-то» чаще всего могут быть государство и монополии.

Установление государственной цены на уровне ниже цены равновесия приводит к образованию дефицита. Если цена равновесия равна 4р., а государственная цена равна 2р., то величина дефицита соответствует длине отрезка Q1Q2.

В этой ситуации государство вынуждено либо смириться. Возникает спекуляция — неизбежный спутник дефицита. Цены же спекулятивного рынка выше, чем равновесные, так как в издержки теперь войдет оплата риска: незаконная продажа «из-под прилавка» наказуема.

Или в этом случае государство будет вынуждено прибегать к нормированному распределению дефицитных продуктов, продаже их по карточкам. Однако это проблемы не решает, ибо по-прежнему у производителей нет стимулов к расширению производства недостающего товара вследствие навязанных им цен, которые ниже равновесных.

Установление минимального уровня цены, который выше цены равновесия, приводит к образованию избытка товаров. Если цена равновесия равна P0, а цена, установленная государством, должна быть не ниже, чем Р1, то возникает излишек, величина которого соответствует отрезку Q1 Q2.

Государства развитых стран, не желая допустить разорения большого числа фермерских хозяйств, устанавливают «пол» цены, т. е. фиксируют цену на уровне выше равновесной.

При цене выше равновесной величина предложения составит QQ2, а величина спроса — QQ1, т. е. объем предложения превысит объем спроса, и образуется излишек, величина которого соответствует отрезку Q1 Q2.

18.ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ – зависимость изменения спроса от изменения цены. Эластичность спроса по цене характеризуется коэффициентом эластичности спроса по цене.

КОЭФФИЦИЕНТ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА ПО ЦЕНЕ – числовой показатель, отражающий степень изменения количества спрашиваемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Высчитывается по формуле:

Эластичность спроса по доходумера реакции величины спроса на товар или услугу, вызванной изменением величины дохода покупателя.

Эластичность спроса по доходу измеряется как отношение процентного изменения объема спроса на товар к процентному изменению доходов потребителей. Ее можно рассчитать по следующей формуле:

Расчет коэффициента эластичности спроса по доходу дает нам возможность отделить в потреблении «низшие» товары от «нормальных» товаров. Отличие коэффициента эластичности спроса по доходу от коэффициента эластичности спроса по цене состоит, в частности, в том, что абсолютное значение коэффициента эластичности здесь играет меньшую роль, чем при определении эластичности спроса по цене. Зато большее значение приобретает положительная

или отрицательная реакция на изменение дохода. Поэтому знак «+» или «—» должен учитываться и величина коэффициента не должна оцениваться только по модулю.

ПЕРЕКРЕСТНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА — это мера реакции величины спроса на данный

товар или услугу, которая вызвана изменением цены другого товара или услуги.

Коэффициент перекрестной эластичности — это отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены товара В:

Коэффициент перекрестной эластичности спроса может быть

меньше нуля, больше нуля и равен нулю.

Если , то мы имеем дело с взаимозаменяемыми товарами.

Если , речь идет о товарах, дополняющих друг друга.

Если же , то товары А и В нейтральны, никак не связаны между

собой.

19.Эластичность предложения — это степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене, показывающая отношение процентного изменения в количестве к процентному изменению в цене.

Коэффициент эластичности предложения — числовой показатель, отражающий степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене.

20.Современная фирма — сложная организационная структура и в условиях рыночных отношений возрастает значение трёх основных направлений:

научной организации производства;

научной организации труда;

научной организации управления.

Фирма контролирует использование земли, трудовых ресурсов и капитала. Она сама принимает решение относительно дизайна, способа производства и продажи продукции. Фирму следует отличать от производственной единицы, например фабрики, фермы или шахты, так как она представляет собой единицу управления. Одна фирма может иметь, либо контролировать несколько производственных единиц. Деятельность фирмы сознательно координируется для достижения общих целей.Фирмы бывают разного размера — один частный предприниматель или корпорация с многотысячным штатом сотрудников. В зависимости от количества занятых (а, следовательно, и от размеров производственной деятельности) фирмы делятся на мелкие, средние и крупные. Нормативы для отнесения фирм к той или иной категории в разных странах различны. Как правило, мелкой считается фирма с численностью работающих 100 человек, а крупной — более 500 человек.

В числе организационно-правовой формы различают следующие виды предприятий:

хозяйственные товарищества и общества;

производственные кооперативы;

государственные и муниципальные унитарные предприятия;

некоммерческие организации (включая потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации/объединения, фонды и др.);

Индивидуальный предприниматель или ПБОЮЛ (предприниматель без образования юридического лица).

21.Продукт фирмы выступает, прежде всего, в натуральной форме — вещественной или невещественной. На металлургическом заводе — это тонны выплавленной стали, на автомобильном заводе — количество автомашин, в парикмахерской — численность обслуженных клиентов, в школе — число выпускников и т.п.

ОБЩИЙ ПРОДУКТ (Q) — это объем продукции, произведенный фирмой за определенный период времени (например, за год).

Величина общего продукта фирмы зависит от того, какое количество труда (рабочих, инженеров и т. д.) вовлекается в производство, и от того, какой капитал вложен в данное предприятие, т. е. величина общего продукта находится в функциональной зависимости от величины труда и капитала, Эта зависимость может выражена в форме производственной функции, которая имеет вид: Q=f(L, K)

СРЕДНИЙ ПРОДУКТ (ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ) ТРУДА — выпуск продукции в расчете на единицу труда.

Но величина среднего продукта труда не позволяет судить, какой вклад

в прирост общего продукта вносит каждый дополнительный работник. Этот

вклад можно определить на основе показателя предельного продукта

(производительности) труда.

ПРЕДЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ ТРУДА – это прирост общего продукта в результате применения дополнительной единицы труда (дополнительной рабочей силы).

22.БУХГАЛТЕРСКИЕ ИЗДЕРЖКИ — стоимость израсходованных ресурсов в фактических ценах их приобретения.

 Бухгалтерские издержки включают в себя:  

материальные затраты (оплата сырья, материалов, топлива, энергии покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов),  

затраты на оплату труда (заработная плата наемных работников, а также другие выплаты, предусмотренные трудовыми договорами),  

отчисления на социальные нужды (фонд социального страхования, Пенсионный фонд РФ и т.д.),  

амортизация (отчисления по установленным законодательством нормам, отражающие износ основного капитала),  

прочие затраты (проценты за кредит, арендные платежи, налоги и сборы, включаемые в издержки производства, и др.).  

Следовательно, бухгалтерские издержки — это затраты предприятия на приобретение ресурсов со стороны. Их называют явными или внешними издержками.

Однако сумма издержек, если в них включать только бухгалтерские издержки, может быть заниженной. Для более точной картины деятельности предприятия в издержки следует включать не только явные (бухгалтерские), но и неявные. Неявными называются внутренние издержки использования ресурсов, являющихся собственностью предприятия. Например, предприниматель, вложивший свои деньги в производство, не может положить их на депозит в банк и получать ссудный процент.

Сумма явных (внешних) и неявных (внутренних) издержек составляет экономические издержки, которые имеют определяющее значение для оценки деятельности предприятия.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИЗДЕРЖКИ — это доход, который можно было бы получить при наиболее выгодном из альтернативных вариантов использования ресурсов.

23.Теория поведения потребителя исходит из некоторых предпосылок. Прежде всего, предполагается, что потребитель всегда ведет себя рационально, т.е. стремится извлечь максимум полезности для себя. При этом важно заметить, что понятие «полезность» является субъективным: один индивид предпочтет хорошо пообедать, другой — купить бутылку вина, а третий — букет цветов любимой девушке. При этом каждый из них четко представляет себе полезность, которую ему приносит потребление данного блага, по сравнению с полезностью других благ. Фактически он решает, что для него более, а что менее полезно и, следовательно, какие блага следует приобрести в первую очередь, какие — во вторую, а покупку каких товаров можно отложить.

Теория поведения потребителя исходит также из того, что доходы всех потребителей ограниченны и на все товары и услуги установлены цены. Вспомним фундаментальную экономическую проблему редкости.

Прежде всего теория предельной полезности вводит два важных понятия: 1) полезность блага (или группы благ) и 2) предельная полезность блага.

ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ — то удовлетворение, которое люди получают от

потребления всего имеющегося у них количества благ данного вида.

ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ — прирост общей полезности, возникающий вследствие увеличения объема потребления данного блага на единицу, или полезность последней из имеющихся в распоряжении индивида единиц блага.

По мере насыщения потребностей в каком-либо благе степень полезности каждой дополнительной единицы блага для данного индивида будет убывать. Так, испытывая чувство голода, вы с большим наслаждением съедите первую булочку, полезность ее окажется очень высокой; очевидно, что наслаждение от второй съеденной булочки уже будет меньше, от третьей — еще меньше. Если вы полностью утолили голод, то вряд ли, поступая как рациональный потребитель, т. е. действуя с пользой для себя, будете покупать четвертую булочку. Теперь полезность от ее потребления явится для вас величиной нулевой или даже отрицательной. Этот пример показывает, что происходит постепенное уменьшение величины предельной полезности каждой дополнительной единицы блага по мере увеличения объема потребляемых единиц.

Таким образом, Закон убывающей предельной полезности — по мере того как объем потребляемых благ растет, предельная полезность каждой дополнительной единицы блага уменьшается.

24.КАРДИНАЛИСТСКАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ — субъективная полезность, или удовлетворение, которые потребитель получает от потребления благ, измеренные в абсолютных величинах. Следовательно, имеется в виду, что можно измерить точную величину полезности, которую потребитель извлекает из потребления блага.

Кардиналистская теория исходит из возможности потребителя дать количественную оценку полезности любого потребляемого им блага, набора благ, которая может быть выражена в виде функции общей полезности:

TU=F(QA,QB,…,QZ),

где TU — общая полезность данного набора благ; QA, QB, …, Qz — объемы потребления благ А, В,…, Z в единицу времени.

Используя кардиналистскую теорию полезности, можно охарактеризовать не только общую полезность, но и предельную полезность как дополнительное увеличение данного уровня благосостояния, получаемое при потреблении дополнительного количества блага данного вида и неизменных количествах потребляемых благ всех остальных видов.

Потребительский выбор — это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов.

Максимизация полезности заключается в том, что потребитель с определенными ограничениями (доход, цены) выбирает такой набор благ и услуг, который полно удовлетворяет имеющиеся потребности, т.е. не существует потребности, удовлетворяющей больше или меньше, чем другие.

Таким образом, следующее правило потребительского поведения состоит в том, чтобы каждая последующая единица денежных затрат на приобретение товара приносила одинаковую предельную полезность.

25.Ординалистская (порядковая) полезность — субъективная полезность, или удовлетворение, которую потребитель получает из потребляемого им блага, измеренная по порядковой шкале.

Ординалистская (порядковая) теория полезности является альтернативой кардиналистской (количественной) теории полезности.

Согласно этой теории, предельную полезность измерить невозможно; потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ. Измеримости поддается только порядок предпочтения наборов благ. Критерий ординалистской (порядковой) теории полезности предполагает упорядочение потребителем своих предпочтений относительно благ. Потребитель систематизирует выбор набора благ по уровню удовлетворения. Например, 1-й набор благ доставляет ему наибольшее удовлетворение, 2-й набор — меньшее удовлетворение, 3-й набор — еще меньшее удовлетворение и т. д. Следовательно, подобная систематизация дает представление о предпочтениях потребителей в отношении набора благ. Однако она не дает представления о различиях удовлетворения данными наборами благ. Иными словами, с практической точки зрения потребитель может сказать, какой набор он предпочитает другому, но не может определить, насколько один набор лучше другого.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap