ЭКЗАМЕН 12.04



1. Понятие, цели, задачи и методы консультирования

Консультирование клиента является одним из видов помощи в психосоциальной работе. На практике консультирование проводит практически каждый специалист социальной сферы, работая с людьми, находящимися в кризисной ситуации, в условиях стресса. Оказание помощи клиенту в трудной жизненной ситуации включает информирование; обучение навыкам, способствующим улучшению ситуации; помощь в анализе проблем, прояснении конфликтных зон и поиск путей решения проблемной ситуации. Для того чтобы такая работа проводилась профессионально, необходимо освоение основ консультирования, что становится важной составляющей обучения специалиста по социальной работе.

Консультирование определяется как стратегия, технология и метод профессиональной помощи. Содержание понятия «консультирование» включает особый вид отношений между социальным работником и клиентом.

Отмечают следующие причины фундаментальной связи между психологией и консультированием:

1) консультирование направлено на анализ проблемы клиента, что непосредственно связано с чувствами, мыслями и действиями, способствующими изменению ситуации;

2) процесс консультирования носит психологический характер: полученная при консультации информация проявляется в сознании клиента непосредственно в момент консультации, в периоды между встречами с консультантом, а также после того, как консультирование закончено и клиент начинает помогать себе сам;

3) теории консультирования базируются на известных психологических школах, направлениях.

Несмотря на широкий смысл термина «консультирование», его основное значение состоит в том, чтобы помочь клиенту управлять собственной жизнью благодаря реалистичной оценке и пониманию своих переживаний.

Составляющие консультирования: 1) личность клиента и его переживания; 2) личность консультанта; 3) взаимоотношения между клиентом и консультантом; 4) процедуры (методы, техники) консультирования, направленные на решение проблем клиента.

Консультирование могут проводить психологи, социальные работники, педагоги или врачи, прошедшие специальную подготовку. В качестве клиентов рассматриваются как здоровые, так и больные люди, предъявляющие проблемы экзистенциального кризиса, межличностных конфликтов, семейных затруднений или профессионального выбора. Важно, что клиент воспринимается консультантом как дееспособный субъект, ответственный за решение своей проблемы.

Методологические основы консультирования заложены в фундаментальных психологических исследованиях. Различные теоретические и эмпирические подходы к данной проблеме долгое время наиболее активно развивались за рубежом. Базовой основой консультирования послужила «разговорная терапия» {talking cure) 3. Фрейда, объясняющая эмоциональные состояния с помощью обращения к детским переживаниям. Разрешение проблем в соответствии с этим подходом осуществляется с помощью катарсиса. Существенный вклад в разработку теоретических принципов консультирования внес Карл Роджерс, акцентируя внимание специалистов на главном инструменте консультирования — качестве взаимоотношений консультанта и клиента, создании определенных терапевтических условий, основанных на эмпатии, искренности и безусловном позитивном отношении консультанта к клиенту. Директивные методы, направленные на изменение поведения клиента в сторону реализма, разрабатывались в когнитивно-бихевиористском направлении.

В литературе выделено три основных подхода в консультировании, базирующихся на фундаментальных теориях психологических школ:

1. Проблемно-ориентированное консультирование. Направлено на анализ сущности и внешних причин проблемы, поиск путей разрешения.

2. Личностно-ориентированное консультирование, центром внимания которого является анализ индивидуальных причин проблемы, деструктивных личностных стереотипов и их предупреждение в будущем.

3. Консультирование, ориентированное на выявление ресурсов для решения проблемы.

Для того чтобы начинающий специалист мог выбрать «свою’ теорию, «свое» направление из многообразия теорий консультирования, необходимо глубоко изучить первоисточники, т.е книги и статьи, написанные теоретиками различных направлений консультирования. Не менее важно посещать учебные курсы и семинары, которые ведут компетентные сторонники (практики-психотерапевты) различных консультативных подходов, что поможет провести сравнительный анализ различных теорий, оценивая их сильные и слабые стороны. В целях более глубокого изучения конкретного теоретического подхода специалист может побывать в роли клиента у психолога-консультанта, практикующего данный подход (направление) и «прочувствовать» действенность теории на собственном опыте. Таким образом, ресурсы для построения личной теории берутся на двух основных источников знания: из теории консультирования и личного профессионального опыта консультанта.

Освоив теоретические и практические аспекты психологических школ, приобретя определенный опыт, консультант в зависимости от ситуации и особенностей клиента может использовать эклектический подход в своей работе. Современный взгляд ученых на обучение консультированию ориентирован на то, что психологические теории не являются жесткой подборкой методов. Исследователи полагают, что эклектического подхода в работе придерживаются около 70% психотерапевтов и консультантов. Развитие индивидуального стиля предполагает знание теории различных подходов к консультированию и умение интегрировать их в своей работе с учетом своих особенностей как консультанта, а также потребностей и особенностей клиента.

2. Цель основные теоретические позиции..

Цели психологического консультирования зависят от конкретной психологической школы. Рассмотрим некоторых из них:Бихевиорально-ориентированное направление в консультировании ставит своей целью изменение поведения человека. Для экзистенциального направления, как отмечает Эмми ван Дорцен, цель психологического консультирования «состоит в том, чтобы прояснить, оттенить и понять жизнь». Оказываемая консультантом клиенту помощь нацелена на поиск последним собственного направления в жизни с использованием инсайтов. Данный процесс подразумевает осмысление целей и намерений человека, а также его общего отношения к жизни.[3] Обобщённо говоря, цель психологического консультирования — помочь клиенту в решении его проблемы. Осознать и изменить малоэффективные модели поведения, для того, чтобы принимать важные решения, разрешать возникающие проблемы, достигать поставленных целей, жить в гармонии с собой и окружающим миром. По направленности цели психологического консультирования разделяют на цели, связанные с исправлением (коррекцией) и цели, связанные с обеспечением роста и развития, хотя такое разделение не всегда возможно произвести достаточно чётко.[1] В целом, в психологическом консультировании (с рядом исключений) большое внимание уделяется достижению состояния психологического комфорта и сохранению психического здоровья (как клиента, так и консультанта), а также особенно большое значение придаётся повышению личной ответственности клиентов за ход их собственной жизни, и, в конечном счёте, — возможности жить без помощи консультанта.[4] Постановка цели психологического консультирования, являющейся предвосхищаемым его результатом, в силу обоюдной активности в процессе консультирования как консультанта, так и клиента в разных теоретических традициях является обычно единым совместным творчеством обоих субъектов, хотя вместе с тем, её понимание (например, глубина понимания), а также способы отношения к данной цели у них могут различаться, в силу того, что они занимают различные позиции в психологическом консультировании. Одно из самых общих определений основной цели психологического консультирования является определение, данное Ю. Алёшиной – это оказание психологической помощи. Вместе с тем, дальнейшая конкретизация этой цели – достаточно сложное занятие.[5] Например, как отмечает отечественный исследователь в области методологии психологии А.С. Шаров, вопрос о том, что означает «помочь человеку?» не является таким уж простым. Ответ на него будет зависеть от теоретической позиции, которую занимает консультант, а точнее от её ценностной основы, которой определяется, что же является ценным, важным, существенным и значимым, а что таким не является.[6] С другой стороны, различные сообщества, как и их члены, имеют различные базовые ценностные ориентации, и соответственно этим ценностным ориентациям должны определяться цели психологического консультирования. В качестве цели психологического консультирования, практически вне зависимости от подхода, который использует консультант, может рассматриваться выслушивание и понимание клиента, которое уже само по себе, зачастую приводит к положительным изменениям. Другими словами, предвосхищаемым результатом консультирования является обеспечение клиента возможностью высказаться, поговорить откровенно, рассказать о том, что беспокоит и тревожит его. Выделяется целый ряд критериев, свидетельствующих о том, что цели психологического консультирования достигнуты. Рассмотрим основные из них:1.Удовлетворённость клиента. В частности, удовлетворённость не стоит понимать только таким образом, что клиенту должно стать лучше, чем было до консультации. Удовлетворённость клиента – один из критериев того, что помощь была оказана эффективно, однако многое определяется характером проблемы клиента. Например, если клиент переживает горе или утрату, то он может и должен рассчитывать на то, что после консультации ему станет хоть немного легче, а консультант будет стараться облегчить его горе. В иной ситуации облегчение эмоционального состояния может не являться основной целью консультанта, и более того, клиент может начать переживать свои проблемы острее и болезненней, поскольку в некоторых случаях ощущение собственной ответственности, приходящей вместе с пониманием ситуации, может не являться лёгким или приятным переживанием.[5]2. Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним.Психологическое консультирование отличается от психотерапии, хотя чёткую границу между ними не проводят.В частности, как отмечает Р. Нельсон-Джоунс, большинство консультантов не считают использование  отношений помощи (то есть психологического консультирования) достаточно эффективным для того, чтобы у клиента произошли конструктивные изменения, и полагают, что необходимо использовать также

целый репертуар воздействий (то есть психотерапию), в дополнение к отношениям помощи.[1] В психотерапии делается акцент на изменении в личности, в то время как в психологическом консультировании на использовании имеющихся у клиентов ресурсов.[7] В психологическом консультировании, как правило, большее чем в психотерапии значение придаётся  информированию иобъяснению.[8] Психотерапевты, как правило, имеют дело с более тяжёлыми расстройствамиболее глубинными проблемами, а «психотерапия» является более медицинским термином, чем «консультирование».[1][9] Ю. Е. Алёшина, в частности, отмечает, что различия между потребностями в психотерапевтической помощи и психологическом консультировании «часто проявляется уже в формах обращения за помощью, в специфике жалоб и ожиданий от встречи» со специалистом, и локусе (точнее локусе контроля) этих жалоб. Клиентов, нуждающихся в психологическом консультировании, отличает обычно подчёркивание ими негативной роли других людей в возникновении их собственных жизненных сложностей, в то время как клиентов, нуждающихся в психотерапевтической помощи отличают, как правило, жалобы на «неспособность контролировать и регулировать свои внутренние состояния, потребности и желания», а также некоторые формы поведения.[10] Кроме того, клиенты, нуждающиеся в психологическом консультировании уже проделали часть работы по анализу собственных проблем и неудач, решили, что им нужна помощь — это уже «шаг, требующий определённого мужества»,[10] в то время как клиенты, нуждающиеся в психотерапевтической помощи нередко проявляют себя менее осмысленными и активными по отношению к своим проблемам клиентами, что в некоторых направлениях рассматривается как их переход больше к качеству «пациента», чем «клиента». Некоторые авторы, например Ю. Е. Алёшина, отмечают также, что различна длительность психологической помощи — психологическое консультирование, как правило, является краткосрочным (редко превышает 5-6 встреч консультанта и клиента), в то время, как процесспсихотерапии может длиться значительно дольше (десятки, а то и сотни встреч консультанта и клиента в течение ряда лет), но есть исключения, связанные с особенностями понимания консультативного процесса в некоторых теориях.[5]

3. Модели консультирования.В практике консультационной деятельности сложилось несколько моделей организации клиент — консультационных отношений, отражающих их поведенческие роли: экспертное, проектное и процессное. Экспертное консультирование отвечает на вопрос — что делать? Проектное и процессное — какие проблемы и как разрешать?Модели консультирования: экспертное, проектное, процессное .Этапы консультирования: нормативное, доктор-пациент, сотрудничество.     Выбор модели осуществляется с учетом характера решаемых проблем, специфики клиентной организации, профессиональных качеств консультантов. В экспертном консультировании эксперт отвечает на вопросы клиента, не проводя анализа ситуации. Консультирование экспертное — это модель построения отношений между клиентной организацией и консультантами, согласно которой консультант предлагает способ решения проблемы, выявленной клиентом. Эксперт — консультант узкой специализации, дающий консультацию быстро в виде схемы решения вопроса — это юридические, бухгалтерские, налоговые вопросы. Консультирование проектное — это модель построения отношений между клиентной организацией и консультантами, в которой консультант выступает в роли разработчика проекта, а клиент — реализатора. Эта модель также ориентирована на покупку клиентом готового решения, которое он сразу внедряет. Спрос возник в связи с реструктуризацией и банкротством предприятий.  Наиболее эффективным является подход по принципу сотрудничества на основе открытой совместной работы. Консультирование процессное — это модель построения отношений между клиентной организацией и консультационной фирмой, которая базируется на роли консультантов как катализаторов изменений, осуществляемых при непосредственном участии персонала клиентной организации. Здесь осуществляются все функции консультирования и все этапы, его выполняет высокопрофессиональный консультант, это дорогая модель «одного метода». 

4. Создание психотерапевтической обстановки (Немова) Оптимальными, касающимися обстановки, условиями проведения психологического консультирования являются следующие:

1. Наличие отдельного, изолированного, тихого помещения, куда не доносятся посторонние, отвлекающие внимание консультанта и клиента звуки, – такого, куда нет доступа посторонним лицам во время проведения консультации.

2. Удобное размещение в этом помещении консультанта и клиента – лучше всего рядом друг с другом или напротив друг друга под небольшим углом, на расстоянии от 60–70 см до 100–110 см. При этом ничего, кроме небольшого письменного столика, не должно находится между консультантом и клиентом.

3. Организация и проведение консультации в такое время, когда клиент никуда не спешит и не находится в плохом физическом состоянии или настроении.

4. Клиент во время беседы с психологом-консультантом должен иметь возможность отвести взор, повернуться вполоборота или боком по отношению к психологу-консультанту.

5. Желательно, чтобы время начала и окончания консультации заранее было четко обозначено.

6. В помещении, где проводится консультация, могут находиться часы, но они не должны располагаться непосредственно между консультантом и клиентом. Лучше всего, если часы будут висеть на стене напротив консультанта за клиентом или сбоку от него и психолога-консультанта, не попадая на глаза клиенту во время консультации.

7. В помещении, где проводится консультация, не должно быть никаких посторонних предметов, которые отвлекали бы внимание клиента, настораживали его или настраивали отрицательно. В равной мере это касается всего того, что может происходить в помещении во время проведения консультации.

8. Рекомендуется, напротив, чтобы то, что находится в помещении или происходит в нем, успокаивало клиента, создавало у него хорошее, комфортное настроение.

9. На определенных этапах психологического консультирования допускается звучание в помещении негромкой, приятной музыки.

    

 7. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 1.1.         Компетентность и профессиональная и научная ответственность Компетентность консультанта составляет основу его работы. Консультант обязан правильно оценивать уровень своей профессиональной компетентности. Он не должен вселять в клиента надежду на помощь, которую не в силах оказать. В консультировании недопустимо применение недостаточно освоенных диагностических и терапевтических процедур. Консультационные встречи ни в коем случае нельзя использовать для испытания каких-либо методов или техник консультирования. Недостаток компетентности ведет к непониманию личности и состояния пациента, что составляет ядро работы консультанта.Компетентность диктует мельчайшие приемы обращения с той или иной патологией, формирует его экспектации в тех или иных случаях психологического профили.Чтобы быть компетентным, психотерапевт обязан не прерывать образование и практики и постоянно повышать квалификацию и углублять специализацию. Консультант обязан знать возрастные, половые, этнические, социально-психологические и индивидуально-психологические особенности клиента. Если консультант в отдельных случаях чувствует, что недостаточно компетентен, он обязан консультироваться с более опытными коллегами и совершенствоваться под их руководством. Практический психолог несет прямую ответственность за последствия своих решений, действий, экспертных заключений, диагностических операций. Экспертные заключения м психологический статус должны быть обоснованы, репрезентативны и валидны, представлены в четкой и ясной форме, поскольку из этого вытекают показания или противопоказания к применению того или иного метода.Психолог-консультант обязан осознавать, что его профессиональные действия влияют на жизненные решения клиента и могут изменить личный и социальный статус человека.Понимание, что вмешательство в судьбу человека, который доверился консультанту, является огромной ответственностью, ведет к строгому самоанализу и систематическому осмыслению последствий не только каждого слова, но и каждого паралингвистического жеста.1.2. Конфиденциальность Конфиденциальность, неразглашение или долг молчания консультанта по отношению к третьим лицам – важнейший принцип работы консультанта. Несоблюдение этого принципа ведет к полному краху доверия пациента к консультанту и делает его работу бессмысленной. Выделяют два уровня конфиденциальности. Первый уровень относится к пределу профессионального использования сведений о клиенте. Обязанность каждого консультанта – использовать информацию о клиенте только в профессиональных целях. Консультант не вправе распространять сведения о клиенте с другими намерениями. Это касается и того факта, что некто проходит курс психокоррекции.Чрезвычайно важно и одновременно наиболее трудно добиться того, чтобы данный принцип был воспринят консультантом даже на уровне бессознательного.Например, если клиент и консультант совершенно случайно встречаются в иной обстановке, то консультант, который знает о данном человеке почти все, не вправе даже поприветствовать, пока клиент сам не сочтет нужным дать знать об их знакомстве.Сведения о клиентах (записи консультанта, индивидуальные карточки клиента) должны храниться в недоступных для посторонних местах.Второй уровень конфиденциальности относится к условиям, при которых может быть использована полученная в процессе консультирования информация. Клиент вправе надеяться, что такого рода информация будет служить исключительно для его блага. Когда необходимо поделиться полученными от клиента сведениями с его родителями, учителями, супругом, неизбежная дилемма. О своих намерениях консультант обязан поставить в известность клиента. Если клиент не возражает, вопрос конфиденциальности из этического превращается в сугубо профессиональный.Консультант, обеспечивая секретность должен ознакомить клиента с обстоятельствами, при которых профессиональная тайна не соблюдается. Конфиденциальность нельзя возвести в абсолютный принцип. Чаще приходится говорить о ее границах. Выделяют несколько основных правил, следуя которым можно установить такие границы.1. Обязательно соблюдать конфиденциальность не абсолютно, а относительно, поскольку существуют определенные условия, способные изменить такое обязательство.2. Конфиденциальность зависит от характера представленных клиентом сведений, тем не менее, доверительность клиента несравненно строже связывает консультанта, нежели «секретность» событий, о которых сообщает клиент.3. Материалы консультативных встреч, которые не могут причинить вред интересам клиента, не подпадают под правила конфиденциальности.4. Материалы консультативных встреч, необходимые для эффективной работы консультанта, также не подпадают под правила конфиденциальности (например, возможно предоставление эксперту материалов консультирования по договоренности с клиентом.5. Конфиденциальность всегда основывается на праве клиента на доброе имя и сохранение тайны. Консультант обязан уважать права клиентов и в определенных случаях даже поступать противозаконно (например, не предоставлять информацию о клиенте правоохранительным органам, если этим не нарушаются права третьих лиц).6. Конфиденциальность ограничена правом консультанта на сохранение собственного достоинства и безопасности своей личности.7.Конфиденциальность ограничена правами третьих лиц и общественности.Среди наиболее часто указываемых обстоятельств, при которых действие правил конфиденциальности в консультировании может быть ограничено, заслуживают упоминания следующие:1.Повышенный риск для жизни клиента или других людей.2.Преступные действия (насилие, развращение, инцест и др.), совершаемые над несовершеннолетними.3.Необходимость госпитализации клиента.4.Участие клиента и других лиц в распространении наркотиков и прочих преступных действиях.Выяснив во время консультирования, что клиент представляет для кого-то серьезную угрозу, консультант обязан принять меры для защиты потенциальной жертвы (или жертв) и проинформировать об опасности ее саму (их), родителей, близких, правоохранительные органы. Консультант также должен сообщить клиенту о своих намерениях.Чему отдать предпочтение при возникновении дилеммы: соблюдать конфиденциальность, согласно кодексу этики, или следовать правовым нормам? Практика показывает, что предпочтение необходимо отдать последнему варианту.1.3.Исключение профессиональных злоупотреблений К одной их форм профессионального злоупотребления следует отнести неосведомленность пациента о целях, сущности и смысле применяемой техники. Клиент должен быть досконально информирован о том, что и почему собирается делать с ним консультант, каковы результаты исследования психологического статуса и в чем его базовая проблема.Встречи с клиентами за пределами кабинета, предъявление клиенту личных просьб или формирование любых неформальных взаимоотношений с клиентом сводят на нет работу консультанта.Нецелесообразно консультировать родственников, друзей, сотрудников, обучающихся у консультанта студентов; недопустимы сексуальные контакты с клиентами. Такой запрет вполне понятен, поскольку консультирование дает специалисту преимущественное положение и возникает угроза, что при личных отношениях это преимущество может использоваться в целях эксплуатации.Очень важна проблема сексуальных отношений консультантов и психотерапевтов с клиентами, однако, она нередко замалчивается. Сексуальные отношения консультантов с клиентами неприемлемы ни этически, ни профессионально, потому что представляют прямое злоупотребление ролью консультанта. Иногда клиент сильно идеализирует консультанта, ему хочется близких отношений с таким идеальным, глубоко понимающим его человеком. Тем не менее, при превращении консультативного контакта в сексуальную связь, у клиентов развивается крайняя зависимость, а консультант теряет объективность. На этом и заканчивается любое профессиональное консультирование или психотерапия.1.4. Принцип «Не оценивать» Принцип «Не оценивать» считается одним из наиболее труднодостижимых в работе консультанта.. Обычно, каждое суждение , наряду с когнитивным содержанием несет в себе также отношение – эмоциональный компонент суждения. Разделить эти компоненты зачастую не представляется возможным, однако именно это составляет суть отношения терапевта к клиенту.На первом плане отношения должно стоять не оценивание, а понимание, даже если информация, идущая от клиента к консультанту, является чудовищной с точки зрения морали. Оценивая и осуждая, консультант закрывает доступ к пониманию личности и, следовательно, не может найти оптимального способа работы с ним При этом речь идет не только о том, чтобы ни в коем случае не высказывать клиенту морализирующих оценочных суждений, но в том, что бы не судить и оценивать внутри себя вплоть до подсознательного. Соблюдать этот принцип удается только по достижении опыта и только при условии сознательных усилий к тому, чтобы в собственной душе умолкли всякие модальные отношения к клиенту. Консультант не обязан «любить» или «не любить» клиента; он обязан личностно-безмолвно поместить его проблему в широкий контекст мирового опыта психологии и найти модус, посредством которого будет возможно укрепить и расширить его сознание и способность его развитию. Последнее будет являться адекватной формой уважения прав личности взамен пустопорожних разговоров о правах.

5. Типы клиентов и характеристика их запросов

Эту проблему рассматривали многие авторы. Обозов Н.Н. [1993] позволяет выделить пять оснований для классификации клиентов и рекомендаций по взаимоотношениям с ними: 1. по характеру запроса на психологическую помощь;2. по особенностям восприятия психических явлений;3. по способу работы со своими проблемами;

4. в зависимости от пола клиента;5. в зависимости от особенностей телосложения клиента.

По характеру запроса среди клиентов можно выделить следующиетипы:

Не уверенный в себе клиент. Много размышляет над ситуацией, много взвешивает, но никак не может принять решение, избавиться от сомнений. Цель обращения к психологу – снять с себя ответственность в принятии необходимого жизненного решения. Для таких людей принятие решений – сложный процесс, они не уверены в себе. С точки зрения Н.Н. Обозова, психолог-консультант, работая с таким клиентом, должен быть максимально собранным, четким, даже категоричным в высказываниях и поведении. Он должен создать полюс уверенности в решаемых вопросах. Убедительность и достоверность высказываемых психологом соображений должна естественно «перевесить одну из чаш весов», на которые давят сомнения.

Уверенный в себе клиент. Обращается для подтверждения правильности своего уже готового понимания затруднительного положения, От психолога ему нужна информация, подтверждающая уже готовую, сложившуюся у него точку зрения. Возникает вопрос: если этот человек столь уверен в себе, зачем он тогда вообще обращается к психологу? Ответ может быть такой: Несмотря на то, что этот человек уверен в себе и не раз уже самостоятельно принимал жизненные решения, в последнее время он все более на подсознательном уровне ощущает, что что-то идет не так. Его деятельность не столь успешна, сколь могла бы быть. Его подсознание побуждает его к тому, чтобы обратиться за помощью. Но его гордое сознание отказывается это принимать. Обращение к психологу и характер запроса отражают сложившийся компромисс между двумя сторонами внутреннего конфликта. По отношению к такому клиенту психологу-консультанту следует принять на себя роль ведомого, который только подсказками, предположениями помогает разобраться в ситуации. Следует детально обсудить и разобрать все возможные варианты последствий действий, которые собирается совершить клиент. Необходимо поставить перед клиентом вопрос о вероятностях возникновения тех или иных желательных и нежелательных вариантов развития ситуации. Таким образом мы будем способствовать конструктивному разрешению внутреннего конфликта у клиента и не вызывать реакцию психологической защиты, отторжения.

Клиент все знающий и доверяющий только себе. Клиент этого типа все подвергает сомнению, противоречив, но при этом убежден в своей правоте. Неглуп, но проблема в характере. Склонен запускать свои проблемы. Таким людям, в силу их резонерских особенностей, нелегко бывает найти себе партнеров по общению в реальной жизни. Попытка найти собеседника зачастую приводит их и в консультацию. Доброжелательное участие по отношению к клиентам этого типа и игнорирование тех особенностей, которые обычно отталкивают окружающих от этих людей, создает благоприятные возможности для смягчения ярко выраженных негативных черт характера. Люди выговариваются, расслабляются, у них повышается настроение. Многое из того, на чем они зацикливались ранее, отступает на задний план. Это создает предпосылки для конструктивной дальнейшей работы.

Клиент с потребностью «выговориться», «ищущий сочувствия», «отдушину». В отличие от предыдущего типа клиентов, проблема здесь уже не в характере. Очень часто это люди, с нелегкой жизнью, одинокие, чувствительные, добрые, и страдающие вследствие своей доброты. Советы по отношению к таким людям не обязательны, они могут даже оттолкнуть их, испугать тем, что с ними не просто говорят, как с людьми, а начинают «оказывать им психологическую помощь». Переходить к оказанию этой помощи можно только в случае специального запроса. Главное, в чем нуждаются клиенты подобного типа, — любовь, принятие, сочувствие. Но главное – Слушание. Это бывает не всегда легко, поскольку общение с таким клиентом легко принимает структуру, свойственную естественному разговору, и психологу-консультанту, естественно, хочется «вставить свое слово», поделиться и своим мнением. Не значит, что этого делать нельзя. Но надо следить, чтобы больше говорил клиент. Если клиент активен, говорит, не следует его перебивать. При консультировании на телефоне доверия в эту группу попадают многочисленные инвалиды – люди, которые подчас годами не могут покинуть свою комнату. Общение с ними может быть очень интересным и обогатить психолога-консультанта. Они имеют уникальную возможность много читать, следить за различного рода информацией, поступающей по каналам радио, телевидения, чего большинство из людей, вынужденных зарабатывать, лишены. Они с готовностью откликаются на просьбы консультанта отслеживать для него необходимую информацию.

По особенностям восприятия психических явлений среди клиентов можно выделить следующие типы:

Рационалистичный, реалистичный, прагматически ориентированный клиент. Стремится к точному знанию о себе и окружающих, Обратной стороной такого стремления является то, что, он склонен недооценивать, игнорировать все, что касается душевной жизни человека, что трудно поддается объективации, рациональному анализу. Эти стороны действительности как бы дезорганизуют сложившийся склад личности у такого человека, поэтому он склонен их игнорировать, относиться к ним скептически, как бы не замечать их, защищаться от них. Подобного рода клиента интересуют количественные характеристики личности, факты, полученные в результате строгих научных экспериментов. Он особенно склонен доверять результатам высоко стандартизированных тестовых методик, таких как MMPI, опросник «16 личностных факторов» Раймонда Кэттелла. Его интересует не просто, что говорит в данный момент консультант, а на основании чего он это говорит. Все это необходимо учитывать в работе с таким клиентом, чтобы избежать негативного отношения к консультированию.

Интуитивно ориентированный, эмоционально-утонченный, эстетизированный клиент. Считает личность уникальным, таинственным образованием. Привлекают качественные, образные, художественные характеристики личности и ее жизненного пути. Интересуют глубинные механизмы психики, подсознательная природа человека. Обратной стороной личностной ориентации на интуитивное познание является неприятие рационального. Рациональное, объективное, полученное в ходе строгих научных экспериментов знание, представляется такому человеку поверхностным, ограниченным, неуклюжим, неглубоким, мало полезным и мало интересным. Склонен доверять информации, полученной с помощью методик, более ориентированных на качественный анализ – тест Германа Рошарха, Люшера цвета выбора тест. Такой клиент оценивает то, что говорит консультант, прислушиваясь к своему внутреннему голосу, и как бы взвешивая на своих глубинных внутренних весах, что близко к истине, а что нет. Это необходимо учитывать в работе с этим клиентом.

По способу работы со своими проблемами среди клиентов можно выделить следующие типы:

Клиент, который в ситуации затруднения стремится перестроить свое поведение, стиль деятельности, образ жизни, но не знает как, сталкивается с трудностями в этом плане. Это наиболее желательный для психологов-консультантов тип клиентов.

Клиент, который в ситуации затруднения стремится создавать многообразные субъективноличностные версии, призванные сохранить у него о себе хорошее мнение в своих глазах и в глазах других людей. Версии не успешности чаще всего связываются с внешними обстоятельствами либо с низкой личной заинтересованностью в данном виде деятельности. Например, студент, не сдавший, как следует экзамены и отчисленный из вуза, может объяснять это невозможностью для него учиться вследствие необходимости зарабатывать деньги или же тем, что профиль вуза не соответствовал его интересам. Недовольство собой, порождаемое низкой самооценкой, может усложнять субъективно-личностную версию. Этот феномен заключается в том, что субъективно-личностная версия начинает расслаиваться на несколько – «для себя» (которых может быть много) и «для других». Например, в случае неудачи на экзамене студентка может объяснять себе эту неудачу тем, что попался плохой преподаватель, а преподавателю объяснять свою неудачу физическим недомоганием. При этом противоречивость ситуации, которая часто возникает в случае создания субъективно-личностных версий, может не замечаться. Можно говорить о различных приемах работы с клиентами этого типа. Порой бывает полезно использовать прием интерпретации, сделать знание о субъективно-личностных версиях доступным клиенту. Можно обратить внимание клиента на противоречия в его рассказе: «Возможно, преподаватель неудачный, но ведь большинство студентов вашего курса сдали ему экзамен и даже многие получили хорошие оценки. Как им это удалось? Почему это не удалось Вам?». В случае эшелонированной психологической защиты, когда состояние клиента приближается к невротическому, нет смысла оспаривать субъективно-личностную версию. Эшелонированная психологическая защита связана, как правило, с тем, что клиент не видит путей конструктивного разрешения ситуаций. Создание субъективно-личностных версий – единственный известный такому человеку способ справиться с ситуацией. В этом случае целесообразно принять версию клиента, солидаризироваться с ним. Как это делать довольно неплохо показывают нам Ричард Бэндлер и Джон Гриндер.  Затем можно, например, использовать прием самораскрытия. Рассказать о своем подобном опыте, о том, что чувствовал тогда, о том, как удалось разрешить трудности. Можно привести не свой, а просто известный психологу-консультанту опыт. Это должно обогатить клиента навыками конструктивного поведения в ситуации. В более тяжелых случаях требуется психотерапия.

10. Типичные ошибки психологов-консультантов

О. Р. Бондаренко осуществила исследование, результаты которого показали, что большая часть ошибок начинающих психологов-консультантов связана с двумя противоположными тенденциями:

. Сверхзабота о клиенте. Клиента сравнивают с больным, которому нужны своеобразные таблетки — слова консультанта, его внимание, или с утопающим, которому требуется спасательный круг, далее с беспомощным котенком. Консультанта же отождествляют с советчиком, спасателем, поводырем. Выражается полное недоверие ресурсам клиента, он воспринимается как неспособный заботиться о себе.

. Сверхсамоценность консультанта. Проявляется в стремлении реализовывать себя в консультировании, игнорируя при этом потребности и права клиента. Например, клиент сравнивается с катком, на котором приятно скользить, если у тебя хорошие коньки и ты умеешь классно кататься. Консультант же сравнивается, например, со сталеваром, который направляет огненное, расплавленное железо в нужное (кому?) русло. Или с ювелиром, дворником, который хочет навести порядок в душе клиента.

Преодоление этих двух тенденций О.Р. Бондаренко связывает с развитием у новичков доверия к «ситуации незнания», которая возникает всякий раз при встрече с индивидуальным способом переживания мира. Тогда консультант будет открыт для восприятия любых форм переживаний, установок, особенностей перцептивной сферы клиента. Консультант должен научиться чувствовать себя комфортно в ситуации неопределенности, не стремясь знать точно, что происходит с клиентом, доверяя естественному ходу взаимоотношений.

В силу самых разных причин, иногда заранее не предвидимых и трудно устранимых, в процессе проведения психологического консультирования могут возникать ошибки, снижающие его результативность. Знание сути и источников этих ошибок, способов их предупреждения и устранения позволяет свести данные ошибки к минимуму, хотя, вероятно, полностью исключить их из практики проведения психологического консультирования.

Самоутверждение психолога на консультации

Клиент приходит на консультацию к психологу со своей проблемой и болью. Он находится в ситуации психологического неблагополучия, испытывает трудности, ждет помощи и поддержки. Очевидно, что по сравнению с клиентом психолог находится в более выигрышной ситуации. Действительно, рассказывать о своих проблемах будет клиент, а трудности самого психолога, которые, скорее всего, также существуют, остаются «за кадром» консультационной ситуации. Внешне это выглядит так: неблагополучный клиент беседует с благополучным психологом.

Обсуждая консультационные случаи с коллегами, женщина-психолог так рассказывает о своей клиентке: «Клиентка жаловалась на мужа. В последние годы он встречался с другой женщиной и недавно ушел к ней. А я сама смотрела на нее и думала: располневшая, неухоженная, растрепанная… Не удивительно, что ее бросил муж! Нельзя же так распускаться!»

Клиент смотрит на психолога чаще всего снизу вверх: он слаб, неуверен, страдает и ждет помощи. Психолог относится к клиенту несколько сверху вниз: как специалист, он должен быть сильным, уверенным в себе, готовым помочь.

В такой ситуации у психолога есть большое искушение в самоутверждении: почувствовать и показать себя в качестве человека более успешного, мудрого и сильного, чем клиент. В голосе психолога могут появиться еле заметные нотки снисхождения, жалости или высокомерия, холодной отстраненности.

Клиент всегда тонко чувствует отношение психолога к себе и может испытать унижение. А если это так, то консультация проходит довольно формально: клиент начинает жалеть, что пришел («Зачем я сюда пришел? Он все равно ничего не понял, только жалеет и все…»).

Для того чтобы избежать искушения самоутверждения на консультации, психологу необходимо:

в ходе разговора ощущать себя не только специалистом, но и человеком, имеющим свои проблемы. Не забывать о собственных кризисных периодах жизни. Воспоминания о собственной душевной боли помогут относиться к клиенту без высокомерия или снисхождения;

укреплять в себе способность к состраданию и сочувствию;

видеть в каждом клиенте по-человечески своего брата или сестру: все мы братья и сестры в этом мире.

Излишняя естественность или искусственность в поведении психолога-консультанта

Если психолог по-человечески не принимает клиента, в его поведении появляются либо излишняя естественность (говорит и делает то, что ему хочется), либо искусственность (играет роль, надевает «маску», психологически защищается при помощи выстроенного искусственного «фасада»).

В первом случае не осуществляется процесс профессиональной психологической работы, а идет обычный разговор собеседников, в котором один рассказывает свои проблемы, а другой демонстрирует к ним свое отношение.

К психологу-консультанту обратилась мать подростка, которая жаловалась, что отец (ее муж) жестоко обращается с сыном: унижает его, придирается по мелочам, бьет. На вторичную консультацию пришел муж, он выразил несогласие с позицией психолога, стал отстаивать свою точку зрения, повысил голос. Психолог не сдержался, сказал клиенту несколько резких фраз, обвиняя его в жестокости по отношению к собственному сыну. В результате — разговор на повышенных тонах. Клиент вышел, хлопнув дверью.

Трудно оценить эффективность такой ситуации, поскольку произошел обычный «коммунальный разговор» — со взаимным раздражением, упреками, непониманием друг друга. Профессиональный статус психолога в такой ситуации был потерян.

Во втором случае, когда консультация проводится психологом в искусственной форме, на основе принципа «главное — техника», клиент не получает «эмоционально-энергетического лекарства», в котором он нуждался. Разговор произошел как обмен информацией, а душа осталась «голодной». Была беседа, но не произошла Встреча.

Чтобы найти «золотое сечение» в ходе психологической консультации, сохранив одновременно профессиональный статус и в то же время задавая модальность искренности и открытости разговору с клиентом, необходимо хорошо чувствовать и играть «себя в своей профессии». Другими словами, психологу важно искать свою технику, свой стиль, свое амплуа.

Для формирования у психолога представления о своей профессиональной роли в психологии попробуйте ответить на следующие вопросы.

Каким (какой) вы представляете себя в профессии? Опишите внешне привлекательный для вас образ практического психолога.

Представьте, что вы на сцене, играете свою профессиональную роль. Придумайте сценарий. Какие события развиваются в спектакле? Какая роль в этих событиях принадлежит вам?

Кто из знакомых вам психологов вызывал у вас чувство восхищения и желания подражать? Какую профессиональную роль играл этот психолог?

Стремление психолога-консультанта обязательно дать полезный совет

Начиная рассказывать собственную проблемную ситуацию, клиент реконструирует и выстраивает ее не только для психолога, но и для самого себя. Во многих случаях, проговаривая сложные моменты своей жизни, он начинает лучше понимать как самого себя, так и то, что с ним произошло.

Рассказ о самом себе и связанные с ним процессы самоанализа и самопонимания требуют от клиента особой сосредоточенности и внимания к самому себе. Кроме этого, для успешного продвижения клиента «по пути к себе самому» требуется определенное время, во многих случаях не исчерпывающееся единичной встречей с психологом.

Психологическая консультация — это только начало «пути к самому себе», только момент нащупывания направления движения и проявление желания начать «путь к себе». Как будет вырисовываться линия пути, будет ли она прямой или изломанной, короткой или запутанной и длинной — это зависит от внутренних потенций клиента, его интуиции, желаний. Психолог на этом пути — временный попутчик. Осуществлять движение клиент должен самостоятельно.

Торопясь сразу дать совет или рекомендацию, психолог закрывает перед своим клиентом его внутренний путь. И действительно: зачем преодолевать трудности, прикладывать усилия и искать «путь к самому себе»? Ведь результат уже получен — совет психолога! Совет — это результат. Получен результат — исчезает мотив движения и поиска пути.

На самом деле основную ценность имеет как раз движение клиента «по пути к самому себе». Выдавая совет-результат, психолог может ошибиться. Вступая же на свой путь и осуществляя свое движение, клиент никогда не ошибается, поскольку это движение идет изнутри его души, его жизненных устремлений.

Не спешите советовать своему клиенту, активизируйте его движение по «пути к самому себе»;

Если клиент открыт к диалогу, воздержитесь от совета, пусть он подумает самостоятельно, т.е. начнет сам свое движение «по пути к самому себе»;

Совет следует давать в таких случаях: если клиент находится в кризисной, опасной для его жизни ситуации и в данный момент не способен принимать решения; если клиент закрыт для диалога, а его действия наносят психологический ущерб его близким, совет психолога может быть изложен в директивной форме, буквально как предписание, «рецепт»; если клиент активен, действует и нуждается только в квалифицированной информации типа «как делать».

Психологическая консультация как монолог психолога-консультанта

Довольно часто на консультацию приходят клиенты, неуверенные в себе, впервые обратившиеся к психологу. Они не знают, с чего начать, о чем говорить, как держаться и чего, собственно, можно ждать от психолога.

В такой ситуации психолог-консультант может полностью захватить инициативу в разговоре: разворачивать общие размышления, поучать, строить беседу с позиции более спокойного, всезнающего человека.

Психологическая консультация превращается в монолог психолога-консультанта и в том случае, если он испытывает внутренний страх перед молчанием. Клиент замолчал, «ушел в себя», замкнулся, и психолог пытается собственной активностью заполнить наступившую паузу. На короткое время это снимает возникшее напряжение, но снижает общий результат консультации.

Дело в том, что в момент паузы, молчания клиентом совершается важная внутренняя работа. Он может грустить, испытывать страдание и печаль, размышлять или что-то интуитивно чувствовать, не находя нужных слов. Но в любом случае он получает необходимый для него внутренний опыт. Как правило, если возникшая пауза выдерживается психологом в нужный момент и достаточна по времени, после нее беседа строится по-новому, как бы на более высоком уровне понимания клиентом собственных проблем.

Психологу следует помнить, что, если в ходе консультации возникла пауза, необходимо «включать» собственное интуитивное видение и почувствовать, какой эмоциональный заряд несет эта пауза. В том случае, если молчание клиента имеет мрачный, тяжелый эмоциональный оттенок и вызвано его скованностью и зажатостью, следует при помощи одного-двух вопросов активизировать беседу, но ни в коем случае не начинать собственный длинный монолог.

Если же в период молчания ваш собеседник переживает или размышляет — не мешайте. Отодвиньте себя на второй план, и пусть между вами и клиентом возникнет одухотворенная тишина.

Желательно, чтобы после паузы первым начал говорить ваш клиент, значит, он почувствовал себя внутренне готовым к продолжению беседы.

Психолог переносит (проецирует) собственные трудности на проблемы клиента

— Какие у тебя проблемы?

Проблем нет, вроде все в порядке.

Да ты расскажи мне о своей жизни: проблемы мы найдем!

Из разговора двух психологов

Сейчас нам важно вспомнить, что психолог — человек, имеющий, как и все, свои слабости, проблемы, тревоги, страхи. Практически всякий раз имеется опасность проекции психологом собственных трудностей на проблемы клиента.

Например, психолог — одинокий человек. Прежде всего он может увидеть и почувствовать одиночество своего собеседника и не заметить, возможно, другой проблемы, более важной для клиента

Психолог-мужчина психологически зависим от своей матери. В любом своем клиенте-мужчине он пытается выявить проблему его взаимоотношений с матерью: задает вопросы на эту тему, поворачивает внимание клиента в сторону анализа его отношений с матерью. В результате психолог может неосознанно для самого себя внушить клиенту, что подобная проблема у него тоже есть.

Еще один пример. Психолог-женщина, пережившая семейную драму: муж ушел к другой женщине. Если на консультацию пришла молодая девушка, поддерживающая от-ношения с женатым мужчиной и желающая получить совет, как увести этого мужчину из семьи, поскольку она его любит и хочет быть вместе с ним, женщина-психолог может почувствовать к своей клиентке негативное отношение (проекция отношения к своей «разлучнице»).

Почему возникает ошибка проецирования психологом собственных трудностей на проблемы клиента?

Во-первых, сам психолог-консультант в момент беседы находится в состоянии внутреннего напряженного переживания, и неосознанно для него срабатывает механизм психологической защиты в форме проекции. Об этом следует всегда помнить и, по-видимому, решить для самого себя вопрос о том, консультируете ли вы в те моменты своей жизни, когда вам самим очень плохо?

На мой взгляд, консультировать приходится практически всегда, независимо от того в форме вы сейчас или нет. Однако перед консультацией психологу важно «настроить самого себя»: успокоиться, активизировать собственный внутренний тонус, почувствовать себя в «рабочем состоянии».

Во-вторых, проецирование может возникнуть, если психолог недооценивает тот факт, что в содержание консультативной беседы вносит вклады не только клиент, но и сам психолог. Консультация — это взаимодействие двоих: психолога и клиента. То, что говорит клиент, во многом определяется вопросами психолога и его отношением к беседе и клиенту. Поэтому предметом анализа для психолога должен выступать не только клиент, но и он сам. Другими словами, консультация — это слитые воедино процессы анализа и самоанализа.

Психологу необходимо всегда стараться видеть консультацию как бы со стороны, «в зеркале», и постоянно отслеживать свое собственное влияние на ход беседы.

Психолог оценивает клиента

Трудности взаимопонимания между психологом и его клиентом могут возникнуть не только тогда, когда клиент не умеет рассказать о себе и своих проблемах. В некоторых ситуациях взаимопонимание двух собеседников нарушается, если психолог не открыт для своего клиента, а оценивает его. Оценочное отношение психолога может быть выражено во фразах, внешне, может быть, не проговариваемых, но произносимых во внутренней речи: «Удивительно умный человек: сам все понимает», Господи, да что это?! Интеллект — на нуле! «Как хорошо говорит: налицо литературные способности», «Каждое слово из него вытягиваешь! Двух фраз связать не может!» и др.

Оценочное суждение психолога — это барьер на пути его понимания состояния и проблем клиента. Оценка возникает всякий раз, когда психолог обращается к клиенту, имея «центр тяжести ситуации» в самом себе, а не в клиенте, когда психолог строит общение через самого себя, отталкиваясь от своих ценностей и установок.

В результате клиент видится психологу не в истинном свете, а как бы через призму взглядов и оценок психолога: портрет клиента получается субъективным, искаженным. Любая оценка — это соотнесение с нормативом. В данном случае «нормой» психолог спонтанно, не всегда осознанно, считает самого себя. Давайте задумаемся: так ли это на самом деле? Имеет ли психолог право отталкиваться только от самого себя?

Психолог переживает проблемы клиента как свои собственные.

Психологи спорят между собой, что первично на консультации: профессионально-культурная техническая работа консультанта или его искреннее, по-человечески теплое отношение к клиенту? Одни считают, что на первом месте стоит профессионализм психолога. Другие утверждают, что если клиент не почувствует заинтересованного отношения психолога к себе, консультация «не получится». Где же находится истина?

Истина, как водится, лежит на «золотой середине». Если на консультации будет преобладать профессиональная техника психолога, беседа получится формальной, суховатой, искусственной. Если же консультация превратится в процесс сопереживания одного человека (психолога) другому (клиенту), будет достигнут только «коммунальный результат», как в беседе двух друзей на кухне. Следовательно, нельзя строить консультацию на основе только техники: не будет душевного, живого общения. Нельзя также и превращать консультацию в обычную человеческую беседу: психолог примет проблемы клиента слишком близко к сердцу и сам расстроится, перегорит, потеряет внутреннее равновесие и не сможет в полной мере осуществить действительную психологическую помощь своему клиенту.

Многочасовая консультация как ошибка психолога.

Во многих случаях на консультации клиент старается выговориться сполна. Проходят час за часом, а клиент говорит и говорит о себе. Психолог молчит и терпеливо все выслушивает. В результате консультация длится 4-5 часов, появляется усталость, а к анализу проблемы клиента еще и не подступали.

Отчасти такая ситуация возникает из-за внутренней неуверенности психолога: он не может определиться в собственных действиях и занимает позицию пассивного слушателя. Подобное может происходить и потому, что психолог имеет внутреннюю установку на выслушивание клиента, полагая, что, если клиент выговорится, он получит психологическое облегчение вне зависимости от того, сумел «сработать» сам психолог или нет.

Насколько верна такая форма поведения психолога-консультанта?

Безусловно, на консультации клиент должен как можно подробнее и детальнее описать свою ситуацию. Несомненно, также и то, что он имеет право «выговориться». Но важно не забывать и о том, что процесс консультирования нельзя пускать на самотек: может быть потеряна важная информация, искажен диагноз, упущена инициатива со стороны психолога. Консультант должен вовремя почувствовать «центр проблем» клиента, его основную «болевую точку» и начать задавать вопросы, направляя беседу по нужному, конструктивному руслу.

Психолог как объект манипулирования со стороны клиента

«Скажите, ведь вы — психолог, права я или нет?», «Рассудите нас, как психолог, у вас такой большой опыт», «Повлияйте на него, может, вас он послушается!» — такие и другие подобные просьбы высказывают клиенты на консультации. Психолога пытаются использовать в борьбе с ближним, как мощное, «дальнобойное орудие», как своеобразного «жизненного судью», как авторитет, мнение которого для «обычных» людей может выступать в качестве «закона поведения».

Если психолог позволяет использовать себя как средство, он теряет свой профессиональный статус и превращается в обычного, слабого и безвольного человека. Такая ситуация недопустима на консультации.

В случае если клиент обращается к психологу с подобной просьбой, необходимо сразу же отказаться от ее выполнения и приложить усилия к тому, чтобы повысить собственную активность клиента в решении своих проблем. Ответы психолога могут быть следующими: «Я не могу быть судьей между вами и вашими близкими. Ваши проблемы вы должны научиться решать самостоятельно, а я в этом вам помогу», «Так у нас ничего не получится, я не имею права вторгаться в вашу жизнь», «Мы сейчас вместе обсудим вашу проблему, и вы сами поймете, что вам нужно делать».

. Классификация ошибок психологов-консультантов по Р.С. Немову

Р.С. Немов предлагает следующую классификацию ошибок и способов их устранения.

. Неверное заключение психолога-консультанта о сути проблемы клиента. Это тот случай, при котором психолог-консультант или не видит реальной проблемы у клиента (хотя на самом деле такая проблема существует), или приписывает клиенту проблему, которой у него в действительности нет.

а) Ошибки, совершаемые психологом-консультантом в силу недостаточно точной информации, получаемой им от клиента в процессе проведения консультантрования, особенно на стадии диагностики и исповеди.

В данном случае бывает так, что, полностью доверяя клиенту, психолог-консультант (а клиент может ошибаться в фактах, сообщаемых им психологу, по разным причинам, в том числе из-за неточности их припоминания) вынужден делать выводы о сути проблемы клиента или способах ее практического решения на основе неверной информации, которой его снабдил клиент.

б) Ошибки, допускаемые по причине неполноты информации, получаемой психологом-консультантом от клиента.

Это довольно часто встречающаяся ошибка, так как любой клиент может невольно что-то существенное забыть в своей исповеди, а психолог-консультант — даже не подозревать о том, что клиент сообщил ему неполную информацию о себе и о своей проблеме.

Данную ошибку в силу непроизвольности забывания также невозможно полностью исключить из практики психологического консультирования. Однако можно постараться свести эту ошибку к минимуму с помощью следующего, например, технического приема: время от времени в ходе исповеди спрашивать клиента о том, все ли он рассказал о себе и о своей проблеме, не забыл ли чего-нибудь существенного.

в) Ошибки, допускаемые психологом-консультантом по причине его собственной склонности делать преждевременные выводы до того, как будет собрана вся необходимая для этого информация о клиенте и от клиента.

г) Ошибки, допускаемые в силу неправильной интерпретации психологом-консультантом тех фактов, которые ему были сообщены клиентом.

Основная причина этих ошибок — недостаточность практического опыта проведения консультирования у психолога-консультанта, а также его невнимание или непонимание того, что ему говорил клиент во время исповеди. Выработка психологом-консультантом у себя привычки внимательно слушать клиента, не упуская ни одной сообщенной им детали, — единственный способ предупредить возникновение подобной ошибки.

. Неправильные рекомендации, предлагаемые психологом-консультантом клиенту. В данном случае психолог-консультант может, в общем, правильно воспринимать и оценивать проблему клиента, но предлагать не вполне верные практические рекомендации по ее решению — такие, реализация которых в действительности ничего или почти ничего полезного клиенту не даст.

а) Неверные рекомендации, данные психологом-консультантом клиенту.

Для того чтобы избежать этой ошибки, психологу-консультанту рекомендуется некоторое время поработать, особенно в начальный период его самостоятельной практики, в условиях так называемого супервизорства, а также время от времени приглашать к сотрудничеству и работать вместе с другими психологами-консультантами, проверяя по их заключениям правильность своих собственных выводов и рекомендаций.

б) Односторонние рекомендации, данные психологом-консультантом клиенту.

Эта ошибка может произойти по одной из следующих причин:

в силу неполноты информации, полученной психологом-консультантом от клиента;

по причине невнимания психолога-консультанта к деталям того, о чем ему говорит клиент;

вследствие поспешности психолога-консультанта в выводах относительно проблемы клиента;

из-за недостаточной теоретической подготовки и односторонней теоретической ориентации психолога-консультанта в интерпретации исповеди клиента.

Исключить полностью эту ошибку из практики психологического консультирования можно только в том случае, если своевременно будут устранены все ее возможные причины, указанные выше. Игнорирование любой из них грозит повторением данной ошибки.

в) В целом правильные, но практически полностью не выполнимые или же вовсе не исполнимые рекомендации психолога-консультанта клиенту.

Причина совершения данной ошибки чаще всего состоит в том, что, предлагая клиенту рекомендации, психолог-консультант не учитывает индивидуальные особенности клиента или не принимает в расчет такие условия его жизни, которые могут стать серьезным препятствием на пути практической реализации полученных от консультанта рекомендаций.

Для того чтобы избежать этой ошибки, необходимо, прежде чем давать практические рекомендации клиенту, узнать его как личность и выяснить условия его жизни.

. Неправильные действия клиента по выполнению рекомендаций, полученных от психолога-консультанта. Это тот тип ошибок в консультировании, который обычно возникает в том случае, когда клиент, чья проблема в процессе проведения психологического консультирования была определена правильно и, которому были даны верные рекомендации по ее решению, приступая к практическому решению своей проблемы, допускает неточности. В результате этого клиент не добивается нужного эффекта в решении своей проблемы.

а) Неправильные действия клиента, порождаемые его непониманием или недопониманием того, что ему советует психолог-консультант.

Причина данной ошибки состоит в том, что, предлагая практические рекомендации клиенту по решению его проблемы, консультант недостаточно учитывает индивидуальные особенности клиента, в частности общий уровень его культуры и интеллектуального развития, или не заботится о том, чтобы прежде, чем расстаться с клиентом, убедиться в том, что клиент все правильно понял из того, что советует ему психолог-консультант.

Устранить эту ошибку можно следующим способом: работая с клиентом, на каждом этапе психологического консультирования проверять правильность понимания клиентом того, что ему говорит психолог-консультант. Этого, в частности, можно добиться за счет постановки перед клиентом продуманных и правильно сформулированных вопросов.

б) Неправильные действия клиента, порожденные его нежеланием поступать именно так, как ему рекомендует поступать психолог-консультант.

Эту ошибку можно предупредить следующим способом. Внимательно наблюдая за клиентом в тот момент, когда он получает практические рекомендации по решению его проблемы, по результатам наблюдения установить, как клиент на самом деле к этим рекомендациям относится. Если отношение клиента отрицательно, то лучше отказаться от этих рекомендаций выяснить, почему клиент их не принимает, и в конечном счете предложить ему что-то иное, более подходящее для него.

в) Неправильные действия клиента, вызванные объективной возможностью вести себя так, как ему советует вести себя психолог-консультант, в силу, например, изменившихся условий или каких-либо других объективных жизненных обстоятельств.

Данная ошибка может быть исключена из практики психологического консультирования, если консультант, прежде чем давать рекомендации клиенту, поинтересуется его условиями жизни и личным мнением о том, насколько эти условия позволяют выполнять полученные рекомендации.

Каждый из перечисленных типов ошибок способен существенно снизить эффективность консультирования, поэтому их следует всячески избегать.

Заметим, что каждый из названных выше основных типов ошибок может встречаться как в отдельности, так и в сочетании друг с другом. Поэтому, практически анализируя неудачи, возникающие в психологическом консультировании, следует искать все возможные типы ошибок, не довольствуясь несколькими найденными. Это предупредит психолога-консультанта от возникновения подобных и других ошибок в его деятельности.

9. Общие правила эффективного процесса консультированияВ процессе консультирования важны не столько схемы (хотя общее представление и понимание хода консультирования обязательны), сколько профессиональная и человеческая компетенция консультанта. Перечислим общие правила и установки консультанта, структурирующие процесс консультирования и делающие его эффективным:

Не бывает двух одинаковых клиентов и ситуаций консультирования. Человеческие проблемы только извне могут казаться схожими, однако поскольку они возникают, развиваются, существуют в контексте уникальных человеческих жизней, то и сами проблемы в действительности являются уникальными. Поэтому каждое консультативное взаимодействие уникально и неповторимо.

В процессе консультирования клиент и консультант постоянно изменяются сообразно их отношениям; в психологическом консультировании нет статичных ситуаций.

Самым лучшим экспертом собственных проблем является клиент, поэтому при консультировании следует помочь ему принять на себя ответственность за решение его проблем. Видение собственных проблем клиентом не менее, а может быть, и более важно, нежели представление о них консультанта.

В процессе консультирования чувство безопасности клиента важнее, чем требования консультанта. Таким образом, в консультировании неуместно добиваться цели любой ценой, не обращая внимания на эмоциональное состояние клиента.

Стремясь помочь клиенту, консультант обязан «подключить» все свои профессиональные и личностные возможности, однако в каждом конкретном случае он не должен забывать, что он всего лишь человек и поэтому не способен полностью отвечать за другого человека, за его жизнь и трудности.

Не следует ожидать непосредственного эффекта от каждой отдельно взятой консультативной встречи — решение проблем, а также успех консультирования не похожи на равномерно поднимающуюся вверх прямую; это процесс, в котором заметные улучшения сменяются ухудшениями, потому что самоизменение требует многих усилий и риска, которые не всегда и не сразу завершаются успехом.

Компетентный консультант знает уровень своей профессиональной квалификации и собственные недостатки, он ответственен за соблюдение правил этики и работу на благо клиентов.

Для обозначения и концептуализации каждой проблемы могут быть использованы различные теоретические подходы, но нет и не может быть наилучшего теоретического подхода.

Некоторые проблемы — это сущностные человеческие дилеммы и в принципе неразрешимы (например, проблема экзистенциальной вины). В таких случаях консультант должен помочь клиенту понять неизбежность ситуации и смириться с ней.

Эффективное консультирование — это процесс, который выполняется вместе с клиентом, но не вместо клиента.

8 Требования к профессиональным качествам и умениям психоконсультантов

Система общих, профессиональных и морально-этических требований, предъявляемых к психологическому консультированию и к практической работе психолога-консультанта, лучше всего отражена в существующих кодексах профессиональной этики практических психологов. Многие положения этих кодексов непосредственно применимы к работе психолога-консультанта.

1. Профессиональная деятельность психолога-консультанта характеризуется его особой ответственностью перед клиентом за те рекомендации, которые он предлагает клиенту.

2. Практическая деятельность психолога-консультанта должна опираться на соответствующие морально-этические и юридические основы.

3. Деятельность психолога-консультанта направлена на достижение исключительно гуманных целей, предполагающих снятие каких бы то ни было ограничений на пути интеллектуального и персонального (личностного) развития клиента.

4. Свою работу психолог-консультант строит на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности клиента. Психолог-консультант уважает основополагающие человеческие права, определяемые всеобщей Декларацией прав человека.

5. В работе с клиентами психолог-консультант руководствуется принципами честности и открытости (искренности). Вместе с тем он должен быть осмотрителен в советах и рекомендациях клиенту.

6. Психолог-консультант обязан ставить в известность коллег, членов своих профессиональных объединений о замечаемых им нарушениях прав клиента, о случаях негуманного отношения к клиентам.

7. Психолог-консультант имеет право оказывать лишь такие услуги клиентам, для которых он имеет необходимое образование, квалификацию, знания и умения.

8. В своей работе психолог-консультант должен применять только апробированные методики, отвечающие современным общенаучным стандартам.

9. Обязательной составной частью работы психолога-консультанта является постоянное поддержание на высоком уровне своих профессиональных знаний и умений.

10. В случае вынужденного применения психологических методик и рекомендаций, не прошедших достаточной апробации, не полностью отвечающих научным требованиям, психолог-консультант должен об этом предупреждать своих клиентов и быть весьма осторожным в своих выводах.

11. Психолог-консультант не имеет права разглашать или передавать третьим лицам данные о своих клиентах или о результатах консультирования.

12. Психолог-консультант обязан препятствовать использованию методов психологического консультирования и психологического воздействия на людей некомпетентными лицами, профессионально не подготовленными людьми, а также предупреждать об этом тех, кто пользуется услугами таких «специалистов».

13. Психолог-консультант не имеет права передавать некомпетентным лицам методы психологической работы с клиентами.

14. Психологу-консультанту следует соблюдать осторожность, чтобы не вызывать необоснованных надежд и ожиданий со стороны клиента, не давать ему обещаний, советов и рекомендаций, которые нельзя будет выполнить.

15. Психолог-консультант несет личную ответственность за хранение в тайне информации, касающейся клиентов.

Соблюдение всех этих правил или этических норм является обязательным в практической работе психолога-консультанта.

Сравнительные особенности поведения во время консультации хорошего и плохого психолога-консультанта

№ п/п

Сравниваемые особенности поведения

Хороший психолог-консультант

Плохой психолог-консультант

1

Постановка целей консультирования



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap