Экспрессивная функция аббревиатур в заголовках газет



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Конёвская средняя общеобразовательная школа»

Учебно-исследовательская конференция «Конёвские чтения – 2012»

Секция: языкознание

Экспрессивная функция аббревиатур в заголовках газет

Выполнила: Кузнецова Алена ,11 класс

МБОУ «Конёвская СОШ».

Руководитель: Чернокова В.Л.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Конёвская СОШ»

с.Конёво

2012 г.

ПЛАН

Введение.

Основная часть.

А)История и современное состояние вопроса об аббревиации.

Б)Способы и приемы языковой игры в аббревиации.

В)Оценочная функция экспрессии аббревиатур в языке СМИ.

Г) Удачность/неудачность языковой игры в аббревиатурах.

3. Заключение.

4. Использованная литература.

5. Приложение.

1.ВВЕДЕНИЕ

Наша эпоха – время активной аббревиации. Аббревиатуры в русском языке на протяжении десятилетий не только не утратили своей продуктивности, но и остались явлением массовым, развивающимся, совершенствующимся. Количество аббревиатур всех типов растет, что подмечено многими исследователями и позволяет говорить об «аббревиатурном буме». Несомненно, встает вопрос об активизации роли аббревиации в языковом сознании современной эпохи, о будущем этого способа словообразования.

Вышеперечисленное обусловливает актуальность предпринятого исследования.Современная языковая ситуация характеризуется стремлением к использованию игры и игровых приемов практически во всех сферах словесности. Обращение к вопросу о языковой игре в аббревиации связано с интенсификацией этого процесса в современном русском языке последних лет. В исследовании делается попытка проанализировать это языковое явление с сущностной и прагматической точек зрения, используя «живой» языковой материал.

Теоретической базой нашего исследования послужили труды в области словообразования и языковой игры Н.С. Валгиной, А.Ф. Журавлева, Г.Я.Солганик, А.В. Стахеевой и др.

Гипотеза исследования. Аббревиатуры не только реализуют номинативную функцию в языке и являются средством экономии различного рода, но и могут нести в себе экспрессивную функцию (языковую игру), активно используемую на страницах прессы.

Объектом исследования являются акронимы (аббревиатуры, составленные по начальным звукам и буквам исходного словосочетания) русского языка начала ХХI века.

Предмет исследования – языковая игра в аббревиации.

Целью нашего исследования является выявление и анализ экспрессивной функции (языковой игры) в аббревиации.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1. Исследовать историю и современное состояние вопроса об аббревиации как способе словообразования в русском языке.

2. Выделить и охарактеризовать основные способы и приемы языковой игры в аббревиации.

3. Рассмотреть особенности языковой игры в аббревиации в публицистическом тексте (заголовки).

4. Показать роль языковой игры в аббревиации как реализацию функции социальной оценочности в языке СМИ.

5. Выявить критерии удачности/неудачности языковой игры в аббревиации.

Источниками фактического материала послужили центральные газеты, значимые в современном информационном пространстве («Время новостей», «Российская газета», «Коммерсантъ», «Независимая газета»,«Московский комсомолец», «Московские новости» и др.)

Цель, задачи и материал исследования определяют выбор соответствующих методов лингвистического анализа. В исследовании применялись методы контекстуального, компонентного, прагматического анализа, описательный метод с применением приемов сопоставления, обобщения и классификации.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

А)История и современное состояние вопроса об аббревиации.

Аббревиатурный способ имеет долгую историю существования в русском языке.

Аббревиация первоначально возникла как средство экономии в письменности, лишь намного позднее сокращенные единицы стали сначала появляться в разговорной и только потом переходить в стили письменной речи.

Среди причин возникновения аббревиации основной является естественное стремление говорящего и пишущего к языковой экономии; к экономии времени, усилий, писчего материала.

Аббревиация привлекает внимание лингвистов на протяжении многих лет: аббревиация как способ словообразования рассмотрена в работах многих лингвистов.

Бурные процессы в современном словообразовании объясняются причинами внеязыковыми и внутриязыковыми, которые чаще всего переплетаются. Например, законы аналогии, экономии речевых средств на уровне словообразования, как правило, поддерживаются или стимулируются социальными причинами. Так, ускорение темпов жизни усиливает действие закона речевой экономии, а рост эмоциональной напряженности в жизни общества активизирует процессы образования эмоционально-экспрессивных типов словообразовательных моделей[1].

Исследуя историю и современное состояние вопроса об аббревиации, мы определили, что тенденция к экспрессивному употреблению аббревиатур, возникшая столетие назад в языке художественной литературы и разговорной речи, укрепилась и получила прочное развитие в ХХ в., в языке СМИ она стала заметным явлением в начале XXI в. Доказательством этому является то, что к игровой расшифровке аббревиатур, распространенной в начале ХХ в., добавились способ двойной мотивации, графические игры с прописной буквой, использование латиницы и других графических средств (акростиха, точки, исправления, надстрочного знака)[2], обыгрывание отаббревиатурных производных (последние десятилетия ХХ – начало XXI в.).

Сегодня количество аббревиатур в языке растет, что говорит о продуктивности данного способа словообразования – акронимизации. Особенно растет число аббревиатур, которые произносятся побуквенно: ОРТ (Общественное российское телевидение), НТВ (Независимое российское телевидение), МВФ (Международный валютный фонд). Реже они произносятся как сочетания звуков: СМИ(средства массовой информации). Активизировались отаббревиатурные производные: ОРТшники, ГАИшники, МГУшники, ЕГЭшники(варианты написания – оэртэшники, гаишники, эмгэушники, егэшники).

Образование аббревиатур заметно активизировалось в последние годы в связи с общественно-политическими и социально-экономическими переменами, происходящими в российском обществе, с внедрением компьютерных технологий, взаимодействием с западной культурой и влиянием других факторов.

Б)Способы и приемы языковой игры в аббревиации

Способы образования аббревиатур сегодня переосмысляются: аббревиатуры создаются с помощью какого-либо способа, но с установкой на словотворчество: например, способ двойной мотивации, точечное оформление, уже реализуемые ранее в языке ХХ в., возвратились в XXI в. с новыми экспрессивными функциями. В исследовании сделана попытка рассмотреть основные способы и приемы языковой игры (экспрессии) в аббревиатурах, используемых в заголовках статей. Способы:

Двойная мотивация – сознательное использование в качестве аббревиатуры цельнооформленного слова. Например, МИФ – Московский Инвестиционный Фонд, ПАРНАС – партия народной свободы, КТО – контртеррористическая операция, МЭР–министерство экономического развития, ФАС – федеральная антимонопольная служба, ВАС – Высший административный суд.(Приложение №2)

Игровая расшифровка общеизвестных аббревиатур.

Пиарщики, можно сказать, “популяризировали” аббревиатуру ВВП (Владимир Владимирович Путин). Для каждой социальной, возрастной, профессиональной группы избирателей они изобрели “формулу народного счастья”: для чиновников: Вести Верную Политику; для спортсменов: Время Выигрывать Призы; для бизнесменов: Вместе Всегда Победим; для пенсионеров: Вам Великий Поклон; для военных: Верность Военной Присяге; для женщин: Вы Всегда Прекрасны; для интеллигенции: Воспитаем Великое Поколение; для студентов: Всегда Везде Первый; для зарубежных членов партии: Виза В Партию; лозунг от движения “Идущие вместе”: Всегда Вместе с Президентом» (по материалам Интерет).

«Переплатные услуги. ЖКХ– Живи Как хочешь» (Московская правда,25.05.2011), Жилищно-криминальное хозяйство (Московский комсомолец, 05.04.2011)

У Медведева своя ПРО: предвыборная ракетная оборона (Московский комсомолец, 25.11.2011)

МММ – официально: мы можем многое, Мавроди, Мавроди и Мельников. Неофициально: Мавроди – Мега Мошенник, «Мне, Мне и Мне», Мистер Мускул Мстит.

3)Графические игры.

псевдомотивация – явление, связанное с появлением нового оттенка смысла или значения, ситуативно мотивированного, в словах, тождественных по звуковому или буквенному состав. Нечего на ВОЗ пенять, коли руки грязны! (Московская правда, 27.06.2011), КТО в лесу хозяин (Коммерсантъ, 15.04.2011), Не падать НИЦ (Российская газета, 27.03.2011), МиГ неудачи (Коммерсант, 26.04.2011), Скажи ФАС ласково (Российская газета, 16.12.2011), ИНСОР из избы (Коммерсант, 11.04.2011), Батьке КСОР в избе не нужен (Независимая газета, 16.10.2010), ФАС на гречку (Российская газета, 10.11.2011).

контаминация – возникновение нового выражения или формы путём объединения элементов двух выражений или форм, чем-нибудь сходных. ПРОблемы Макфола (Российская газета,15.12.2011), КОИБский процесс (Московские новости, 16.12.2011), Дождь лил как из «ЕдРа, «ЕдРо» протекло (16.12.2011), И омары ВТОм числе (Коммерсантъ, 23.11.2011), Восставший из МКАДа (Московский комсомолец, 06.09.2011), ЦАПная реакция (Российская газета, 07.12.2010), ОСАГное положение (Московский комсомолец, 01.03.2010), Мэра пресечения (Российская газета, 01.03.2010), Чиновники раскатали ГУПы( 23.04.2011), КАСКОдеры (Российская газета, 23.04.2010), Иран водят за ШОС (Коммерсант, 26.04.2011), МАК в два хода (Коммерсаннт, 17.01.20111), Европейцы ПАСЕтовали на непрозрачность (Московский комсомолец, 12.11.2011),МЭРзский колодец (Московский комсомолец, 01.09.2011), Не СМИть(Российская газета, 06.07.2011), УЭК: воли не видать (Московский комсомолец, 15.03.2011), МРОТ в мешке (Коммерсант, 27.06.2011), НАТО верить на слово (Московский комсомолец, 08.06.2011), ООН мятежный просит дури (Коммерсант, 01.07.2011).

графогибридизация – оформление новообразований с помощью разных языков. БезVISAвый режим (Московская правда, 23.03.2011), PROчтение (Российская газета, 06.12.2010), ПРО и kontra (Независимая газета, 20.11.2010), С Новым GoGo-дом! (Российская газета 23.12.2011), VIP— гастарбайтеры (Российская газета, 23.04.2011), VIP-зона Деда Хасана (Время новостей, 23.04.2011), VIP закон не писан (Московская правда, 28.01.2011), С ФСБ пора снимать Skype (Коммерсант, 09.04.2011), Банка пива поможет усилить сигнал WiFj–маршрутизатора (Независимая газета, 12.09.2011), Версия VIP-охоты дала осечку (Коммерсант, 01.12.2011).

точечное оформление – Т.О., да не то (Московский комсомолец, 12.06.2011), О.С.П. – Очень смешная передача, Д.Д.Д. – Досье детектива Дубровского (название телесериала); Полчаса на то, чтобы сдать Т.О (Московский комсомолец, 06.07.2011) (Приложение №1)

4)Обыгрывание отаббревиатурных производных.

Отаббревиатурные образования либо нейтральны, либо способны обладать эмоционально-экспрессивной окраской (как правило, отрицательной).Было бы неверным утверждать, что игра «на снижение» происходит во всех производных от аббревиатур, но она встречается довольно часто, вовлекаясь в репертуар способов языковой игры в аббревиации.[3] Вместе с негативной оценкой производные несут в себе сниженную экспрессию, оттенок грубоватости. Например: Гаишники часов не наблюдают (Коммерсант, 23.11.2011), Гаишники заплатили за права (Российская газета, 10.11.2011), Сам себе гаишник(Российская газета, 06.07.2011). Президента «пиарят» по-черному; Среди гостей были замечены … и полный состав «оэспешников»; Промашка оэртэшников стала особенно заметна на минувшей неделе, когда к нобелевской теме обратились еще два канала – ТВ-6 и РТР. ОСАГное положение (Московский комсомолец, 01.03.2011), ЦАПная реакция (Российская газета, 07.12.2010)

В) Оценочная функция экспрессии аббревиатур в языке СМИ.

Социальная оценочность на примере аббревиации рассматривается нами с разных позиций (интересно сравнение обыгрывания аббревиатур в различные исторические этапы развития нашей страны), чаще всего оценка, как правило, отрицательная:

– с позиции оценки власти, политической ситуации в стране и мире:

ФСО пытается заморить червячка (Коммерсантъ, 15.10.2010), Батьке КСОР в избе не нужен (Учение Коллективных сил оперативного реагирования вновь не вызвало серьезного интереса в Минске) (Независимая газета, 16.10.2010), Не НАТО обманывать (Российская газета, 04.12.2010), ИНСОР из избы (Партия власти и профсоюзы считают, что эксперты до добра не доведут) (Коммерсантъ, 11.04.2011), ООН мятежный просит дури (2 июня Глобальная комиссия ООН прямым текстом рекомендовала мировому сообществу легализовать так называемые легкие наркотики) (01.07.2011), Иран водят за ШОС (Коммерсант, 23.04.2010); Сергей Собянин начал землеМЭРные работы (Коммерсант, 28.04.2011). (Приложение №1)

– в отношении к явлениям экономического и социального порядка:

Торговцев ждет сущий МКАД (Владельцев торговых комплексов на кольцевой магистрали обяжут строить нормальные съезды и выезды) (Московский комсомолец, 15.11.2010), Ни ФИФА себе (Время новостей, 03.12.2010), Дело о пираМММиде (Финансовый омбудсмен Павел Медведев нашел для Мавроди статью в УК ) (Российская газета, 17.01.2011), УЭК: воли не видать(Универсальная электронная карта выдаст всю информацию о гражданине) (Московский комсомолец, 01.03.2011), МММычание ягнят (Российская газета, 09.04.2011), НИИ какого здравоохранения (Регионального политика отказались лечить в Москве: он умер на пороге федерального медицинского учреждения) (Московский комсомолец, 21.04.2011), МРОТ в мешке (Статистика многое может объяснить, даже то, почему граждане ни на грош не верят ее индикаторам роста цен или уровня жизни,— но только не размер двухэтапного повышения МРОТ) (27.06.2011), МРОТ на хлеб не намажешь (Российская газета, 09.03.2010), (ФАС на гречку (Антимонопольщики раскусили причину высоких цен на крупу) (02.11.2011), Скажи ФАС ласково (Российская газета, 28.10.2011), ВЭБ пошел на удобрение (Коммерсантъ, 16.12.2011), ВТО и счастье в личной жизни («Станет ли дешевле ухаживать за барышнями?») (Коммерсант, 14.11.2011), Чиновники раскатали ГУПы (Московский комсомолец, 23.04.2010).(Приложение №1)

с точки зрения культурных составляющих жизни общества

(Поколение NET. «На фестиваль NET (“Новый европейский театр”) всегда привозят радикальные спектакли. Но то, что было показано в этом году, вряд ли можно назвать… “драматическим театром”»… и др.), С Новым GoGo-дом! (Александр Воронов о дюжине способов встретить 2012 –й в клубах) (Российская газета, 24.12.2011)

Г)Удачность/неудачность экспрессии (языковой игры) в аббревиации.

Как ведущие принципы удачной языковой игры в тексте СМИ, в частности в заголовке, мы выделяем отсутствие дезориентирующего компонента, этичность, новизну, оригинальность.

1. Отсутствие дезориентирующего компонента. Прочитав заглавие, а затем и текст статьи, читатель четко соотносит их друг с другом. Основные функции заголовка – сигнальная и информативная – в этом случае гармонично реализуются. Адресат, будучи изначально заинтересованным, не разочаруется после прочтения текста и не пожалеет потраченного на это времени, что немаловажно при обилии информации, обрушивающейся на современного человека, не успевающего «проглатывать» все, что ему предлагают СМИ, и, как правило, ориентирующегося исключительно на заголовки, рубрики, выборки и т.п. Для человека будущего необходимо уметь работать с информацией, используя ее и свое время максимально эффективно, но, к сожалению, газетный заголовок не всегда ему в этом может помочь.

В качестве привлекающего внимание в заголовках может использоваться – удачно и менее удачно – прецедентный феномен.[4] Приведем примеры, на наш взгляд, удачных заголовков:

До ВТОрого пришествия. Установит ли Россия мировой рекорд по длительности вхождения во Всемирную торговую организацию?

Обама избежал фальСТАРТА (Российская газета, 23.12.2011)

Батьке КСОР в избе не нужен (Независимая газета, 16.10.2011)

Торговцев ждет сущий МКАД (Московский комсомолец, 15.11.2011)

Не падать НИЦ (Российская газета, 23.03.2011)

ФАС на гречку (Российская газета, 10.11.2011). Антимонопольщики раскусили причину высоких цен на гречку.

ЧАО! Глава Чукотского автономного округа (ЧАО) Роман Абрамович попросил В. Путина досрочно прекратить его губернаторские полномочия

GRECO-русская борьба. Война с российской коррупцией стала делом общемировым: к нам едут ревизоры… С февраля 2007 года Россия – полноправный член Группы стран против коррупции (GRECO).

Тиражируемость – не залог удачности. Хорошо, когда прием узнаваем, но если он начинает постоянно мелькать на газетной полосе, то происходит некое пресыщение игрой.

Следует отметить еще один интересный аспект функционирования языковой игры с аббревиатурами в заголовках. Нарушение привычного облика слова в аббревиатурных образованиях, неких графических норм с целью привлечения внимания, по нашему мнению, все же влияет на формирование орфографического уровня адресата:

Невозможное ВАЗможно. (Отечественный автопром осваивает иностранные рынки. Хватит ли у российских “Лад” скорости, чтобы обогнать немецких, японских и корейских конкурентов?) («Российская газета»). КАСКОдеры (Судебные приставы намерены арестовывать полисы автострахования водителей-должников) (Российская газета, 17.01.2011). И омары ВТОм числе (Российская газета, 14.11.2011). СМИкалка дипломата (Российская газета, 23.07.2011)

Не совсем этичными нам кажутся следующие примеры: Все у нас через ЖКХ (Новая газета, 09.03.2010). Медведев увидел МУдернизацию (Московский комсомолец, 26.04.2011), В РОТ Фронт (У России есть надеждао имени Бабкина) (Московский комсомолец, 10.09.2011), Три буквы, которые пошлют на ПРО (Труд, 28.11.2011)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Выводы:

Итак, языковая игра в аббревиации имеет несколько функций.

В языке СМИ на первый план выходит функция формирования социальной оценки, воздействия

1.Тенденция к экспрессивному употреблению аббревиатур, возникшая столетие назад в языке художественной литературы и разговорной речи, укрепилась и получила прочное развитие в ХХ в., в языке СМИ она стала заметным явлением в начале XXIв.

2.Способов и приемов языковой игры (экспрессии) в аббревиатурах, используемых в заголовках статей, много: двойная мотивация, псевдомотивация, игровая расшифровка аббревиатур, контаминация, графогибридизация, точечное оформление. Обыгрывание отаббревиатурных производных — все они имеют установку на словотворчество.

3.Прагматическая направленность языковой игры в аббревиации в различных сферах языка проявляется по-разному: в языке СМИ на первый план выходит функция формирования социальной оценки, воздействия;

4.Языковая игра в аббревиации может рассматриваться с позиции удачности и неудачности. Под удачной предлагается понимать языковую игру, лишенную дезориентирующего компонента, этичную, привлекающую своей новизной, оригинальностью.

Таким образом, гипотеза о том, что аббревиатуры не только реализуют номинативную функцию в языке и являются средством экономии различного рода, но и могут нести в себе экспрессивную функцию (языковую игру), активно используемую на страницах прессы, подтвердилась.

Практическая значимость работы определяется возможностью использовать ее материалы на занятиях элективных курсов по изучению языка СМИ, стилистики, словообразования. Работа может представлять интерес для юных журналистов, интересующихся приемами языкового воздействия на читателя и зрителя.

В дальнейших исследованиях возможно рассмотрение тематической характеристики новых аббревиатур или структурной типологии аббревиатур.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Валгина Н. С. Активные процессы в современном русском языке. − М., 2001.

2. Солганик Г.Я. Язык современной публицистики / под ред. Г.Я. Солганик.-М., 2007-214 с.

3.Стахеева А.В. Аббревиация: словопроизводство и словотворчество (на материале русского языка конца XX — начала XIX века). – Автореф. дисс. на соиск…канд. филол.наук. – Ростов-на-Дону, 2008.

4. Стахеева А.В. Особенности функционирования категории оценочности в языке СМИ // Полиэтничный макрорегион: язык, культура, политика, экономика: Тезисы докладов Всероссийской научной конференции (9–10 октября 2008 г.) / Отв. ред. акад. Г.Г. Матишов. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2008. – С. 291–294.

5. Газеты «Время новостей», «Итоги», «Коммерсант», «Московский комсомолец», «Московская правда», «Независимая газета», «Российская газета» за 2010-2011 г.

6. www.zagolovki.ru

Приложение№1

Заголовки газет

Российская газета

Заголовок

Дата

1

Не СМИть

06.07.2011

2

Не падать НИЦ

27.03.2011

3

ПРОблемыМакфола

15.12.2011

4

ЦАПная реакция

07.12.2010

5

PROчтение

06.12.2010

6

Гаишники заплатили за права

10.11.2011

7

Сам себе гаишник

06.07.2011

8

Не НАТО обманывать

04.12.2010

9

Дело о пираМММиде

17.01.2011

10

МММычание ягнят

09.04.2011

11

Скажи ФАС ласково

28.10.2011

12

МРОТ на хлеб не намажешь

09.03.2010

13

Мэра пресечения

01.03.2010

14

VIPгастарбайтеры

23.04.2010

15

КАСКОдеры

23.04.2010

16

Молчи, ГРУ, молчи

02.11.2011

17

ВТО самое время

19.12.2011

18

СТАРТу год

23.12.2011

19

С Новым GoGo-дом!

23.12.2011

20

Лавров собрал «новогоднюю ООН»

14.12.2011

21

Марокко заставили устроить ЕС судный день

16.12.2011

22

То, что МВФ прописал

28.10.2011

23

И омары ВТОмчисле

14.11.2011

24

До ВТО рукой подать

11.11.2011

25

ГЛОНАСС под залог

02.11.2011

26

МЭР прогнозирует ускорение инфляции в ноябре

02.11.2011

27

ВВП встретился с ТПП

02.11.2011

28

Удивительные приключения кепки ФСБ



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap