Экскурсия Палладиев мост



Палладиев мост.



Фрагмент экскурсии «Вокруг Большого Царскосельского пруда» представляемый Игорем Староверовым, учеником 11 класса 613 школы на районном конкурсе «Юный экскурсовод» 28 ноября 2012 года в ДДЮТ Московского района Санкт-Петербурга.

Остановка «Палладиев мост».



Над протокой, соединяющей Большой пруд с водным лабиринтом стоит Палладиев мост – одно из лучших украшений Царского села. Его совершенные формы отразились в пруду, их окружает и пронизывает природа парка. Массивный цоколь моста из красно – розового гранита прорезан 5 арками: большая в центре и расположенные по бокам 4 малые полуциркульные.



Верхняя часть представляет собой галерею. Она образована двумя павильонами, соединёнными колоннадой. Стены павильонов облицованы голубовато – серым мрамором, а колонны, баллюстрада и ступени лестницы выполнены из белого. Каждый пролёт колоннады – это самостоятельная картина полная воздуха и света, изумрудной зелени листвы летом или багрянца и золота осенью. Похоже на живописное полотно, где на фоне красивейшего пейзажа стоит идеальная архитектура.

Работы по строительству моста велись с 1770 по 1776 годы. Архитектор Василий Неёлов взял за основу неосуществлённый проект выдающегося итальянского архитектора 16 века Андреа Палладио, сделал деревянную модель, по которой в Екатеринбурге из Уральского мрамора изготовили отдельные детали. Затем их доставили в Царское село и в течении двух лет мост – галерея собирался на месте выбранным Неёловым.

Строительству моста предшествовала поездка, сегодня сказали бы – командировка, Неёлова с сыновьями в Англию, где тогда складывается и утверждается новый стиль паркостроения – ПЕЙЗАЖНЫЙ или Английский (сменивший регулярный или французский стиль).

Пейзажный парк являет собой идеальную природу, прообраз земного рая, где всё существует в гармонии: и человек и его жилище и флора и фауна. Не случайно для строившегося в это время Чесменского дворца в Петербурге в Англии заказывается фаянсовый сервиз (он получил название «Земёная лягушка», так как на каждом предмете, как печать, было её изображение (лягушки)). На предметах сервиза были нарисованы виды английский дворцов, усадеб, а главное – парков и пейзажей. Именно в Англии жили восторженные почитатели и последователи Андреа Палладио, и даже возникло направление в искусстве: Палладианство.

Так Палладиев мост был построен по проекту великого итальянца (автора не утратившего значения и сейчас труда «4 книги об архитектуре») в самых знаменитых усадьбах Англии. Естественно из других материалов и в другом природном окружении. Это Уилшир – графство Солеберк, как считают самая красивая усадьба в Англии. Там мост перекинут через небольшую речку (Нэддер) между двумя лугами. И Бакнигемшир (графство Стоу) – а это самый знаменитый сад Англии, там мост поставлен у пруда. Или Сомерсет (графство Бат) поставленный на каскадных прудах.

Для того, чтобы понять как восхищались образованные люди работами Палладио приведу цитату из дневника великого немецкого поэта Иоганна Вольфанга Гёте, который побывал на одной из самых известных итальянских вил, построенных Палладио (Ротонда в Винченце): «Возможно искусство архитектора никогда не достигало такого великолепия. Зданием виллы во всей его красе можно было любоваться с любой точки местности, а видами из него (т.е. из здания) можно наслаждаться как самыми прелестными».

Идеал человека второй половины 18 века – это существо мыслящее и глубоко чувствующее. Вспомним Пушкина:

«Любил я светлых вод и листьев шум,И белые в тени дерев кумиры,И в ликах их печать недвижных дум.

Все наводило сладкий некий страхМне на сердце; и слезы вдохновенья,При виде их, рождались на глазах»

На нашей экскурсии мы не раз цитировали Пушкина. Так, благодаря его поэзии известность приобрёл сооружённый над единственным в парке естественным родником фонтан: «Девушка с разбитым кувшином», куда мы и направляемся.








sitemap
sitemap