Экранизация произведений ЛН Толстого



Экранизация произведений Л.Н. Толстого ( к 185-летию со дня рождения писателя).



Льву Николаевичу Толстому очень «повезло» по части экранизаций в том смысле, что он, едва ли не единственный из классиков литературы ХIХ века, попал и сам лично в объектив кинокамеры, хотя, кажется, не очень к тому стремился. Событие это носит символический смысл. Оно обозначает время и место встречи двух культур двух больших эпох, признавших и принявших друг друга уже в силу того, что событие это состоялось. Одной из первых наиболее серьезных экранизаций Толстого был фильм Я. Протазанова «Отец Сергий» (1917-1918). В духе новых времен режиссера интересовал путь героя повести к жизни для Бога, а не для людей. Режиссер намеревался отразить метания Касатского между великосветской жизнью и жизнью монаха. Другая заметная экранизация Толстого держалась на выдающейся актерской игре. Это был «Поликушка» (1918-1919) А. А. Санина, в котором заглавную роль сыграл великий русский актер Иван Москвин. Картина рождалась в труднейших условиях. Снимали без дублей из-за нехватки пленки. Ателье отапливалось единственной железной печкой, постоянно угрожавшей пожаром. В сцене, где Поликей, в мечтах вернувшись из города, угощает детей, актеры не выдержали и по ходу репетиции съели весь хлеб. Хлеб долго искали у жителей Бутырской улицы, не нашли. Съемку отложили до получения пайков (сто граммов в день на человека).Фильм вышел на экраны только через четыре года, когда уже рождалось новое советское авангардное кино. Взлет «толстовской» темы произошел в отечественном кинематографе в 1960-е годы. Вероятно, выступила на поверхность нужда в этом авторе. Одной из первых экранизаций Толстого в этот период была экранизация его повести «Казаки» (1961), созданная по сценарию Виктора Шкловского режиссером В. Прониным. Откликаясь в 1958 году на экранизацию Кингом Видором «Войны и мира», Шкловский писал: «Лента смотрится с интересом, а иногда, как в сцене первого бала Наташи, захватывает зрителя. Она впечатляет грандиозностью постановки и ее серьезностью. Но у нас картина оставляет чувство вины – за то, что мы сами не собрались показать своему народу с экрана «Войну и мир», чтобы помочь зрителю вчитаться в великое произведение. Обращаться к великим классикам нужно не для того, чтобы брать событийную часть их произведений, а для того, чтобы научиться их анализу жизни…» Свой путь «в Толстом» попытался найти и Михаил Швейцер, взявшийся за экранизацию «Воскресения» (1960-1962). Нужно сказать, что этот режиссер в своих предыдущих работах так или иначе ориентировался на творчество Льва Толстого. «Я принадлежу к тем, — писал Швейцер вскоре после того, как поставил «Воскресение», — для кого Толстой – великий учитель нравственной оценки в искусстве. Для меня он также и великий учитель в искусстве. На моем рабочем столе, что бы я ни делал в кино, лежат книги Толстого – замечательный справочник кинорежиссера» . Незадолго перед тем, как на экраны вышел фильм Сергея Бондарчука, советские зрители познакомились с американским киновариантом русской эпопеи, созданным Кингом Видором, по сценарию Ирвина Шоу.Бондарчук призывал относится к опыту Видора с уважением, поскольку фильм американского режиссера делался «с добрыми намерениями». «Но американцы, — указывал Бондарчук, — опустили в фильме главное – национальный дух романа, его глубокие философские обобщения, считая все это некинематографичным». Одним из интересных фактов для меня стало то, что на момент съемок фильма «Война и мир» Бондарчука, мой дедушка, Покровский Николай Викторович, служил в армии, где и был приглашен сняться в кино. У него, конечно, была совсем маленькая и вовсе не значительная роль, он играл рядового солдата сначала в русском полку, а затем в полку Наполеона. Однако для меня и моей семьи участие дедушки в фильме знаменитого режиссера С. Бондарчука играет весьма важную роль. В 1968 году на экраны выходит красочный фильм Александра Зархи «Анна Каренина», где главную роль сыграла Татьяна Самойлова. Двигателем сюжета стало освобождение в любви закрепощенной нормами светского общества женщины. В семидесятые годы реже обращаются к Толстому на киноэкране. Но в средине десятилетия появляется ряд телевизионных картин. Только в конце 1970-х выходит лента Таланкина «Отец Сергий» (1978). И это, пожалуй, единственная заметная киноэкранизация Толстого в 1970-е. В восьмидесятые годы, а именно – во второй их половине появились две заметные экранизации классика: «Крейцерова соната» (1987) М. Швейцера и «Простая смерть» (по рассказу «Смерть Ивана Ильича») А. Кайдановского. На них лежал явственный отблеск нового, перевалочно-перестроечного времени. В восьмидесятые годы, а именно – во второй их половине появились две заметные экранизации классика: «Крейцерова соната» (1987) М. Швейцера и «Простая смерть» (по рассказу «Смерть Ивана Ильича») А. Кайдановского. На них лежал явственный отблеск нового, перевалочно-перестроечного времени. 10 января 2009 года на российские экраны вышла экранизация романа Льва Толстого «Анна Каренина». Фильм снят британским режиссером Джо Райтом и представляет собой очень близкую к тексту экранизацию, которая очень понравилась критикам. Таким образом, экранизации произведений Л.Н. Толстого интересны режиссерам разных стран, принадлежащим к разным эпохам.



Покровская Наталия, 11 класс.








sitemap
sitemap