Экономика общ.сектора теория



Тема 1. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИКИ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА. ИЗЪЯНЫ РЫНКА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО В ЭКОНОМИКУ

1. Предмет экономики общественного сектора.

Общественный сектор экономики — это в основном государственный сектор экономики плюс некоммерческий сектор.

Государственный сектор экономики представляет собой систему государственных финансов, государственных предприятий, других государственных ресурсов (например, государственные земли, запасы полезных ископаемых).

Некоммерческий сектор экономики, или так называемый третий сектор, включает в себя разнообразные некоммерческие общественные организации, выполняющие функции как государственного, так и частного сектора с использованием нерыночных принципов распределения ресурсов.

Экономика общественного сектора рассматривает экономическое поведение государства как одного из субъектов рыночной экономики. Анализ этого поведения осуществляется с позиций микроэкономической теории.

Итак, общественный сектор представляет собой такую область экономики или ту часть экономического пространства, где:

Рынок не действует или только частично действует, а следовательно, преобладает нерыночный способ координации деятельности;

Производятся и потребляются не частные, а общественные блага;

Экономическое равновесие между D и S общественного блага осуществляется государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов (в первую очередь с помощью бюджетно-финансовой политики).

Главное отличие организаций частного и общественного секторов является то, что в общественном секторе организации являются некоммерческими (то есть не ставят перед собой главную задачу в получении прибыли), доминирующую роль в ОС играет государство.

Особенности экономики общественного сектора — государство есть один из субъектов экономической деятельности, хотя и обладающий одним отличием: государство и его органы обладают правом принуждения в рамках и на основе законов, принуждения, оправданного с точки зрения экономической эффективности и социальной справедливости

Предполагается, что:



государство, подобно предпринимателям и некоммерческим организациям функционирует в рыночной среде, а потребность в его участии в экономической жизни возникает тогда и только тогда, свободное действие рыночных сил не обеспечивает оптимального размещения и использования ресурсов;

цели государственных органов и способы их достижения, а также стратегии предприятия и некоммерческих организаций в конечном итоге определяются интересами индивидов и формируются в ходе их взаимодействия;

государство использует, прежде всего, финансовые инструменты реализации своих целей (налоги, общественные расходы).

Важнейшими задачами курса экономики общественного сектора являются:

обоснование необходимости развития государственного сектора как в рыночной, так и в переходной экономике;

теоретическое обоснование необходимости государственного вмешательства в рамках микроэкономики с позиций эффективности и справедливости;

ознакомление с теорией общественного выбора, выявление проблем и трудностей государственного регулирования экономики — другими словами, установление недостатков («сбоев») государства, сопоставление их с недостатками («сбоями») рынка;

более подробное ознакомление с основными направлениями развития государственного сектора в экономической и социальной сферах, механизмом и инструментами государственного вмешательства в экономику.

1.2. Сущность государства в экономической теории.

В философии и политологии государство в самом общем виде определяется как основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. При рассмотрении происхождения, формирования и существования государства выделяются основы его деятельности: общественная, классовая, политико-правовая и организационная. Соответственно выделяются такие важнейшие функции государства, как:

организационная, управляющая, преследующая общие цели сохранения и жизнедеятельности, достижения общего блага, единства, установления порядка;

специфическая функция господства и подавления, когда государство выступает не только как средство борьбы и усмирения, но и как источник конфликтов в отношениях между классами;

функция «юридического государства» — создание правовой системы и управление ею, регулирование работы государственного аппарата.

В экономической теории акцент делается на особенностях государства как механизма общественной координации, отличающегося от рыночного механизма координации экономической деятельности.

Во-первых, государство это система институтов, с помощью которых обеспечивается координация действий членов общества, преследующих общие цели.

Во-вторых, государство — это совместно действующие люди, это хозяйствующее общество, где общество выступает как нечто единое и где координация достигается на основе сознательных усилий, а не в результате действия стихии рыночных сделок.

Важнейшими чертами демократического государства являются:

принуждение;

ответственность и подотчетность;

особая мотивация работающих в государственных органах и вообще работающих на государство.

Принуждение с экономической точки зрения — это осуществляемое государством ограничение доступа к некоторым экономическим возможностям, способным приносить выгоды тем или иным индивидам.

Подотчетность — ограничения в деятельности демократического государства, его политической власти со стороны членов общества, связанные с действием конституции и ранее принятых законов, действием механизма выборов на всех уровнях государственной власти.

Особая мотивация мотивы и стимулы тех людей, которые работают на государство, являются его представителями; предполагается, что их деятельность мотивируется стремлением служить интересам страны и ее граждан.

1.3. Экономическая роль государства.

Современная рыночная экономика — это смешанная экономика.

Смешанная экономика — это экономика, где наряду с частным сектором функционирует и государственный (общественный) сектор экономики, рыночный организационно-хозяйственный механизм дополняется механизмом государственного регулирования экономики.

Главные проблемы смешанной экономики как экономической системы состоят в том, чтобы:

во-первых, найти оптимальное соотношение между рыночным механизмом и государственным регулированием экономики, между частным и государственным секторами экономики;

во-вторых, определить наиболее эффективные формы государственного вмешательства в экономику.

Экономическая роль государства в самом общем виде проявляется в том, что оно выполняет определенные экономические функции. Необходимо обратить внимание на следующие важнейшие направления экономической деятельности государства:

во-первых, обеспечение правовой основы хозяйственной деятельности экономических агентов, потребителей и производителей;

во-вторых, устранение и компенсация недостатков (сбоев, изъянов, провалов) рыночного хозяйственного механизма;

в-третьих, осуществление государственной экономической политики.

Осуществляя свою экономическую деятельность, государство выполняет следующие важнейшие функции:

стабилизация экономического развития;

распределение ресурсов;

распределение доходов;

повышение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики.

В широком смысле слова государственный сектор экономики включает в себя все экономические ресурсы, которыми владеет государство, все организации, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики.

Этапы в развитии государственного сектора в развитых странах (с середины XX до начала XXI в.).

После Второй мировой войны («максималистское государство», пик развития государственного сектора).

Середина 1970-х— конец 1990-х годов («минималистское государство», наименьший уровень развития).

III.Начало нынешнего столетия («эффективное государство»,стабилизация роли государственного сектора, рост производствасоциальных и общеэкономических услуг).

Концепция «эффективного государства» включает в себя следующие важнейшие идеи:

Государство находится в центре экономического развития, но не как непосредственный источник роста, а как партнер, катализатор и помощник.

В деятельности государства акцент смещается с количественного аспекта экономической деятельности к качественному аспекту.

Двуступенчатая стратегия «эффективного государства» предполагает:

I. Соизмерение и приведение функций государства в соответствие с его потенциалом, концентрацию усилий на основной деятельности, обеспечивающей развитие.

Утверждение основ законности.

Поддержание сбалансированной экономической обстановки.

Поддержание макроэкономической стабильности.

Финансирование базовых социальных услуг и инфраструктуры.

Поддержка незащищенных групп населения.

Защита окружающей среды.

П. Укрепление потенциала государства путем активизации государственных институтов, создания эффективных институтов.

1. Эффективные нормы и ограничения.

2. Усиление конкуренции в деятельности государства.

3. Приближение государства к людям, учет мнений граждан и взаимодействие граждан и государства.

1.4. Масштабы государственного сектора экономики и тенденции его развития.

В истории рыночной экономики XIX—XX вв. в целом наблюдается усиление экономической роли государства. О масштабах экономической деятельности государства свидетельствует колоссальный рост государственных расходов и доходов, увеличение доли государства в перераспределении национального дохода.

В целом если взять группу экономически развитых стран, то в отношении государственных расходов можно выделить несколько важных тенденций, наблюдаемых в XX в.

На протяжении большей части столетия наблюдалось увеличение доли государственных расходов в ВВП этих стран.

Наряду с общим увеличением доли государственных расходов в ВВП имели место циклические колебания этой доли, ее увеличение во время экономических спадов и сокращение в периоды экономических подъемов.

Для большинства стран тенденция роста государственных расходов сохранялась до конца 1970-х начала 1980-х годов.

В последние два десятилетия отношение государственных расходов к ВВП более или менее стабилизировалось, повышательная тенденция выражена слабо.

Существуют значительные различия по уровню государственных расходов среди развитых стран, но эти различия не исчезают.

Государственное потребление увеличилось в XX в. в меньшей степени, чем государственные расходы.

Расходы на социальное обеспечение в настоящее время составляют наибольшую долю государственных расходов, а их рост значительно опережает рост всех остальных направлений расходов даже в таких странах, как США и Япония, где государственные социальные расходы традиционно составляют незначительную долю ВВП.

Первая из отмеченных тенденций получила название закона Вагнера (по имени известного немецкого экономиста конца XIX в., впервые рассмотревшего эту тенденцию).

Закон Вагнера – это тенденция более быстрого увеличения государственных расходов по сравнению с ростом ВВП.

Существуют разные объяснения действия этого закона. Одно из них объясняет более быстрый рост государственных расходов значительным и постоянным увеличением социальных расходов, социальных трансфертов.

Другое объяснение закона Вагнера опирается на действие так называемой фискальной иллюзии.

«Фискальная иллюзия» состоит в том, что избиратели не понимают всех последствий увеличения государственных рас ходов для налогообложения и поэтому, как правило, голосуют за правительственные программы увеличения государственных расходов.

Теория групповых интересов объясняет увеличение государственных расходов ростом влияния и внутренними интересами таких влиятельных социальных групп, как производители вооружений, профсоюзы, объединения учителей, врачей и т.д.

Некоторые исследователи в качестве важнейших причин роста государственных расходов указывают на развитие урбанизации и экономический рост. И урбанизация, и экономическое развитие вызывают рост спроса на общественные блага, загрязнение окружающей среды, что сопровождается ростом государственных расходов.

Наконец, необходимо отметить действие так называемого эффекта Баумоля.

Эффект Баумоля представляет собой тенденцию к более быстрому росту цен на услуги по сравнению с ростом цен на продукцию обрабатывающей промышленности.

Таблица 1.1

Модели государственного сектора экономики

Степень огосударствления производства и внешнеторговых ограничений

Высокая

Низкая

Объем производства общественных благ и трансфертов

Высокий

Социалистическая (например, СССР)

Скандинавская (например, Швеция)

Низкий

Латиноамериканская (например, Бразилия)

Либеральная (например, Сингапур)

1.5. Изъяны рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику.

К основным недостаткам (сбоям) рыночного экономического механизма относятся:

возникновение и развитие монополий, ограничение конкуренции;

проблема производства общественных благ;

наличие внешних, или побочных, эффектов;

проблема асимметричной информации;

неполные рынки;

макроэкономическая нестабильность колебания экономической активности, появление безработицы, недогрузки производственных мощностей, инфляции, дефицита государственного бюджета, дефицита внешнеторгового баланса;

неравенство в распределении ресурсов и доходов.

Таблица 1.2

Сбои рынка и направления государственного

вмешательства в экономику

Сбой рынка

Определение сбоя

Примеры

Направления государственного вмешательства

Общественные блага

Блага, обладающие свойствами несоперничества, неисключаемости

Оборона, уличное освещение

Обеспечение благ государством

Внешние эффекты

Воздействие рыночных сделок на третьи лица, недоучет издержек или полезности благ в цене блага

Загрязнение окружающей среды, вакцинация

Налоги или

государственные субсидии

Ассиметричная информация

Стороны в сделке (покупатели и продавцы) имеют различную информацию

Здравоохранение, страхование, рынок лекарств

Контроль качества, обязательное социальное страхование

Неполные рынки

Сбой в

обеспеченности

частными благами

Региональная стагнация

Общественное планирование и программирование

Несовершенная конкуренция

Ограничение производства, неэффективность

Рыночная и

естественная монополия, олигополия

Регулирование рыночной и

естественной монополии, государственная собственность

Макроэкономическая нестабильность

Неэффективность в использовании ресурсов экономики в целом

Безработица, недогрузка производственных мощностей, инфляция

Бюджетно-финансовое и

денежно-кредитное регулирование

Тема 2. НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ. ЭФФЕКТИВНОСТЬ И СПРАВЕДЛИВОСТЬ

2.1. Эффективность рынка.

Благосостояние это состояние благополучия или процветания, связанное с богатством, достатком.

Экономическая теория благосостояния (welfare economics) направление современной экономической теории, которое исследует содержание индивидуального и общественного благосостояния, определяющие его факторы, влияние институциональных особенностей экономической системы на благосостояние общества.

Прежде чем сформулировать фундаментальные теоремы экономической теории благосостояния, мы должны вспомнить, что такое общее конкурентное равновесие и условия, при которых экономика является эффективной.

Общее конкурентное равновесие существует тогда, когда субъекты рынка являются ценополучателями, а цены изменяются таким образом, что исчезают избыточные спрос и предложение, при этом рынки уравновешиваются.

В условиях общего конкурентного равновесия потребители максимизируют свою полезность, а производители максимизируют получаемую прибыль. Общие условия максимизации полезности и максимизации прибыли выглядят следующим образом:

Условие максимизации полезности: потребители максимизируют свою полезность, когда предельные нормы замещения одного блага другим являются у них одинаковыми и равны соотношению цен этих благ.

MRSA xy = PX / PY = MRSB,

где X, Yблага, приобретаемые индивидуумами A и В; MRSXYпредельная норма замещения блага X благом Y; Рх и Руцены благ X и Y.

Условие максимизации прибыли (оптимального объема производства): производители максимизируют прибыль, когда предельные издержки производимых благ равны ценам этих благ.

MCX = PX; MCY= PY,

где МСХ и MCY — предельные издержки производства благ X и Y.

Экономика является эффективной, если производится максимально возможный объем требуемых обществом благ при имеющихся ограниченных ресурсах. В современной экономической теории используется стандартное понятие эффективности экономики, называемое Парето-эффективностью или Парето-оптимальностью.

Оптимальность по Парето означает, что имеет место такое распределение ресурсов и готовой продукции, при котором отсутствует какой-либо вариант перераспределения, улучшающий, по крайней мере, положение одного индивида и не ухудшающий положения других.

Для определения Парето-эффективности используется также понятие Парето-улучшения.

Парето-улучшение имеет место тогда, когда изменение экономической ситуации приводит к улучшению положения хотя бы одного индивидуума без ухудшения положения какого-то другого индивидуума.

При каких условиях невозможны Парето-улучшения? Различают три условия, которые называются также «условия Парето».

1. Условие эффективности обмена состоит в том, что Парето-улучшение невозможно, когда предельные нормы замещения потребления благ равны для всех потребителей.

MRSAXy = MRSBXY.

2. Условие эффективности производства состоит в том, что Парето-улучшение невозможно, когда предельные нормы технического замещения труда капиталом равны в производстве всех благ.

MRTSXLK = MRTSYLK,

где MRTSLK – предельная норма технического замещения труда капиталом.

3. Условие эффективности (распределения) размещения ресурсов состоит в том, что Парето-улучшение невозможно, когда предельные нормы трансформации в производстве благ равны предельным нормам замещения потребления благ для всех потребителей.

MRSАXY = MRTXY; MRSBXY = MRTXY

где MRTXYпредельная норма трансформации при перемещении ресурсов в производстве различных благ, или предельная норма трансформации блага А в благо В.

2.2. Фундаментальные теоремы экономики благосостояния.

Связующими звеньями между понятиями общего конкурентного равновесия и условиями Парето-эффективности являются два теоретических положения, которые называются фундаментальными теоремами экономики благосостояния.

Первая фундаментальная теорема экономики благосостояния утверждает, что общее конкурентное равновесие является Парето-эффективным.

Вторая фундаментальная теорема экономики благосостояния утверждает, что если потребители и производители руководствуются своими предпочтениями, нет возрастающей отдачи (кривая производственных возможностей выпукла), то оптимальным по Парето состоянием экономики является конкурентное равновесие любого начального распределения ресурсов.

2.3. Справедливость и эффективность.

Формируя экономическую политику, общество выдвигает как цель большей справедливости и равенства, так и цель достижения максимальной эффективности. Но между этими целями существует определенное противоречие.

Справедливость это справедливое, беспристрастное отношение к кому-либо или к чему-либо.

Справедливость означает равенство всех людей в пользовании средствами жизни и правами.

В более широком философском смысле справедливость это понятие о должном, соответствующее определенным представлениям о сущности человека и его правах.

Существует разграничение следующих видов справедливости:

справедливость равенства (уравнительная справедливость);

справедливость пропорциональности (распределительная справедливость).

В случае, когда справедливость рассматривается как равенство, выбор между справедливостью и эффективностью будет рассматриваться как выбор между равенством и эффективностью (equityefficiency trade off). Иногда проблему этого выбора называют дилеммой справедливости—эффективности.

В некоторых ситуациях этой дилеммы не существует. Речь идет о ситуациях, когда повышение степени равенства явно ведет к улучшению по Парето, т.е. к повышению эффективности. Приведем несколько такого рода ситуаций, когда большее равенство означает большую эффективность, в частности в случае:

некоторых внешних эффектов (альтруизм и преступность);

социального страхования;

рынков капитала с несовершенной конкуренцией.

В случае с внешними эффектами речь идет о следующих двух видах внешних эффектов:



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap