Экономическая теория 1.



Потребительский спрос и его факторы.

Спрос – это количество товара или услуг, которое потребители готовы или способны приобрести по определенной цене из возможного в течение определенного времени. Объем спроса — количество товара, которое покупатели хотят и способны приобрести на данном рынке в определенный период времени.

Важнейшим фактором, влияющим на спрос, является цена. Кроме цены на спрос могут влиять неценовые факторы (неценовые детерминанты):

1) Потребительские вкусы и предпочтения. Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений будет означать, что спрос возрос по каждой цене. Неблагоприятные перемены вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево.

2) Число покупателей. Увеличение на рынке числа покупателей обуславливает повышение спроса, а уменьшение находит отражение в сокращении.

3) Доход. Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными. Товары, спрос на которые возрастает при снижении доходов, называются товарами низшей категории (увеличение доходов повышает спрос на омары, филе, и снижает спрос на репу, ношеную одежду).

4) Цены на сопряженные товары: взаимодополняемые (это блага, которые люди употребляют совместно), взаимозаменяемые (те, которые служат одной цели), нейтральные. Рост цен на товар, который является заменителем приводит к повышению спроса на данный товар. Повышение цен на взаимодополняемые блага сокращает спрос на него (рост спроса на говядину при отсутствии свинины, падение спроса на чай при отсутствии сахара).

5) Ценовые и дефицитные ожидания. Потребительские ожидания относительно будущих цен на товары, наличия товаров и будущего дохода меняют спрос. Ожидание падения цен и снижения доходов  ведет к сокращению текущего спроса на товары, и наоборот (неблагоприятная погода в Южной Америке порождает ожидания в будущем более высоких цен на кофе и повышает текущий спрос на него).

6) Налоги, реклама и др.

Все перечисленные факторы способствуют сдвигу кривой вправо вверх или влево вниз.

Важное свойство спроса: при неизменности всех прочих условий снижение цены приводит к возрастанию величины спроса и наоборот. Эта зависимость получила название закона спроса. Закон спроса состоит в обратной зависимости между ценой и количеством покупаемого товара. Закон спроса выявляет и другую важную особенность — принцип убывающей предельной полезности: постепенное убывание спроса покупателей на один и тот же товар ввиду насыщения потребностей и снижения полезного эффекта от такого насыщения (убывающая полезность каждой дополнительной покупки одноимённого товара).

Функция спроса – это функция, которая определяет спрос в зависимости от различных факторов. Функцию спроса можно записать следующим образом:

D =f (Р, Z1 Z2Zn), где P — цена единицы товара; Zi Zn — неценовые факторы.

В общем виде она записывается следующим образом:

Q(D)=f(p) – величина спроса является функцией от цены.

Шкала спроса – это табличное выражение связи между рыночной ценой блага и тем количеством, которое по этой цене будут покупать потребители.

График, изображающий закон спроса, называется кривой спроса. Кривая спроса характеризует состояние цен и объём покупок в определённый момент времени. Кривая спроса имеет отрицательный наклон.

P (цена)

Q(объем производства)

Цена спроса – это максимальная цена, которую готов заплатить потребитель при покупке товара. Цена спроса может не совпадать с рыночной.

Индивидуальный спрос — спрос конкретного потребителя, рыночный спрос — это общий объем продаж на определенном рынке.

2. Потребительское предложение и его факторы.

Предложение – количество товара, которое производители способны изготовить и поставить на рынок по конкретной цене к определенному моменту времени. Объем предложения — количество товара, предлагаемое по данной цене.

Важнейшим фактором, влияющим на предложение, является цена. Кроме цены могут влиять неценовые факторы (неценовые детерминанты):

Цены на ресурсы (факторы производства). Увеличение или уменьшение цен на ресурсы, которые используются для производства продукта, ведет к увеличению или снижению издержек производства. В свою очередь, рост издержек уменьшит предложение (кривая предложения сдвинется влево), а снижение издержек увеличит предложение (кривая предложения переместится вправо).

Технология. Применение современной технологии, квалификация применяемого труда, автоматизированная техника, качественное сырье, эффективная организация производства и труда и другие условия позволяют затрачивать на производство единицы продукции меньше ресурсов. Следовательно, уменьшаются издержки, предложение растет.

Налоги и субсидии. Размер налогов можно рассматривать как фактор, который увеличивает издержки и сокращает предложение. Государственные субсидии напротив уменьшают издержки и увеличивают предложение.

Цены на другие товары. Предприятие (фирма) может переориентироваться на производство другой продукции, цены на которую возросли. В то же время фирма сократит предложение или совсем прекратит производство данного товара, если цена на него упадет или даже останется неизменной.

Ожидания. Существуют различные варианты, как могут отреагировать производители, например, если ожидается повышение цен. Возможно, фирмы увеличат предложение или, наоборот, сократят текущее предложение в ожидании будущего роста цен.

Количество продавцов. Увеличение числа фирм, занимающихся производством данного продукта, приведет к увеличению рыночного предложения и сдвигу кривой предложения вправо (конечно, если объемы производства каждого предприятия при этом не сократятся).

Наличие или отсутствие на рынках взаимозаменяемых и взаимодополняемых ресурсов и факторов производства. Например, натуральные сырьевые ресурсы, виды энергии могут бытъ заменены искусственными, что обеспечит экономию издержек.

Реклама;

Доходы потребителей;

Экономическая политика государства;

Емкость рынка (объем спроса).

Зависимость предложения от цены товара можно выразить функцией:

S =f(P, Y1…. Yn), где S.. — предложение товаров; P- цена единицы товаров; Yi Y2Yn — неценовые факторы предложения.

Q=f(p).

Цена и количество товара здесь изменяются и взаимодействуют однонаправлено: повышение цены вызовет увеличение количества товаров, предлагаемых к продаже. И наоборот, понижательная тенденция цены означает необходимость сокращения производства и предложения товаров на рынки. Важнейшим и определяющим фактором здесь выступает цена. От уровня рыночных цен на товары зависят доходы и продавцов, и фирм- производителей. Зависимость между ценой и объемом предложения продукта называется законом предложения.

Шкала предложения – это табличное выражение связи между рыночной ценой блага и тем количеством, которое по этой цене будут предлагать продавцы.

Кривая предложения — графическое изображение зависимости между рыночными ценами на товары и услуги и количеством товаров и услуг, предлагаемых на рынке производители. Положительный наклон кривой предложения отражает тот факт, что повышение цены стимулирует дополнительное производство товаров и услуг.

P (цена)

Q (количество товара)

Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавцы готовы продать товар на рынке. Ниже ее они продать не могут, так как эта цена определена издержками производства.

3. Эластичность спроса и предложения. Виды равновесия спроса и предложения.

Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность спроса по цене (ценовая эластичность — Е) показывает насколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.

Коэффициент ценовой эластичности равен отношению величины спроса к изменению величины цены. Если коэффициент ценовой эластичности меньше 1, то спрос на данный продукт является неэластичным спросом, если больше 1, то спрос эластичный. Если спрос эластичен, снижение цены приведет к увеличению общей выручки, так как потери от снижения цены будут перекрыты за счет значительного роста объема продаж. Повышение же цены приведет к уменьшению общей выручки. Если спрос неэластичен, объем продаж незначительно увеличивается или уменьшается по мере снижения или повышения цены. Следовательно, снижение цены приведет к уменьшению общей выручки, а повышение цены вызовет увеличение объема выручки.

Спрос имеет единичную эластичность, когда 1%-ное изменение цены вызывает 1%- ное изменение продаж;

Спрос бесконечно эластичен, когда имеется только одна цена, по которой потребители покупают товар (например, инсулин для больных диабетом);

Спрос совершенно неэластичен, когда потребители приобретают фиксированное количество товаров независимо от их цены.

Перекрестная эластичность спроса показывает степень изменения спроса на один товар к изменению спроса на другой товар. Эластичность спроса по доходу — это коэффициент, показывающий зависимость изменения спроса от изменения потребительского дохода. Товар считается нормальным, если эластичность по доходу положительна (Е>0). Если 0<Е<1, то спрос на товар растет медленнее, чем доход. Таким показателем эластичности характеризуют товары первой необходимости. Спрос на товар растёт быстрее дохода в том случае, если Е>1, что свойственно предметам роскоши.

Факторы, влияющие на эластичность спроса:

Наличие товаров-заменителей (чем больше товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность, тем выше эластичность спроса на данный товар);

Число конкурирующих продавцов данного товара (если на рынке значительное число конкурентов, выпускающих близкие по назначению продукты, то спрос на продукты отдельной фирмы будет относительно эластичен);

Фактор времени оказывает влияние на степень эластичности товаров (в краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном);

Значимость товара для потребителей (спрос на товары первой необходимости относительно неэластичен, спрос на товары, не играющие особой роли в жизни человека, относительно эластичен).

Размер дохода потребителей.

Ценовая эластичность предложения показывает степень реакции предложения на изменения цен. Коэффициент ценовой эластичности равен отношению величины предложения к изменению величины цены. Основным фактором, влияющим на эластичность предложения, является время (рыночный период). Чем больше у производителя времени для реакции на изменение цен, тем выше будет ценовая эластичность предложения. В этой связи выделяют различные временные (рыночные периоды):

кратчайший период столь непродолжителен, что производители не имеют возможности отреагировать на изменение спроса и цены. Предложение абсолютно неэластично;

краткосрочный период является недостаточным для увеличения производственных мощностей, но позволяет увеличить интенсивность их использования. Реакцией на изменение цены со стороны производителя будет более эластичное предложение;

долговременный период достаточен для увеличения производственных мощностей и привлечения дополнительных ресурсов.

При рассмотрении эластичности предложения необходимо отметить, что вне зависимости от степени эластичности (неэластичности) предложения изменение цены всегда ведет к изменению общей выручки в одном и том же направлении. Так, при любом временном периоде рост цены приведет к увеличению общей выручки.

При единичной эластичности предложения 1% увеличения цены товаров вызывает 1% увеличения их предложения. В этом случае имеет место равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен единице. В случае эластичного предложения 1% увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемого к продаже товара более, чем на 1%. Коэффициент эластичности здесь больше единицы. При неэластичном предложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров.

Факторы, от которых зависит эластичность предложения:

возможность длительного хранения;

особенности техники производства (если производство способно быстро увеличивать объёмы производства при росте цены на этот товар или быстро переключиться на производство другого товара при снижении цены, то предложение этого товара относительно эластично);

факторы времени (ни один производитель даже товара самого эластичного предложения не может мгновенно отреагировать на рост цен или снижение цен).

При подсчете коэффициента эластичности используют два основных метода:

Эластичность по дуге (дуговая эластичность) — применяется при измерении эластичности между двумя точками на кривой спроса или предложения и предполагает знание первоначальных и последующих уровней цен и объемов.

Эластичность в точке (точечная эластичность) — используется в том случае, когда задана функция спроса (предложения) и исходный уровень цены и величины спроса (или предложения). Данная формула характеризует относительное изменение объема спроса (или предложения) при бесконечно малом изменении цены (или какого-либо другого параметра).

где:

 — производная функции спроса (или предложения) по цене;

 — рыночная цена;

 — величина спроса (или предложения) при данной цене

В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена. Она фиксируется в точке пересечения кривой спроса и предложения. Эта точка получила название точки равновесия, а цена – равновесной. Это та цена, по которой производитель готов продать товар, а потребитель готов его купить. Равновесная рыночная цена — это цена, при которой по каждому данному товару нет ни излишка, ни дефицита. Она устанавливается в результате уравновешивания спроса и предложения как денежный эквивалент строго определенного количества товара.

.

В условиях свободной конкуренции под воздействием законов рыночного ценообразования цена выравнивается автоматически, но рыночное ценообразование может быть нарушено, либо деятельностью монополий, либо вмешательством государства, устанавливающих цены ниже или выше точки равновесия волевым способом. Цена «пола» — это искусственно завышенная цена, которая не позволяет ей снижаться ниже этого предела. (устанавливается выше точки равновесия). Цена «потолка» — искусственно заниженная цена, ограничивает рост цены.

Рыночное равновесиеэто состояние рынка, при котором объем спроса равен объему предложения. Различают частичное и общее равновесие. Частичное равновесие — равновесие на отдельно взятом рынке товаров и услуг факторов производства. Общим экономическим равновесием называется такое состояние национальной экономики, при котором на всех рынках одновременно обеспечивается равенство спроса и предложения, и ни один из этих экономических агентов не заинтересован в изменении объема своих закупок и продаж. Равновесие всей экономической системы в целом называется экономическим равновесием и проявляется в виде пропорциональности:

— между производством продукции и его потреблением;

— между вовлеченным в оборот ресурсами и их использованием;

— между предложением товара и их спросом;

— между материально-вещественными и финансовыми потоками.

Экономическое равновесие характеризует состояние, в котором экономические силы сбалансированы и, в отсутствие внешних воздействий, величины экономических переменных не будут изменяться.

Равновесие бывает устойчивым и неустойчивым. Если после нарушения равновесия рынок приходит в состояние равновесия и устанавливаются прежние равновесные цена и объём, то равновесие называют устойчивым. Если после нарушения равновесия устанавливается новое равновесие и изменяется уровень цен и объём спроса и предложения, то равновесие называют неустойчивым.

Устойчивость равновесия — способность рынка приходить в состояние равновесия путём установления прежней равновесной цены и равновесного объёма.

Виды устойчивости

Абсолютная

Относительная

Локальная (колебания цен происходят, но в определённых пределах)

Глобальная (Устанавливается при любых колебаниях)



sitemap
sitemap