Экон теория мат для ЗФО 2012



Учреждение образования «Белорусский государственный экономический университет»

Кафедра экономической политики

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Материалы (методические рекомендации) для студентов

заочной формы обучения

МИНСК 2012

Под редакцией проф., д.э.н. А.В. Бондаря

Авторы: Доценты, к.э.н.- Рудак А.А., Лебедько Е.Е., Воробьева И.И. Ермашкевич В.Н., Кунявская С.М., Рымкевич В.В,, Ревицкая Т.В.

Ассистенты- Корнеевец Т.Г.,Яхницкая Н.А.

Доцент, к.э.н., Рудак А.А.

Тема 1:Экономическая теория: предмет и метод

Хозяйственная деятельность. Экономические науки. Предмет и функции экономической теории

Экономическая теория и экономическая политика

Методы экономической науки

Основные научные школы и современные направления развития экономической теории

Хозяйственная деятельность. Экономические науки. Предмет и функции экономической теории

Чтобы жить и развиваться человек должен удовлетворять свои потребности в продуктах питания, одежде, обуви, жилье, транспортных средствах, товарах культурно-бытового, санитарно-гигиенического назначения и др. Потребительские блага, а также материальные условия их производства: производственные здания, техника, автомагистрали и трубопроводы, линии передач и т.д. – создаются в процессе хозяйственной деятельности.

Экономика – сфера хозяйственной жизнедеятельности общества

Условия хозяйственной деятельности

Естественная среда – природные ресурсы, почвенно-климатические условия, численность и состав населения

Производственно-техническая среда – технологии, квалификация работников, техническая оснащенность

Социальные условия – политическая система, юридическое законодательство, культура.

Экономические условия — формы собственности, способ управления экономикой, экономическая политика

Стадии хозяйственной деятельности

Производство – процесс создания благ

Распределение – установление доли каждого в общественном продукте

Обмен – перемещение благ от одних к другим субъектам

Потребление — использование благ для удовлетворения личных и производственных потребностей

Хозяйственная деятельность– целесообразная деятельность людей, направленная на создание разнообразных благ с целью удовлетворения их потребностей. На экономическую жизнь влияют многочисленные факторы, которые образуют условия хозяйственной деятельности. Хозяйственную деятельность, влияние различных факторов на ее результаты изучают экономические науки.

Общая экономическая наука – экономическая теория – исследует то общее, что присуще различным видам хозяйственной деятельности.

Частные экономические науки изучают экономические отношения в конкретных сферах хозяйственной деятельности. Существуют следующие частные экономические науки:

отраслевые (экономика торговли, экономика сельского хозяйства, экономика предприятия, экономика туризма, экономика строительства и др.);

функциональные (финансы, денежное обращение, кредит, экономика природопользования, маркетинг, менеджмент и др.);

информационно-аналитические (статистика, анализ хозяйственной деятельности, бухгалтерский учет и др.);

историко-экономические (экономическая история, история экономических учений и др.).

Экономическая теория изучает сущность экономических явлений и процессов, выявляет функциональные взаимосвязи между ними, формирует основные экономические понятия, исследует наиболее общие тенденции и закономерности экономического развития общества. Предмет экономической теории – это совокупность изучаемых ею проблем. Среди отечественных исследователей наиболее широко распространено мнение, что предметом экономической теории являются экономические отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ. Авторы, изданных на Западе учебников, как правило, считают предметом общетеоретической экономической науки проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов.

Рассмотрим функции экономической теории. Познавательная функция проявляется в изучении и объяснении экономических явлений и процессов, в выявлении законов и тенденций экономического развития. Практическая функция предполагает использование выводов экономической теории при принятии конкретных экономических решений на разных уровнях экономики. Методологическая функция заключается в том, что отраслевые и конкретные экономические дисциплины в своей теоретической части базируются на общих выводах экономической теории. Мировоззренческая функция выражается в формировании экономического сознания людей.

Экономическая теория и экономическая политика

Основные положения и выводы экономической теории представлены в сформулированных учеными-экономистами экономических категориях и экономических законах.

Экономическая категория – обобщенное понятие, научная абстракция, с помощью которой выражается сущность определенного экономического явления или процесса. Например, товар, цена, спрос, предложение, капитал, деньги, прибыль, заработная плата – это экономические категории.

Экономический закон – это существенные, постоянно повторяющиеся причинно-следственные связи между экономическими явлениями и процессами. Например, закон спроса выражает зависимость спроса от цены товара.

Накопленные и систематизированные экономической теорией знания используются при разработке экономической политики Экономическая политика – это деятельность правительства и его центральных экономических служб по достижению тех экономических целей, которые ставит перед собой общество.

В зависимости от той роли, которую играют выводы экономической науки при обосновании экономической политики, различают позитивные и нормативные выводы экономической теории.

Позитивная экономическая теория – это знания, полученные в результате обобщения фактов хозяйственной жизни. Они помогают объяснить существующую в обществе систему экономических отношений.

Нормативная экономическая теория – это суждение о том, какой должна быть экономика и что надо сделать, чтобы достичь желаемого состояния.

1.3.Методы экономической науки

Методы экономической науки – это способы познания экономических явлений и процессов. При исследовании хозяйственной сферы жизнедеятельности общества используются общенаучные и частные методы познания. Рассмотрим общенаучные методы.

Метод научной абстракции состоит в выявлении главного, наиболее существующего и в отвлечении от второстепенного, случайного в изучаемом объекте.

Метод анализа и синтеза представляет собой процесс расчленения объекта на составные части, исследование его внутренней структуры и влияния на него внешних условий. Синтез — объединение знаний о разных сторонах объекта и формирование общего научного представления о его сущности.

Метод индукции и дедукции. Индукция – логический способ познания, суть которого в переходе от наблюдаемых фактов к общим выводам. Дедукция предполагает применение общих выводов для объяснения конкретных фактов.

Сочетание исторического и логического подходов. Исторический подход означает, что экономические явления и процессы изучаются в той последовательности, в которой они возникают и развиваются в исторической реальности. Логический подход предполагает абстрагирование от тех исторических случайностей, которые имели место в ходе общественного развития

Системный метод исследования. Объект исследования рассматривается как система и в то же время как элемент еще более сложной системы. Системный анализ позволяет выявить структуру объектов, причинно-следственные связи, противоречия и динамику развития.

К частным методам исследования относятся математические и статистические методы. Из математических методов особым познавательным потенциалом обладает экономическо-математическое моделирование. Экономико-математическая модель — формализованное описание объекта исследованное, упрощенное представление о взаимосвязях, существующих в реальной действительности, представленное в виде графического изображения или математической формулы.

При построении моделей экономическая наука широко использует метод функционального анализа, позволяющий установить взаимозависимость между экономическими явлениями. Многие функциональные зависимости в экономической теории исследуются с применением метода предельного анализа, который предполагает сопоставление дополнительных выгод и дополнительных затрат при принятии определенных хозяйственных решений.

К частным методам исследования относится экономический эксперимент. Суть его в искусственном воспроизведении экономических явлений и процессов с целью изучения и накопления практического опыта. Примером экономического эксперимента являются создаваемые на определенных территориях свободные экономические зоны.

1.4.Основные научные школы

и современные направления развития экономической теории

Теоретические представления о хозяйственной деятельности можно найти в трудах мыслителей Древнего мира. Но как наука экономическая теория начала формироваться в XVI-XVII веках, в период становления капитализма, когда господствующие позиции в экономике занимал торговый капитал. Первая экономическая школа получила название меркантилизма (от итальянского «mercantez» — купец). Экономисты – меркантилисты отождествляли богатство с деньгами и видели источник богатства страны в развитии внешней торговли.

Дальнейшее развитие капитализма привело к появлению школы физиократов. Представители этого течения считали, что богатство создается в сельском хозяйстве, а источником его служит природа («физио»).

В конце XVII – начале XVIII веков сформировалась школа классической политэкономии, основоположниками которой были У.Петти, А.Смит, Д.Рикардо. У.Петти основу богатства общества видел в развитии производства. Он сделал вывод о том, что богатство создается трудом. А.Смит заложил основу трудовой теории стоимости. Д.Рикардо внес большой вклад в теорию денег, теорию доходов и теорию дифференциальной ренты.

В середине XIX в. К.Маркс и Ф.Энгельс создали учение, получившее название марксизм. Марксистская теория исследует экономические законы развития капитализма, и делает вывод о необходимости его замены коммунистическим обществом, базирующемся на общественной собственности на средства производства и плановом управлении экономикой из единого народнохозяйственного центра.

Неоклассическое направление возникло в конце 19-го — начале 20 века. Представители данного направления сформировавшие фундамент современной экономической теории. Ими созданы теории: предельной полезности, частичного и общего равновесия, совершенной конкуренции как модели рынка и др.

К неоклассическому направлению экономической мысли можно отнести современные теории неолиберализма и монетаризма. Неолиберализм – течение, признающее частное предпринимательство необходимым условием экономического роста и роста благосостояния населения. Монетаризм – теория, основная на неоклассическом принципе невмешательства государства в экономику, придающая денежным инструментам главную роль в управлении экономикой.

Кейнсианское направление возникло в 30-е годы 20 века. Его основатель Дж.М.Кейнс предложил инструменты воздействия государства на экономику, среди которых особое значение придавал государственным расходам и инвестициям. Его последователи продолжают разработку теоретических основ современной экономической политики государства.

Институциональное направление. Сторонники данного направления изучают влияние на экономическую деятельность технических, правовых, религиозных и др. факторов, которые они называются институтами.

Неклассический синтез – научное направление, сторонники которого пытаются объединить различные течения экономической мысли.

Вопросы для самопроверки

1. Что собой представляет экономика как сфера хозяйственной жизни?

2. Как изменялось представление о предмете экономической теории на разных стадиях исторического развития?

3. Какая функция, выполняемая экономической теорией, показывает ее место среди других экономических наук?

4. В чем состоит различие между экономической теорией и экономической политикой?

5. Объясните суть принципа «при прочих равных условиях».

6. Когда сформировалась школа классической политэкономии и кто является ее представителями?

7. Какие основные положения лежат в основе кейнсианского направления экономической науки?

Тесты

1.Экономические законы отличаются от юридических тем, что они имеют объективный характер, не зависят от воли и сознания людей. (Да/ Нет)

2. Утверждение « Уровень инфляции следует уменьшить» относится к позитивному выводу экономической теории. (Да/ Нет)

3. Определите, к какому уровню экономики ( микро-, макро- ) относятся следующие утверждения:

а) цены снизились на овощи, но выросли на мясопродукты;

б) общий уровень цен на потребительские товары за год вырос.

4. Метод индукции используется, когда на основе наблюдения за фактами хозяйственной жизни делаются обобщающие теоретические выводы. (Да/Нет)

5. Экономический эксперимент широко используется в экономической политике любой страны. (Да/Нет)

6. Монетаризм относится к неоклассическому направлению экономической мысли, в основе которого лежит требование отсуствия чрезмерного вмешательства государства в экономику. (Да/Нет)

7. Представители кейнсианского направения экономической теории являются сторонниками невмешательства государства в экономику. ( Да/Нет)

Ответы: 1) да, 2) нет, 3) а—микроуровень, б—макроуровень, 4) да, 5) нет, 6) да, 7) нет.

Литература для дополнительного чтения

1.Экономическая теория: учебное пособие/ А. В. Бондарь и др.; под общ. ред. А. В. Бондаря, В. А. Воробьева. – Минск: БГЭУ, 2011. – С. 11-37.

2. Экономическая теория. Общие основы: учебное пособие/ М. И. Ноздрин – Плотницкий и др. – Минск: Современная школа, 2011, — С. 5-29.

3. Экономическая теория. Основы. Вводный курс: учеб. – метод. Пособие для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям /И. М. Лемешевский – 4-е изд. доп. и перераб. –Минск: ФУ Аинформ, 2010. – С. 7 – 34.

Асс. Яхницкая Н.А.

Тема 2. Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике. Потребности и их классификация. Закон возвышения потребностей.

Ресурсы и факторы производства, их классификация и характеристика. Труд, земля, капитал и предпринимательские способности.

Физический капитал. Основной и оборотный капитал. Физический и моральный износ. Амортизация.

Экономические блага: виды, основные характеристики. Взаимозаменяемость и взаимодополняемость благ.

Ограниченность ресурсов и проблема выбора в экономике. Фундаментальные вопросы экономического развития общества: что, как и для кого производи

Производственные возможности общества и их границы. Кривая производственных возможностей общества (кривая трансформации). Альтернативные (вмененные) издержки. Закон возрастания альтернативных издержек.

Эффективность производства и ее показатели. Факторы повышения эффективности производства. Общественное разделение труда и его формы.

В основе экономической теории лежит представление об экономической деятельности человека. Ее суть может быть раскрыта через три проблемы: безграничности потребностей этих человека, редкости средств для их удовлетворения и цены выбора. Преодоление редкости связано со специализацией, разделением труда, обменом, совершенствованием ресурсов и способов их использования, и другими факторами, способствующими повышению эффективности производства.

2.1 Потребности и их классификация. Закон возвышения потребностей.

Потребность — это состояние неудовлетворенности, нужда в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества.

Существуют различные классификации потребностей. Согласно одной из них выделяют:

первичные потребности — жизненно необходимые материальные потребности (в пище, одежде, жилье, здоровье). Эти потребности связаны с выживанием человека, поэтому их также называют физиологическими потребностями. Первичные потребности являются незаменимыми.

вторичные потребности – заданы уровнем развития общественного производства и выражаются через социальные и духовные потребности. Социальные потребности связаны с существованием человека в обществе, это потребность в общении, дружбе, любви, досуге. Духовные потребности обусловлены интеллектуальным развитием человека – это потребности в творчестве, самовыражении.

Выделяют также экономические потребности – те, для удовлетворения которых необходимо производство.

Наиболее известной является классификация потребностей, предложенная американским психологом и социологом Абрахамом Маслоу. Он выделил пять групп потребностей:

физиологические потребности (голод, жажда, кров, тепло, сон, продолжение рода и т.п.),

потребности в безопасности (безопасность семьи, здоровье, трудоустройство, стабильность),

потребности в принадлежности и любви (дружба, семья, принадлежность группе, общение),

потребности в уважении, признании (самооценка, отношение окружающих),

потребности самоактуализации, или потребности личного совершенствования (самовыражение, персональное развитие).

Эти группы составляют иерархию (см. Рис. 2.1), т. е. как только человек удовлетворяет потребности одного уровня, для него становятся актуальными потребности более высокого уровня.

Потребности в безопасности

Потребность в принадлежности

Физиологические потребности

Потребность в признании

Потребность в самовыражении

Рис. 2.1 — Иерархия потребностей по А.Маслоу

Иерархия потребностей по А.Маслоу демонстрирует закон возвышения потребностей: по мере удовлетворения потребностей, роста доходов, развития культуры, прогресса технологий происходит видоизменение потребностей, появление новых, более сложных и богатых по проявлению. Термин возвышение подчеркивает, что потребности растут не только количественно, но и изменяются качественно, появляются новые потребности.

При осознании потребностей возникает мотивация к деятельности, потребности приобретают форму экономического интереса. Экономический интерес — это побудительный мотив к деятельности.

2.2 Ресурсы и факторы производства, их классификация и характеристика. Труд, земля, капитал и предпринимательские способности.

Экономические ресурсы — это все, что может быть использовано в процессе производства товаров и услуг.

Виды ресурсов:

трудовые ресурсы — трудоспособное население в возрасте с 16 до 55 лет у женщин и 60 лет у мужчин;

природные — земля, ее недра, полезные ископаемые, леса и воды и т.п.;

материальные — средства производства, созданные человеком, включая средства труда и предметы труда;

финансовые — денежные средства, направленные в производство;

информационные – наука, технологии, информация.

Факторы производства – это те ресурсы, которые вовлечены в процесс производства.

В современной экономической теории выделяют пять основных факторов производства: земля, труд, капитал, предпринимательский талант и информация/знания.

Земляблага природы, используемые человеком в процессе производства: земля, недра, водные, лесные, биологические, агроклиматические и все другие виды природных ресурсов.

Труд – совокупность умений, навыков, физических и интеллектуальных возможностей человека, то есть его рабочая сила, которую он использует в процессе производства

Капитал – все средства производства, созданные человеком: производственные помещения, оборудование, машины, материалы, инструменты, полуфабрикаты, а также заемные средства, то есть денежный капитал, предназначенный для организации производства.

Предпринимательство – особый фактор производства, заключающийся в способности наиболее эффективно комбинировать все факторы производства. Функции предпринимательства включают: инициатива комбинации факторов производства с целью получения прибыли, организация процесса производства, ответственность за результаты производства, новаторство (внедрение новых технологий, разработка новых продуктов), риск.

Информация – система знаний о производстве (достижения науки, информация, технология, научно-технический прогресс). Уровень развития технологии определяет эффективность использования факторов производства, их производительность.

2.3 Физический капитал. Основной и оборотный капитал. Физический и моральный износ. Амортизация.

Капитал – запас благ длительного пользования, созданных людьми для производства товаров и услуг, способный приносить доход в будущем. Согласно другому определению капитал – это самовозрастающая стоимость.

В современной экономической теории любой запас благ (как материальных, так и нематериальных), способных приносить доход его владельцу рассматривают как капитал. В частности выделяют: реальный (производственный, физический) капитал, ссудный капитал, человеческий капитал, природный капитал и др. Под человеческим капиталом понимают запас знаний, умений, навыков, производственного опыта, здоровья, мотивация воплощенные в человеке, позволяющие ему получать доход.

Физический капитал (реальный, производственный) – капитал в форме материальных активов, таких как машины и оборудование, здания и сооружения, т.е. все, что может быть использовано для производства товаров и услуг. Физический капитал делится на основной и оборотный капитал.

Основной капитал — включает здания, строения, станки, оборудование и др. Отличительные особенности основного капитала: 1) многократно используется в процессе производства; 2) не изменяет своей материально-вещественной формы в процессе производства; 3) переносит свою стоимость на цену готовой продукции по частям.

Оборотный капитал — включает сырье, материалы, полуфабрикаты, энергетические ресурсы. Отличительные особенности основного капитала: 1) используется в одном производственном цикле; 2) изменяет свою материально-вещественную форму; 3) стоимость оборотного капитала полностью включается в цену готовой продукции.

Износ – это процесс потери стоимости основного капитала. Физический износ происходит в результате воздействия природных факторов, моральный – в результате появления более производительного оборудования (моральный износ I) или появления более дешевого аналогичного оборудования (моральный износ II). Амортизация – перенос части стоимости основного капитала на цену готового продукта с целью накопления специального фонда денежных средств, необходимого для замены основного капитала.

4. Экономические блага: виды, основные характеристики. Взаимозаменяемость и взаимодополняемость благ.

Блага — средства, с помощью которых удовлетворяются потребности.

Свободные блага даны природой и доступны в неограниченных количествах. Например, воздух, солнечный свет, энергия ветра, морская вода.

Экономические блага – это блага, количество которых ограничено по сравнению с потребностями в них (например, питьевая вода, одежда, пища и др.). Редкость экономических благ требует их производства. Товар — благо предназначенное для продажи.

Взаимозаменяемые блага (субституты) удовлетворяют одну и ту же потребность (яблоки и груши). Взаимодополняемые блага (комплиментарные) удовлетворяют потребность совместно (зубная щетка и зубная паста)

Также экономические блага делятся на частные, общественные и смешанные. Частные блага имеют два основных свойства: конкурентность и исключаемость. Конкурентность в потреблении означает, что использовании блага одним потребителем, делает невозможным использование этого блага другим потребителем. Например, если рубашку носит один человек, то другой человек одновременно ее носить не может. Исключаемость означает, что производитель может исключить потребителя из пользования благом, если он за него не заплатил. Примерами чистых частных благ являются продукты питания, одежда, услуги парихмахера и т.п.

Общественные блага имеют свойства неконкурентности и неисключаемости. Неконкурентность означает, что данное благо могут потреблять одновременно многие люди, не мешая друг другу, например, фейерверк одновременно могут наблюдать множество людей, не мешая друг другу. Неисключамость означает, что производитель не может исключить потребителя из доступа к благу, даже если он за него не заплатил. Например, если фейерверк запущен, то этим зрелищем может наслаждаться и тот кто его устроил и случайные прохожие, не платившие за него. Примерами чистых общественных благ являются: маяк, уличное освещение, фейерверк, национальная оборона, общественный транспорт.

Большинство благ является смешанными, т.е. сочетают свойства общественных и частных благ, например, просмотр фильма в кинотеатре сочетает неконкурентность (посетители смотрят кино одновременно) и исключаемость (смотрят только те, кто оплатил билет). Другими примерами могут быть лекции в университете, дороги, мосты, метро и пр.

2.5 Ограниченность ресурсов и проблема выбора в экономике. Фундаментальные вопросы экономического развития общества: что, как и для кого производи

Для полного удовлетворения всех неограниченных и постоянно растущих потребностей людей экономика никогда не располагает и в обозримом будущем не будет располагать достаточными ресурсами. Поэтому объективно общество всегда стоит перед проблемой: как распорядиться теми ограниченными факторами производства, которые у него имеются, чтобы полнее удовлетворить потребности всех субъектов экономики. Другими словами, общество должно добиваться того, чтобы максимизировать выпуск экономических благ.

Ограниченность факторов производства и экономических благ ставит перед обществом три фундаментальные проблемы: ЧТО производить? КАК следует производить? ДЛЯ КОГО производить?

Проблема ЧТО производить — означает какие товары производить и в каких количествах. Если экономические ресурсы использованы для производства одного товара, то их уже нельзя затратить на производство другого товара. Выбирая, какой товар и в каком количестве производить, нужно учесть от каких товаров придется отказаться. Альтернативная стоимость товара равна тем товарам, от производства которых пришлось отказаться в пользу данного товара.

Проблема КАК производить – означает какую комбинацию факторов производства (технологию) использовать для производства выбранных товаров. Например, автомобиль можно произвести на крупном предприятии с конвейером, используя капиталоемкую технологию или в небольшой мастерской, используя трудоемкую технологию. При решении данной проблемы необходимо учитывать эффективность производства. Эффективность производства это такое сочетание факторов производства, которое обеспечивает наибольший результат при минимальных затратах.

Проблема ДЛЯ КОГО производить, то есть, кто будет покупать произведенные товары и оплачивать услуги, как распределяется произведенный продукт между членами общества. Ответы на эти вопросы будут зависеть от того, какие доходы получат субъекты экономики, т. е. как будут распределяться доходы в обществе, какие цены сформируются на рынках товаров и услуг, как будут поступать покупатели в зависимости от своих потребностей, от своих доходов, от уровня цен, и многих других обстоятельств. Правила распределения влияют на стимулы к труду и предпринимательской деятельности, на эффективность производства.

2.6 Производственные возможности общества и их границы. Кривая производственных возможностей общества (кривая трансформации). Альтернативные (вмененные) издержки. Закон возрастания альтернативных издержек.

В упрощенном виде проблему экономического выбора можно показать с помощью кривой производственных возможностей. Производственные возможности – это максимально возможный объем производства благ при полном и эффективном использовании ресурсов и доступной технологии.

Предположим, что в экономике производятся два типа товаров: потребительские товары и инвестиционные. Предположим также, что в данный момент времени запас природных ресурсов, капитала и труда фиксирован, технология неизменна.

Построим кривую производственных возможностей данной страны. По оси X будем откладывать количество инвестиционных товаров, по оси Y – количество потребительских товаров (см. Рис. 2.2). График показывает, что, используя все имеющиеся в стране факторы производства, можно произвести либо только 5 единиц инвестиционных товаров и ни одной единицы потребительских (точка A), либо 9 единиц потребительских товаров и ни одной единицы инвестиционных (точка B). Если факторы производства распределить между отраслями, то можно получить, например, 3 единицы инвестиционных товаров, и 8 единиц потребительских товаров (точка С).

Кривая производственных возможностей — графическое изображение различных комбинаций производства благ при максимальном использовании имеющихся ресурсов и существующем уровне технологии

Рис. 2.2 — Кривая производственных возможностей

инвестиционные товары

потребительские товары

0 1 2 3 4 5 6

9

8

7

6

5

4

3

2

1

К

А

В

C

D

F

Y

Х

Все точки на кривой производственных возможностей показывают полное и эффективное использование ресурсов. Точки за пределами кривой производственных показывают, что такого выпуска достичь невозможно при данном количестве ресурсов и технологии, например точка F. Все точки внутри кривой производственных возможностей означают неполное использование ресурсов, например, точка К.

Если население находится в точке С (производит 3 единицы инвестиционных товаров и 8 единиц потребительских) и желает увеличить производство инвестиционных товаров, то необходимо будет часть ресурсов забрать из производства потребительских товаров направить на производство инвестиционных. В результате производство потребительских товаров сократится на 2 единицы, а производство инвестиционных возрастет до 4 единиц (точка D). Альтернативные (вмененные) издержки – это количество одного блага, которым пришлось пожертвовать ради получения дополнительной единицы другого блага. Альтернативные издержки производства дополнительной единицы инвестиционных товаров равны двум единицам потребительских товаров.

Кривая производственных возможностей выпукла. Для наращивания выпуска инвестиционных необходимо жертвовать все большим количеством потребительских товаров. Это отражает закон возрастающих альтернативных издержек: с увеличением выпуска данного блага альтернативные издержки его производства возрастают. Этот закон объясняется тем, что ресурсы не являются полностью взаимозаменяемыми. Например, часть работников могут быть специализированы в производстве потребительских товаров и при переводе их на производство инвестиционных товаров их производительность снижается.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap