Экологизация школьного географического образования_7293



Экологизация школьного географического образования

В школьной географии используются знания из социальной экологии. Это научная дисциплина, которая изучает взаимодействие и взаимосвязь в системе « общество – природа». Основные направления социальной экологии состоят в следующем:

а) изучения структурных и функциональных связей в системе «общество – природа».

б) развитие системы «общество – природа»; смена во времени разных связей; возможность активного влияния, как на компоненты общества, так и компоненты природы; роль этических, социокультурных и правовых, экономических, технологических факторов; управленческая деятельность общества в области, которая имеет особое значение для сохранения окружающей среды.

в) стратегия и тактика гармонизации (устранение ненужных противоречий) системы «природа – общество», форсирования концепций общества и природы в будущем.

Поэтому обучение учащихся на уроках географии требует экологизации во время изучения всех курсов физической и экономической географии. Это связано с большим влиянием человеческого общества на окружающую среду, ухудшением экологического состояния планеты, и заставляет государство готовить экологически грамотных людей, которые б конкретно представляли связи в системе «природа – человек – общество» и предвидели последствия влияния производства на природу.

Экологизация школьных курсов географии дает возможность учителю показать причинно-следственные связи в системе известной формулы «природа человек – производство», привлечь учащихся к миру социальной экологии и геоэкологии; организовать обучение географии более интересным, используя творческие методы обучения, особенно проблемный, показать возможность применения экологических знаний на практике, широко используя краеведческий материал.

Первые сведения о взаимодействии природы и человека учащиеся приобретают во время изучения природоведения, и это продолжается в курсах географии 6 – 10 классов, где учащиеся знакомятся с накоплением и систематизацией экологических знаний, решают экономические проблемы разных уровней, полученные знания применяют в реальной жизни.

К сожалению, в средних учебных заведениях отсутствует такой курс, во время изучения которого можно было показать значение экологических знаний в географии как школьном предмете и географической науки. Потому что тут экология рассматривается как синтезированное научное направление или совокупность существующих направлений, которые изучают проблему взаимодействия общества с природной средой, которая его окружает.

Это социальная и глобальная экология, которая в отличии от традиционной экологии Геккеля, рассматривает взаимоотношения животных и растений, или экологи. Растительного и животного мира. В географии изучается экология человека, что отличается от экологии растений и животных. Остановимся на основной системе экологических знаний, которые учитель формирует в своей деятельности, преподавая географию в средних учебных заведениях разных типов. Проблемы и вопросы экологического образования в школьных курсах географии.

Природоведение. Вступление. Значение положительного отношения к природе. Раскрытие причин и последствий положительного и отрицательного влияния на окружающую среду населения.



Солнечная система. Наблюдения из космоса загрязнения на отдельных материках. Воздух. Характеристика атмосферы Земли. Изменения состава и свойств воздуха над городами, в которых развита промышленность. Влияние загрязнения воздуха на здоровье людей и выяснение причин загрязнения воздуха.

Вода. Использование воды человеком. Источники загрязнения и меры по сбережению воды на примере местности, где живут учащиеся.



Горные породы. Характеристика нежелательных последствий добычи и использования горных пород, возможность предотвращения этих последствий.

Почвы. Растения и животные. Представление о мелиорации. Деградация почвенных (земельных) ресурсов. Удобрение почвы. Использование и охрана растений своей местности. Выполнение правил личного поведения на экскурсиях и во время туристических походов.

Общая география (6 класс). Вступление. Беседа с учащимися по вопросам положительного и отрицательного отношения к природе своей местности. Примеры положительного и отрицательного влияния на природу человека и последствия этого влияния. Организация работы по уборке сада отдельных участков леса, парка и. т. п.

План и карта. Возможность отображения на карте областей, районов загрязненных территорий, а так же тех районов, в которых живут учащиеся.

Литосфера. Изменение земной поверхности человеком. Предотвращение процессов эрозии. Бережное использование земельных ресурсов и полезных ископаемых на примере своей местности. Охрана недр.

Гидросфера. Изменение свойств воды в результате деятельности человека. Мероприятия по охране водных ресурсов. Рациональное использование внутренних вод.

Атмосфера. Характеристика взаимодействия человека с атмосферой. Перенос загрязненного воздуха ветром. Влияние хозяйственной деятельности человека на климат. Меры по охране атмосферы.

Биосфера. Взаимодействие человека с биосферой. Меры по охране биосферы. Охрана биосферы своего края.

Географическая оболочка. Экологические проблемы географической оболочки. Изменение природных комплексов человеком. Взаимодействие компонентов природы в природном комплексе. Влияние природы на человека и человека на природу. Иллюстрация на конкретных примерах экологических проблем своей местности и земного шара.

Земля — планета людей. Общая характеристика задач, которые стоят перед человечеством по сбережению нашей планеты и ее природы. Ознакомление учащихся с антропогенным влиянием на загрязнение поверхностных вод и вод суши. Международный характер проблемы «общество и окружающая среда».



География материков и океанов. 7 класс. Вступление. Учитель характеризует, что такое «природа», «природа и человек». Значение образования для человека, в том числе и для учащихся. Охрана природы на всех материках. Сообщает об экологических проблемах материков и океанов, объясняет причины их возникновения и меры по относительно ликвидации неблагоприятных последствий.

Океаны. Особенности экологии океанов. Деятельность человека в океане и связанные с ней экологических проблем рыбных промыслов, морского транспорта, морской добычи природных ресурсов и. т. д. Давние последствия мировых экологических проблем на материках. Международное сотрудничество в деле охраны океанов. Проблемы загрязнения и охраны вод океанов.

Африка. Австралия. Южная Америка. Экологические проблемы южных материков. Взаимодействие природы и человека в условиях экваториально-тропических экосистем. Примеры рационального и нерационального природопользования на южных материках. Разработанные мероприятия по охране и рациональному использованию ПТК. Антарктида; Экологические проблемы материка.

Международное сотрудничество в вопросах охрана природы Антарктиды. Северная Америка. Евразия. Экологические проблемы северных материков: тундры, тайги, смешанных лесов и их специфика. Причины возникновения экологических проблем и пути их решения. Причины возникновения и пути решения экологических проблем в странах разного уровня социально-экономического развития. Обобщение экологических знаний во время изучения географии на протяжении года. Проблема охрана природных комплексов своей местности.

Земля — наш общий дом. Общая характеристика экологических проблем материков и океанов. Комплексная проблема загрязнения окружающей среды. Виды загрязнения, их основные источники размещения. Международное сотрудничество по охране природы.

Физическая география России 8 класс. Вступление. Общая характеристика экологических вопросов во время изучения физической географии России. Общие задания в решении экологических проблем России. Общая характеристика природных условий и природных ресурсов. Сохранение земной поверхности и охрана рельефа. Положительные и отрицательные примеры (леса, внутренние воды, полезные ископаемые), борьба с оврагами и эрозией почв. На контурной карте области обозначьте районы, которые загрязняются в результате работы промышленных предприятий и. т. п.

Почвы и земельные ресурсы. Климат России. Специфика хозяйственного использования почв. Охрана земельных ресурсов. Характеристика климата, влияние человека на климатРоссии. Растительный покров. Охрана и сохранение растительного покрова своего края. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительность. Ее охрана и возобновление. Положительный и отрицательный пример влияния человека на растительность. Красная книга. Животный мир. Охрана и сохранение животного мира. Требования по охране животных России и своей области. Физико-географическое районирование. Влияние хозяйственной деятельности человека на ландшафты.

Влияние человека на экосистемы и специфика их экологических проблем. Пути организации рационального природопользования в зональных экосистемах. Определение последствий хозяйственной деятельности человека и разработка мероприятий по борьбе с загрязнением атмосферы, водных ресурсов и почвы. Пути организации рационального природопользования ландшафтов в зональных экосистемах. Специфика хозяйственного использования разных физико-географических районов России. Их экологические проблемы и пути решения.

Антропоэкосистемы. Экологические проблемы России как результат нерационального природопользования, принебрежение эколого-географическим прогнозом. . Экологическое состояние окружающей среды местности, в которой проживают учащиеся. Основные пути и использования и охраны природных условий и природных ресурсов России

Экономическая и социальная география России. 9 класс. Вступление. Общая экологическая ситуация в России в связи с расширением промышленного производства.

Население. Экологическое состояние окружающей среды и населения. Экологические причины миграций. Экология и здоровье человека. Экологические проблемы городов и агломераций местности, где проживают учащиеся. Роль эколого-географического образования в современном мире. Экологическая профориентация. Эколого-социальные проблемы в своей местности.

Хозяйство. Общая характеристика хозяйства России. Экологические проблемы отраслей хозяйства на всех этапах производства (причины, пути решения). Экологический фактор развития и размещения отраслей хозяйства Экологически чистые технологии. Эколого-экономический подход к решению противоречий в системе «природа – человек – производство». Социальный аспект экологии отраслей хозяйства. Экономический потенциал России Эколого-экономическая оценка местного производства. Эколого-экономические проблемы регионов разных рангов. Эколого – экономические проблемы Черного и Азовского морей, экология морского хозяйства, портово-промышленные комплексы и экология морей. Экология добычи и использования местных природных ресурсов. Экология местных отраслей производства зон рекреации. Социально-экологические проблемы своего населенного пункта и пути их решения.

Социально-экономическая география мира. 10 класс. Вступление. Географическая среда и природопользование. Экологические проблемы урбанизированных районов. Глобальные экологические проблемы человечества. Экологическое состояние окружающей среды.

Специфика взаимоотношений в системе «природа – человек — производство» в странах и регионах разного уровня социально-экономического развития. Приведенный план по методике использования экологических проблем в географии – помощь учителю географии в выполнении поставленных задач в области экологического образования и воспитания. Кроме непосредственной работы учителя географии в решении экологических проблем на уроках большое значение имеет получение экологических знаний во время проведения экологических экскурсий, экологических наблюдений в природе, на ферме, цехе предприятия. Это дает возможность глубже знать свой край; отработать правила личного природоохранного поведения; применение полученных теоретических знаний на практике.

Углубление экологических знаний у учащихся продолжается во время внеурочной работы. В систему этой работы, направленной на развитие экологических знаний, входят школьные геоэкологические олимпиады, предметные недели и декады, школьные географические олимпиады, работа в МАН и. т. д. Украине сегодня необходима концепция беспрерывного экологического образования и географического в частности. Для учителя географии необходимо четко понять такие понятия, как «Экологическая культура», «экологическое образование», «экологическое воспитание», «экологический подход», «экологическое сознание».

Понятие «экологическая культура» относится ко всем предметам школьного курса. Под ним понимают культуру всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанную с познанием, освоением и изменением природы; слагается из знаний экологических норм, их понимания, осознания необходимости их исполнения, формирования чувства гражданской ответственности за судьбу природы, разработка природоохранных мероприятий и непосредственное участие в их выполнении. Соблюдения норм природоохранного законодательства, укрепление законности в деле охраны окружающей среды.

Понятие «экологическое образование» — овладение знаниями основ экологии (экологической грамотностью); помогает пониманию общения человека и природы, в конструктивном участии в охране природы и рациональному природопользованию. В преподавании географии внедрение экологических идей в обучении зависит от умения учителя объяснить это понятие и его значение учащимся так, чтобы они восприняли его не только умом, но и чувствами. Это зависит от мастерства учителя, подбора технологий преподавания, суммарностью методов и приемов в раскрытии роли экологического потенциала о взаимосвязи природы и общества. Вместе с тем учитель обучает и воспитывает учащихся. К сожалению, об экологическом воспитании у нас практически нет статей не говоря уже о пособиях.

Само понятие «экологическое воспитание» отсутствует в словарях. Экологическое образования – это беспрерывный процесс охватывает триединую цель: обучение, воспитание и развитие. Однако, рассматривая этот вопрос необходимо выделить такие понятия «экологическое сознание», «экологическая ответственность». Это обозначает отношение личности к природе, что характеризуется выполнением своего долга по защите окружающей среды. Познакомить учащихся с правилами, которые складываются не только с осознания актов по охране окружающей среды, но и также в выполнении автоматических действий, которые стали привычкой, его другой натурой.

Особенность нашего поведения в природе состоит из тех знаний, которые учащиеся приобрели на уроках и внеурочное время. От степени экологических знаний и экологической компетентности зависит кругозор учащихся, в будущем профессиональное поведение, как в природе, так и на производстве, в быту, на отдыхе. Поэтому, экологическое воспитание сегодня читается важным способом усовершенствования и рационализации практически всех видов хозяйственной деятельности людей.








sitemap
sitemap