Экологическое состояние территории соснового бора



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов №1 г. Шагонара

Улуг-Хемского района Республики Тыва

Экологическое состояние территории соснового бора.

Работа ученицы 10Б класса

МБОУ СОШ №1 г. Шагонара

Казаковой Валерии Владимировны

Руководитель: учитель географии Свиридова

Надежда Петровна

Шагонар 2012 г.

Содержание работы:

Введение.

Методика исследования.

Результаты исследования.

Вывод.

Введение:

Цель: цель исследовательской работы заключается в изучении состояния соснового бора до пожара и после.

Задачи:

Определение местоположения соснового бора.

Изучение видового состава территории бора (таксация).

Состояние соснового бора в настоящее время.

Актуальность: Улуг – Хемский район находится в зоне степей. Реликтовый сосновый бор расположен в 8 км к югу от поселка Хайыракан. Мои папа работает директором Лесного Хозяйства Улуг – Хемского района и из его рассказов я не раз слышала об этом сосновом боре и сама неоднократно бывала в этом бору и видела, как из года в год ухудшается его состояние вследствие использования гражданами нашего района для отдыха и сбора грибов и лекарственных растений. У меня возникло желание ближе изучить экологическое состояние это бора, так как он является единственным.

Методика исследования:

Исследование велось по методике А. С. Боголюбова «Программа проведения комплексного экологического обследования территории», так же при проведении работы использовались материалы, взятые из архивов шагонарского лесхоза. (Приложение 1)

Хвойные леса — лес, состоящий почти исключительно из деревьев хвойных пород. Значительная часть хвойных лесов расположена в холодном климате северных широт в качестве тайги.

Экосистема хвойного леса весьма разнообразна. Так как климат, где  произрастают хвойные леса, сезонный, и выпадает много снежных осадков, а в летнее время часто идут дожди, то тепло очень хорошо сохраняется в почве, что дает живым организмам и растениям прекрасно развиваться. Экосистема хвойного леса – сложная, саморазвивающаяся, самоорганизующаяся и саморегулирующаяся система. Главной характеристикой экосистемы хвойного леса является взаимодействие всех живых организмов и растений между собой. Хвойные леса произрастают на песках.

Кедровая хозсекция объединяет все насаждения кедра и не покрытые лесом земли, для которых кедр является основной лесообразующей породой.

Хозяйственное значение вечно зеленого кедра общеизвестно. Наиболее ценные по запасу насаждения, богатые зверем и дичью угодья, это орех с высоким содержанием легко усваиваемого целебного масла ( в ядре кедрового ореха содержится до 60% масла). В урожайные годы биологический урожай одного гектара кедровых лесов составляет 214 кг ореха, а это значит – дополнительная прибыль, создаваемая самой природой.

Кедровые насаждения выполняют защитные и водоохранные функции, которые трудно переоценить в условиях горного рельефа, а также создают благоприятные условия для произрастания ягодников и лекарственно – технического сырья.

Ведение лесного хозяйства в кедровых лесах должно быть направлено на максимальное повышение урожайности кедра ,и как следует – развитие охотничьей фауны, повышение защитно-водоохраной роли древостоев.

Сосновая хозсекция объединяет все насаждения сосны и не покрытые лесом земли, для которых сосна является основой лесообразующей породой, в основном на территории Шагонарского бора.

Естественные сосновые насаждения Шагонарского бора имеют большое значение как лес, выполняющие не только рекреационную роль, но и как леса, выполняющие защитные функции. Сохранность сосновых лесов Шагонарского бора ,приумножение их богатств имеет неоценимое значение не только для района расположения лесхоза ,но и для всего региона в целом.

Лиственничная хозсекция объединяет все насаждения лиственницы и не покрытые лесом земли, для которых лиственница является основной лесообразующей породой.

Лиственница в условия лесхоза занимает ведущее положение в деле лесоэксплуотации и выполняет большую водоохранно – защитную функцию.

Значение воздуха соснового леса огромно — оно оказывает благотворное влияние на центральную и симпатическую нервную систему человека, повышают общий тонус и иммунитет организма. Замечено, что количество выделения фитонцидов молодыми соснами значительно больше, чем старыми. Оздоравливающее влияние лесного воздуха на человека зависит в первую очередь от концентрации в нём фитонцидов. Эти вещества улучшают окислительные процессы, положительно влияют на деятельность сердечнососудистой и нервной систем организма, улучшают обмен веществ.

Шагонарский бор:

Площадь соснового бора составляет 567 га, он произрастает на холмистой песчаной местности. Этот бор является реликтовым, его примерный возраст 100 лет. На его территории произрастают только сосны. После пожара осенью 2004 г сгорело более 80% насаждений. Работниками лесхоза было проведено много восстанавливающих работ, но уже в наше время менее половины приобрело первоначальный вид, восстановление проходит очень медленно и только через несколько десятков лет все полностью восстановится.

Сосновый бор до пожара (Приложение 2):

Площадь 567 га.

Сосновый бор – естественного происхождения.

Форма насаждений – одноярусная.

Состав насаждений – чистые, состоящие из одной древесной породы.

Средняя высота насаждений – 5-10 метров.

Возраст насаждений – около 100 лет.

Состоит из сосен, расположенных в одном ярусе, по возрасту относящихся к одному поколению и имеющих однородные условия местопроизрастания.

Сосновый бор после пожара (Приложение 3):

Площадь, уничтоженная огнем, составляет 460 га.

Была проведена чистка горельника.

Выводы:

За эту работу я взялась с весны 2012 года и хочу продолжить, так как я провела только визуальное экологическое расследование и закончила только первый этап. В дальнейшем я хочу провести и практические исследования этого бора.

Лесные пожары, как правило, возникают по вине человека. Причиной их может быть брошенная в лесу сигарета, непотушенный костер. Особенно возрастает опасность пожара в жаркую, сухую погоду. От одной оброненной спички может вспыхнуть лежащая на земле сухая хвоя — самый горючий материал в лесу. А это грозит большой бедой. Огонь — страшный враг леса. Огромные площади лесов выгорают из-за неосторожного обращения с огнем.

Общеизвестно, что легче всего загораются хвойные леса. Им пожары угрожают в наибольшей степени. Лиственные леса в этом отношении более устойчивы, они менее «горючи». Поэтому, когда говорят о лесных пожарах, чаще всего имеют в виду хвойные леса. Хвойные деревья сравнительно легко воспламеняются, сильная горючесть подстилки хвойного леса. Особенно легко воспламеняется сухая, опавшая хвоя лиственницы, несколько хуже — ели, еще хуже — сосны. В общем хвойная подстилка горит гораздо лучше, чем подстилка из опавших листьев.

Все это способствует возникновению пожара в хвойных лесах, делает эти леса особенно опасными в пожарном отношении.

Но, пожалуй, самое главное в предупреждении всех лесных пожаров — это строгое и неукоснительное соблюдение правил противопожарной безопасности. Пожаров можно легко избежать, если осторожно обращаться в лесу с огнем. Пожары несравненно легче предотвратить, чем погасить.

Приложение 1.

Программа проведения комплексного

экологического обследования территории

© А.С.Боголюбов, Экосистема, 1996

Данное пособие включает в себя краткий перечень работ и оборудования для проведения комплексного рекогносцировочного обследования территории по направлениям: топография и картография, геология, почвоведение, флористика, геоботаника, лесоведение,

зоология, гидробиология и охрана природы. Программа может быть использована при

проведении учебно-исследовательских мероприятий с детьми — слетов, экологических лаге-

рей, полевых практикумов.

Введение

Настоящая «программа» разработана с целью ее использования группами юных экологов

под руководством педагогов при необходимости проведения рекогносцировочных обследований природных комплексов.

Программа включает в себя лишь самую общую информацию об основных направлениях проведения комплексной экологической оценки территории (подобно школьной программе). В основном, данные рекомендации включают в себя перечень тех направлений и простейших заданий (проблем), которые можно и необходимо реализовать при проведении первого экологического обследования.

Чаще всего подобного рода исследования необходимо бывает провести для создания ос-

новы (базы) для дальнейших стационарных экологических исследований. Дальнейшие ис-

следования, несомненно, должны быть уже более глубокими.

Апробация

Представляемая программа была апробирована при проведении 1-го Всероссийского

Слета юных экологов в августе-сентябре 1994 г. на примере природного комплекса прибрежного участка территории Северо-Западного Кавказа (Всероссийский Детский Центр «Орленок»).

При проведении обследования работами была охвачена территория в 6 квадратных километров. Сбор материала проводили 15 групп общей численностью 200 человек (по 2-3 часа

в день). Предлагаемый ниже перечень направлений и работ был выполнен полностью.

Общие положения

Первым вопросом при постановке задачи комплексного экологического обследования

территории ставится обычно вопрос о наборе (перечне) направлений сбора материала. При желании провести «истинно экологическое» исследование, оценка территории должна вестись по следующим направлениям:

1) топография и картография, 6) лесоведение,

2) геология, 7) зоология,

3) почвоведение, 8) гидробиология,

4) флористика, 9) охрана природы,

5) геоботаника,

-2-

Общий план работы

Работы по каждому из направлений должны проводиться в несколько этапов.

Первый этап — подготовительный (теоретический). Теоретические занятия с разъяснением целей, задач, этапов проведения работы и оформления результатов. Беседы (лекции) на тему предстоящей работы с изложением конкретных механизмов сбора и обработки данных

и оформления результатов. Распределение обязанностей среди участников групп, если таковое возможно и предусмотрено программой мероприятия. Выработка конкретного плана сбора и обработки материала. Составление общих характеристик района предстоящих работ

по литературным источникам. Рекогносцировочные экскурсии по району работ.

Второй этап — сбор полевого материала.

Собственно проведение экологических исследований.

Работа в полевых условиях по тематическим направлениям группами с педагогом-

инструктором. По окончании каждого дня — камеральная обработка собранных материалов и составление плана на следующий день.

Третий этап — составление отчетов.

Ожидаемый результат

Результатом общей работы должны быть:

1) крупномасштабная (1:1000, в 1 см.- 10 м.) настенная карта района общеэкологического содержания (рельеф, типы растительности, водоемы и водотоки, населенные пункты, пути

сообщения и т.п. детали, отражаемые на общегеографических картах),

2) серия тематических карт меньшего масштаба (1:2500, в 1 см.-25 м.): геоморфологическая (карта рельефа), почвенная, геоботаническая, флористическая, лесной растительности, типов населения птиц, гидрологическая с элементами гидробиологии, карта загрязнений среды.

3) таблицы к картам,



4) коллекции: горных пород, почв, гербарии травянистой и древесно-кустарниковой растительности и др.

5) иллюстрации, схемы, фотографии,

6) списки видов: травянистой и древесно-кустарниковой растительности, насекомых,

птиц, амфибий и пресмыкающихся, млекопитающих, водной флоры и фауны.

7) списки первоочередных природоохранных мер для изученного природного комплекса.

Примерные программы работ тематических направлений

Данные программы являются приблизительными и могут уточняться в зависимости от

специфики исследуемой территории, возможностей и опыта педагогов-инструкторов и

имеющегося в наличии оборудования.

Топография.

Теоретический этап:

— составление по литературным источникам характеристики рельефа исследуемого рай-

она, истории образования основных форм рельефа;

— составление предварительной (учебной) мелкомасштабной (1:10 000, т.е. в 1 см. — 1 км.)

карты рельефа исследуемой территории.

Практический этап:

— проведение топографической съемки участка размером не менее 6 квадратных кило-

метров (круг диаметром около 2 км.);

— составление базовой топографической карты масштаба 1:2500 (т.е в 1 см.- 25 м.);

-3-

— составление нескольких профилей рельефа от высшей до низшей точек на местности;

— составление профилей нескольких автодорог (в гористой местности);

— составление карты донного рельефа ближайшего функционально важного водоема

(моря, водохранилища, крупной реки или озера) в его прибрежной части.

Оборудование: буссоль (наличие теодолита существенно облегчит задачу), компасы,

шагомеры, бечевки, картографические принадлежности (планшеты, линейки, карандаши и



пр. канцелярские принадлежности).

Картография.

Практический этап:

— составление крупномасштабной (1:1000, т.е. в 1 см.- 10 м.) настенной общеэкологической карты (рельеф, типы растительности, водоемы и водотоки, населенные пункты, пути

сообщения и т.п.).

— составление тематических карт.

Оборудование: планшеты, компасы, чертежные принадлежности — чертежные доски,

ватман, тушь, перья, краски, кисти, линейки, транспортиры, трафареты и др. канцелярские

принадлежности.



Геология.

Теоретический этап:

— составление по литературным источникам (карты, справочники, учебник по геологии)

характеристик подстилающих пород, слагающих район проведения исследований, историю

образования основных тектонических структур района, горных пород и минералов (в горах);

— составление схемы расположения основных тектонических структур изучаемого региона с указанием места проведения исследований.

Практический этап (только для гористых районов):

— проведение геологических изысканий на всей обследуемой площади (6 кв.км.) с определением групп горных пород и минералов, слагающих окрестный рельеф;

— составление тектонической и геологической карт;

— сбор коллекции горных пород и минералов;

— анализ и зарисовка основных типов складчатости.

Оборудование: компасы, шагомеры, картографическое оборудование, мерные ленты,

рулетки, коллекционные мешочки и коробки, геологический молоток, лопата, фотоаппарат.

Почвоведение.

Теоретический этап:

— составление по литературным источникам характеристики почвенного покрова района

проведения исследований, истории образования почв, основных механизмов их разрушения.

Практический этап:

— проведение почвенных изысканий на всей обследуемой площади с закладкой почвенных шурфов в нескольких различных по происхождению типах ландшафтов, на разных высотах и склонах различных экспозиций;

— описание и отбор образцов почв для анализов и коллекции;

— составление коллекции почв;

— химический анализ почв (если возможно);

— составление почвенной карты;

— составление наглядных схем строения почвенного покрова различных типов;

— составление рекомендаций по сохранению и улучшению почвенного покрова района.

Оборудование: лопаты, почвенный бур (желательно), топоры, почвенные ножи (стамески), коллекционные мешочки и коробки, картографическое оборудование, канцелярские

принадлежности (для рисования), мерные ленты (рулетки);

-4-

Флористика.

Теоретический этап:

— составление по литературным источникам списка видов растений, произрастающих на

исследуемой территории;

— составление характеристики истории возникновения и развития флоры исследуемой

территории.

Практический этап:

— составление списка видов растений по ландшафтам;

— составление флористической карты района с обозначением редких и исчезающих растений;

— составление гербариев (за исключением редких и исчезающих видов) по ландшафтам;

— составление рекомендаций по сохранению редких и исчезающих растений района.

Оборудование: гербарные сетки, старые газеты, картон, калька, копалки (перочинные

ножи), лезвия, лупы (желателен бинокуляр), совки или саперная лопатка.

Геоботаника.

Теоретический этап:

— изучение по литературным данным основных типов растительности района;

— составление характеристики истории возникновения и развития фитоценозов района.

Практический этап:

— определение (классификация) растительных сообществ;

— составление геоботанической карты.

Оборудование: гербарные сетки, лупы, шагомеры, компасы, мерные ленты, рулетки, то-

поры, колья, картографическое оборудование, чертежные принадлежности, канцелярские

принадлежности (для рисования).

Лесоведение (для лесных территорий).

Теоретический этап:

— изучение методов исследований и эксплуатации лесов;

— составление по литературным источникам характеристики истории возникновения и

развития лесов района.

Практический этап:

— лесная таксация;

— составление профилей лесной растительности в основных типах леса;

— составление карты древостоя;

— составление гербария древесно-кустарниковой растительности;

— составление коллекции образцов древесины (из срубленных и погибших деревьев).

Оборудование: гербарные сетки, лупы, мерные ленты, рулетки, бечевка, перочинные

ножи, топоры, колья, шагомеры, компасы, картографическое оборудование, чертежные принадлежности, канцелярские принадлежности (для рисования), коллекционные коробки.

Зоология.

Теоретический этап:



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap