Экологический проект_5983



МКОУ Полянская оош

Экологический проект

«Возродим родник»

Выполнили уч. 6кл Насонов В

Франковская Я

Насонова С

2011 год

Содержание

Актуальность проекта

Цель и задачи проекта

Участники проекта

Структура проекта

Основное содержание проекта

Структура проекта

График проекта

Ожидаемые результаты

Приложения

 

Актуальность проекта:

В каждом городе, посёлке, деревне есть свои родники с чистейшей водой. Ведь не зря слово родник однозначное со словами род, родина, родить, природа, народ.

В крутом овраге под горой

Бьет из камней родник холодный

Чтоб напоить людей водой,

Прозрачной, чистой и студеной.

Родники, с них начинаются все великие реки. Это самые чистые источники питьевой воды. А есть родники, которые несут духовное значение. Это святые родники, среди них есть исцеляющие болезни. Экологическое состояние родников может быть показателем отношения населения к окружающей нас природе. К сожалению не везде и не всегда население бережно относится к источникам. И это не допустимо. Вблизи каждого населенного пункта имеется один или несколько родников и наша задача сохранить их в чистоте и благоустроенными. Как правило, запущенные родники постепенно исчезают.

Нашей детской организацией был разработан проект «Живи, родник!», который направлен на сохранение и  благоустройство территории двух родников, находящихся около села. Тема данного проекта является актуальной не только для учащихся школы, но и для жителей села.

Цель: Привлечение учащихся школы к разработке природоохранных мероприятий по сохранению и улучшению экологической обстановки села.

Задачи:

—          привлечь учащихся к практической природоохранной и экологической      деятельности;

—          сформировать навыки исследовательской деятельности по изучению экологического состояния родников;

—          закрепить знания по географии, биологии, химии, физики и научить применять их на практике.

Участники проекта

Участниками проекта могут быть:

учащиеся школы 5 -7 классов; члены экологического кружка.

В операции «Живи, родник» наряду с обучающимися могут принимать участие их родители, педагоги школы.

 

Структура проекта.

Проект охватывает такие разделы науки, как история, география, математика, информатика, социология. Поэтому решили создать шесть экспертных групп.

Первая группа “Историки”.Вторая группа “Социологи”.Третья группа “Экологи”.Четвертая группа “Компьютерные гении”Пятая группа “Архитекторы”.

Шестая группа «Картографы»

“Историки”.

Историки собирают информацию о возникновении родника, его значение для жителей района и туристов; встречаются со старожилами

Социологи”

Социологи проводят социологический опрос, анкетирование, анализируют полученный материал, распространяют листовки.

“Экологи”.

Экологи проводят исследование химического состава воды, почвы, обрабатывают результаты исследований.

“Компьютерные гении”.

Компьютерные гении создают макеты родника и окрестностей, готовят компьютерную презентацию проекта.

“Архитекторы”.

Группа архитекторов консультируется с учителями технологии, ИЗО, специалистами макетирования. Создание бумажного макета родника. Выполнение чертежей реконструкции родника.

«Картографы»

Составить картосхему села с указанием месторасположения родников

Основное содержание проекта

Проект «Живи, родник» рассчитан на 7 месяцев (март — октябрь 2009 года)

Участники проекта обследуют около сел Акташ и Чибит два родника, которые берут на контроль. По изложенному в приложении к Положению руководству проводят обследование, описание и благоустройство каждого родника. По окончании проекта составляется отчёт о его проведении и отдается в администрацию села.

1.     Подготовительный этап.

Март 2010г

Сбор материалов, формирование групп для реализации программы. Организация работы пресс- центра по привлечению внимания населения к проблемам восстановления и охраны родников. Опрос жителей, оформление листовок, призывов, объявлений. Конкурсы сочинений, рисунков, фотовыставка, викторины. Круглый стол.

2.     Этап реализации проекта.

Апрель – сентябрь 2011 г.

Самостоятельная работа в группах, такая как: очистка от мусора территории родников, её благоустройство; посадка деревьев, кустарников, цветов вблизи родника; установка информационных щитов, скамеек, урн для сбора мусора; проведение анализа воды в родниках и т.д.

3. Завершающий этап.

Октябрь 2011 г.

Отчеты о проделанной работе каждой группы. Подведение итогов работы над проектом. Выход с проектом на администрацию села. Все активные участники будут отмечены и награждены.

 

 



 

График проекта.

График мероприятий по проекту.

Круглый стол “Разработка проекта”

Сбор информации “История возникновение родника и его значение для жителей села”

Социологический опрос жителей села

Исследование экологического состояния родника

Оформление и раздача листовок “Оглянись вокруг!”

Статья – обращение в местную газету

Очистка и благоустройство прилегающих территорий родника

Изготовление макета родника (чертежно-архетектурное оформление)

Создание карты-схемы

Оценка полученных результатов

Компьютерная презентация

Защита проекта

Реализация проекта в жизнь.

Поиск спонсоров.

Совет уч-ся Полянской школы решил написать письмо главе Русановского поселения и председателю ПСК им Калинина с просьбой об оказании помощи в благоустройстве родников.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Проект «Возродим родник!» планируется реализовать в течение семи месяцев. 1.     Во время реализации проекта предполагается вовлечь  представителей  власти, общественности, бизнеса.

2.     Своим участием проект будут поддерживать родители, учителя и учащиеся школы.

3.     В ходе реализации проекта будет проводиться агитация просветительского и экологического характера 4.     Будут проведены культурные мероприятия — концерт, акции, конкурсы, круглые столы.

5.     В результате осуществления проекта предполагается получить благоустроенные места у родников для отдыха жителей села,

6.   Благодаря проекту провести исследовательскую работу по изучению воды в родниках, их названиях, флоре и фауне.

6. Нанести на карту Терновсеого района найденные родники.

Оценить насколько успешен проект «Живи, родник»

мы сможем если:

Будет достигнут результат;

Будет создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем;

Результат проекта может быть использован другими коллективами, учителями географии, биологии, экологии, классными руководителями;

Информация о проекте широко распространена;

Взрослые и дети, работающие по проекту, получили удовольствие от своей деятельности.

Дальнейшее развитие проекта:

После окончания периода основной практической работы  дальнейшую работу по проекту будут вести: Учащиеся 7 кл

   клубы и кружки природоохранной и экологической направленности.

Приложение 1

Руководство

по описанию родников и источников

в вопросах и ответах

         ГДЕ НАХОДИТСЯ РОДНИК?

Все источники на изучаемой территории нумеруются и наносятся на план или карту. Указывается положение источника к ближайшему населенному пункту, ручью, реке, озеру. Затем выясняются причины данного расположения источника. С этой целью определяются его положение к элементам рельефа, состав горных пород и глубина залегания водоносных горизонтов, их возраст. Водоносным горизонтом, как правило, является песчаный пласт. Водоупорный горизонт залегает ниже водоносного. Чаще всего это глины, но могут быть и другие породы.

 

         КАКОВ ХАРАКТЕР ИСТОЧНИКА?

         Выход воды на поверхность земли может быть различным:

а) вытекает спокойно

б) бурлит

в) бьет струйками

г) фонтанирует

Определяется характер родника визуально. В основном он зависит от напора воды. При отсутствии напора – вода вытекает спокойно, изливаясь лишь под собственной тяжестью. При небольшом напоре – она бурлит, при большом – бьет струйками или образует фонтанчик.

 

       

  КАК РАСПОЛОЖЕН ИСТОЧНИК ПО ОТНОШЕНИЮ К РЕКЕ ИЛИ ДРУГОМУ ВОДОПРИЕМНИКУ?

         Высота источника над уровнем воды в реке или ручья определяется при помощи школьного нивелира или эклиметра. При нивелировании превышение узнается сразу, а при работе с эклиметром – вычисляется на основании крутизны и длины склона.

         Глубина залегания грунтовых вод (место выхода источника) определяется по отношению к поверхности водораздела или вершине холма таким же способом.

 

         КАК ОПРЕДЕЛИТЬ МОЩНОСТЬ ИСТОЧНИКА?

         Дебит родника – это его мощность, то есть возможный расход воды. Он определяется следующим образом. При отсутствии у родника желоба, по которому стекает вода, лопатой делается углубление на дне. В срез углубления вдавливается кусок жести, согнутой в форме желоба. Под желоб ставится стеклянная банка емкостью 1 литр и по секундомеру вычисляется время заполнения банки водой. Затем рассчитывается расход воды а) за час б) за сутки.

 

         ЗАВИСИТ ЛИ КОЛИЧЕСТВО ВОДЫ В РОДНИКЕ ОТ ПОГОДЫ?

         Для установления зависимости подземных вод от времени года и погоды проводятся стационарные наблюдения: в определенный день каждого месяца, а также после дождей проводятся измерения дебита источника. На основании числовых данных строятся графики, диаграммы, показывающие зависимость состояния родника от количества осадков и сезонных изменений погоды.

 

        

КАК ВЛИЯЕТ РОДНИК НА ОКРУЖАЮЩУЮ МЕСТНОСТЬ?

         Наличие вблизи родника провалов, проседаний, оползней, размывов, болот свидетельствует о его влиянии на окружающую местность.

         Провалы – это отрицательные формы рельефа, образующиеся в результате оседания поверхностных горных пород. Они как правило имеют небольшие размеры, но крутые склоны. Образуются при растворении известковистых пород природными водами в результате выщелачивания.

         Проседания – образуются в результате выноса подземными водами мелкоземов (глинистых или илистых частиц). Обычно они имеют округлую форму, небольшую глубину, пологие склоны. Такие формы рельефа называются еще «западинами».

         Оползни – скользящие смещения горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести пласта по водоупорному горизонту при наклонном его залегании.

         Размыв – возникает в результате механического воздействия воды, стекающей по склону.

         Заболачивание – происходит в результате смыкания поверхностных и подземных вод, обычно это происходит в результате смыкания поверхностных и подземных вод, обычно это происходит в понижениях при близком расположении водоупорного пласта к поверхности. Признаками заболачивания являются: избыточное увлажнение, не просыхающие даже в жару участки, появление болотных трав (осока, камыш, тростник, сабельник, вахта, рогоз, и другие), отложение торфа.

 

         КАКАЯ ВОДА В РОДНИКЕ?

Чтобы узнать какая вода в роднике или источнике, нужно произвести ряд измерений и простых химических испытаний.

1. Температура воды. Определяется путем погружения водного термометра на 3-5 минут в сосуд с водой  сразу после ее наливания или непосредственно под струей. Напомним, что для питьевой воды гос. стандартом определяется температурный предел 7-12 градусов.

2. Плотность воды. Вода из источника наливается в цилиндр на 100 мл. Плотность ее зависит от растворенных в ней веществ. Определяется ареометром. Величина плотности записывается с точностью до третьего знака после запятой.

3. Цветность. Зависит от присутствия в воде солей железа и гуминовых кислот. Цветность можно определить путем сравнения с дистиллированной водой. Два стакана из бесцветного стекла заполняют водой: один дистиллированной, другой – исследуемой. Цвет воды рассматривают, сравнивая стаканы на фоне листа белой бумаги при дневном освещении, сбоку, затем сверху, подложив лист белой бумаги под дно стакана. Наблюдаемый цвет записывают по интенсивности окраски: бурый, светло коричневый, желтый, светло-желтый, бесцветный. Мутную воду при анализе на цветность следует отфильтровать.

4.Характер и интенсивность запаха. Определяется следующим образом:

а) ощущение воспринимаемого запаха только что набранной воды при температуре окружающей среды (землистый, хлорный, бензиновый, тухлый и др.);

б) определение запаха при нагревании до 20 градусов (воду нагревают в округлой колбе на спиртовой или газовой горелке). Для этого отбирают 100 мл воды в колбу, которую закрывают пробкой. После нагревания содержимое колбы перемешивают вращательными движениями, частично открывая пробку и определяют интенсивность запаха;

в) определение запаха при температуре 60 градусов: 100 мл воды родника наливают в плоскодонную колбу, закрывают часовым стеклом и подогревают на водяной бане до 50-60 градусов. Сдвигая стекло в сторону, быстро определяют характер и интенсивность запаха (см. Приложение, табл.1).

5.Характер вкуса и привкуса. Также можно определить вкус воды попробовав ее. При этом вначале обязательно определяют ее на запах. Исключается определение на вкус воды, оцененной по шкале запахов баллами 4 и 5.  Различают четыре основных вкуса: соленый, кислый, сладкий, горький. Все другие виды вкусовых ощущений называются привкусами. Характер вкуса и привкуса различают по ощущениям, набирая воду в рот на 3-5 секунд. В лабораторных условиях и при испытании у источника воду нагревают до 20 гр. и оценивают по пятибалльной шкале. (см. Приложение, табл. 2).

6. Кислотность воды. Для ее определения необходимо взять универсальную лакмусовую бумагу и цветную шкалу к ней. Смочив бумажную ленточку водой и сравнив цвет с шкалой определяют рН.

         Если рН = 7, вода не содержит свободных кислот и щелочей. Если рН не равна 7. то вода имеет либо кислую, либо щелочную реакцию. Время выдержки бумаги в воде около 20 сек.

7. Взвешенные примеси воды. Предварительно взвесьте на технометрических весах бумажный фильтр. Затем профильтруйте через него 200-500 мл воды из источника. Высушенный на воздухе фильтр снова взвесьте. Разница между вторым и первым взвешиванием покажет сколько граммов нерастворенных частиц взвеси содержится в воде. Рассчитайте содержание нерастворенных частиц в 1 л воды из источника.

8. Растворенные примесит воды. Мерной колбой на 100 мл отмеривается отфильтрованная вода и небольшими порциями выливается в большую фарфоровую чашку, предварительно взвешенную на технометрических весах. Выпаривание лучше проводить на водяной бане. После выпаривания чашка взвешивается и разница показывает массу растворенных веществ в г\л воды (общая минерализация).

Чаще всего родники – это выходы подземных вод пресного характера. Хотя редко, но могут встретиться минеральные источники, в которых содержание солей выше, чем в пресной воде. Если скорость истечения из них небольшая, то они не имеют широкого потребительского значения, но могут использоваться местными жителями (особенно железистые и гидрокарбонатные воды) в качестве лечебной питьевой воды.

Если величина общей минерализации превышает 5 г\л, то можно определить количественным путем наличие основных растворимых примесей; если не превышает 5 г\л, то качественный анализ в школьных условиях проводить нет смысла.

9. Качественное определение растворимых примесей воды.

Сульфаты (соли серной кислоты) определяют по помутнению воды в пробирке от растворов хлорида или нитрата бария.

Хлориды (соли соляной кислоты) определяют помутнением воды от раствора ляписа (нитрата серебра) или нитрата свинца с последующим охлаждением в струе холодной воды.

Гидрокарбонаты (соли угольной кислоты) определяют только при наличии РН, равных или больше 7. Для этого к исследуемой воде прибавляют по капле раствор соляной кислоты. Интенсивное выделение пузырьков газа без запаха свидетельствует о наличии гидрокарбонатов.

Если при выпаривании воды сухой остаток имеет желтый или желтоватый цвет, то следует сделать в разных пробирках пробы на соли железа растворами желтой и красной кровяных солей, а также родонита аммония или калия.

ЧТО РАСТЕТ ВБЛИЗИ РОДНИКА?

         Растительность вокруг родников зависит от их типа – лесные, луговые или речные родники.

         Описание растительности дается также по типам (древесная, кустарниковая, травянистая, мохово-лишайниковая) и по видовому составу.

В связи с переувлажнением местности древесно-кустарниковая растительность обычно представлена ольшаниками, ивняками, березняками, а травянистая – луговой (крупнотравной, разнотравной) и болотно-луговой растительностью. Для русла ручья характерны влаголюбивые растения из экологической группы гигрофилов купающих корни в воде): сердечник из семейства крестоцветных, луговой чай – из первоцветных, чистяк весенний – из лютиковых, осоки, мхи.

         Очень часто родники берут свое начало в крутых берегах рек. Ручей такого родника течет по пойме среди луговых растений: калужницы болотной, лютиков, поручейника, горцев и др.

        

         КТО ЖИВЕТ ВБЛИЗИ РОДНИКА?

 Такое заключение можно сделать, когда имеются дневниковые записи о наблюдениях, которые провели зоологи, посещая родник в разное время суток и время года. Ежедневно просматривая следы животных у родника можно установить не только виды животных, но и их примерное количество. Самые четкие и полные следы необходимо зарисовывать с помощью деревянной рамки с простой сеткой из тонких нитей и блокнота с миллимитровой бумагой. Узнать животное по рисунку следов можно с помощью специальных определителей, а также в беседе с охотниками и егерями.

         Интересные наблюдения можно организовать у родника за птицами. Многие птицы часто посещают водоемы или живут около них. Интересно понаблюдать за их гнездами, выращиванием птенцов, охотой и кормежкой.

        

 

КАК ПОМОЧЬ РОДНИКУ?

 

         Изучая родники, неизбежно встает вопрос как помочь роднику? Напоминаем, что если нет рядом хорошего опытного консультанта по этому вопросу – лучше не предпринимать никаких действий. Родник сложное и очень хрупкое природное образование и любое неквалифицированное вмешательство может стать для него роковым. Единственное, что можно сделать это:

         -очистить русловую часть от опавших листьев, веток и мусора;

         -несколько углубить русловую часть родника от ила и наносов.

         Мы намеренно не даем здесь никаких рекомендаций по коптажу, очистке, дренированию, ибо подобную работу можно делать лишь под руководством специалистов.

 

         КАК СОСТАВИТЬ ПАСПОРТ НА РОДНИК?

 

На каждый изученный родник необходимо заполнить паспорт (форма паспорта прилагается ниже), с тем, чтобы в дальнейшем передать основные сведения в районный комитет по охране природы. Именно на основе паспорта и описания родника в дальнейшем готовится документация по его охране и рациональному использованию.

 

ПАСПОРТ НА ИСТОЧНИК.

—         Номер источника

—         Название источника

—         Область

—         Район

—         Ближайший населенный пункт.

—         Элемент рельефа



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap