Экологический проект МОЕ ДЕРЕВО



Исследовательская и проектная деятельность в экологическом образовании Красносельская школа-интернат, Подольский район.

Тема: « Мое дерево».

Экологический проект.

Руководитель проекта: Исполнители проекта:

Елена Германовна 1.Оксана Викторовна

Андреевская Некрасова воспитатель

К.Б.Н., доцент Красносельской школы —

интернат

2.Ученики 5 класса.

ноябрь 2011 год

Цель:Привить любовь к родному краю.

Задачи иследовательской работы:

— проведение детьми экспертной оценки условий ближайщего природного окружения , изучение динамики его изменение с течением времени;

— вовлечение учащихся в исследовательскую экологическую деятильность;

— развитие и совершенствование умений реализации исследовательских проектов, навыков обобщения и графической интерпретации результатов работы;

— нравственное воспитание через изучение объектов природы и общение с ними;

— развитие творческих способностей учащихся при оформлении и презентации выполненных работ – « Мое дерево ».

Ребята мы свами живет в замечательном месте. Красносельской школы –интернат 50 лет. На территории школы произрастае разнообразные растения.

А как вы думаете сколько лет деревьям на территории школы-интернат?

Сколько видов пород деревьев на нашей территории?

Можно измерить рост дерева и как это сделать?

Эти вопросы и много другие будем иследовать в течении года и вести наблюдение за «Своим деревом».

А называться мы будем «Юные исследователи».

Этапы и сроки реализации проекта:

Подготовительный этап — 1 месяц

Реализация проекта – 1 год

Итоги работы над проектом:

В мае месяце проводится празник для начальной школы.

Тема : «Зеленый мир вокруг нас». Деманстрируются альбомы детей.

Показывается презентация с использованием фотографий .

Работа по экологическому мониторингу школьники ведут постоянно.

ВВЕДЕНИЕ Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребенка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание устойчивого развития ребенка. Частью такого потенциала является и экологическое воспитание. На современном этапе развития общества выделяется глобальная проблема экологического воспитания и образования. Человек — единственный экологический вид на Земле, который в процессе развития нарушает законы экологии. Человечество, в век стремительно развивающегося прогресса, когда разум людей достиг высочайших технологий в науке, технике, медицине, космосе, накапливает все больше и больше пробелов в экологических знаниях. Большинство людей нашей цивилизации совершенно лишены каких-либо экологических знаний и навыков.

Особое место на пути развития личности принадлежит этапу обучения в начальной школе. Это период, когда ребенка легче убедить, объяснить ему существующие в обществе экологические проблемы. В этом возрасте ребенок более доверчив и впечатлителен, близок к природе, отмечается повышенная его любознательность. В период обучения в начальных классах ребенок учится учиться, и в этот период, стоит еще раз отметить, легче привить ему экологические знания, умения, научить любить природу, беречь ее.

Для начало исследовательской работы проводится

Классный час « Экология и мы».

Цель: развивать у учащихся экологическое сознание.

Задача: направить на исследовательскую работу.

Оформление кабинета: карта Земного шара, плакаты: растения земного шара, экология на земле ( схемы, таблицы по экологии).

Учитель: Значение растительного покрова на Земле.

Растительный покров — важная составная часть природного комплекса, один из главнейших элементов ландшафта. Он определяет общий облик местности, играет большую роль в жизни природы.Как известно, только зеленые растения обладают способностью, используя энергию солнца, создавать органические вещества из углекислого газа и воды. Они являются удивительной естественной лабораторией, в которой происходит сложный процесс фотосинтеза. Этот процесс осуществляется в природе в огромных масштабах, в результате чего на нашей планете ежегодно создается много миллиардов тонн органического вещества.Велико значение растительного покрова и как источника кислорода, без которого невозможна жизнь на Земле. Зеленые растения выделяют в атмосферу огромное количество кислорода. Чтобы получить некоторое представление о масштабах этого процесса, достаточно привести такой пример. Одно дерево средней величины выделяет за сутки столько кислорода, сколько нужно для дыхания трем человекам. А сколько выделяет один гектар леса, целый лесной массив, все леса земного шара!

Зеленые растения играют чрезвычайно важную роль и еще в одном отношении: они, и только они, способны в больших масштабах поглощать из атмосферы углекислый газ и, следовательно, препятствовать его накоплению в воздушной оболочке нашей планеты. Увеличение содержания углекислого газа в атмосфере Земли имело бы самые пагубные последствия.Можно привести много примеров, показывающих, насколько велика роль растительного покрова в жизни природы. Без участия растительности невозможен процесс почвообразования — один из важнейших процессов, протекающих на Земле. Без растений невозможна жизнь диких животных — не только растительноядных, но и хищных. Растительный покров препятствует размыванию берегов рек и горных склонов, развеванию песков и т. д. Растительность влияет на атмосферу и почву, грунтовые воды и животный мир, ручьи и реки, озера и болота. Иначе говоря, это мощный природный фактор, значение которого трудно переоценить.

Дети выступают: читают стихотворения , исполняют песню

« Что мы Родиной завем? » (Приложение № 1).

Учитель: Какова роль естественного растительного покрова в жизни человека?

Растения, которые нас окружают в природе, дают нам очень многое: строительный материал самого разнообразного назначения, топливо, сырье для производства бумаги и целлюлозы, ценные лекарства, всевозможные пищевые продукты, корм для скота, дубильные вещества, необходимые для выделки кожи, материал для мебели и т. д. Всего перечислить просто невозможно. Растения природной флоры служат поставщиками множества разнообразных веществ, продуктов и материалов, с которыми человек постоянно сталкивается в повседневной жизни.3.Растительный покров важен для человека еще и потому, что это — могучий лечебный и оздоровительный фактор. Именно в природе, в окружении растений мы наилучшим образом отдыхаем, восстанавливаем свои силы, укрепляем здоровье. Многие работники умственного труда, писатели и художники, композиторы и поэты особенно продуктивно работают, находясь вне больших городов, в тесном общении с природой.Естественный растительный покров для нас жизненно важен, без него невозможно само существование человека, его нормальная жизнь. Мы и будущие поколения должны беречь и приумножать растительные богатства природы, разумно, по-хозяйски их использовать.

Многие растения становятся редкими или находятся под угрозой уничтожения, внесены в Красную книгу.

Демонстрируется призентацыя « Растение и человек». (Приложение №2).

Подготовительный этап.

Экскурсия по территории школы-интерната.

Цель: познакомить детей с разнообразием растительного мира на

территории школы-интерната.

Задачи экскурсии :

— формировать умения и навыки взаимодействия с природой;

— определить породы деревьев на территории школы- интерната;

— распределить деревья среди «Юных исследователях».

Порядок работы:

1.Класс делится на творческие группы. Каждый ученик выбирает свое дерево, за которым будет вести наблюдения и заполнятся творческий альбом.

(Приложение №3).

В альбоме выделяются 4 главы:

« Энциклопедические данные».

« Сезонные изменения» ( по наблюдениям детей записи вносятся в альбом; делают рисунки, аппликации, фотографии).

Творческая глава ( используя дополнительную литературу, дети находят пословицы, поговорки, стихи, песни, загадки о своем дереве).

4.Используя инструкционные карточки и проводя некоторые наблюдения и измерения, ребенок составляет « паспорт дерева», в котором описывает его основные показатели и их измения.

Ход исследовательской работы:

Перед работой на территории проводятся инструктаж по техники безопасности. (Приложение №4).

Оборудование для работы:

Рулетка, линейка, квадрат-сетка (20*20см), определитель лишайников и коллекция насекомых вредителей, ножик, инструкционные карточки с заданиями.

Инструкционная карточка №1.

«Основные характеристики дерева».

Назови породу своего дерева. По каким признакам ты можешь это сделать? Определите и укажите его полное название: род и вид.

С какими растениями соседствует твое дерево?

Нарисуй свое дерево или сфотографируй его? (Занеси в альбом).

Рассмотри внимательно свое дерево. Какого цвета у него ствол? Опиши, какая кора (морщинистая, гладкая,толстая, и т.п.). Определи порядок размещения веток на стволе (сделай схематический рисунок). Обрати внимание на форму и размер лисьев (хвои), цветов, плодов и семян (при наличии), их цветовую гамму.

Отбери несколько экземпляров листьев, цветов и семян дерева для гербария.

Определи примерный возраст дерева по количеству междоузлий на стволе.

Вычисли примерную высоту дерева. Тебе предлагаются два варианта.

В солнечную погоду измери длину своей тени и длину тени дерева, вычесли высоту дерева по формуле:

высота дерева= (твой рост *длина тени дерева) : длина твоей тени;

Для работы тебе понадобится линейка; выполни следующие действия: отойди от дерева на некоторое расстояние и установи линейку на уровне глаз так, чтобы силуэт дерева полностью совместился с размерами линейки, вычисли высоту дерева по формуле:

Высота дерева=(высота линейки *расстояние от глаз до линейки + твой рост от земли до уровня глаз.

Опеши форму кроны дерева: треугольная, овальная, яйцевидная, круглая, пирамидальная и др.

Определи густоту кроны. Для этого встань спиной к стволу и посмотри вверх – насколько хорошо просматривается небо через крону: густая, средней густоты, ажурная, сквозистая. При постоянном наблюдении отмечай, изменяется ли она.

8.Заполни сводную таблицу:

Порода

дерева

Ствол

Листья,

цветы ,

семена ,

плоды.

Примерный возраст

дерева

Примерная высота

дерева

Крона

а) цвет коры

б) распределение

веток на стволе

а) форма,

б) размер,

в) цвет

а) форма,

б) густота

Инструкционная карточка №2.

« Прирост дерева»

Для определения прироста выбери ветку (побег) и выполни замеры междоузлий на ней за последнее пять лет. Нарисуй ветку.

Составь таблицу и каждый год пополняй ее полученными данными:

Год прироста

Длина прироста

Средний показатель

Для вычисления среднего показателя узнай величину прироста по каждому году у других своих товарищей, которые выбрали такую же породу дерева; сложите размеры междоузлий одного года у всех исследованных деревьев и разделите на количество деревьев.

Выяви динамику изменений прироста: увеличивается, уменьшается или остается неизменным. Как ты думаешь, с какими условиями окружающей среды это может быть связано?

Инструкционная карточка №3.

«Наличие лишайников на дереве»

Отметь наличие лишайников на дереве и каждый год веди за ними

наблюдения.

Определи тип лишайников:

а) накипные – зеленая «корочка», плотно примыкающая к стволу;

б) листоватые – имеют вид чешуек или пластинок;

в) кустистые – состоят из « ветвей» или более толстых ветвящихся «стволиков».

С помощью ножика возьми небольшие пробы – сними кусочки лишайника разных видов вместе с тонким слоем коры.

3. Используя определитель лишайников, (Приложение№7) установи,

какие именно виды имеются на твоем дереве.

4.Выдели степень покрытия дерева лишайниками визуально (зрительно),

используя пятибалльную шкалу: 5 – слоевища встречаются в большом количестве, 4 – обильно, 3 – в небольшом количестве, 2 – в очень малом количестве, 1 – единично.

Определи примерную площадь покрытия ствола лишайниками. Наложи квадрат — сетку на места прикрепления лишайников к стволу и вычисли примерную площадь в квадратных сантиметрах.

Заполни сводную таблицу:

Дата

наблюдения

Типы

лишайников

Виды

лишайников

Степень

покрытия

Площадь

покрытия

ствола

Накипные

Листовые

Кустовые

Инструкционная карточка №4.

«Наличие насекомых – вредителей на дереве»

Изучи виды повреждений древесных пород насекомыми – вредителями и рассмотри их коллекцию:

(Приложение № 8)

а) скелетирование – насекомые (калиновый листоед, вишневый слизистый пилильщик и др.) выгрызают мягкие ткани листьев, сеть жилок не тронута, бывает одно- или двустороннее;

б) объедание – частичное (сохраняется конфигурация листьев) или полное (остается срединная жилка ли черешок);

в) выгрызание – насекомые прогрызают в листьях мелкие (муховый листоед, калиновый листоед) и крупные ( жуки тополевого большого усача) дырки;

г) вырезы на листьях определенной формы наносятся взрослыми насекомыми – с краю в форме «бухточек» (листовые долгоносики), овалы или окружности (пчела-листорез);

д) минирование – насекомые выгрызают внутренности листовой пластинки ( конфигурация различна – ленты, пятна, звезды):

— одностороннее с верхней стороны (тополевый слоник, блошка, дубовая моль), одностороннее с нижней стороны (тополевая моль пестрянка);

— двустороннее заметно с двух сторон – видны личинки и экскременты (березовый минирующий пилильщик, березовая волосатая моль, сиреневая моль);

е) свертывание листьев – закручивание лист или его часть, вырезанная определенным образом и склеенная в нескольких местах паутиной (листовертки, трубковерты); личинки оплетают паутиной листья, побеги, делая из них гнезда (горностаевая моль, боярышница);

ж) изменение окраски листьев ( побеление , пожелтение, покраснение) в местах питания насекомых с колюще-сосущим ротовым аппаратом

( тли, цикады, листоблошки);

з) засыхание концов побегов в результате внедрения внутрь насекомых (дубовая побеговая моль, побеговые вьюны на сосне);

и) патологические новообразования – галлы (войлочные, яблоковидные, мешковидные, почковидные, лепешковидные ) могут быть:

— однокамерные – содержат одну личинку (яблоковидная орехотворка);

— многокамерные – содержат более ста личинок ( корневая орехотворка).

Выяви типы повреждений дерева насекомыми – вредителями. Каждый год отмечай динамику данных повреждений.

Пронаблюдай за насекомыми – вредителями на твоем дереве и оцени частоту их встречаемости в баллах: 1 – массово, 2 – средней степени, 3 – единично встречающиеся. С помощью учитель, вместе со своими товарищами можешь собрать коллекцию насекомых-вредителей пришкольной территории.

Определи наличие механических повреждений на дереве: дупла, следы рубок, пожара и др.

Оцени степень повреждения твоего дерева ( от механических воздействий и насекомых – вредителей) в баллах – 1 – сильное повреждение, 2 – среднее повреждение, 3 – слабое повреждение.

Заполни таблицу:

Показатели

Повреждение дерева

Насекомыми-вредителями

Механические

Тип повреждения

Степень повреждения

Вид повреждений

Частота

встречаемости

Инструкционная карточка №5.

« Категория состояния дерева»



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap