Экологическая мораль или правила доброго поведения



Экологическая мораль или правила доброго поведения

Вы уже знаете, что мораль – это правила доброго поведения. Давайте теперь подумаем, распространяются ли правила морали на отношение человека к природе. Вот, например, если мы сделали что-то плохое другому человеку, мораль нас осуждает, говорит, что мы совершили злой поступок. А если мы сделаем что-то вредное природе, можно ли сказать, что мы сотворили зло? Можно ли назвать наш поступок аморальным, безнравственным?

Возможно, у вас уже готов ответ, однако не торопитесь. Вопрос не такой простой, как кажется.

Дело в том, что люди издавна по-разному относятся к природе. Есть сторонники господства над природой.

Они считают, что человек – царь и властелин природы и может распоряжаться её богатствами, как ему заблагорассудится. А ещё они любят повторять, что природа враждебна и равнодушна к людям. Чтобы она служила человеку, её нужно постоянно покорять, заставлять работать на себя, а моральные правила существуют только для людей и на природу не распространяются.

Но есть и другие люди – сторонники сотрудничества с природой. Они считают человека частью природы и не согласны с тем, что природа враждебна и равнодушна к людям. Всё как раз наоборот, считают они: природа щедро и бескорыстно отдаёт людям всё, что имеет. Нужно только потрудиться лучше понять законы природы и не нарушать их, иначе природа может и наказать.

Сторонники сотрудничества уверены, что моральные правила должны распространяться на отношения человека с природой.

Возьмём главное правило морали – золотое правило – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Сторонники сотрудничества с природой утверждают, что в наше время, когда возникли тяжёлые экологические проблемы, вызванные неразумной хозяйственной деятельностью человека, нужно научиться по-новому относиться к природе. Поэтому золотое правило морали следует дополнить, включить в него и отношение к природе. Тогда получится, что не только к людям, но и к природе нужно относиться так, как вы хотите, чтобы она относилась к вам.

Всё очень просто и ясно: хочешь, чтобы не было экологических катастроф, научись относиться к природе по-человечески, ответственно. Не научишься – быть страшной беде.

Такое новое отношение к природе стали называть экологической моралью. Главный смысл экологической морали – научиться поступать так, чтобы не навредить окружающей среде, не делать ей зла.

Три главных правила экологической морали:

1.Я лично несу ответственность за сохранение природы.

2.Я не причиню зла живому – цветку, дереву, птице, животному. И, конечно, человеку.

3.Я помогу любой жизни, которой могу помочь, — цветку, дереву, птице, животному. И, конечно, человеку.

Предшествующие экоэтике этические учения исходили из предпосылок, что при всей активности человека, природа, ее системы остаются неизменными; действия, направленные на нечеловеческий мир, должны оставаться этически нейтральными; вся традиционная этика была, в основном, антропоцентрична.



С усилением хозяйственной деятельности в Древней Греции в общественном сознании происходил процесс отделения богов от природы. Деятельность человека все больше приобретала характер утилитарного пользования. Возникает поиск норм человеческого поведения в мире самого человека. Соответственно, в классический период античной культуры стало складываться новое отношение к природе. В позднеантичную эпоху римляне продемонстрировали способность использовать ресурсы природы в своих интересах. Они рассматривали природную среду так, как если бы она была одной из захваченных ими провинций.

В миропредставлениях восточных мудрецов природа оказывается громадным животным, наделенным собственной волей и развитой нервной системой. Под влиянием этих воззрений известный японский специалист по молекулярной биологии Д. Икеда выдвинул идею, что рано или поздно вся Земля должна быть признана сверхорганизмом. Согласно буддизму — все в одном, один во всем. Древнекитайское общество поощряло наблюдательное отношение к природе. Человек в таком обществе старался проникнуть как можно глубже в суть естественного мира и использовать в природе источники энергии, до минимума сводя своё вмешательство в природные механизмы.

Реализация принципа «у-вэй» (невмешательства) оставляет вещи в покое, позволяет природе идти своим путём, извлекает пользу из природы вещей без их изменения, даёт знания о том, как обойтись без вмешательства. Термин «у-вэй» — великое правило даосизма, пронизывающее восточное миропонимание.

В религиозной японской традиции «синто» нет нравственных заповедей, норм праведного поведения или предостережения против грехов. Синто был порождён обожествлением природы. Особенностью традиционного отношения к природе в Японии является концепция «Человек – дитя природы». Японский термин «природа» («содзэм») означает «быть, как это есть» или «гармонировать со средой». Японцы никогда не противопоставляли себя природе. Именно синтоистская вера воспитала в них чуткость к природе, умение наслаждаться её бесконечной переменчивостью, радоваться её многоликой красоте.

В Средние века духовная жизнь определялась библейскими нормативами. Они призывали человека жить в самоотречении, дабы попасть в рай. Основными чертами отношения человека к природе, которое присуще иудео-христианской традиции, являются противопоставление духа человека его телу, представлению о том, что Бог санкционировал господство человека над всеми живыми существами.

В современном мире природные факторы имеют ценность лишь в контексте прогрессивного развития человечества. Объектом моральной оценки и регуляции является не природа сама по себе, а отношение к ней.

Экологическая этика изучает нравственное отношение человека к природе с целью гуманизации и гармонизации в системе отношений «человек — природа», «общество — природа». Основное свойство, присущее экологической этике, связано с тем, что приоритетной в ней остается забота о природных условиях существования будущих поколений.

Экологическая этика ставит вопрос, обращая внимание по существу на мировоззренческую проблему. Какой смысл существования человека во Вселенной и Вселенной в человеке? Конкретным преломлением этой фундаментальной мировоззренческой проблемы являются вопросы: должны ли принципы экологической этики основываться на признании внутренней ценности природных систем? Или объектом моральной оценки и регуляции является не природа сама по себе, а отношение к ней?

Недавно такая постановка вопроса показалась бы надуманной, поскольку каждому было ясно, что природа дана человеку в естественном виде, она существовала задолго до возникновения самого человека и продолжает существовать независимо от него. Однако в наши дни считается, что в систему социальных ценностей должны быть включены не только явления общественной жизни, но и природные явления, составляющие естественную среду жизни общества.

Прежний антропоцентризм исчерпал себя, в силу своей односторонности стал серьезной помехой на пути преодоления экологических трудностей человечества, так как если человек по-прежнему будет сосредотачивать внимание на себе самом и своих потребностях, то разрушаемая им природа будет мстить человеку за недостаточное внимание к ее нуждам.

Список литературы

1. Бганба-Церера В.Р. Экологическая этика. — М.: Мысль, 1998.

2.Бганба В.Р. Социальная экология. — М.: Высшая школа, 2004.

3. Бганба-Церера В.Р. Становление экологической этики. – М.: СК «Сфера», 1992.

5. Василенко Л.И. Отношение к природе как нравственная проблема // Экология: Пути выживания и развития человечества. — М.: Мир, 1998

6. Гирусов Э.В., Мамедов ИМ. Экологическая культура. Культура: теории и проблемы. – М.: Проспект, 2002.








sitemap
sitemap