ЭККЛЕЗИОНИМЫ БАРГУЗИНСКОЙ ДОЛИНЫ



Управление образования МО «Курумканский район»

МБОУ «Курумканская средняя общеобразовательная школа № 2»

Секция: География

топонимы культовых мест Баргузинской долины

Выполнил: Тарасов Батор, учащийся 11 класса

Руководители: Гармаева Баирма Модосоевна,

учитель бурятского языка

Бадмаева Туяна Владимировна,

учитель начальных классов

Курумкан

2012 г.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3

Культовые места Баргузинской долины ………………………………………………4

Заключение…………………………………………………………………………….9

Список использованной литературы.

Приложения

Приложение 1. Сборник топонимов культовых мест

Приложение 2. Сборник топонимических легенд и преданий

Введение

Изучение топонимов – один из способов познания родного края. Топоним (от греч. topos — место и onyma – имя) – это имя собственное, название любого географического объекта. Они возникли и развились исторически в пределах географически определённой территории. Среди топонимов Баргузинской долины особое место занимают названия культовых мест. К ним относятся собственное имя места совершения обряда, церкви, часовни, священного камня, источника, места, дерева.

Возрождение национальной культуры и традиций, в том числе и религиозных, обусловило интерес к святым местам. Также в последние годы с развитием туризма в Байкальском регионе возрос поток туристов и паломников в наши места. Поэтому важно знать историю происхождения названий святых мест.

Целью работы является исследование этимологии существующих топонимов культовых мест Баргузинской долины.

Задачи:

изучить теоретический материал по топонимике;

— собрать и систематизировать топонимический материал о происхождении названий святых мест;

— составить картосхему расположения святых мест Баргузинской долины;

— оформить словарь топонимов культовых мест и сборник топонимических легенд и преданий.

Предмет исследования: топонимы Баргузинской долины

Объект исследования: топонимы культовых мест Баргузинской долины

Методы исследования: изучение и анализ специальной литературы, сбор и фиксация топонимического материала, метод описания, метод опроса, метод классификации и систематизации материала.

Краткий обзор литературы. Изучение географических названий Баргузинской долины имеет давнюю историю. В историко-этнографическом очерке «Из прошлого и настоящего баргузинских бурят» учителя географии Барагханской средней школы, краеведа, Г. Э. Дамбаева дана краткая характеристика некоторых топонимов Баргузинской долины. Также учителями Баргузинского района Л. Г. Цыдыповой, А. И. Колмаковой, Т. С. Филипповой в книге «Над седой Баргузинской долиной» рассказано о происхождении и лексическом значении географических названий на территории Баргузинской долины. В монографии кандидата исторических наук Б. Ц. Гомбоева широко рассматриваются вопросы по истории возникновения и функционирования культовых мест, раскрываются вопросы традиционного мировоззрения и особенности обрядовой практики. Решение задачи описания культовых мест Баргузинской долины основывается на данной монографии. Кроме того некоторые топонимы встречаются в топонимических словарях Бурятии.

В ходе выполнения исследовательской работы знакомились с некоторыми научными трудами по топонимике. С особым интересом работали по книге А. В. Суперанской «Что такое топонимика?», Л.В. Шулуновой «Ономастика Прибайкалья», глубоко раскрывающей многие вопросы топонимики бурятского и русского языков на материале нашего региона. Большую помощь в систематизации топонимического материала оказало учебное пособие «Руководство по сбору топонимического материала» Л. В. Шулуновой.

Культовые места Баргузинской долины

Пространственная среда человека складывается из всего того, что его окружает и играет особую роль в его жизни. У каждого человека есть места, связанные с памятью о прошлом, с его родом. К таким местам относятся культовые места. Одним из главных признаков выделения культовых мест является наличие мифов и преданий, слухов и поверий, связанных с историей возникновения этих мест. В Баргузинской долине находится большое количество культовых мест.

Одним из самых главных культовых объектов в Баргузинской долине считается священная гора Бархан – уула. Согласно тибетским представлениям, в Бурятии есть пять основных «сабдаков»- мест, где живут главные духи. Самая северная из них – священная, овеянная легендами гора Бархан-уула, охраняющая буддийское учение с севера. По преданиям, Бархан-уула – это сакральное пристанище, где пребывают небожители Бархан Баабай и Хажар Сагаан Нойон, хозяева Баргузинской долины. Согласно другой легенде, на священной горе много веков назад был похоронен, известный баргутский правитель и предок бурят Баргу-батор. Недалеко от вершины, на плато Тэптээхэй, расположено почитаемое с давних времен обоо, установленное в честь духа горы. Это ламаистский знак, обозначающий вечность и бесконечность мироздания. Священную гору Бархан – уула первыми стали почитать древние эвенки – охотники. Тогда они проживали на левой стороне р. Баргузин, на просторах Куйтунских степей, у подножия Икатского хребта. В то время долина р. Баргузин находилась под водой. Горные хребты, в частности Бархан – уула, эвенками именовалась бар(к)хан хада — “величественная гора”.

Люди, выходящие в дальнюю дорогу, испрашивают благословения у Бархан – баабай, чтобы сопутствовали удача и благополучие.

По степени важности и почитания выделяются Аллинские гольцы, название которых происходит от гидронима Алла. Произошло это название от эвенкийского слова «олло», что в переводе на русский означает «рыба». “Хозяевами” священной горы являются два скальных образования Сахилтаар и Буралтаар. Сахилтаар и Буралтаар являются конями божественных братьев, которые являются духами – хозяевами этих мест. Они охраняют мир и сказочную красоту края. Этот уникальный природный памятник существует только в нашем крае.

Есть еще одна известная гора Шаастиин Yндэр (вблизи села Улюкчикан), почти равная по высоте горе Бархан – уула. В переводе с бурятского название горы Шаастиин Yндэр означает «шестая высота».

Святой Нос – полуостров на Байкале, по бурятски Хилмэн – Хушуун, буквально значит «морда (нос) осетра». Название нос имело у русских путешественников XVII – XVIII веков значение мыс: так сначала был назван самый южный острый мыс – «нос» полуострова. Это имя затем перешло на весь полуостров.

Возле села Шаманка находится священная гора Дээдэ баабай (дословно с бурятского: «отец — небожитель», или «отец, проживающий в верховьях реки»).

Вблизи села Улюкчикан весьма почитаемо культовое место Нүхэтэй хада (дословно: скала с отверстием). Это место по преданиям считают местом, излечивающим от бешенства.

Скалы Сувинская Саксония находятся в районе с. Суво. Скалы компактно расположены на степных склонах сопки у подножия Икатского хребта. На вершине горы они образуют живописную группу, напоминающую развалины замка, с громадными каменистыми башнями и узким скальным ущельем между ними. Известно, что скалы служили шаманским культовым местом эвенков. На эвенкийском языке «Сувойя» или «Суви» означает «вихрь». Среди местных бурят существовало поверье, что в скалах живут «хозяева» Суво Тумурши – нойон и его жена Тудугиш – хатан, в честь которых были установлены обоо и деревянный бурхан.

В 15 км от с. Суво расположен «Ининский сад камней», который представляет собой громоздящиеся в степи разного размера и разных пород (а значит и цветов) камни. Повсюду, как бы «вырастая» из-под земли возвышаются глыбы гранита, некоторые достигают 4-5 м в диаметре. Один из исследователей озера Байкал В. В. Ламакин считал, что нагромождения крупных глыб являются моренами (ледниковыми отложениями) периода древнего максимального оледенения, произошедшего более 100 тыс. лет тому назад. По другой версии, ининские глыбы образовались в результате недавнего гигантского выброса крупноглыбового материала, носившего катастрофический характер. Также интересными формами выделяются камни Yхэр – шулуун, Грибок (Сфинкс), скалы Камнига, Птенчик, Голова. (Приложение 1. Cловарь экклезионимов).

Святыней Баргузинской долины считается камень Буха – Шулуун (дословно: бык – камень), который расположен по дороге из с. Суво в с. Бодон. (Приложение 2. Сборник топонимических легенд и преданий).

Самое посещаемое место в Баргузинской долине место поклонения богине Янжиме. Это место находится в 3 км от с. Ярикто. В 1996 году была обнаружена скала с изображением танцующей богини Янжимы – покровительницы материнства, ума и красноречия. Под каменной плитой нашли ритуальные чашки – суксэ, деревянный ящичек с пирамидой тысячи Будд. В этой местности сооружен буддийский храм. Ежегодно проводятся обряд поклонения богине Янжиме.

В нашей долине особым почитанием пользуется священный камень Хээр-шошого в местности Шэнэгальжин. Название священного камня Хээр-шошого переводится «как боязнь, или страх в степи». Как пишут исследователи — этнографы М.А. Дэвлет и Г.Ф. Меллер отмечали, что подобные памятники местное население называет “заставляющая вздрогнуть скала”. Издавна жители Баргузинской долины возле Хээр-шошого устраивали молебны с обильными угощениями в дар богам. Эта скала по форме напоминала древнеегипетского сфинкса, а если посмотреть на нее с Запада, то была похожа на огромного окаменевшего ящера, поднявшегося на передних лапах с приподнятой головой, обращенного на юг. Люди с древнейших времен смотрели с удивлением, и может быть со страхом, на это диковинное чудо и оно стало почитаемым ими.

Останцовая скала Үүдэн-Шулуун (дословно Дверь-камень) также является культовым местом. Она представляет собой каменные ворота длиной 70 м, шириной 15-20 м, высота стен 10-15 м. Стены каменных ворот расставлены огромными каменными плитами так ровно, что даже удивится иной мастер — строитель. У этих скал в середине есть отверстие, напоминающее дверь. Есть поверье, что, пройдя через эти «двери», бездетные супруги становятся счастливыми родителями. Рядом с «Каменными воротами» возвышается зеленая сопка «Баян Толгой» — (богатая вершина или богатая голова). На этой горе раньше находился мунхан – маленькая избушка-молельня. В мунхане были полки, на которых находились бурханы, лампады, хурдэ и.т.д. Находится в 5 км на северо-восток от Хээр-шошого.

Одним из самых распространенных культов в северной части Курумканского района является поклонение духам-хозяевам лечебных источников. Лечебные источники Курумканского района издавна славились целебными свойствами не только в республике, но и далеко за её пределами. Среди них можно выделить Буксэхэнский холодный источник — «Серебряный аршан». Местность Буксэхэн получило свое название от одноименного гидронима, являющегося правым притоком р. Баргузин, в переводе с эвенкийского означает «перепутье». Буксэхэнский источник берет свое начало из-под крутого скального выступа. Характерной особенностью является высокое содержание серебра. Местные жители считают, что целебными силами обладают не только аршан, но и окружающие его величественные горы и сосновый бор.

Аллинский термальный источник, известный еще с середины XIX века, расположен в живописнейшем месте каньонообразного ущелья у подножия священных гор Бууралтаар и Сахилтаар. На поверхность выходит более 50 ключей. Согласно одной из легенд, давным-давно эти источники открыл бурятский силач Билдашкиин Бадма, подняв камень весом в 4 тонны.

Заслуженной славой пользуются Кучигерские термальные источники, которые в сочетании с илом образуют лечебные грязи. «Кучигер» в переводе с эвенкийского означает «укроем» или «место, окаймленное сопками». О силе его лечебных грязей ходят невероятное множество легенд! Горячие водно-грязевые источники известны с XIX века. О них говорили, что Кучигер заставляет бегать человека, который ранее годами лежал. Здесь могут показать своеобразный музей под открытым небом, где экспонатами являются костыли и трости, которые оставили, как свидетельство своего выздоровления отдыхающие. Легенда гласит, что хозяйка Кучигерских источников – змея. Она оберегает эти места от шумных вторжений туристов, не знающих правила поведения на источниках. Здесь не положено шуметь, распивать спиртные напитки и тревожить покой отдыхающих.

Сеюйский термальный источник, расположенный на левом притоке реки Хахархай образует изумительное озерцо с серебристо-голубым дном в форме человеческой ноги, не замерзающее в самые лютые морозы. Существует легенда, что в этих местах проходил великан и после этого появилось озеро, очертания которого напоминают след человеческой ноги. Топоним Сею (Сея) с бурятского «сээл» означает «омут, пучина, глубь».

В долине красивой, стремительной горной реки Гарга, у подножия Икатского хребта расположен Гаргинский термальный источник. Топоним Гарга произошел от маньчжурского «гаргань», что означает «ветка багульника». Источник был описан еще в 1775 году известным русским путешественником академиком И. Г. Георги. Термальные воды выходят на поверхность из небольшой пещеры в скальном выступе. По своему составу и содержанию лечебных компонентов вода Гаргинского источника близка водам Ниловой пустыни (Тункинский район, Республика Бурятия).

Умхейский источник расположен в 100 км от районного центра с. Курумкан. Основной выход горячих источников расположен на острове и по берегам реки и образуют 7 групп со 146 источниками. Топоним Умхэй с бурятского переводится как «вонючий, тухлый», так как вода имеет характерный запах сероводорода. По поверьям, источники обладают целебной силой только благодаря воле и желанию эжинов (хозяев) этой местности и приносят исцеление только тем, кто неукоснительно подчиняется хозяевам аршанов. Именно в таких местах, у источников в Алле, на лечебных грязях в Кучигере, Умхее, местные жители после исцеления проводили обряд жертвоприношения “хозяевам” святых источников, либо “хозяевам” окружающих гор.

У озера Боолон-Тумур, где берет начало река Баргузин, за священной горой Чум находится древнее место поклонения племени баргутов. По преданиям на берегу озера жил могущественный шаман, который даровал дожди и воду. Представители эвенкийских родов совершают обряды поклонения родовым покровителям, хозяевам местности и хозяину воды бассейна реки Баргузин – Боолон Тумур. В наши дни на месте шаманского жилища установлен молитвенный столб – священное обоо, с древними письменами на санскрите.

Знание происхождений топонимов важно, прежде всего, в духовном развитии человека, в понимании своего места в мире, в умении жить в гармонии с самим собой и окружающим миром. А также через понимание названий мест возможно сохранение народных обычаев, природы родного края.

Заключение

Изучив теоретические вопросы и проанализировав полевые материалы, приходим к выводу:

1. Топонимы можно назвать зеркалом истории или даже своеобразными окнами в прошлое. Топонимы культовых мест являются своего рода кодом исторической памяти.

2. Именослов каждого народа формируется в течение веков. Имена мест, окружающих человека, неразрывно связаны с историей и культурой народа. Они накапливают в себе уникальные сведения об истории, культуре, языке людей, живущих в местах, обозначенных этими именами.

3. Топонимика Баргузинской долины своеобразна и многослойна, т.е. наблюдается напластование разноязычных географических названий. Это явление закономерно и обусловлено многовековой историей края. Языковое разнообразие топонимии свидетельствует о пребывании в долине разных по языку племен и народов.

4. По результатам исследовательской работы составлена картосхема расположения святых мест Баргузинской долины, оформлен словарь топонимов и сборник топонимических легенд и преданий. В словаре описано около 60 топонимов.

Список использованной литературы

1. Бурятско-русский, 1973—Бурятско-русский словарь. М., 1973.

2. Географические названия Республики Бурятия: топонимический словарь / сост. Дамбуев А. И., Манжуева Ю. Ф., Ринчинова А. В.—Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2006.—241 с.

3. Гомбоев Б. Ц. Культовые места Баргузинской долины./Монография. — Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2006. — с. 72 — 94.

4. Дамбаев Г. Э. Из прошлого и настоящего баргузинских бурят // Историко-этнографический очерк/.—Улан-Удэ, 1970. — с. 10-14.

5. Дэвлет М. А. Петроглифы на дне Саянского моря (гора Алды-Мозага). М.; 1998.

6. Мельхеев М. Н. Топонимика Бурятии. История, система и происхождение географических названий / Мельхеев М. Н.—Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1969. — 186 с.

7. Руководство по сбору топонимического материала/ сост. Л. В. Шулунова. – Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2005. – 22 с.

8. Суперанская А. В. Что такое топонимика? /отв. Ред. Г. В. Степанов. – М.: Наука, 1985. – 177с.

9. Шулунова Л. В. Ономастика Прибайкалья. Улан-Удэ, Бурятское книжное издательство, 1995 г. – 207 с.

10. Цыдыпова Л. Г. Над седой Баргузинской долиной / Цыдыпова Л. Г., Колмакова А. И., Филиппова Т. С. — Улан-Удэ. — 112 с.



sitemap
sitemap