Что есть вера Сравнительный анализ взглядов Л Толстого и Л Андреева на православную к



Что есть вера?

Сравнительный анализ взглядов

Л. Толстого и Л. Андреева на православную культуру.

Работа ученицы 11 «А» класса МБОУ гимназии № 4 Гаврилиной Людмилы.

Учитель Арамян Н.Г.

Православие сыграло в становлении всей русской культуры, а тем более литературы, одну из основных ролей. Во-первых, письменность стала складываться в развитую систему только после крещения Руси и создания кириллического алфавита, во-вторых, распространение получили переведенные на церковно-славянский язык книги для богослужений, в-третьих, проведение церковных обрядов на национальном языке дало мощный толчок для развития письменности и грамотности. Долгое время русское общество и искусство существовали в рамках церковной культуры и литература была тесно связана с православными традициями и обычаями. Процесс отделения православия от русской культуры в нашей стране начался довольно поздно, только в XVI веке русская литература начала приобретать черты светскости. Но, несмотря на это, церковь, вера оставалась одной из главных тем для многих писателей и поэтов. Полное отделение от церкви произошло к XIX веку, ставшему временем наивысшего расцвета русской литературы. Однако она не утратила тот мощный духовно-нравственный заряд, который давало ей православие, и вплоть до революции 1917 года сохраняла живую связь с церковной традицией.

Многие писатели и поэты (А.С. Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков, А.К. Толстой А.П. Чехов и др.) отчетливо видели ведущую роль церкви в воспитании и просвещении русских людей и уделяли достаточно большое внимание православной вере в своих произведениях.

И если все вышеупомянутые писатели пришли к осознанию истинности и спасительности веры, то такой величайший русский писатель, как Л.Н. Толстой, наоборот, отошел от православия и встал в открытую оппозицию к церкви. Он говорил: «Я был крещен и воспитан в православной христианской вере. Меня учили ей и с детства и во все время моего отрочества и юности. Но когда я 18-ти лет вышел со второго курса университета, я не верил уже ни во что из того, чему меня учили». После бездумного и безнравственного образа жизни в молодости, о котором с потрясающей откровенностью рассказывал Толстой, он, пройдя долгий путь поиска истины, общения с официальными представителями Церкви, монахами и странниками, писатель вернулся к вере. Однако в христианстве он воспринял только нравственную сторону, вся же мистическая сторона, включая Таинства Церкви, осталась для него чуждой. В историю русской литературы Толстой вошел как великий писатель, автор романов «Война и мир» и «Анна Каренина», многочисленных повестей и рассказов. Однако в истории православной церкви он известен как богохульник и лжеучитель, посеявший в рядах верующих соблазн и смуту. Писатель обрушивался на Православную Церковь с резкими и злобными нападками, а в роман «Воскресение» включил карикатурное описание православного богослужения, которое представлено как серия «манипуляций» над хлебом и вином, «бессмысленное многоглаголание» и «кощунственное волхвование». Толстой был отлучен от церкви и стал первым в истории русской литературы писателем, решившим оспорить и изменить до этого незыблемые для всех законы, традиции и обычаи. Этот случай породил огромное количество слухов, противоречивых суждений, ведь до того ни один из русских писателей, сопоставимых с Толстым по силе художественного дарования, не враждовал с православием.

Эта история и сейчас волнует множество людей. До сих пор однозначного мнения о том, почему же Толстой был уличен в антихристианской деятельности, почему «посвятил свой литературный труд и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви», а главное, каковы истинные причины отлучения его от церкви.

Обратимся к знаменитому ответу Толстого на определение Священного Синода, который был опубликован во всех русских газетах. «…Я убедился, что учение Церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же — собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающего совершенно весь смысл христианского учения,» — говорил писатель. Толстой отвергал все таинства церкви, считая их ненужными и в некоторой степени бессмысленными действиями, которые никоим образом не подтверждают и не показывают истинную веру человека. Стоит отметить, что писатель до последних дней жизни был не до конца уверен в правильности выбранного пути конфронтации с церковью. Отсюда и его постоянные поиски истины, поездки в Оптину пустынь, желание поселиться в монастыре и просьба прислать к нему, умиравшему на станции Астапово, оптинского старца Иосифа (тот болел, и в Астапово послан был другой старец, Варсонофий). Отрицая таинства церкви, Толстой ни в коем случае не отвергал вечные православные ценности. По мнению писателя, зачастую обряды, традиции и всевозможные правила заменяют настоящую веру в душе человека. Христос учил людей любви, доброте, честности, и именно эти понятия должны брать люди из православия. Вера – это не только соблюдение обрядов и всех правил, это, прежде всего, следование высшим ценностям. Таким образом, Толстого вряд ли можно назвать богохульником или ярым противником Церкви, его лишь возмущали искаженные представления о православии многих современников, поэтому он так истово пытался обратить внимание людей на то, что они превращают веру в бессмысленное следование правилам, поэтому писал произведения, в которых некоторые критики находят богоборческие мотивы. Писатель пребывал в постоянном поиске истины, переживал за судьбу своего народа и родной страны, оттого и проблема православной веры, игравшей важнейшую роль в жизни российского общества, так волновала его.

Похожее событие произошло в русской истории еще раз, вызвав огромный общественный отклик и волну возмущения и недовольства. Великий русский писатель ХХ века Леонид Андреев создал несколько абсолютно нестандартных произведений, в которых многие увидели богоборческие мотивы. В своих творениях писатель выразил свои, очень сложные и совершенно непохожие на чьи-либо другие противоречивые взгляды. «Иуда Искариот», «Дневник Сатаны», «Жизнь Василия Фивейского» — это своего рода попытка поколебать самые основы религии, задаться вопросами о вере и Боге. Но, на мой взгляд, основной задачей писателя явилось не столько отрицание религии и пересмотр православных догм, сколько попытка ответить на вопрос, что же заставляет человека верить, что дает ему вера и что способно пошатнуть эту, казалось бы, устойчивую и недвижимую силу. Он пишет о своем понимании веры, не отрицая ее, а, наоборот, подтверждая ее силу в нравственном воспитании человека. И если Толстой борется со слепым следованиям обычаям, то Андреева интересует, что же именно ведет человека к обращению к Богу. Эти писатели в чем-то близки своими, казалось бы, антихристианскими мыслями, однако, на самом деле, оба они задаются сложнейшими философскими вопросами.

Взгляды Андреева особенно ярко выражены в повести «Жизнь Василия Фивейского». Основная мысль произведения, по словам писателя, в том, «что не философствующий, не богословствующий, а искренно, горячо верующий человек не может представить бога иначе, как бога-любовь, бога-справедливость, мудрость и чудо». И правда, разве Господь не учил людей любви, доброте, честности? Он учил их всему тому, что принято считать истинной добродетелью, тем качествам, которые должен иметь настоящий человек. Так не это ли есть вера? Внутренняя сила, ведущая нас по жизни, поддержка в трудный момент.



Главный герой повести Василий Фивейский, будучи служителем церкви, усердно верил в Бога и старался соблюдать все обычаи и правила. Но многочисленные несчастья и горести, которые пришлось ему пережить, пошатнули в нем эту веру. Он не смог найти ответ на вопрос, за что же такие наказания и испытания посланы ему свыше, ведь его вера так сильна. Трагические события жизни заставили Фивейского впервые усомниться в разумности господних деяний. Его отчаянный крик «Я — верю!» был некой защитой, попыткой самому себе доказать силу собственных убеждений и верность религии. Это крик не только отчаяния, но и боли, надежды на спасение. Однако жизнь продолжала мучить Фивейского и дальше, что делало его веру еще более фанатичной, всепоглощающей, он ждал необъяснимого чуда и старался убедить себя в том, что рано или поздно он заслужит помилования Господа.

Такое поведение несколько похоже на то, что осуждал Толстой. Сила веры должна заключаться не в убеждении самого себя в этом, не в соблюдении множества правил и даже не в постоянных молитвах. По мнению обоих писателей, истинная вера та, к которой человек пришел сам, искренне пожелав обратиться к Богу, причем не только в период трудностей и проблем. Вера – это способ избавления от всех несчастий, а не способ сделать свою жизнь лучше. Именно это пытаются доказать Толстой и Андреев. Один, борясь с фанатичным отношениям к обрядам, второй, заставляя человека заглянуть в свою душу в поисках причин обращения к Богу.

Высшие силы послали на долю бедного Фивейского, главного героя произведения Андреева, столько испытаний, как он может все еще продолжать молиться? Таким образом, автор поднимает проблему силы веры, искренности и неподдельности человеческих убеждений. Настолько ли по-настоящему верует Фивейский?

«Православная церковь? Я теперь с этим словом не могу уже соединить никакого другого понятия, как несколько нестриженых людей, очень самоуверенных, заблудших и малообразованных, в шелку и бархате, с панагиями бриллиантовыми, называемых архиереями и митрополитами, и тысячи других нестриженых людей, находящихся в самой дикой, рабской покорности у этих десятков, занятых тем, чтобы под видом совершения каких-то таинств обманывать и обирать народ» — вот что говорил Толстой. Писатель считал, что вера должна пробуждать в человеке совесть, а соответственно он сам обязан быть в ответе за свои поступки. А значит постоянные бессмысленные и неискренние молитвы, обращения к духовенству не есть вера. Разве мало известно нам случаев, когда эти самые представители церкви и сами вели себя неподобающе своему званию. Опора и поддержка человека не эти люди, не они помогут ему справиться с трудностями, а только его собственные убеждения, ценности, моральные качества – вот какую мысль хочет внушить людям Толстой.

Андреев видит причину ложной веры в неискренности человеческих побуждений, постоянных молитвах без мыслей и чувств, Толстой — в глупом и рабском поклонении православным обрядам и традициям и несоблюдении при этом Божьих заповедей. Но никто из писателей ни в коем случае не отрицает веры и нисколько не умаляет ее роли в воспитании и нравственном становлении человека. Писатели признают истинно верующим только того, кто осознает ценность любви, семьи, чести, правды. Именно этому учил Господь. Разве можно назвать верующим того, кто живет во лжи, жестокости, разврате, но строго соблюдает все православные обряды и играет роль порядочного послушника церкви? А значит вера не в этих слепом следовании правилам ради общественного мнения или убеждения самого себя в своей нравственности. Такой предстала перед читателями, например, Кабаниха, героиня драмы А.Н Островского «Гроза». Купчиха была очень религиозна, но не верила в доброту и милосердие, заставляла всю свою семью ее бояться, считая, что основа семейных отношений – страх. Ее собственный мир складывался исключительно из земных дел и интересов. Ее беспокоило соблюдение патриархального порядка и формы. От людей она требовала в первую очередь неукоснительного выполнения обряда и чина. Разве такой должна быть истинная вера в Бога? Разве можно назвать Кабаниху по-настоящему верующим человеком? Православие не предусматривает искаженных представлений о семье, любви, доброте, какими наделил купчиху Островский, и, конечно, соблюдение всех церковных правил не делает ее православным человеком.

Именно против такого понимания веры выступали выдающие писатели начала ХХ века Лев Толстой и Леонид Андреев.

Список использованной литературы

1.Определение и послание Святейшего Правительствующего Синода о графе Льве Толстом от 20 — 22 февраля (ст. ст.) 1901 года.

2.Ответ на определение Синода от 20 — 22 февраля и на полученные мной по этому случаю письма /Л.Н. Толстой. 4 апреля 1901 г.

3.Перов Г.И. Отлучение Льва Толстого от церкви. Издательство «ЗНАНИЕ», Москва, 1964.

4.Дулуман Е.К., Глушак А.С. Введение христианства на Руси: легенды, события, факты. Издательство Таврия, 1988.

5.А. М. Корасноусов. Русские писатели в борьбе с религией и церковью. Учпедгиз. Москва, 1960.

6.А. С. Журавин. Классики русской литературы о религии, Л., 1957.








sitemap
sitemap