Черный человек



«Черный человек»

Поэма «Черный человек» сразу же, буквально с первых строк, очаровала меня, пленила глубиной авторской мысли, красочностью, необычайной простотой речи и силой чувства, вложенного в каждую строчку, в каждое слово.

«Черного человека» можно назвать поединком лирического героя, образ которого, несомненно, авто биографичен, со своей совестью, с самим собой. Это своеобразное объединение друга и врага в лице одного человека.

Необычность и сложность поэмы легко объяснимы – ведь «Черный человек» был написан в последний год жизни С. Есенина, уже зрелого мастера поэтического слова. Герой «Черного человека» ощущает себя потерянным, его рассудок мутен и воспален, душевная боль сжимает душу стальными тисками все крепче и крепче. Чувствуется, как он все сильнее удаляется от реального мира, из последних сил пытаясь удержаться за то, чего уже нет, за то, что вдруг разрушилось, рассеялось, исчезло, как мираж, как чудесное видение.

Лирический герой заглядывает внутрь себя, пытаясь понять причины страшной душевной боли, тяжкой внутренней пустоты, одиночества, холодного, как «роща в сентябре». Он обращается к другу за поддержкой, чтобы хоть как-то выжить в жестоком мире:

Друг мой, друг мой.

Я очень и очень болен.

Сам не знаю, откуда взялась эта боль.

Сергей Есенин приникает в недра израненной души своего героя и с горечью обнаруживает, что там, в глубине, «ветер свистит над пустым и безлюдным полем».

С поразительной силой и яркостью в поэме отражены страшные, мучительные переживания, что терзают лирического героя, отнимая у него покой и сон. Он, оставшись наедине с собой, чувствует тяжелое, леденящее дыхание смерти, которая в эту морозную, пустую, ночь смотрит ему прямо в глаза. В те измученно – печальные глаза, что не умеют лгать ни себе, ни другим.

Мы становимся свидетелями осознанной (может быть, и не в полной мере) душевной борьбы человека с самим собой, человека, читающего древнюю книгу жизни, книгу открытой правды. Лирический герой делает попытку проанализировать самого же себя изнутри, пытается понять, чего он хотел от жизни и чего добился.

Ах, положим, ошибся!

Ведь нынче луна

Луна. Желтая и холодная, совершенно чужая. Она рождает на земле тени и обман, населяет ее коварными призраками прошлого. А их так легко принять за настоящих людей, за живой мир! Но плохо будет, если последуешь за призраком или тенью, потому что неизбежно ошибешься, и будет потом больно, может быть, всю жизнь.

Лирический герой ищет в себе что – то хорошее, доброе, настоящее, но «черный» опровергает все его доводы, гасит чуть загоревшийся огонек надежды.

Черный человек – это собирательный образ, включающий в себя множество противоречивых свойств лирического героя.

И на протяжении поэмы герой «уходит» в себя все дальше, углубляется в круг проблем, для него невыносимо мучительных: он подвергает душевному и психологическому анализу всю свою жизнь, свое внутреннее «я», свое место в том мире, где «много мук приносят изломанные и лживые жесты».

Поэма проникнута жалостью автора к лирическому герою, тоской по разбитой мечте.

Лирический герой самокритичен: ни один недостаток не утаился от зоркого глаза строгого судьи, старавшегося быть беспристрастным.

Поэма «Черный человек» — величайшее, на мой взгляд, творение – представляет собой исповедь человека, «разбитого» надвое ледяным миром – безлюдным, безмолвным, зловещим.

Черный человек является к лирическому герою помимо его воли, изводит его, отнимая ясность ума. Это происходит ночью – в самое странное, волшебное время суток. Это время обмана, с одной стороны, и обнаженной правды – с другой, прекрасных грез и ужасных, порой уродливых галлюцинаций. Лирический герой «взбешен, разъярен», потому что именно в этот момент его внутреннее «я» беззащитно перед обнаженной правдой. Герой хочет избавиться от непрошеного гостя.

Черный человек!

Ты прескверный гость.

Жест отчаянья, почти безумия – трость, брошенная в «черного человека». И реакция – «месяц умер», «синеет в окошко рассвет». Сумрак исчез, развеялся сон, тени сменились реальными предметами.

Герой ощущает себя разочарованным и усталым:

Я в цилиндре стою.

Никого со мной нет.

Я один

И – разбитое зеркало.

До сознания его дошло, наконец, что «черный человек», который так ему тягостен, он сам и есть.

О многом говорит и последняя строка поэмы – «и разбитое зеркало». Издавна считалось, что увидеть свое отражение в разбитом зеркале – скверная примета. Мы не можем узнать, что же произошло с лирическим героем потом, когда наступило холодное утро.

Но во время своей исповеди герой поэмы приходит к невеселому выводу, что счастье «есть ловкость ума и рук». И еще одну важную мысль, своеобразный итог ночных размышлений, можно найти в строках:

Казаться улыбчивым и простым –

Самое высшее в мире искусство.

А может быть, именно этого и не сумел достичь лирический герой поэмы? Может, потому – то и разбилось хрупкое зеркало жизни?..



sitemap
sitemap