Человек в истории



Отечество — 2013

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»

Номинация «Земляки»

Тема работы

«Человек в истории».

Подготовила:

Борох Наталья Дмитриевна

учащаяся 10 класса

Муниципальное общеобразовательное учреждение Алексеево-Лозовская средняя общеобразовательная школа Ростовская область Чертковский район село Алексеево-Лозовское,улицаЛисичкина , д 63, 346010

Домашний адрес. Ростовская область Чертковский район село Алексеево-Лозовское, переулок Советский, д.5

Руководитель:

Коновалова Ольга Васильевна

учитель истории и обществознания

МОУ Алексеево-Лозовская СОШ Ростовская область Чертковский район село Алексеево-Лозовское,улицаЛисичкина, д 63 346010



c. Алексеево-Лозовское

— 2013 год —

Оглавление

Введение…………………………………………………………… …..3-5

Материал и методика исследовательской деятельности ……………4-5

3. Заслуженный учитель Российской Федерации.……………………….5-12

3. 1. Биографическая справка.……………………………………………..5-6

3. 2.Детство и юность… …………………………………………………..6-7

3. 3. В творческом поиске……………………………………………………8-9

3.4. Классная мама…………………………………………………………..9-12

4. Заключение …………………………………………………………… 12

5. Справочный материал …………………………………………………13

6. Приложение ………………………………………………………… 14-

1. Введение

Как часто и с какой легкостью расстаемся мы со старинными вещами, семейными реликвиями. Разрушаем здания ввиду их нерентабельности, ветхости. Старье, мусор…

Новое! Новое! Но что оно без старого, это новое? Без преемственности? Мы, нынешнее поколение, охвачены стремлением идти вперёд. Но я считаю, что отправляясь в нелегкий, неизведанный путь, нам просто необходимо вглядеться в прошлое. И иногда понять, что новая жизнь, новый человек впитывает в себя всё лучшее, что создано было ранее, при этом приобретая удивительную силу для улучшения жизни, созидания.

Уроки истории дают нам возможность пережить и осмыслить великие свершения прежних времён. Но чтобы не только знать историю, но и чувствовать, понимать её, при этом пополнять изученное своими мыслями, необходимо значительно больше времени посвящать работе с историческими источниками, заниматься самостоятельной исследовательской деятельностью и, прежде всего, по истории повседневности. А это, значит, обратиться к близкой нам российской истории, той, что заключена в судьбах рядом живущих людей.

Поэтому я обращаюсь к истории своего родного края с. Алексеево – Лозовское и считаю, что жизнь и судьба человека являются частью большой истории. Ведь судьбы нас окружающих людей — это отражение истории страны, народа. Необходимо хранить в памяти имена тех, чьи имена и дела могут служить достойным примером для нынешнего поколения. Таким человеком для меня является Заслуженный учитель Российской Федерации, Отличник народного просвещения Маликова Людмила Митрофановна. Она ушла… Но память о ней живёт в наших сердцах, и, я уверена, будет жить!

Куцаев А.С. (одноклассник Людмилы Митрофановны) писал: «Люся Лысенко… Боже мой! Не могу, не хочу верить, что её больше нет на этом свете! Наша Люся, наш светоч, наше солнце закатилось? Ведь она была путеводным маяком для многих. Способная, талантливая, целеустремлённая, безгрешная как ангел, она была для многих идеалом».

В связи с этим цель моей работы:

В процессе исследовательской деятельности восстановить биографические данные Маликовой Людмиле Митрофановны;

Рассмотреть её жизненный путь, мотивом и смыслом которого являлись не личные потребности, а высшие человеческие ценности, способность видеть, чувствовать многообразие и красоту мира и учить этому видению других людей.

Задачи исследовательской деятельности:

1)Исследовать имеющиеся исторические источники, периодические издания и другие информационные материалы о детстве, юности и отрочестве Маликовой Людмилы Митрофановны;

2)Провести историко-архивные исследования с использованием семейных архивов, архива МБОУ Алексеево-Лозовская сош.

3)Провести опросы родственников, учащихся Алексеево-Лозовской школы периода трудовой деятельности Маликовой Л. М., педагогического коллектива, педработников других образовательных учреждений, работников РОО по данной теме;

4)Подготовить исторические справки, исходя из структуры исследовательской работы, и провести анализ и оценку собранного материала с целью отбора достоверных фактов;

5)Раскрыть личностные качества и ценности Маликовой Л. М. , которые являются для общества значимыми, важными, необходимыми и их проявление в её разнообразной деятельности (роль труженика профессионала, семьянина, творца — созидателя, защитника справедливости и т.д.);

6)Проследить связующую нить эпохи, в которой она жила и её жизни, т.е. какие качества были сформированы под действием времени и вклад Людмилы Митрофановны в развитие образования с. Алексеево-Лозовское, Чертковского района и воспитания подрастающего поколения.

В процессе написания работы были использованы материалы семейных архивов семьи Маликовых (мужа — Маликова М., дочери — Пащенко A.M., сестры — Боркуновой С.М.); материалы семейных архивов её коллег, одноклассников, друзей и, конечно же, многих её учеников; школьный архив (приказы по учебной деятельности Ал-Лозовской школы, о личном составе учащихся, книги учёта и записи выданных аттестатов и др.), а также воспоминания учеников Людмилы Митрофановны, коллег, родственников и близких. И надо заметить, что многие с радостным трепетом делились воспоминаниями об этой удивительной женщине, с огромной душевной щедростью и высочайшим профессионализмом.

Материал и методика исследовательской деятельности

Объектом исследования является жизненный путь Маликовой Людмилы Митрофановны.

Сбор материала осуществлялся Борох Натальей, ученицей 10 класса МБОУ Алексеево-Лозовская сош в период с 01.05. по 20.11. 2012 года.

Первая часть исследования – поиск и сбор материалов из семейных архивов односельчан. Использован метод историко — архивного исследования.

В архивах моих земляков сохранилось немало различных документов, связанных с различными этапами жизни Маликовой Л.М., рассказывающих об интересных фактах ее биографии

Но, конечно же, в первую очередь я обратилась к источникам, хранящимся в родной школе. Место, которому Людмила Митрофановна посвятила наибольшую часть своей жизни. Также мне удалось пообщаться с сотрудниками школы, современниками Людмилы Митрофановны, что позволило узнать больше о ее профессиональной деятельности, отношениях с коллегами и учениками.



В связи с этим, второй частью моей работы явилось изучение имеющихся материалов, с помощью методов анализа и синтеза, что позволило выделить наиболее существенные детали биографии, позже составившие основу настоящего исследования. Архивные документы и рассказы самых близких и родных Людмилы Митрофановны, словно разрозненные части мозаики, сложились в единое целое, позволив взглянуть на эту выдающуюся в своем времени личность с разных сторон, осветить наиболее яркие и значимые качества ее характера.

Изучая прошлое, а, особенно, прошлое людей – своих земляков, важно правильно понимать и воспринимать истории их жизни. Любая биография – это символ не только времени, которое накладывает на нее свой, неизгладимый отпечаток, но символ края, где родился человек, земли, на которой он рос. Понятие Родины неразрывно связано с понятием личности, именно краеведческий метод исследования позволил мне наиболее полно представить эту связь.

3. Заслуженный учитель Российской Федерации

Маликова Людмила Митрофановна

3. 1. Биографическая справка

Маликова Людмила Митрофановна (Лысенко ) родилась в 1938 году 31 января в хуторе Паршин Облиевского района Ростовской области (запись регистрации гражданства- свидетельство о рождении №567750 ) в семье Лысенко Митрофана Ивановича и Клавдии Степановны. Кроме неё в семье были младшие дети — сестра Света и брат Юрий.

В 1955 закончила Алексеево-Лозовскую среднюю школу (запись в книге выдачи аттестатов) и поступила в Шахтинский пединститут на очное отделение гуманитарного факультета. После его успешного окончания в 1960 году по специальности русский язык, литература и история (см. приложение 1) была направлена в Алтайский край, г. Камень-на-Оби в семилетнюю школу №6 (Приказ №167 9 от 16.08.1960 г.) а в 1962 продолжила работать учителем русского языка и литературы в восьмилетней школе №9 (Приказ №154 9 от 17.09.1962 г.).

В 1964 году переехала на постоянное место жительства в с. Алексеево-Лозовское и 15 августа 1964 г. была принята в Алексеево-Лозовскую среднюю школу учителем русского и литературы на основании приказа №42 от 3.08.1964 г. Мальчевского районного отдела образования и приказа №128 . Где проработала до 1999 года 35 лет. (см. приложение 2) Награждена: медалями «За доблестный труд в ознаменования 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «Ветеран труда», грамотами МО, РОО, РК профсоюзов. Имеет звания, Заслуженный учитель России, «Отличник народного просвещения СССР», «Отличник народного просвещения РСФСР» (см. Приложение 3)

3. 2. Детство и юность

Сегодня трудно восстановить все вехи жизненного пути Маликовой Л. М. Годы, дела и события выветрились из памяти очевидцев, особенно относящиеся к ее детству и юности. Утеряны документы. Но, тем не менее, мне удалось установить, что Людмила Митрофановна (Люся – так ее называли близкие и родные) родилась 31 января 1931 года в х. Паршин Облиевского района ( приложение 4).

Но вскоре семья переехала в с. Малая Лозовка, а затем в с. Алексеево-Лозовское. Мать, Клавдия Степановна работала в Райисполкоме, а отец Митрофан Иванович председателем колхоза вспоминает Боркунова С. М. (сестра Людмилы Митрофановны).

Военное и послевоенное время выпало на хрупкие плечи маленькой, худощавой девчонки Люси. Родители занимались восстановлением народного хозяйства, руководящая работа отбирала все силы. Государство требовало от каждого максимальной отдачи — увеличенная продолжительность дня, субботники, сверхурочные работы, а в с/х ещё и отсутствие денежной оплаты труда. Высокие налоги и низкий прожиточный уровень. Поэтому в основном всю работу по дому выполняла старшая дочь, да и присматривать за сестрёнкой и братиком приходилось ей. И она справлялась, да ещё успевала хорошо учиться.

Ученицей она была очень скромной, от природы ей был дан дар, и она с лёгкостью усваивала естественные, а особенно гуманитарные школьные дисциплины. Вот только значительно долго приходилось заниматься математикой, но если что и не получалось у неё, то сидела и упорно работала над данными заданиями и покоряла вершины знаний. И при этом находила время заниматься пением и танцами, принимала участие в художественной самодеятельности. Куцаев А.С. писал: «Училась на пятерки, пела как соловей, была душой всех школьных вечеров, при этом была общительной и доброй, не зазнавалась. В младших классах я перед ней благоговел, пытался равняться на неё, стремился учиться лучше, вести себя как она».

Работая с семейными архивам Людмилы Митрофановны, я обратила внимание на большое количество фотографий совместных встреч ее одноклассников, датированных разными годами, организаторами которых являлись Марущенко Екатерина (Шелестова) Георгиевна и КуцаевВладимир Сергеевич.

Воистину они были дети войны. Некоторые из них пошли в первый класс в 1944году, когда ещё шла война (Куцаев А.С., Соколова В.И.(Губачёва) и др., книга приказов о личном составе учащихся 1943-1945гг), да только по разным причинам не смогли закончить учебный год и повторно пришли в 1945. Людмила Митрофановна поступила в первый класс в знаменательный для страны год — год Великой Победы над фашизмом. Первой её учительницей была Полищук Галина Никитична, которую ребята любили и уважали. И сегодня называют её своей мамой (Из воспоминаний Соколовой (Губаревой) Виктории Ивановны — одноклассницы и лучшей подруги Маликовой Л.М.)

В среднем звене классным руководителем была Шуркина Софья Алексеевна (учитель химии и биологии). Она смогла сохранить, да ещё и сформировать вместе с коллегами (Симонов М.И., Амарский Г.Ф., Сетраков Ф.А. и др.) новые качества классного коллектива: сплоченного, дружного, оптимистически относящегося к трудностям, где ребята проявляли доброту и заботу друг к другу, оказывали помощь в учебе, частенько занимались вместе после уроков, были честными, жизнерадостными, способными и, можно сказать, талантливыми детьми.

Людмила Митрофановна, как и другие ребята войны и послевоенных лет знала цену мирного времени. И то, что для нас школьная жизнь, регулярная, по расписанию, является иной раз повседневной рутиной, то для нее она являлась необходимой и обязательной. Ведь характерные черты сверстников той эпохи — ранее взросление, особое внимание к судьбе страны, нераздельность личного и государственного.

Особый интерес питала Люся, да и все ее одноклассники к урокам русского языка и литературы. Иначе и быть не могло: учителем был фронтовик, сам пишущий стихи — Симонов Михаил Иванович.

Он воспитывал в учениках любовь к родному языку и литературе. Людмила Митрофановна неоднократно говорила своим коллегам и родным о своем жизненном выборе, а она решила: буду учителем, как и Михаил Иванович.

Любовь к русской и зарубежной литературе, высокий уровень знаний и желание их передать другим, окончательно определила судьбу деревенской девчонки. Людмила Митрофановна в 1955 г. поступила в Шахтинский пединститут на гуманитарный факультет(приложение 5).

Имея уже такие личностные качества как честность, доброта, отзывчивость, постоянное чувство ответственности, желание сделать лучше и больше, в процессе обучения в институте она способствовала формированию и развитию профессионализма, который в последствии будет оценен как самый высокий.

Такова она была девочка, девушка, Люся…

3. 3. В творческом поиске

Удивительное место — школа! Людмила Митрофановна, однажды пришедшая сюда по зову сердца так и не смогла целых 40 лет покинуть этот вечно кипящий страстями дом. В дальнейшем ее внучка Пащенко Юлия в своем сочинении напишет: «В один из классов входит маленькая, худенькая учительница: сегодня ее первый урок. Директор школы стоит за дверью кабинета, готовый в любую минуту прийти на помощь. Но в классе – тишина !». Каждый день она с удвоенной энергией открывала детям простые чудеса великого русского языка и литературы, а они впитывали не только знания, но и мудрость жизни, которой учила эта удивительная женщина.

В 1964 году Маликова Людмила Митрофановна пришла работать учителем русского языка и литературы в свою родную школу. В которой и проработала в течение многих лет своей трудовой деятельности. Людмила Митрофановна оставила в душе тех, кого обучала не просто большой след, она оставила им частицу самой себя …Сколько их было у нее, послушных и шалунов, сообразительных и не очень, ленивых и прилежных? Но она была учителем, любящим детей, с доброй душой и открытым сердцем, относилась ко всем одинаково, не позволяла себе грубо обращаться с учащимися, ущемлять их самолюбие и достоинство, радовалась успехами каждого воспитанника, приходила к ним на помощь без замедления, проявляла доверие Людмиле Митрофановне было присуще все то, что во все времена ценилосьв человеке, то, что навсегда оставляет приятный отпечаток в сердцах людей.

«В 1964 году в нашу школу пришла работать молодой, талантливый учитель, владеющий глубокими знаниями в своей образовательной области, которые постоянно пополняла. Но можно глубоко знать материал и быть скучным на уроке. На занятиях у Людмилы Митрофановны блестели глаза у сидящих в классе ребят. Она объясняла учебный материал взволнованно, эмоционально приподнято. «Приходили к нам на урок литературные герои: и Болконский Андрей, и Пугачёв, и Екатерина вторая, и Родион Раскольников и многие другие. Мы жили единой жизнью с героями произведений, забывали обо всём на свете» — вспоминает ученица 1983 года выпуска Шевцова В.

Маликова Л.М. прививала ученикам любовь к русской и зарубежной литературе, любовь к чтению.

Это был не просто учитель, а хороший психолог, понимающий детские души, старающийся вовлечь их в новый, интересный мир знаний.

Ведь часто, мы, школьники, не хотим учиться. Не интересно. Лень… Казалось бы, оставить этого ученика в покое: тянет на «тройки», никому в классе не мешает.… Но опытный взгляд учителя подмечал у мальчишек и девчонок природный ум. «Надо только его расшевелить, направить в нужное русло», — принимала решение Людмила Митрофановна и неоднократно об этом говорила на педагогических советах своим коллегам.

Машкина В.И. вспоминает(Приложение 6): « Будучи и директором, и завучем мне приходилось работать в экзаменационной комиссии и я должна отметить, что ученики Людмилы Митрофановны показывали высокий уровень знаний. Не было троек, а о двойках, и говорить не приходилось».

Людмила Митрофановна была организатором и вдохновителем многих творческих начинаний. Когда в школе была введена кабинетная система, она одна из первых оформила его в полном соответствии современным требованиям, отнеслась к этому делу с большой ответственностью и творческим подходом. Были подобраны портреты писателей, высказывания о литературе, русском языке, появились стенды для оказания помощи ученикам в изучении её предметов, всё это было оформлено красочно и эстетично.

Неоднократно отмечались её успехи и вклад в развитие кабинетной системы. 25 августа 1980 года Чертковским райкомом КПСС, исполкомом, районным Советом народных депутатов Ростовской области была награждена грамотой за большой вклад в дело обучения и воспитания учащихся, развития кабинетной системы ( Приложение 7 ) .

Людмила Митрофановна способствовала развитию образования не только в нашем селе, она решала многие проблемы и районного уровня. Делилась опытом не только с преподавателями нашей школы, среди которых была Комнатная Т.И.- на данный момент учитель высшей квалификационной категории, один из лучших учителей района по русскому языку и литературе, но и с педагогами других школ района. Её творческий опыт неоднократно обобщался и был настольной книгой для многих её коллег. Она постоянно была членом районной и областной комиссии по проверке экзаменационных работ, участницей многих тематических конференций, симпозиумов, где её выступления заинтересовали участников встреч, и её высокая результативность педагогической деятельности была примером, образцом для подражания(приложение 8).

3. 4. Классная мама

Маленькая, хрупкая, с роскошной косой, всегда «с изюминкой одетая», она покоряла своих учеников блестящими знаниями предмета, тонким юмором и неисчерпаемой энергией. Такой Людмила Митрофановна осталась в памяти учеников первого выпуска. А было у неё их 4 полных выпуска (первый1970г.-25 чел; второй выпуск 1976г.-25 человек; третий выпуск1983г.- 30 человек; четвёртый выпуск- 1989г.- 24 человека). А вот пятый, с 1990 г., по состоянию здоровья Людмила Митрофановна выпустить не смогла, но продолжала обучать по русскому языку и литературе. Они по праву считают её своей мамой (Плотников А., Борох Д., Корнев А.,Гнездилов И.).Такой она и была — классная мама для более чем 120 учеников.

Педагогическая деятельность Маликовой Л.М. осуществлялась в период различных исторических процессов, явлений, реформ, под разными, лозунгами, призывами.

В шестидесятые — это воспитание коллективизма — неотъемлемой черты и ведущего качества личности советского человека. Когда учитель должен был отдавать свою работу, свои силы на общее дело. Вот в этом состояло коммунистическое воспитание.

В семидесятые — восьмидесятые — широкое пионерское и комсомольское движение, формирование и усовершенствование ученического самоуправления, воспитание творческого содружества младших и старших (октябрят, пионеров, комсомольцев) учеников и педагогов, формирование единого воспитательного коллектива (это объединение воспитателей и воспитанников, в котором развивается их общая гражданская забота — организаторская, практическая, воспитательная, направленная товарищеской воспитательной заботой старших о младших (Кортун Л.Г. Воспитание- дело творческое)).

В девяностые годы — годы перехода государства на новые экономические и политические рельсы (рыночная модель экономики, демократическая, политическая система и др.) становилась задача воспитания всесторонне развитой личности(Классный руководитель. Планирование воспитательной работы).

Но на протяжении всех этих лет Людмила Митрофановна все свои знания и умения передавала учащимся. Это был педагог оптимист, верящий в преобразующую силу воспитания и образования. Она никогда не опускала руки перед строптивым нравом отдельных детей, не теряла веру в способности своих воспитанников, раскрывая дремлющиеся в них силы.

Маликова Л.М. владела словом, средством убеждения, а ведь образование, по моему мнению, не даёт ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины. И ей это удавалось, благодаря высокому профессионализму, актёрскому и ораторскому мастерству.

Отношение к учителю мы часто переносим на учебную дисциплину, которую он преподает. О многом может сказать уже то, что ребята любили литературу, с удовольствием занимались на уроках и в литературном кружке, принимали участие в вечерах, посвященных творчеству писателей и поэтов. Сколько было поставлено мини спектаклей её классными коллективами — это и пьесы из произведений Чехова, Толстого, Гоголя, и тематические литературно-музыкальные композиции.



«Мы с удовольствием смотрели спектакли, сценаристом, режиссером, декоратором и костюмером которых была Маликова Л.М. Я не была воспитанницей Людмилы Митрофановны, но завидовала тем ребятам, которые занимались у неё. Ведь она смогла раскрыть у них таланты. Они много репетировали и, по-моему, этот великий педагог учила их не просто актерскому мастерству, а чему-то большему, она открывала для них удивительный мир — огромный, прекрасный… Мир доброты и взаимопонимания, уважения милосердия, нежности любви»— вспоминает выпускница 1984 года и в дальнейшем коллега Коновалова О. В.(Бондаренко О, приложение 8 )

«Да, мы чувствовали себя настоящими актёрами. Людмила Митрофановна дала нам возможность прикоснуться к великому искусству.

Спит красота в любом из нас.

Мы красивы от рожденья

Однажды вдруг, хотя б на час

Или хотя бы на мгновенье.

Мой классный руководитель открыла мне мою красоту, научила уважать, ценить себя и других (из воспоминаний Плотниковой (Забелиной) Л.Н. выпускницы 1976 года).

Школьные годы — время, когда формируются человеческие отношения, наши личностные качества и нам нужна порой, да нет, я думаю постоянно, помощь взрослых людей, мудрый совет и личный пример.

Таким человеком для своих учеников была Людмила Митрофановна. К ней ребята шли со своими бедами и радостями, делились секретами и большими тайнами. И она помогала им тактично, очень мудро и даже незаметно сделать правильный выбор или направить в нужное русло. Людмила Митрофановна беспокоилась за своих учеников и после их выхода со школы. При встрече с ними расспрашивала об их жизни, делилась своими мыслями, идеями. Они оставались связанными с ней узами дружбы. Частенько заходили в школу, звонили, писали.

А сколько дарили цветов?

« На 1 сентября, на последний звонок, встречах выпускников и других праздниках и мероприятиях Люсе дарили много цветов. В комнатах везде стояли букеты. Цветочный аромат в доме был в течение нескольких дней. Приходили её выпускники не только по праздникам, но и в будни» (рассказывает муж Людмилы Митрофановны).

«Требовательная к себе, Людмила Митрофановна воспитывала в своих учениках такие качества как долг, совесть, ответственность, умение, начатое дело доводить до конца и при этом умела увлечь их. Её классные коллективы в основном всегда были победителями соцсоревнований и по учёбе, и по общественно-полезным делам. Их награждали поездками по памятным местам нашего государства — Краснодон, г. Ростов-на-Дону, города-герои Москва, Ленинград, Волгоград, Одесса и др.» (Из воспоминаний Прядченко (Перевертайло) Т.А.- выпускницы 1970г.)

В книге приказов по Алексеево-Лозовской школе неоднократно встречаются списки её классных коллективов для поощрения за высокий уровень учебной, трудовой, творческой деятельности. Да и их классного руководителя награждали поездками, почетными грамотами, благодарственными письмами, высокими званиями . Приложение 9).

В.Л. Ключевский писал: « Чтобы быть хорошим преподавателем нужно любить то, что преподаешь и тех, кому преподаешь».

Маликова Людмила Митрофановна как никто соответствует этому утверждению.

4. Заключение.

Судьба Маликовой Людмилы Митрофановны, история ее жизни легла в основу данного исследования. Сомневаться в достоверности излагаемых здесь фактов не приходится. Я постаралась рассмотреть весь путь становления ее личности – нелегкое послевоенное детство, поиски себя и освоение понравившейся профессии, годы работы в стенах любимой школы. До чего же разной могла быть эта женщина, как ей удалось совместить в себе столько, казалось бы, несовместимых качеств: сильный характер и ранимую натуру, целеустремленность, упорность и лиризм творца.

В своей исследовательской работе я изложила материал не только о датах и сухих фактах из биографии, но и о замечательной дочери, сестре, подруге, учителе, наставнике, но даже это – лишь малая толика того, что можно сказать о Людмиле Митрофановне. Ведь душа – одна из тех глубинных человеческих тайн, к которой мы можем лишь прикоснуться, но не познать.

Исследование заставило меня задуматься над судьбой этой женщины, над тем, как отразился дух эпохи на отдельно взятом человеке. Почему все сложилось именно так, а не иначе? Был ли ее выбор связан с высокой степенью патриотизма, ответственности за свое государство, которыми отличались дети войны? Людмила Митрофановна большую часть жизни прожила в Советском Союзе. Сказалось ли воспитание СССР на молодой девушке? Ведь учитель тогда – это не просто педагогический работник, это человек, которому принадлежит решающая роль в воспитании и образовании, совершенствовании учебного процесса, одна из самых уважаемых профессий. В любом случае, тема исследования раскрыта мной далеко не полно, но целей и задач, которые я преследовала, мне удалось достигнуть.








sitemap
sitemap